Метки: Погода малые дербеты республика калмыкия, погода в малые дербеты от гидрометцентра на неделю, погода малые дербеты на 3 дня, дербеты администрация, погода малые дербеты на 3 дня.
Это стабильная версия, проверенная 9 октября 2014.
61 правка ожидает проверки.
Дербеты кочевали по реке Чёрный Иртыш, в первой четверти XVII века часть откочевала в Россию и вошла в состав калмыков, остальные остались в Джунгарском ханстве и после его были поселены на современной территории.
В антропологическом плане дербеты Монголии отличаются от других западных монголов большей частотой встречаемости смешанных оттенков цвета глаз, более светлой кожей, меньшей интенсивностью пигментации волос, большей мягкостью волос, большей уплощённостью лица, несколько более низким переносьем и другими чертами. По таким признакам, как поперечный диаметр головы, скуловой диаметр, нижнечелюстной диаметр, морфологическая высота лица, дербеты сближаются с дархатами[10].
История
Первые упоминания
Кон. IX — нач. X вв. — к этому периоду летопись Лубсан Дандзана[11] «Алтан тобчи»[12] и «Сокровенное сказание монголов» относят образование племени дорбен — «дорбен-иргэн» (транслит.ISO 9dorben oboq-tan bolju, dorben irqen tede bolba).[13] Упоминание в «Алтан тобчи» является самым первым упоминанием об ойратах (точнее об одном из родов — дорбенах (дербетах), который в будущем стал крупным ойратским племенем.[14]
Предположительно в этот период жил основатель рода дорбэнов — Дува-Сохор, он происходил по мужской линии в 11 поколении (промежуток около 400 лет) от легендарного прапредка всех монголов — Бортэ-Чино. (Лубсан Дандзан «Алтан тобчи»)
После смерти Дува-Сохор, четыре его сына, не признавая своего дядю по отцу Добун-Мэргэна, откочевали от него и образовали «дорбен-иргэн» — племя дорбен. («Сокровенное сказание монголов»)[13]
XII в. — предположительно дорбены кочевали в районе реки Халхин Гол и входили в состав дарлекин-монгол .[15]
Кон. XII — нач. XIII вв.
В этот период племена дорбенов ещё не вошли в состав ойратского союза, а подчинялись, потом противостояли и в конце концов окончательно были присоединены к монгольской империиЧингисхана.[15][16]
Чингисхан нападает на тайчиудов, к нему присоединяются люди из разных племен, среди которых упоминался Мочи-Бедуун от дорбенов (транслит.ISO 9Moci-Beduun ireba-ku[4]).[15][16]
1201 г. — Дорбены (во главе с Каджиун-беки) теперь противостоят Чингисхану входя в коалицию Джадаранского Джамуки (состав: кадакины, салджиуты, татары, ункираты, тайчиуды, найманы, дорбены и другие).[17]
1204 г.[18] — Часть коалиции Джамуки разгромлена, многие племена присоединяются к Чингисхану, в том числе и дорбены.[19]
Восстание туматского племени против власти Чингисхана, на его усмирение был послан дорбенский правитель Дорбо-Докшин (транслит.ISO 9Dorbo-Doqsin[4]).[15][20]
Упоминание Дорбо-Докшина уже в период экспансии монгол в Средней Азии: «Ещё <...> [Чингисхан] направил дорбенского Дорбо-Докшина на город Абту народа Арумату-мадасари, находившегося между народами Хиндус и Багдад».[15][21]
Дальнейшая история дорбенов связанна с историей Монгольской империи, с её становлением и завоеваниями.
Современные дербеты включают в себя множество древних монгольских родов ( Чоносы, Тайджиуты и другие )
После распада Монгольской империи западные монголы (ойраты) создали ойратский союз.
В Монголии дербеты в большинстве говорят на халха-монгольском языке, но также сохраняется и исконный дербетовский говор, ныне подвергшийся значительному халхаскому влиянию.
Фольклор
У дербетов развито песенное творчество. Различаются «духовные» (шаштыр), «протяжные» (айдым) и «шаловливые» (шаваш) песни[22][23].
Религия
С XVII века у дербетов распространяется буддизм. В 1615 году сын тайши Далая отправился в Тибет для получения буддийского образования. Он стал первым дербетским ламой. Феодалы играли ключевую роль в жизни буддийской церкви как у российских дербетов, так и у дербетов Халхи. У последних князья своей властью сменяли и назначали руководство монастырей, избирали хамбо-лам (настоятелей)[24]. В 1860-е годы у дербетов Внутренней Монголии получил развитие институт хубилганов[24][25]. В начале XX века дербетское буддийское духовенство в России и за рубежом отличалось высокой дисциплиной. В отличие от лам халха-монголов, оно соблюдало целибат и не обзаводилось самостоятельным хозяйством, постоянно проживая в монастырях[26].
Хозяйство
Дербеты занимаются скотоводством и земледелием, причём последнее играет у них сравнительно большую роль, чем у других монголов. Из ремёсел развиты кузнечное, плотницкое и сапожное.
Примечания
↑Северомонгольская группа, западномонгольская подгруппа языков.
↑ 12Другие названия языка — калмыцкий, ойратский, джунгарский, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский.
↑ 12Кручкин Ю. Н. Монголия. Географическая энциклопедия. — Улан-Батор, 2009.
↑В Советской исторической энциклопедии вместо Баян-Улэгэйского аймака называется Дзабханский аймак, где дербеты проживают на части территории.
↑Другие данные (за другие периоды) по численности дербетов Монголии: 25 667 (3,04 %) по переписи 1956 г.; 31 339 (3,08 %) по переписи 1963 г.; 34 725 (2,92 %) по переписи 1969 г.; 45 053 (2,93 %) по переписи 1979 г.; 55 208 (2,78 %) по переписи 1989 г.; 66 706 (2,82 %) по переписи 2000 г.; 70 252 (2,70 %) по данным текущего регистрационного учёта в 2007 г.
Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. — М.: Советская энциклопедия, 1961—1976.
↑Золотарёва И. М. Некоторые итоги антропологического исследования современного населения МНР // Археологические, этнографические и антропологические исследования в Монголии. — Новосибирск: Наука, 1990. — С. 181.
↑Горохова Г. С. «Алтан Тобчи» Лубсан Данзана как источник по средневековой истории ойратов // Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете министров Калмыцкой АССР. Проблемы этногенеза калмыков — сб., Элиста, Республиканская типография Государственного комитета Калмыцкой АССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 1984.
↑Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок H не указан текст
Статус слова и понятие жанра в фольклоре // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М.: Наследие, 1994. — С. 39—104.
↑Владимирцов Б. Я. Поездка к кобдоским дэрбэтам летом 1908 г. // Работы по истории и этнографии монгольских народов. — М.: Вост. лит., 2002. — С. 88—89.
↑ 12Владимирцов Б. Я. Поездка к кобдоским дэрбэтам… — С. 81—83.
↑Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. — СПб.: ИАН, 1887. — С. 235—238.
↑Владимирцов Б. Я. Поездка к кобдоским дэрбэтам… — С. 79—80.
Литература
Владимирцов Б. Я. Отчёт о командировке к дэрбэтам Кобдинского округа летом 1908 г. // Работы по истории и этнографии монгольских народов. — М., 2002. — С. 51—61.
Владимирцов Б. Я. Поездка к кобдоским дэрбэтам летом 1908 г. // Работы по истории и этнографии монгольских народов. — М., 2002. — С. 68—91.
Дарбакова В. П. Некоторые традиции в сфере семейной обрядности дербетов МНР // Этнографический сборник. Вып. 1. — Элиста, 1976.
Хойт С. К. Белые пятна в этногенезе дэрбэт // Молодёжь и наука: третье тысячелетие. Материалы II республиканской научно-практической конференции (Элиста, 30 ноября 2005 г.). — Элиста: Джангар, 2006. — С. 104—122.
Tags: Погода малые дербеты республика калмыкия, погода в малые дербеты от гидрометцентра на неделю, погода малые дербеты на 3 дня, дербеты администрация, погода малые дербеты на 3 дня.