Метки: Араб в старину, араб идол юсуф арафат, араб аристотелизмі, араб женился на еврейке, арабшо.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Самоназвание |
عرب (ârab) |
||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Численность и ареал | |||||||||||||||||||||||||||||||
Всего: приблизительно 350 млн.[6] Испания:800 000
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Язык | |||||||||||||||||||||||||||||||
Религия | |||||||||||||||||||||||||||||||
Расовый тип | |||||||||||||||||||||||||||||||
Входит в |
Ара́бы (араб. عرب) — народ семитской этноязыковой группы, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо. Численность арабов составляет около 350 млн человек. Более 90 % арабов исповедуют ислам, часть — христианство.
Предки арабов — племена Аравийского полуострова. История арабов тесно связана с историей семитоязычных народов вообще. Согласно месопотамским историческим свидетельствам арабы начали отделяться от других семитских народов не ранее I тыс. лет до н. э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства (Саба и др.), а северные регионы Аравийского полуострова были населены главным образом кочевниками-бедуинами. С 1-го тыс. до н. э. по 1-го тыс. н. э. на территории проживания северных арабов существовали такие государства, как Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан и Лахм[9]. Связь северных и южных арабов проходила торговыми путями через западную Аравию (Хиджаз). Жители этого региона говорили на арабском языке и считали свое происхождение восходящим к либо к сыну пророка Ибрахима — Исмаилу либо к внуку пророка Нуха — Ноктану. В мекканском храме, Каабе, впервые построенном, предположительно, Ибрахимом, арабы-язычники совершали служение идолам[10].
К V—VI вв. цивилизации северных и южных арабов пришли в упадок. В начале седьмого века мекканский торговец Мухаммед начал проповедовать новую религию (ислам) и создал свою общину. Созданное Мухаммедом государство (Халифат) начало быстро распространяться и через сто лет стало простираться от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. С началом арабских завоеваний этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, которые составили средневековую арабскую народность[9]. Хотя бедуины и содействовали его первоначальному распространению ислама, и в дальнейшем он развивался главным образом грамотными городскими людьми. Миграция аравийцев привела к приобщению неаравийских новообращённых племен к арабскому языку. Арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака не только для мусульман, но и христиан и иудеев, принявших арабский в качестве своего основного языка. Постепенно население Северной Африки и Ближнего Востока становилось арабами в широком смысле этого слова[10].
Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов. Вместе с христианами, евреями, персами и др. они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. В период с VIII по XII век было создано большое количество произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, художественные произведения, юридические кодексы и философские трактаты. В «золотой век ислама» произошёл большой прогресс науки, особенно, в области астрономии, медицины, географии, истории и математики[10].
В первые века своего существования Арабский халифат был политически объединён под властью халифов. К середине X века началась её фрагментация и падение под натиском крестоносцев, монголов и турок. В XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир и разделили его на провинции (вилаеты). В XIX в. англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки[11].
В ходе Первой мировой войны англичане организовали антитурецкое восстание в Аравии. Надеясь получить независимость после войны, арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины. В первой половине XX века стали появляться всё более настойчивые требования независимости и объединения со стороны арабов. Европейцы стимулировали модернизацию, но одновременно с этим они проводили расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине[11].
После Второй мировой войны все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость. Алжирцы сделали это лишь после восьми лет войны с Францией с 1954 по 1962. С 1991 года между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) начали приводиться в действие различные соглашения, в которых намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления[11].
Арабы подразделяются на три основные группы: бедуины-скотоводы, крестьяне-земледельцы и городские жители. Кроме того, существует несколько небольших групп арабов (например, суданские скотоводы баггара), которые в течение нескольких месяцев занимаются земледелием в деревнях, а в остальную часть года кочуют вместе со своими животными. Арабы, живущие в дельтах рек и в прибрежных районах Красного, Средиземного и других морей занимаются рыболовством[12].
Большинство арабов — крестьяне-феллахи, которые заняты пашенным земледелием, кочевым скотоводством и садоводством. Основа родо-племенной организации — линидж, который имеют общего предка по мужской линии. Несколько групп объединены в племя во главе с вождём[9].
Во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. у аравийских племён начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Большинство бедуинов живёт на Аравийском полуострове, в пустынных районах Иордании, Сирии, Ирака, а также в Египте и в северной Сахаре. Приблизительная численность бедуинов составляет от 4 до 5 млн человек. Образ бедуина во многом романтизирован европейцами и другими арабами, считавших, что «самые чистые» арабы сохранили неизменным образ жизни своих предков. В реальности же и бедуинов не обошли стороной внешние воздействия и изменения[12].
Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Бедуинские племена, состоящие из нескольких семейств (бану), могут насчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждой семейство племени подразделяется на более мелкие подсемейства. Подразделение из нескольких семей называется «хамулой» (hamulah). Браки осуществляются по возможности внутри «хамулы». Семья является наименьшей социальной единицей в бедуинском племени[12].
К племени могут присоединяться о отпочковываются некоторые группы. Каждое племя и его часть возглавляется старшим по мудрости и опыту шейхом. Должность шейха может наследоваться[13].
Бедуины ведут кочевой образ жизни. В зимнее время «хамулы» постоянно кочуют по пустыне в поисках воды и пастбищ для скота. Летом «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев. Племенам и семействам часто приходится бороться за права на землю и воду[13].
Бедуины занимаются разведением верблюдов или овец и коз. Верблюдоводы считают себя единственными истинными арабами, стоящими выше овцеводов. Верблюды снабжают своих хозяев молоком и мясом для питания и шерстью для изготовления ткани. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов[13].
Бедуины редко пользуются деньгами и часто вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением. В обмен на шкуры, шерсть, мясо и молоко бедуины берут зерно, финики, кофе, фабричные ткани, металлическую посуду, орудия труда и т. д[13].
Бедуины живут в четырёхугольных палатках (шатрах), которые состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, иногда из брезента, укладываемых на остов из шестов и жердей. Всё их имущество легко умещается на животных[13].
Мужчины-бедуины руководят процессом перекочёвок и занимаются уходом за животными. Они любят охотиться и устраивать бои различных животных. Бедуины часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные с вопросами собственности, чести и т. д. Распространённые ранее случаи кровопролития, связанные с нападениями на караваны и деревни с целью грабежа или вымогательства, в последнее время становятся более редкими[13].
Гордостью бедуина — конь, используется главным образом для скачек и легких прогулок. Арабская лошадь плохо приспособлена к условиям пустыни, её никогда не используют для тяжелой работы. и служит в основном предметом престижа[13].
Женщины занимаются домашними делами, заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды. Иногда они ухаживают за овцами и козами. Женщины, как правило, живут в отдельной части семейного шатра («гарем»). Они тщательно оберегаются от контактов с чужаками и при появлении незнакомцев должны уходить в свою часть шатра[14].
Бедуины в основном питаются свежим верблюжьим молоком или молоком после специального сквашивания. Кроме молока, в рацион их питания входят финики, рис, пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки[9]. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств. Любимые горячие напитки бедуинов — чай и кофе[14].
В стиле одежды бедуинов разных регионов наблюдается значительное разнообразие. Для бедуинов магриба характерна мужская верхняя одежда («геллаба») и халат («бурнус») с капюшоном. Восточные бедуины носят длиннополое одеяние («галабею»), поверх которого одевается просторный открытый спереди халат («аба»). Мужчины носят куфию, закрепленный на голове шнурковым кольцом («агалем»). Женщины-бедуинки носят одежды, которые напоминают «галабею» или платья с определенно выделенным лифом, а также свободные шаровары и разнообразные жакеты или разного типа «аба». На голове женщины обязательно должен быть платок. У некоторых бедуинов женщины могут носить также особую занавеску для лица («хаик»)[14].
Большинство бедуинов принадлежит к мусульманам-суннитам. Есть среди них и христиане и мусульмане-шииты. В отличие от жителей сёл и городов, бедуины не настолько религиозны, но при этом они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Поскольку большинство бедуинов неграмотно, они не могут самостоятельно читать Коран и вынуждены полагаться на его изустную передачу[14].
Около 70 % арабов живёт в деревнях. Большой проблемой для них является бедность. Большинство деревенских жителей — земледельцы (феллахи). Дома крестьян относятся к различным вариантам средиземноморского типа, построенных из саманного кирпича, камня, циновок и т. д[9]. Вокруг домов располагаются поля, сады и виноградники. Из-за нехватки воды деревенские жители вынуждены строить оросительные каналы[14].
В деревнях чаще всего выращивают зерновые культуры (пшеница и сорго) и овощи. Основной продукт питания — хлеб, каши из различных зерновых, молочные продукты, зелень, овощи и т. д. В зависимости от региона арабы также выращивают: финики (в оазисах пустынь); цитрусовые (на ливанском побережье); абрикосы, виноград, миндаль, оливы и т. д. (в предгорьях). В Египте и некоторых других регионах важной товарной культурой является хлопок[14]. Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама, постятся в месяц Рамадан, не пьют алкогольные напитки и не едят свинину[9].
Иногда для орошения арабы-земледельцы направляют воду естественных потоков в сложную систему каналов и шлюзов, осуществляя выделение воды для пользователей, имеющих на неё право. Если раньше для подъёма воды с одного уровня на другой использовались водяные колеса, то в последние годы для этих целей создаются плотины[14].
Большинство земледельцев являются арендаторами, отдающими значительную часть производимого продукта владельцам земли. В горных местностях высока доля независимых владельцев земли. Крупными земельными собственниками обычно являются горожане и бедуинские шейхи. Проблема принадлежности земли собственникам, не живущим на ней, решается правительствами арабских стран различными способами[15].
Сельские жители часто поддерживают тесные отношения с бедуинами и с горожанами. Они обменивают с ними свою продукцию на товары или деньги. Некоторые земледельцы имеют бедуинские корни и могут поддерживать семейные связи с ними. В поисках более высокооплачиваемой работы жители деревень всё чаще мигрируют в города. Часть из них попеременно перемещается между деревней и городом. Одним из фактором увеличения у сельских жителей стремления жить в городе является активный рост школьного образования, начавшийся в арабских деревнях в XX веке[15].
Домашние хозяйства в арабских деревнях чаще всего состоят из семейной пары и их детей. В низ также могут входить жены сыновей и их дети. Близкие родственники и их семьи чаще всего живут рядом. Несколько семей образуют «хамулу». Браки могут заключаться как внутри «хамулы», так и внутри деревни. Многие арабские крестьяне являются членами больших племенных групп, состоящих из жителей множество разных деревень. Некоторые племена ведут свое происхождение от бедуинов[15].
У большинства арабских земледельцев глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне. В случае внешней угрозы они обычно помогают друг другу. Однако в большинстве видов деятельности, касающейся общины в целом, сотрудничества между ними наблюдается мало[15].
Арабские города являются административными, торговыми, промышленными и религиозными центрами. Некоторые города во многом похожи на европейские мегаполисы. В XX веке из-за притока мигрантов из деревень многие арабские города заметно выросли и изменились. Однако, в старых районах крупных городов и в некоторых более мелких городах можно увидеть традиционный тип городской жизни[15].
В настоящее время старый арабский город сохраняется почти прежним Сане (Йемен) и в ряде других малых провинциальных центров. В таких крупных городах, как Алеппо (Сирия) преобладает современность, в Каире (Египет) старый город окружен доминирующим новым, а в Бейруте (Ливан) полностью стерты следы старого города[15].
Для традиционного арабского города характерны узкие улочки и тесная застройка домов. На первых этажах часто расположены лавки и мастерские. Объединяющиеся по специализации лавки и мастерские образуют базары (араб. «сук»), на которых торговцы и ремесленники демонстрируют товары. У многочисленных торговцев продуктами питания на базарах можно купить разнообразные кондитерские и мясные изделия[15].
Четкого разделения города на торговые и жилые районы не существует. Арабские города обычно разделены на кварталы по этническому или религиозному принципу, или же по торговой специализации. Основные общественные строения — религиозные здания (мечети, медресе и т. д.), реже — фортификационные сооружения[15].
Новые арабские города построены по образцу европейских. Арабские города отличается тем, насколько новые формы заместили собой старые. В новых жилых районах можно увидеть традиционные мелкие лавочки и кофейни[10].
Система муниципального управления традиционного города не выходила далеко за пределы контроля рынков и содержания полиции. Горожане больше заботились не о городе как общине, а о семье и религии. Семейная жизнь в городе не отличалась по своему образу от сельской[10].
В XX веке забота о семьях и религии вынуждены конкурировать с лояльностью к государству. Построенная система образования оказала мощное воздействие на средний и высший классы городов. Эти классы были заинтересованны в поощрении идеи социального равенства мужчин и женщин и в ослаблении требований, предъявляемых к ним со стороны семьи и религии[10].
В XX веке положение арабских женщин в крупных городских центрах значительно изменилось. В большинстве арабских государств они имеют право голоса, для них строятся школы и профессиональные учебные заведения. Разрешённое в исламе многожёнство, которое и раньше было редким явлением, становится все менее распространенным. Большинство арабских многоженцев сейчас имеют не более двух жен. В городах многие мусульманки ходят в хиджабах, которые является символом того, что женщина нуждается в обеспечении защиты от посторонних[10].
Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы афразийской семьи. Письменность на основе арабского алфавита. Литературный арабский язык, распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты: иракский, йеменский и т. д. Современные разговорные арабские диалекты распадаются на важнейшие группы (аравийские, иракские, сиро-ливанские, египетские и др[9].
Арабская архитектура и их декоративно-прикладное искусство оказали большое влияние на мировую культуру. В одежде южных арабов характерны запашные юбки (фута) и головные повязки. Для центральноаравийских арабов характерны распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между одеждой мужчин и женщин часто состоит в отделке и способе ношения. У бедуинок бытует татуировка хной и раскрашивание различных частей тела (лица, ладоней, ступней и т. д.). В одежде современных арабов сочетаются арабские, иранские, турецкие и европейские элементы[9].
Богатый арабский фольклор стал источником классической арабской поэзии. Основные музыкальные инструменты — бубен, барабаны, лютня, ребаб и т. д[9].
Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э. Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис. В странах арабского мира проживают почти 130 млн человек, 116 млн из которых являются арабами[12].
Несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, население арабского мира не имеет общего происхождения. В течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам. Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы[9]. К югу от Сахары проживают негроидные арабы[12].
Арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др[12].
Ниже приводится перечень стран, которые принято включать в арабский мир.
Государство | Территория (км²) |
Население (чел.) |
Столица |
---|---|---|---|
Алжир | 2 382 741 | 33 769 668 | Алжир |
Бахрейн | 695 | 718 321 | Манама |
Джибути | 22 000 | 476 703 | Джибути |
Египет | 997 739 | 81 713 520 | Каир |
Западная Сахара[16] | 252 120 | 393 831 | Эль-Аюн |
Йемен | 536 869 | 23 013 376 | Сана |
Иордания | 97 740 | 6 173 579 | Амман |
Ирак | 435 317 | 28 221 180 | Багдад |
Катар | 11 437 | 824 789 | Доха |
Коморы | 2 170 | 798 000 | Морони |
Кувейт | 17 818 | 2 596 799 | Эль-Кувейт |
Ливан | 10 452 | 3 971 941 | Бейрут |
Ливия | 1 775 500 | 6 173 579 | Триполи |
Мавритания | 1 030 700 | 3 364 940 | Нуакшот |
Марокко | 458 730 | 34 343 220 | Рабат |
Объединённые Арабские Эмираты | 77 700 | 4 621 399 | Абу-Даби |
Оман | 212 457 | 3 311 640 | Маскат |
Палестина[17] | 6 257 | 3 907 883 | Рамалла |
Саудовская Аравия | 1 960 582 | 28 146 656 | Эр-Рияд |
Сирия | 185 180 | 19 747 586 | Дамаск |
Сомали | 637 657 | 9 800 000 | Могадишо |
Судан | 1 866 068 | 30 894 000 | Хартум |
Тунис | 163 610 | 10 383 577 | Тунис |
Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.
В Африке: мавританцы (Мавритания), сахарцы (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).
В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), эмиратцы (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).
Арабы живут также в Турции (en:Arabs in Turkey), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (en:Arab Indonesians), Индии (en:Arab (Gujarat), чауш) и Пакистане (en:Arabs in Pakistan, en:Iraqi biradri), Сингапуре (en:Arab Singaporean), на Филиппинах (en:Arab settlement in the Philippines) и других странах.
Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.
Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана[18]. Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром[19]; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана[18]. Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году[19], 8 тысяч в 1959[18], около 4 тысяч в 1970[20].
Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. хозяин, господин). Ислам распространяли помимо самих арабов также и оседлые тюркоязычные мусульмане, принявшие ислам раньше кочевых тюрков. Кроме этого, лиц из других тюркских племён приписывали к роду «ходжа» за прекрасные знания ислама, что говорит о происхождении «ходжа» не как родоплеменного образования, а скорее как смешанного родоплеменного и кастового образования, имевшего в качестве одного из многих своих предков также и арабов. Вместе с тем, наряду с ходжа имеется сословие сейид (араб. ‘господин, хозяин’). Представители данного сословия возводят свою генеалогию к Хазрету Али, двоюродному брату и зятю пророка Мухаммеда. Сейиды ведут свой род от Хусейна, сына Хазрета Али и дочери Мухаммеда Фатимы.
Большинство арабов исповедуют ислам суннитского толка[21]. Арабы-шииты проживают главным образом в Иране, Ираке, Сирии (друзы и нусайриты), Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др. В арабских странах Персидского залива и в Северной Африке проживают ибадиты. Среди арабов-христиан — египетские копты, марониты и православные Ливана, мелькиты Ливана, Сирии, Иордании и др[9].
Арабы относятся к числу наиболее многочисленных народов мира, наряду с китайцами наиболее распространены в таких странах (в качестве мигрантов): Франция, США (см. также Американцы арабского происхождения), Испания, Япония, Южная Корея, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия, Индонезия, Великобритания, Швеция, Эстония, Украина, Монголия, Грузия, Ирландия, Норвегия, Дания, Германия, Австрия, Новая Зеландия, ЮАР, Казахстан, Малайзия, Италия и Финляндия. В этих странах общее число арабов превышает 45 миллионов человек, значительное число их приходится во Франции (6—8 млн). Быстро растет арабская община в Японии, Финляндии, Корее, США, Канаде и Австралии. В России живёт 10 тысяч арабов, что является самой малочисленной иммигрантской группой арабов.
Арабская семья в Рамалле, 1905
Мозаика гассанидской лошади, 700 г. н. э.
Арабеска византийских времён, Гассаниды
Арабская каллиграфия в Иерусалиме
Арабы в Викисловаре? | |
Арабы в Викицитатнике? | |
Арабы в Викиновостях? |
Арабы | ||
---|---|---|
Общее | Аравия · Арабский мир · Халифат · ЛАГ · Панарабизм · Панарабские цвета · Завоевания | |
Персоналии | Аднан · Араб · Кахтан | Гассаниды · Аббасиды · Омейяды · Лахмиды | арабы-христиане · друзы · марониты | |
Происхождение | аднаниты · амаликитяне · арамеи · бедуины · ишмаэлиты · кахтаниты (химьяриты) · мавры · набатеи · сабеи · сарацины · семиты · филистимляне · финикийцы · халдеи | |
Язык и культура | письмо · язык (разновидности) · литература · имя · письмо (каллиграфия) · цифры · кухня · лошадь | |
Родственные группы | Ланкийские мавры · мальтийцы · мориски · пантай[en] · аван[en] | |
Категория · |
Tags: Араб в старину, араб идол юсуф арафат, араб аристотелизмі, араб женился на еврейке, арабшо.