Метки: Аппаратная платформа компьютера это, аппаратная платформа компьютера.
Аппаратная платформа компьютера (архитектура компьютера) — уровень, образованный микроархитектурой, микропрограммой управления ядром микропроцессора и архитектурой набора команд на аппаратной базе конкретных микросхем процессора, чипсета, других физических компонентов, которые в совокупности составляют аппаратную модель вычислительной системы.
Предназначен для запуска определенных семейств программных продуктов (операционная система, прикладное программное обеспечение), которые, в свою очередь, разработаны исходя из возможностей и для запуска на данной аппаратуре.
Конкретно, аппаратные платформы отличаются друг от друга совокупностью аппаратуры (процессором, чипсетом), а также разработанными (и запускаемыми) программными компонентами.
Содержание |
Одной из наиболее распространённых офисных платформ и персональных компьютеров является IBM PC. На рынке персональных компьютеров также распространены компьютеры Apple. Эти платформы являются широко известными брендами.
Аппаратная платформа | Актуальность | Разработчик | Разрядность, бит | Типы систем | Год начала производства | Снятия с производства | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Amiga | Нет | Commodore International, Escom, MacroSystem | 32 | ПК, игровая приставка, сервер | 1985 | 1996 | Архитектура «классических» Amiga на процессорах m68k. В производстве имеется клон на современной элементой базе (MiniMig)) |
Amiga PowerPC | Да | Eyetech Group, Genesi, bPlan GmBH, ACube Systems Srl | 32/64 | ПК | 2002 | В производстве | Современные Amiga работающие на процессорах PowerPC. |
IA-32 | Да | Intel | 32 | ПК, сервер, ноутбук, кластер | 1985 | ? | Доминирующая архитектура в мире Windows |
x86-64 | Да | AMD | 64 | ПК, сервер, ноутбук, кластер | 2003 | В производстве | Обратная совместимость с i386. Широко производимая, но, из-за отсутствия 64 bit драйверов для некоторых устройств, чуть реже используемая архитектура. |
SPARCv8 | Нет | Sun Microsystems | 32 | рабочая станция,сервер | 1992 | ? | |
SPARCv9 | Да | Sun Microsystems | 64 | рабочая станция,сервер | 1994 | В производстве | |
IA-64 | Да | Intel и Hewlett Packard | 64 | сервер | 2001 | В производстве | Разрабатывалась на смену 32 битных CPU Intel, но не совместима с i386. Потеряла важность с появлением x86-64 |
Alpha | Нет | DEC | 64 | рабочая станция, сервер | 1992 | 27 октября 2007 года | |
ESA/390 | Да | IBM | 32 | мейнфрейм | 1990 | ? | Обратно совместим с System/360 и ESA/370. Фирмами среднего размера применяется для хранения данных и виртуализации серверов (LPAR). |
z/Architecture | Да | IBM | 64 | мейнфрейм | 2000 | В производстве | Обратно совместим с ESA/390. Применяют до 60 LPAR. Возможно несколько машин этого класса объединить в кластер. |
Xbox 360 | Да | Microsoft в сотрудничестве IBM, ATI и SiS | 64 | игровая приставка | 2005 | В производстве | CPU Xenon с архитектурой PowerPC, 3 ядра с двумя аппаратными потоками на каждое, 3,2 ГГц. Заявленная суммарная производительность системы — 1 ТFLOPS (производительность CPU — 115 Гфлопс). Частично совместим с Xbox. |
PlayStation 3 | Да | Sony в сотрудничестве с Toshiba и IBM | 64 | игровая приставка | 2006 | В производстве | Частично совместима с PlayStation и PlayStation2. 2 Тфлопс. CPU Cell. GPU RSX от NVidia. |
Famicom (Dendy в России) | Нет | Nintendo, Масэюки Уэмурой | 8 | игровая приставка | 1983 | В производстве | Процессор 6502 1,79 МГц, ОЗУ 2 Кб, картридж ПЗУ 48 Кб, видеопамять 2 Кб, 256×240 пикселов, 48 цветов, пятиканальный звукогенератор. |
Motorola 68xxx | Нет | Apple | 16 | ПК | 1984 | 1996 | ПК Apple Macintosh под управлением Mac OS Classic версий до 7.5.1 |
PowerPC | Нет | Apple | 32 | ПК, сервер | 1996 | 2006 | ПК и сервера Apple Macintosh под управлением Mac OS Classic версии 8, версии 9 и Mac OS X для платформы PowerPC. |
Иногда ветвь CPU прекращает развитие, и может возникнуть компьютерный анклав, то есть пользователи по-прежнему любят свои компьютеры или не могут от них отказаться. Технический прогресс в анклаве замедлен или полностью остановлен. Железо компьютерного анклава на уровне машинных кодов не совместимо с мейнстрим платформами и постепенно морально стареет. Это значит, что у пользователей есть большой соблазн сменить платформу. Программисты если и пишут новый софт, то, как правило, на свободных, нежели коммерческих, началах.
Аппаратные платформы несовместимы в случае различия программной модели процессора, а также различия системных шин и устройств на материнской плате.
Корпорация Intel, развивая свои семейства процессоров, наполняет процессоры дополнительными командами: команды математического сопроцессора (FPU); команды оптимизированные для обработки мультимедийного контента (MMX); серии команд SSE (SSE, SSE2, SSE3, SSE4 и SSE5); заимствованные у AMD команды 3DNow!, а также 64-битный набор команд AMD64. Новые команды серьезно влияют на совместимость процессоров, поэтому разработчикам программного обеспечения приходится ориентироваться на две платформы, более старую и «многочисленную» IA-32 и новую, перспективную x86-64. Проблема совместимости кода — ситуация, когда процессоры различных семейств не могут выполнять один и тот же машинный код. Например, между двумя 32-битными процессорами одного и того же производителя, Intel — Pentium и Pentium 2, может возникнуть несовместимость по причине присущего ограничения (аппаратного отсутствия MMX команд), если на первом будет запущена программа, откомпилированная с учётом имеющихся на Pentium 2 аппаратных возможностей.
Конкретно взятая материнская плата, особенно персонального компьютера, также вносит свой вклад в несовместимость платформ. На современной материнской плате расположено множество встроенных (англ. integrated, интегрированных в плату) устройств, для которых, в отличие от определённых в дистрибутиве семейства операционных систем Windows NT восьми альтернативных (англ. Hardware abstraction layer, HAL) и мультиплатформенных драйверов для целых классов устройств, нужны специфические драйверы. Поэтому, при установке операционной системы Windows 9x или NT, она посредством установки драйверов специфического оборудования, «привязывается» к конкретной материнской плате. Последующий перенос операционной системы на другую материнскую плату сопряжен со сложностью обеспечения аппаратной совместимости новой аппаратной платформы.
Для решения этой проблемы в корпоративном сегменте, новая техника (материнская плата, периферийные устройства) проходит тщательную подгонку под существующий HAL, либо, если разрабатываемая линейка является революционной и перспективной, под неё создается новый HAL, согласованный со сторонними разработчиками программного и аппаратного обеспечения.
Запуск программного обеспечения на более чем одной аппаратной платформе и/или операционной системе является важной задачей, как для разработчиков новой аппаратуры, так и для программистов.
Tags: Аппаратная платформа компьютера это, аппаратная платформа компьютера.