Momotik.ru

Народный проект

Метки: Вальденсы и катары, вальденсы летописи, вальденсы великая борьба, катары альбигойцы и вальденсы.

Христианство
Портал:Христианство

Библия
Ветхий Завет · Новый Завет
Апокрифы
Евангелие
Десять заповедей
Нагорная проповедь

Троица
Бог Отец
Бог Сын (Иисус Христос)
Бог Святой Дух

История христианства
Хронология христианства
Раннее христианство
Гностическое христианство
Апостолы
Вселенские соборы
Великий раскол
Крестовые походы
Реформация

Христианское богословие
Грехопадение · Грех · Благодать
Ипостасный союз · Искупительная жертва
Спасение · Второе пришествие
Богослужение
Добродетели · Таинства · Эсхатология

Ветви христианства
Католицизм · Православие · Протестантизм
Древневосточные церкви · Антитринитарии


п·о·р
Протестантизм
Реформация
Доктрины протестантизма

Дореформационные движения

Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды


Церкви Реформации

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство


Постреформационные движения

Адвентисты седьмого дня · Армия спасения · Баптизм · Движение святости · Квакеры · Конгрегационалисты · Меннониты · Пиетизм · Плимутские братья · Пуритане · Пятидесятники · Харизматическое движение


«Великое пробуждение»

Евангелизм · Методизм · Ривайвелизм


Реставрационизм

Истинная церковь Иисуса · Ученики Христа (Церкви Христа) · Церковь Иисуса Христа Святых последних дней · Содружество Христа · Свидетели Иеговы


Протестантский фундаментализм
Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить

Вальде́нсы — религиозное движение в западном христианстве[1], которому в настоящее время приписывают двоякую этимологию: с одной стороны, это «люди долин (Vaudois)» Дофинэ и Пьемонта, с другой — последователи лионского купца Пьера Вальдо (Петера Вальдуса), жившего во второй половине XII века. Обращаясь к идеалам раннего христианства, вальденсы ратовали за ликвидацию частной собственности, апостолическую бедность и взаимопомощь, а также мирскую проповедь и свободу чтения Библии.

Одновременно с вальденсами на юге Франции в XII и XIII веках существовало движение альбигойцев, исповедовавших сходные добродетели[2]. Вместе с тем отождествлять альбигойцев (катаров) и вальденсов ошибочно.

Содержание

История. Начало движения

Пьер Вальдо заказал для себя перевод с латинского некоторых мест из Библии, изучение которых привело его к мысли о необходимости раздать имущество нищим, чтобы добровольной бедностью восстановить первоначальную чистоту христианских нравов. С группой единомышленников он отправился проповедовать Евангелие. Так как его последователи отвергали собственность, то получили название лат. «pauperes de Lugduno» («лионские нищие», а также «леонисты»). Ломбардские вальденсы (лат. pauperes italici) слились в Милане с существовавшими уже там раньше гумилиатами («нищими духом»), названными так за своё смирение[3].

Не стремясь отделиться от официальной католической церкви, вальденсы, тем не менее, вошли с ней в конфликт, поскольку провозглашали право мирян свободно читать Библию и проповедовать, а позднее также подвергли сомнению католическое учение о таинствах. В 1179 они отправились в Рим, чтобы получить благословение папы римского Александра III, однако он, вопреки ожиданиям вальденсов, запретил им проповедовать своё учение. Его преемник, папа Луций III окончательно отлучил их от церкви на соборе в Вероне (1184), а Иннокентий III подтвердил это отлучение на Латеранском соборе в 1215. В 1211 более 80 вальденсов было сожжено на кострах в Страсбурге в качестве «еретиков»; с этого момента ведут свой отсчёт многовековые гонения на последователей этой деноминации. Все это, однако, не помешало распространению учения вальденсов по Италии, Франции и Чехии (Богемии). Из Франции они направились главным образом по южным склонам Котических Альп, где долины Пьемонта и Савойи служили главным приютом вальденсов.

Несмотря на свои евангелические правила, чистоту нравов и жизнь, основанную преимущественно на Нагорной проповеди, вальденсы повсюду подвергались жестоким гонениям, вплоть до XVIII века. Папа Сикст IV даже объявил против них крестовый поход. Скорее всего, именно к этой эпохе принадлежит самое выдающееся литературное произведение вальденсов — дидактическое стихотворение «Nobla Leycon».

Во время Реформации многие вальденсы приняли новое учение. На Шанфоранском синоде (1532) вальденсы заключили союз со Швейцарской реформатской церковью и предложили Оливетану, ученому-гуманисту, двоюродному брату Кальвина, подготовить новый французский перевод Библии. Этот перевод был опубликован в 1535 с двумя предисловиями Кальвина — первыми протестантскими сочинениями реформатора[4].

Преследования вальденсов продолжалось. Так, в 1545 только в Дофинэ были убиты примерно 4000 последователей учения вальденсов; в 1655 пьемонтское войско в союзе с бандитами и ирландскими наёмниками замучили множество вальденсов. В 1685 году французские и итальянские войска убили около 3000 верующих, взяли в плен около 10 000 и распределили около 3000 детей по католическим местностям.

Когда вальденсы подвергались особенно сильным преследованиям, они получали моральную поддержку и практическую помощь из Женевы и из Англии. Массовые убийства 1655 года подвигли Дж. Мильтона написать знаменитый сонет «На недавнюю резню в Пьемонте» («Отмсти, Господи, за Твоих убиенных святых») и вызвали поток пожертвований, а также дипломатическое вмешательство О. Кромвеля[4].

Благодаря заступничеству протестантских государств, в особенности Пруссии, король Сардинии Карл Альберт патентом от 17 февраля 1848 даровал вальденсам религиозную и церковную свободу и гражданские права.

Новое время

В новое время Вальденсы населяют преимущественно три альпийские долины: Валь-Мартино, Валь-Андрона и Валь-Лучерна, отличаясь чистотой нравов, трудолюбием и превосходной обработкой полей и виноградников. Число их сократилось с 80000 (около 1500 года) до 25000 человек. В 1883 во всей Италии было не больше 14866 вальденсов. Они образуют 68 общин и 16 миссионерских станций, от Турина до Палермо, в которых работает больше 100 человек (проповедники, евангелисты, учителя и распространители книг). Их теологическая школа во Флоренции имела в 1879 трёх профессоров и 17 студентов.

Главным органом их было издание «Rivista christiana». Если в прошлом проповедником мог быть любой член общины, даже женщины, то по церковному уставу 1839 от проповедника требуется образовательный ценз и утверждение синода. Последний состоит из духовенства и мирян, собирается поочередно в одной из упомянутых выше пьемонтских долин и образует высшую законодательную власть[3].

Наше время

Во Вторую мировую войну итальянские вальденсы активно содействовали спасению евреев от Холокоста[5]. В 1975 Итальянская вальденсианская церковь объединилась с местной Итальянской методистской церковью, сформировав Chiesa Evangelica Valdese (Вальденсианскую Евангельскую церковь) и Союз вальденсианских и методистских церквей, входящий во Всемирный Совет Церквей [6]. Около 40 конгрегаций и 15 000 последователей ныне имеет вальденсианская церковь в Аргентине и Уругвае, основанная в 1865 итальянскими мигрантами. Кроме того, небольшие общины вальденсов продолжают существовать в Германии и США (где они по большей части слились с пресвитерианами).

Примечания

  1. http://www.hrono.info/religia/valdensy.html
  2. Мулен, Лео. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (Х-XV вв.). М., Молодая гвардия. 2002.
  3. ↑ Вальденсы // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.
  4. ↑ Христианство: Энциклопедический словарь. — Т. 1. — М.: Российская энциклопедия, 1993.
  5. www.cathar.info/120116_waldensians.htm
  6. Chiesa Evangelica Valdese — Unione delle chiese Metodiste e Valdesi

Литература

  • Dieckhoff, «Die W. im Mittelalter» (Гёттинген, 1851);
  • Herzog, «Die romanischen W.» (Галле, 1853; на это ответ Дикгофа, Гёттинген, 1858);
  • Palacky, «Ueber die Beziehungen der W. zu der ehemaligen Sekte in Böhmen» (Прага, 1869);
  • Preger, «Beitr äge zur Geschich te der W.» (Мюнхен, 1875);
  • Nillsen, «Die W. in Italien» (перевод с датского, Гота, 1880);
  • Montet, «Histoire litt éraire des Vaudois de Pié mont» (Париж, 1883);
  • Comba, «Histoire des Vaudois d’Italie» (1881, т. 1);
  • K. Müller, «Die W. und ihre einzelnen Gruppen bis zum Anfang des 14 Jahrhunderts» (Гота, 1886);
  • L. Keller, «Die W. und die deutschen Bibel ü bersetzungen» (Лейпциг, 1886).
  • А.Г. Вульфиус. Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма. Петроград, Тип. А.Ф.Коллинс, 1916.

Об отношении вальденсов к альбигойцам см.:

  • Осокин Н. История альбигойцев и их времени: В 2 т. Казань, 1869—1872.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

См. также

Tags: Вальденсы и катары, вальденсы летописи, вальденсы великая борьба, катары альбигойцы и вальденсы.