Momotik.ru

Народный проект

Метки: Тюркизированные монгольские племена барласы, барласы.

Барлас, Барулас, Борулас, Барлос, Борилас[1] (узб. Barlaslar) — одно из известных монгольских по происхождению[2][3] племён, участвовавших в походах Чингисхана [4], которое со временем стало и одним из ранних и могущественных узбекских племён.

Содержание

Происхождение

Упоминание о барлас имеется также в Сокровенном сказании («Тайной истории монголов») и в Алтан дэбтэр («Золотой книги») выдержки из которой приводил Рашид ад-Дин [5].

По мнению Рашид ад-Дина род Барлас происходит от рода Борджигинов, основатель которого Бодончара. От Бодончара, родившегося, согласно монгольскому историку Х. Пэрлээ [6], в 970 году, ведётся фамильный свод "Алтан Уруг" (Золотого древа), давшего монголам и всему миру Чингисхана.

  • Сыновьями Бодончара были Хабичи-баатур[7] и Бааридай.
  • От Хабичи-баатура родился Мэнэн-Тудун (Дутум-Мэнэн).

У Мэнэн-Тудуна было семеро сыновей: Хачи-хулэг (Хачи-Кулюк), Хачин, Хачиу, Хачула, Хачиун, Харандай и Начин-баатур.

  • Сыном Хачи-Кулюка был Хайду (У Рашид ад-Дина Хайду назван сыном Дутум-Мэнэна[8]) от которого произошел Чингизхан.
  • Сын Хачиу — Барулатай, от него, а также сыновей Хачулы Еке-Барула и Учуган-Барула пошёл род Барулас.

СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ. Глава "МОНГОЛЬСКИЙ ОБЫДЕННЫЙ ИЗБОРНИК". Раздел I. "РОДОСЛОВНАЯ И ДЕТСТВО ТЕМУЧЖИНА (ЧИНГИСА)". Абзац § 46 [9].

Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyansiy aburity) и род его стал прозываться Ноякин. Сына Хачиу звали Барулатай. Ростом он был велик и горазд до еды. Род его прозвали Барулас. Сыновья Хачулы также образовали род Барулас, и из-за жадности обоих братьев к еде пошли родовые прозвища Еке-Барула и Учуган-Барула, а отсюда пошли уже и родовые подразделения Баруласов: Эрдемту Барулас, Тодоен-Барулас и др. Дети Харандая стали родоначальниками племени Будаад-кашников, которое назвали так по той причине, что у них, наподобие перемешанной каши, не было ни старшего, ни главы. У Хачиуна был сын, по имени Адаркидай. Он стал родоначальником племени, прозванного Адаркин-сутяги из-за тех распрей, которые он заводил между братьями. Сыновья Начин-Баатура прозывались Уруудай и Мангутай. От них пошли племена Урууд и Мангуд. У Начин-Баатура от первой, старшей жены родились еще Шичжуудай и Дохолодай.

Исторические сведения

Этноним барлос известен со времен Чингиз-хана. Рашид ад-Дин пишет, что четырёхтысячное войско, которое выделил Чингиз-хан своему сыну Чагатаю, состояло, в частности, из барласов[10] и что, как и джалаиры, они были первоначально монгольским племенем под названием барулос, что в переводе с монгольского означает "толстый, сильный". Оно также означало "полководец, предводитель, смелый воин" и было связано с воинской отвагой представителей племени[11].

Абулгазихан (1603-1664), основываясь на народной этимологии, утверждал, что слово барлас означало «воевода, военачальник».[12].

Первоначально населяли территории современной Монголии. Монгольский источник XIII века упоминает некоторые родовые подразделения барласов: эрдемту барулас и тодоен-барулас.[13].

В большинстве источников барласов интерпретируют как племя, тюркизированное во второй половине XIII века и, к XIV веку, уже полностью[источник не указан 448 дней] говорившее на тюркском чагатайском (староузбекском) языке.[14][15] В то же время Ибн Арабшах описывая своего современника Тамерлана из рода барлас заявляет: «Что касается персидского, тюркского и монгольского, он знал их лучше, чем кто-либо другой»[16]. Можно предположить, что ко второй половине XIV века и к началу XV века барласы всё ещё сохраняли знания о своём родном монгольском языке[источник не указан 445 дней].

Часть из них переселилась в оазисы Средней Азии после 1266 года. В основном они разместились на территории Кеша (современный Шахрисабзский район Республики Узбекистан).

По данным востоковеда В. П. Юдина все племя барлас имело характерную кличку, прозвище — «осёл», «ишак»[17]. Откуда оно произошло Юдин не уточняет и никаких ссылок на источники не приводит.

Барласы при Тимуридах

Барласы достигли вершины могущества при правлении Тамерлана (1370—1405) и Тимуридов (1405—1507) в Мавераннахре и Хорасане. Сам Тимур был из рода барласов и при своих походах опирался на барласских военачальников, хотя в его войске были представлены различные рода и племена. Барласы до возвышения Тамерлана представляло из себя обедневшее племя родовой знати монгольских кочевников [18].

Барласы поселились в Кашкадарьинском оазисе в первой половине XIV в. При покровительстве Тамерлана барласы стали распространяться и на другие регионы. Известно, что и после смерти Тамерлана барласы занимали почетное положение в государствах Темуридов. В конце XV века, часть барласов вместе с Бабуром после разгрома его войск дашти-кипчакскими узбеками, отправилась в Северную Индию.[11][19]

В 1406 году в войске внука Тимура Умара - правителя азербайджанского улуса - погиб цвет и большая часть мужского населения самих барласов. Уничтожил их - Абу Бакр - другой внук Тимура и правитель западного Ирана. Более того, в 1427 году "кочевые узбеки" Абулхайра разгромили в присырдарьинских степях армию другого внука Тимура - великого звездочета Улугбека[20] по другим данным в 1427 году войска Улугбека разгромила армия чингизида Барак-хана [21].

Барласы после тимуридов

В XVI в. барласы жили на левом и правом берегах Амударьи. К этому времени это племя разрослось за счет присосединения к нему других племен, поскольку вступать в союз с ним считалось престижным. Но в дальнейшем, после установления власти Шейбанидов, барласы утратили свои позиции.

Во времена Бухарского ханства часть барласов продолжала вести полукочевой образ жизни и заниматься животноводством, сохраняя свое название и традиционное внутреннее единство. Это проявлялось в заключении браков преимущественно между членами племени, а также в обладании особым красноречием, служившим своеобразной "визитной карточкой" членов племени барлас.

Барласы Шахрисабза, который находится рядом с Самаркандской областью, наоборот, считают, что их предки долгое время жили в Гиссаре, после чего вернулись в свои родные места — в Кашкадарьинский оазис. Среди жителей села Юкори Тарагай (Кашкадарья) бытует легенда, что в прошлом они покинули эти места и отправились в Гиссар, откуда вернулись лишь в начале XIX в. По другим источникам, что в середине XVIII в. мангит Мухаммад Рахим переселил около 20 тыс. семей барласов на территории Самарканда и Шахрисабза[11].

Настоящее положение

К началу XX века в Мавераннахре их оставалось немного, многие были ассимилированы или переселились в Афганистан, Пакистан и Северную Индию. В 1920 году барласы были зафиксированы почти исключительно в горных районах Самаркандской области и Шахрисабзском оазисе. Барласы также жили в Гиссарской долине. Они делились на следующие рода: талиббачча, козыбачча, полатбачча, ахсакбачча, неъматбачча, шашбачча, ката кальхопизи, майда кальхопизи, джатта [22].

В южных районах Узбекистана живут два рода барласов — олтибачча и кальхофизи. Олтибачча, по легендам, произошли от шести братьев. Различают также такие рода и колена, как казибачча, пулатбачча, ахсакбачча, неъматбачча.

Довольно значительная группа барласов - потомков переселенцев из бассейна Кашкадарьи, образовала в первой половине XIX в. к востоку от Пенджикента компактную группу селений с центром в Суджине. К югу от этого селения, в Магиане они образовали с. Чорбог, а к северу, в Афтобруе, с. Юкари-кишлак (Турки дач).[23]. В переписи 1920 года основная часть барласов Самаркандской области была зафиксирована в Каратепинской, Магиано-фарабской, и Пенджикентской волостей в количестве 3002 человек.[24].

По данным районирования 1924 года, в бывшем Хисарском бекстве жило 7501 узбек-барласов.[25] и в бывшем Денауском бекстве жило 468 узбек-барласов. [25]

По данным районирования 1926 г., в Верхней Кашкадарье было зарегистрировано 710 барласов [26], и они проживали в селах Саёт, Хасан-тепа, Оммагон, Тошкалок, Аёкчи, Хонака, Тарагай. В этих селах жили такие племена, как толиббачча, казибачча, неъматбачча[27].

В настоящее время в Самаркандской, Кашкадарьинской областях сохранились этнические названия барласов, но в других регионах Узбекистана название барлос встречается только в форме этнотопонима, например село Барлас Сариасийского района Сурхандарьинской области. Небольшая группа катаганов села Катаган Кашкадарьинской области называет себя барласами, а место своего проживания называют барлоступ.

Диалект барласов относится к карлукско-чигильскому диалекту узбекского языка и по многим своим признакам стоит близко к городским говорам узбекского языка. Вместе с тем этому диалекту присущи лингвистические особенности, которые частично встречаются в кипчакских диалектах. Но поскольку кипчакское наречие не относится к городским говорам, диалект барласов относится к промежуточному между карлукско-чигильским и кипчакским, т. е. как отдельный тип наречия узбекского языка [28].

Барласы в основной своей массе ассимилировались и вошли в состав узбекского народа [29], являясь его этнографической группой[30].

Известные барласы

Примечания

  1. Родство Чингисхана и Темирлана
  2. M.S. Asimov & C. E. Bosworth, History of Civilizations of Central Asia (История цивилизаций Центральной Азии), UNESCO Regional Office, 1998, ISBN 9231034677, стр. 320: "… One of his followers was […] Timur of the Barlas tribe. This Mongol tribe had settled […] in the valley of Kashka Darya, intermingling with the Turkish population, adopting their religion (Islam) and gradually giving up its own nomadic ways, like a number of other Mongol tribes in Transoxania …"
  3. B.F. Manz, The rise and rule of Tamerlan, Cambridge University Press, Cambridge 1989, стр. 28: "... We know definitely that the leading clan of the Barlas tribe traced its origin to Qarchar Barlas, head of one of Chaghadai's regiments ... These then were the most prominent members of the Ulus Chaghadai: the old Mongolian tribes - Barlas, Arlat, Soldus and Jalayir ..."
  4. Рашид ад-дин, Сборник летописей. Т.1., кн.1. М., 1952, с.189
  5. Сборник летописей. — Т. 1, кн. 2. — С. 48.
  6. Поиски вымышленного царства (Легенда о «государстве пресвитера Иоанна»). — М.: Айрис-пресс, 2002. — С. 98. — ISBN 5-8112-0021-8
  7. Жирным шрифтом выделены прямые предки Чингисхана.
  8. Рашид ад-Дин. Т. 1. Кн. 2. С. 21.
  9. СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ
  10. Рашид ад-дин. Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 1. С. 257.
  11. ↑ Узбекские племена и роды. БАРЛАСЫ
  12. Абуль-Гази-багадур-хан, Родословное древо тюрков. Москва-Ташкент-Бишкек, 1996,с.45
  13. Козин С. А., Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 года. Т.1. М.-Л.,1941,с.83
  14. Лин фон Паль Месть Тамерлана. — М.: АСТ, 2008. — С. 14. — ISBN 5-235-02842-2
  15. M.S. Asimov & C. E. Bosworth, History of Civilizations of Central Asia (История цивилизаций Центральной Азии), UNESCO Regional Office, 1998, ISBN 9231034677, стр. 320
  16. Портрет Амира Темура в контексте своей эпохи
  17. Юдин В. П. Центральная Азия в XIV—XVIII веках глазами востоковеда. Алматы, 2001, с. 131
  18. Портрет Амира Темура в контексте своей эпохи
  19. Захриддин Мухаммед Бабур. Бабур-наме. Ташкент, 1960. С. 232— 236.
  20. Валерия Андреева. Миф об узбекском государстве. Часть 1.
  21. История Казахстана. том 2. Алматы: Атамура,2010,с.137
  22. Кармышева Б. Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.,1976,с.79
  23. Бушков В., Население северного Таджикистана: формирование и рассeление. М.,1995,с.67
  24. Материалы Всероссийских сельско-хозяйственных переписей 1917г. и 1920г. Вып.1, Поволостные итоги Самаркандской области. Т.,1924,с.41
  25. 1 2 Кармышева Б.Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. Москва, 1976, с.70
  26. Материалы по районированию Средней Азии. Ташкент, 1926. Кн. 1. 4.1. С. 200.
  27. Кубаков К. О некоторых родоплеменных группах узбеков Верхней Кашкадарьи (вторая половина XIX — начало XX в.) // Этнографическое изучение быта и культуры узбеков.Ташкент, 1972.
  28. Джураев Т. Узбекские диалекты Верхней Кашкадарьи. Ташкент, 1969. С. 74.
  29. Кармышева Б.Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.,1976
  30. Советская историческая энциклопедия. том 2, Москва, 1962,с.134
  31. Этнического атласа Узбекистана. Археология узбекской идентичности

См. также

Узбекские племена и роды

Литература

  • Кармышева Б. Х., Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М.,1976

Tags: Тюркизированные монгольские племена барласы, барласы.