Метки: Древнерусское государство что это такое, древнерусское государство достигло расцвета в каком веке, древнерусское государство являлось абсолютной монархией, древнерусское государство 3 класс 21 век презентация, древнерусское государство википедия, древнерусское государство хронологические рамки, древнерусское государство 3 класс окружающий мир презентация.
Киевская Русь Роу́сь |
||||
|
||||
---|---|---|---|---|
Столица | Киев | |||
Язык(и) | Древнерусский язык | |||
Денежная единица | куна, гривна, ногата | |||
Площадь | ок. 1 330 000 км² (к 1000 году) | |||
Династия | Рюриковичи | |||
Преемственность | ||||
← Племенные союзы восточных славян Русские княжества → |
Ки́евская Р СѓМЃСЃСЊ, также Древнеру́сское госуда́рство (СЃС‚.-слав. Р РѕСѓМЃСЃСЊ, РґСЂ.-СЂСѓСЃ. Р СѓСЃСЊ, греч. бї¬бї¶П‚, позже греч. ОЎП‰ПѓОЇО± (Р РѕСЃРёСЏ)[1], лат. Russia, Ruthenia, Ruscia, Ruzzia[2], РёСЃР». GarГ°ar, GarГ°arГki[3]) — средневековое государство РІ Восточной Европе, возникшее РІ IX веке РІ результате объединения восточнославянских племён РїРѕРґ властью князей династии Рюриковичей. Р’ период наивысшего расцвета Киевская Р СѓСЃСЊ занимала территорию РѕС‚ Таманского полуострова РЅР° СЋРіРµ, Днестра Рё верховьев Вислы РЅР° западе РґРѕ верховьев Северной Двины РЅР° севере. Рљ середине XII века вступила РІ состояние политической раздробленности (РІ советской марксистской историографии — феодальная раздробленность) Рё фактически распалась РЅР° полтора десятка отдельных СЂСѓСЃСЃРєРёС… княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть РґРѕ монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Р СѓСЃРё, Р° Киевское княжество оставалось РІ коллективном владении СЂСѓСЃСЃРєРёС… князей.
Определение «древнерусский» не связано с общепринятым в историографии делением древности и Средневековья в Европе по середине I тыс. н.э. Применительно к Руси оно обычно используется для обозначения т. н. «домонгольского» периода IX — середины XIII веков, чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории.
Термин «Киевская Русь» возник в первой половине XIX века[4]. В современной историографии он используется как для обозначения единого государства, просуществовавшего до середины XII века[5], так и для более широкого периода середины XII — середины XIII веков[6], когда Киев оставался центром страны и управление Русью осуществлялось единым княжеским родом на принципах «коллективного сюзеренитета»[7]. Оба подхода сохраняют актуальность и в настоящее время.
Дореволюционные историки, начиная с Н. М. Карамзина, придерживались идеи о переносе политического центра Руси в 1169 году из Киева во Владимир, восходящей к трудам московских книжников, или во Владимир и Галич[8][9]. В современной историографии нет единства мнений на этот счёт. Часть историков считает, что эти идеи не находят подтверждения в источниках[10]. В частности, некоторые из них указывают на такой признак политической слабости Суздальской земли, как малое количество укрепленных поселений по сравнению с другими землями Руси. Другие историки, наоборот, находят в источниках подтверждение тому, что политический центр русской цивилизации переместился из Киева сначала в Ростов и Суздаль, а позднее во Владимир-на-Клязьме[11].
�стория России | |
|
|
Древние славяне, народ русь (до IX века) | |
---|---|
Древнерусское государство (IX—XIII века) | |
Киевская Русь (X век—1139); (распад) |
|
Удельная Русь (XII—XVI века) | |
Княжество Литовское и Русское (1236—1795) |
|
Русское царство (1547—1721) | |
Российская империя (1721—1917) | |
Советский Союз (1922—1991) | |
Российская Федерация (с 1991) | |
Правители | Хронология | Ркспансия Портал «Россия» |
Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.
Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян — братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX—XX веке, уже в середине I тысячелетия н. э. на месте Киева существовало поселение. Арабские писатели X века (аль-�стархи, �бн Хордадбех, �бн-Хаукаль) позднее говорят о Куябе как о крупном городе. �бн Хаукаль писал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы постоянно торгуют с хозаром и румом (Византией)»
Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. С этого же времени становится известным и этноним «Русь». Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII—XIX веков.
В 860 году[12] («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) Русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают его с так называемым первым крещением Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия, и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.
В 862 согласно «Повести Временных лет», славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варягов.
«В год 6370 (862). �згнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. � сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. � пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. � избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в �зборске. � от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене.»[13]
В 862 (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом.
В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика �горе.
Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами — братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.
Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.
В современной науке преобладает точка зрения, согласно которой жёсткое противопоставление «норманизма» и «антинорманизма» во многом политизировано. Предпосылки исконной государственности у восточных славян не отрицались ни Миллером, ни Шлёцером, ни Карамзиным, а внешнее (скандинавское или иное) происхождение правящей династии — широко распространённый в Средневековье феномен, никак не доказывающий неспособности народа к созданию государства или, конкретнее, института монархии. Вопросы о том, был ли Рюрик реальным историческим лицом, каково происхождение летописных варягов, связан ли с ними этноним (а затем и название государства) Русь, продолжают оставаться дискуссионными в современной российской исторической науке. Западные историки в целом следуют концепции норманизма.
В 882 по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. По пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наемной варяжской дружиной под видом купцов захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира, и объявил Киев столицей своего государства («� сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве также было и христианское меньшинство.
Олег покорил древлян, северян и радимичей, два последних союза до этого платили дань хазарам.
«…В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по чёрной кунице. В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: „Я враг их“ и вам (им платить) незачем». В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». � сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». � дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. � властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал."[13]
В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика �горь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945.
�горь совершил два военных похода на Византию. Первый, в 941 году, завершился неудачно. Ему предшествовала также неудачная военная кампания против Хазарии, в ходе которой Русь, действуя по просьбе Византии, атаковала хазарский город Самкерц на Таманском полуострове, но была разбита хазарским полководцем Песахом, и тогда повернула оружие против Византии. Второй поход на Византию произошёл в 944 году. Он завершился договором, подтвердившим многие положения предыдущих договоров 907 и 911 годов, но отменявшим беспошлинную торговлю. В 943 или 944 году, был совершен поход на Бердаа. В 945 году �горь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти �горя в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы �горя княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда (по наиболее аргументированной версии, в 957, хотя предлагаются и другие даты). Впрочем, Ольга около 959 приглашала на Русь германского епископа Адальберта и священников латинского обряда (после неудачи своей миссии они были вынуждены покинуть Киев).
Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу �тиль. На месте города-крепости Саркела, построенного хазарами для блокировки нового пути транспортировки серебра, миновавшего Хазарский Каганат, а вместе с ним и столь обременяющие пошлины, Святослав построил крепость Белая Вежа. Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Он был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода на Византию в 972 году.
После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.
Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтскими племенами[14]. В летописях государство называлось Русь; слово «русский» в сочетании с другими словами встречалось в различных написаниях: как с одной «с», так и с двойной; как с «ь», так и без него. В узком смысле под «Русью» понималась территория Киевской (за исключением древлянской и дреговичской земель), Чернигово-Северской (за исключением радимичских и вятичских земель) и Переяславской земель; именно в таком значении термин «Русь» вплоть до XIII века употребляется, например, в новгородских источниках[15].
Глава государства РЅРѕСЃРёР» титул великого РєРЅСЏР·СЏ, РєРЅСЏР·СЏ киевского. Неофициально Рє нему РёРЅРѕРіРґР° могли прилагаться Рё РґСЂСѓРіРёРµ престижные титулы, среди которых тюркский каган Рё византийский царь. Княжеская власть была наследственной. РџРѕРјРёРјРѕ князей РІ управлении территориями участвовали великокняжеские Р±РѕСЏСЂРµ Рё «мужи». Рто были дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели СЃРІРѕРё наемные дружины или, выражаясь современным языком, территориальные гарнизоны (например, Претич командовал черниговской дружиной), которые РІ случае необходимости объединялись РІ единое РІРѕР№СЃРєРѕ. РџСЂРё РєРЅСЏР·Рµ также выделялся РѕРґРёРЅ РёР· Р±РѕСЏСЂ-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами РїСЂРё малолетних РєРЅСЏР·СЊСЏС… были Олег РїСЂРё Р�РіРѕСЂРµ, Свенельд — РїСЂРё Ольге, Святослав — РїСЂРё Ярополке, Добрыня — РїСЂРё Владимире. РќР° местном СѓСЂРѕРІРЅРµ княжеская власть имела дело СЃ племенным самоуправлением РІ РІРёРґРµ веча Рё «градских старцев».
Дружина в период IX—X вв. была наёмной. Значительную её часть составляли пришлые варяги. Также её пополняли выходцы из прибалтийских земель и местных племён. Размеры ежегодной оплаты наёмника оцениваются историками по-разному. Жалование выплачивалось серебром, золотом и мехами. Обычно воин получал около 8—9 киевских гривен (более 200 серебряных дирхемов) в год, однако к началу XI века плата рядовому воину составляла 1 северную гривну, что гораздо меньше. Рулевые на кораблях, старосты и горожане получали больше (10 гривен). Кроме того, дружина кормилась за счёт князя. �значально это выражалось в форме столования, а затем превратилось в одну из форм натуральных налогов, «кормление», содержание дружины податным населением во время полюдья и за счёт средств от сбыта его результатов на международном рынке. Среди дружин, подчиненных великому князю, выделялась его личная «малая», или младшая, дружина, которая включала 400 воинов. Древнерусское войско включало в себя также племенное ополчение, которое могло достигать нескольких тысяч в каждом племени. Общая численность древнерусского войска достигала от 30 до 80 тысяч человек.
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях, с племени вятичей, бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов, полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Максимальный размер дани по поздней венгерской легенде в X веке составлял 10 тыс. марок (30 или более тысяч гривен). Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «русь» выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты», крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские администраторы и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что страховало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей.
В X веке на Руси действовало обычное право, которое в источниках называется «Закон русский». Его нормы отражены в договорах Руси и Византии, в скандинавских сагах и в «Правде Ярослава». Они касались взаимоотношений между равными людьми, русью, одним из институтов была «вира» — штраф за убийство. Законы гарантировали отношения собственности, в том числе и собственности на рабов («челядь»). Среди вещных прав некоторые исследователи выделяют «персональное данничество», которое характеризовалось «верховным правом великого князя Киевского на землю и отчуждением права взимания некоторой части дани в пользу третьего лица. Персональное данничество имеет аналогии в большей степени с восточным землевладением типа „акта“, „тимара“, „тиуля“ и „джагира“».[16]
Принцип наследования власти в IX—X веках неизвестен. Наследники были зачастую малолетними (�горь Рюрикович, Святослав �горевич). В XI веке княжеская власть на Руси передавалась по «лествице», то есть не обязательно сыну, а наиболее старшему в роду (дядя имел преимущество над племянниками). На рубеже XI—XII веков столкнулись два принципа, и разгорелась борьба между прямыми наследниками и боковыми линиями.
Древнерусское право, как указано в одной из монографий �. В. Петрова, стояло на страже интересов древнерусского купечества: «Правовая защита распространялась как на русских, так и на иностранных купцов… Личность и имущество купцов находились под охраной торговых обычаев, Закона русского, русско-византийских договоров… Лицо, покусившееся на неприкосновенность личности купца или его имущества, несло имущественную ответственность… В IX в. на территории Восточной Европы вырисовываются различные формы государственного регулирования торговых отношений: некоторые территории были открыты для иноземных торговцев, другие земли и племена вводили ограничения на некоторые или все виды торговой деятельности иноземцев…»[17]
В X веке сложилась более-менее унифицированная денежная система, ориентированная на византийскую литру и арабский дирхем. Основными денежными единицами были Гривна (денежная и весовая единица Древней Руси), куна, ногата и резана. Они имели серебряное и меховое выражение. Денежно-весовые системы исследовались в трудах А. В. Назаренко, �. В. Петрова, Г. В. Семенченко, А. В. Фомина, В. Л. Янина.[18].
�сторики по-разному оценивают характер государства данного периода: «варварское государство», «военная демократия», «дружинный период», «норманнский период», «военно-торговое государство», «складывание раннефеодальной монархии».
При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племен. �менно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.
В городах, древнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, �зборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Тмутаракань, Муром, Овруч, Владимир-Волынский, и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Повесть временных лет», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития) и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименные соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.
После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.
Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. Когда после 12-летнего обособления и смерти своего князя без наследника под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав переехал из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после которого их набеги на Русь прекратились (1036).
Р’ С…РѕРґРµ крещения Р СѓСЃРё РІРѕ всех её землях была установлена власть православных епископов, подчинявшихся киевскому митрополиту. Р’ то же самое время РІРѕ всех землях были посажены наместниками сыновья Владимира I. Теперь РІСЃРµ РєРЅСЏР·СЊСЏ, выступавшие удельниками киевского великого РєРЅСЏР·СЏ, были только РёР· СЂРѕРґР° Рюриковичей. Скандинавские саги упоминают Рѕ ленных владениях РІРёРєРёРЅРіРѕРІ, РЅРѕ РѕРЅРё располагались РЅР° окраинах Р СѓСЃРё Рё РЅР° РІРЅРѕРІСЊ присоединенных землях, поэтому РІРѕ времена написания «Повести временных лет» РѕРЅРё уже казались пережитком. РљРЅСЏР·СЊСЏ-Рюриковичи вели ожесточенную Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ оставшимися племенными РєРЅСЏР·СЊСЏРјРё (Владимир Мономах упоминает РєРЅСЏР·СЏ вятичей Ходоту Рё его сына). Рто способствовало централизации власти.
Власть великого князя достигла наивысшего укрепления при Владимире и Ярославе Мудром (затем после перерыва при Владимире Мономахе). Положение династии укреплялось многочисленными международными династическими браками: Анны Ярославны и французского короля, Всеволода Ярославича и византийской царевны и др. Попытки укрепить власть предпринимали и Ярославичи, но менее успешно (�зяслав Ярославич погиб в междоусобице).
Со времени Владимира или, по некоторым сведениям, Ярополка Святославича, дружинникам вместо денежного жалования князь стал давать земли. Если изначально это были города в кормление, то в XI веке дружинники стали получать сёла. Вместе с сёлами, которые становились вотчинами, даровался и боярский титул. Бояре стали составлять старшую дружину. Служба бояр была обусловлена личной верностью князю, а не размером земельного надела (условное землевладение не получило заметного распространения). Младшая дружина («отроки», «детские», «гриди»), находившаяся при князе, жила за счет кормления с княжеских сел и войны. Основной боевой силой в XI веке было ополчение, получавшее на время войны коней и оружие от князя. От услуг наемной варяжской дружины в основном отказались в период правления Ярослава Мудрого.
После Ярослава Мудрого окончательно утвердился «лествичный» принцип наследования земли в роде Рюриковичей. Старший в роде (не по возрасту, а по линии родства), получал Киев и становился великим князем, все остальные земли делились между членами рода и распределялись по старшинству. Власть переходила от брата к брату, от дяди — к племяннику. Второе место в иерархии столов занимал Чернигов. При смерти одного из членов рода, все младшие по отношению к нему Рюриковичи переезжали в земли, соответствующие их старшинству. При появлении новых членов рода им определялся удел — город с землёй (волость). Определённый князь имел право княжить только в том городе, где княжил его отец, в обратном случае он считался изгоем.
Значительной частью земли со временем стала обладать церковь («монастырские вотчины»). С 996 года население выплачивало в пользу церкви десятину. Число епархий, начиная с 4, росло. Кафедра митрополита, назначаемого патриархом константинопольским, стала находиться в Киеве, а при Ярославе Мудром митрополит впервые был избран из числа русских священников, в 1051 году им стал приближенный к Владимиру и его сыну �ларион. Большим влиянием стали обладать монастыри и их избираемые главы, игумены. Центром православия становится Киево-Печерский монастырь.
Бояре и дружина составляли при князе особые советы. Князь советовался также с митрополитом, епископами и игуменами, составлявшими церковный собор. С усложнением княжеской иерархии к концу XI века стали собираться княжеские съезды («снемы»). В городах действовали веча, на которые зачастую опирались бояре для поддержки собственных политических требований (восстания в Киеве 1068 и 1113 года).
В XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015—1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.). В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.
«Правда Ярослава» уравняла РІ правах «русинов» Рё «словенинов». Рто, наряду СЃ христианизацией Рё РґСЂСѓРіРёРјРё факторами, способствовало формированию РЅРѕРІРѕР№ этнической общности, осознававшей СЃРІРѕС‘ единство Рё историческое происхождение.
С конца X века на Руси известно собственное монетное производство — серебряные и золотые монеты Владимира I, Святополка, Ярослава Мудрого и других князей.
Полоцкое княжество впервые обособилось от Киева уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли сконцентрировались в руках троих старших: �зяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»).
С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительный период не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и терпя чувствительные поражения (битва на реке Альте (1068), битва на реке Стугне (1093)).
После смерти Святослава РІ 1076 РіРѕРґСѓ киевские РєРЅСЏР·СЊСЏ предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, Рё те прибегли Рє помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы РІ усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). Р’ этой Р±РѕСЂСЊР±Рµ погибли Р�зяслав Киевский (1078) Рё сын Владимира Мономаха Р�зяслав (1096). РќР° Любечском съезде (1097 Рі.), призванном прекратить междоусобицы Рё объединить князей для защиты РѕС‚ половцев, был провозглашён принцип: «Каждый РґР° держит отчину СЃРІРѕСЋВ». Таким образом, РїСЂРё сохранении лествичного права, РІ случае смерти РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· князей перемещение наследников было ограничено РёС… вотчиной. Рто открыло путь Рє политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как РІ каждой земле утверждалась отдельная династия, Р° великий РєРЅСЏР·СЊ Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако, также это позволило прекратить усобицы Рё объединить силы для Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ половцами, которая была перенесена вглубь степей. РљСЂРѕРјРµ того, заключались РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ СЃ союзными кочевниками, «черными клобуками» (торками, берендеями Рё печенегами, изгнанными РёР· степей половцами Рё поселившимися РЅР° южнорусских границах).
Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским.
На протяжении XII—XIII столетий часть населения южнорусских княжеств из-за постоянной угрозы, исходящей из степи, а также из-за непрекращающихся княжеских усобиц за Киевскую землю, переселялась на север, в более спокойную Ростово-Суздальскую землю, называвшуюся также Залесьем или Опольем. Пополнив ряды славян первой, кривицко-новгородской миграционной волны X века,[19] переселенцы с многолюдного юга быстро составили большинство на этой земле и ассимилировали редкое[20][21] финское население. О массивной русской миграции на протяжении XII века свидетельствуют летописи и археологические раскопки.[22][23] �менно на этот период приходится основание и быстрый рост многочисленных городов Ростово-Суздальской земли (Владимир, Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Опольский, Дмитров, Звенигород, Стародуб-на-Клязьме, Ярополч-Залесский, Галич и др.), названия которых нередко повторяли названия городов происхождения переселенцев. Также ослабление Южной Руси связывают с удачей первых крестовых походов и изменением основных торговых путей.
В ходе двух крупных междоусобных войн середины XII века Киевское княжество утратило Волынь (1154), Переяславль (1157) и Туров (1162). В 1169 году внук Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский послал войска во главе со своим сыном Мстиславом, которые захватили Киев. Город был жестоко разграблен, были сожжены киевские храмы, жители уводились в плен. На киевское княжение был посажен младший брат Андрея. � хотя вскоре, после неудачных походов на Новгород (1170 год) и Вышгород (1173 год) влияние владимирского князя в других землях временно упало, Киев начал постепенно терять, а Владимир — приобретать политические атрибуты общерусского центра. В XII веке кроме киевского князя, титул великого стал носить также владимирский князья, а в XIII веке эпизодически также галицкий, черниговский и рязанский.
Киев, в отличие от большинства остальных княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1203 году он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против галицко-волынского князя Романа Мстиславича. В битве на реке Калке (1223), в которой участвовали практически все южнорусские князья, произошло первое столкновение Руси с монголами. Ослабление южнорусских княжеств усилило натиск со стороны венгерских и литовских феодалов, но одновременно способствовало усилению влияния владимирских князей в Чернигове (1226), Новгороде (1231), Киеве (в 1236 году Ярослав Всеволодович на два года занял Киев, при этом его старший брат Юрий остался княжить во Владимире) и Смоленске (1236—1239). В ходе монгольского нашествия на Русь, начавшегося в 1237 году, в декабре 1240 года Киев был обращен в руины. Его получили владимирские князья Ярослав Всеволодович, признанный монголами старейшим на Русских землях, и позднее его сын Александр Невский. Однако, они не стали переезжать в Киев, оставшись в отчинном Владимире. В 1299 году туда же перенёс свою резиденцию киевский митрополит. В некоторых церковных и литературных источниках, например, в высказываниях константинопольского патриарха и Витовта в конце XIV века, Киев продолжал рассматриваться столицей и в более позднее время, однако к этому моменту он уже был провинциальным городом Великого княжества Литовского[24][25]. С 1254 года галицкие князья носили титул «Король Руси». Титул «великих князей всея Руси» с начала XIV века стали носить владимирские князья.
При распаде Киевской Руси в середине XII века на Руси образовалось около 15 относительно территориально устойчивых княжеств (в свою очередь делившихся на уделы). Наиболее могущественными княжескими династиями являлись черниговские Ольговичи, смоленские Ростиславичи, волынские �зяславичи и суздальские Юрьевичи. В период раздробленности Руси политическая власть из рук князя и младшей дружины частично перешла к усилившемуся боярству. Если ранее бояре имели деловые, политические и экономические отношения с целым родом Рюриковичей во главе с великим князем, то теперь — с отдельными княжескими семьями.
В Киевском княжестве бояре для ослабления накала борьбы между княжескими династиями поддерживали в ряде случаев дуумвират (соправление) князей и даже прибегали к физическому устранению пришлых князей (Юрий Долгорукий был отравлен). Киевское боярство симпатизировало власти старшей ветви потомков Мстислава Великого[9], но внешнее давление было слишком сильным, чтобы позиция местной знати стала определяющей в вопросе выбора князей. В Новгородской земле, которая, как и Киев, не стала вотчиной одной из княжеских ветвей рода Рюриковичей, в ходе антикняжеского восстания был установлен республиканский строй — князь стал приглашаться и изгоняться вечем. Во Владимиро-Суздальской земле известен случай, когда боярство (Кучковичи) и младшая дружина физически устранили князя «самовластца» Андрея Боголюбского[26], но в ходе борьбы за власть после его смерти старое ростово-суздальское боярство было разгромлено и личная власть владимирских князей существенно усилилась. В южнорусских землях городские веча играли огромную роль в политической борьбе (хотя упоминания о вечах и во Владимиро-Суздальской земле встречаются вплоть до XIV века)[27]. В Галицкой земле имел место уникальный случай избрания князя из числа боярства[28].
Основным типом войска стало феодальное ополчение, началось расслоение княжеской дружины на полк как территориальное воинское соединение и княжеский двор. Для обороны города, городской округи и слобод использовалось городское ополчение. В Великом Новгороде княжеская дружина фактически была наёмной по отношению к республиканской власти, особый полк имел владыка, горожане составляли «тысячу» (ополчение во главе с тысяцким), также имелось и боярское ополчение, образованное из жителей «пятин» (пять зависимых от новгородских боярских семей районов Новгородской земли). Обычно походы проводились силами нескольких союзных княжеств. В летописях упоминаются численности порядка 10—20 тыс. чел.
Единственным общерусским политическим органом оставался съезд князей, который решал в основном вопросы борьбы с половцами. Церковь также сохраняла своё относительное единство (исключая возникновение местных культов святых и почитания культа местных мощей) во главе с митрополитом и боролась с разного рода региональными «ересями» путём созыва соборов. Однако позиции церкви были ослаблены усилением племенных языческих верований в XII—XIII вв. Религиозная власть и «забожни» (репрессии) были ослаблены. Кандидатура архиепископа Великого Новгорода предлагалась новгородским вечем, также известны случаи изгнания владыки (архиепископа).
Р’ период раздробленности сложилось несколько денежных систем: различают РЅРѕРІРіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ, киевскую Рё «черниговскую» РіСЂРёРІРЅС‹. Рто были слитки серебра различного размера Рё веса. Северная (новгородская) РіСЂРёРІРЅР° была ориентирована РЅР° северную марку, Р° южная — РЅР° византийскую литру. РљСѓРЅР° имела серебряное Рё меховое выражение, первая относилась РєРѕ второй как РѕРґРЅР° Рє четырём. Р’ качестве денежной единицы использовались Рё старые шкурки, скрепленные княжеской пломбой (так называемые «кожанные деньги»).
Название Русь сохранялось в этот период[9] за землями в Среднем Поднепровье. Жители разных земель обычно называли себя по столичным городам княжеств: новгородцы, суздальцы, куряне и т. д. Вплоть до XIII века, по данным археологии, сохраняются племенные различия в материальной культуре, также не был единым и разговорный древнерусский язык, сохраняя регионально-племенные диалекты. После нашествия практически все русские земли вступили в новый виток раздробленности, и в XIV веке количество великих и удельных княжеств достигало примерно 250[29].
Важнейшими торговыми путями Древней Руси были:
По мнению Ричарда Пайпса сведения об интенсивности торговли позволили некоторым современным западным историкам, игнорируя археологические и прочие данные, заявлять, что первое государство восточных славян было лишь «побочным продуктом заморской торговли между двумя чуждыми народами, варягами и греками»[30]. �сследования �. В. Петрова показали, что торговля и торговое право развивались достаточно интесивно в первые века существования Древнерусского государства IX—X вв., и огромное воздействие на них оказал приток восточного монетного серебра в Восточную Европу в VIII—X вв. Обращение восточного серебра не было единообразным и может быть представлено как совокупность неоднородных как по количеству кладов и монет, так и по их составу, этапов[31].
К рубежу 14-15 вв. прежняя, унаследованная от домонгольских времён структура, основой которой были княжества-земли, управлявшиеся определёнными ветвями рода Рюриковичей, ушла в прошлое…Большая часть русских земель оказалась поделённой между Великим княжеством Литовским и Московским великим княжеством.
Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. «Россия». — М.: Большая Российская энциклопедия, 2004. — 1007 с.: ил.: карт. ISBN 5-85270-326-5 (т. «Россия») ISBN 5-85270-320-6 С. 277—278.
Портал «Древняя Русь» | |
Киевская Русь | ||
---|---|---|
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи | ||
Переломные события | Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие | |
Летописные племена | славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва | |
Киевские правители до распада Киевского государства (1132) |
Аскольд и Дир · Олег Вещий · �горь Рюрикович · Ольга · Святослав �горевич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · �зяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк �зяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий | |
Значимые войны и битвы |
Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити | |
Основные княжества в XII—XIII веках |
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское | |
Общество и культура | Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку �гореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли |
Р СѓСЃСЊ | ||
---|---|---|
Хронологическое и политическое деление | Новгородская • Киевская • Владимирская • Московская • Литовская | |
Географическое и этнографическое деление | Северо-Западная • Северо-Восточная (колонизация) • Юго-Западная • Западная • Великая • Малая • Белая • Чёрная • Червонная • Новая • Галицкая • Карпатская | |
Ртапы развития | Крещение Р СѓСЃРё • Политический распад Р СѓСЃРё • Р СѓСЃСЃРєРёРµ княжества • Объединение Р СѓСЃРё | |
Войны с кочевниками | Монгольское нашествие на Русь • Набеги крымских татар на Русь | |
Ртимология Рё лексика | Название Р СѓСЃРё • «Всея Р СѓСЃРёВ» • Святая Р СѓСЃСЊ | |
Связанные этнонимы | русы • русичи • русины (этноним прошлого) • белорусы • русские • карпатские русины |
Страны и регионы со значимым присутствием славянских этносов | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
страны |
|
||||||||
Страны и регионы с присутствием славянского этноса |
|
||||||||
�сторические государства |
|
||||||||
�сточники и проценты |
Средние века | |
---|---|
События |
Падение Западной Р РёРјСЃРєРѕР№ империи • Великое переселение народов • Феодализм • Тёмные века Средневековья • РРїРѕС…Р° Возрождения • Развитие технологий • Арабские завоевания • Монгольская империя • Р�сламская аграрная революция • Золотой век ислама |
Страны и регионы |
Англия • Шотландия • �рландия • Скандинавия • Франция • Германия • �спания • �талия • Средиземноморье • Киевская Русь • Византийская империя • Халифат • Монгольская империя • Конийский султанат |
Религия |
Римско-католическая церковь • Папство • Православная церквь • �слам • Халифат • Крестовые походы • Схоластика • Расцвет монашества • Еретические движения • �нквизиция |
Культура |
�стория Европы | |
---|---|
Доисторическая | |
Античность |
Классическая Греция • Римская республика • Рллинизм • Римская империя • РџРѕР·РґРЅСЏСЏ Античность • Раннее христианство • РљСЂРёР·РёСЃ Р РёРјСЃРєРѕР№ империи III века • Падение Западной Р РёРјСЃРєРѕР№ империи |
Средние века |
Раннее Средневековье • Великое переселение народов • Византийская империя • Христианство • Киевская Русь • Высокое Средневековье • Священная Римская империя • Крестовые походы • Феодализм • Позднее Средневековье • Столетняя война • Возрождение |
Новое время |
Реформация • Великие географические открытия • Барокко • Тридцатилетняя война • Период абсолютизма • Старый порядок • Речь Посполитая • Голландская республика • Габсбургская монархия • �мперии (Османская • Португальская • �спанская • Шведская • Британская • Российская) |
Современная |
РРїРѕС…Р° Просвещения • Европейское чудо • Великая французская революция • Наполеоновские РІРѕР№РЅС‹ • Романтический национализм • Революции 1848—1849 РіРѕРґРѕРІ • Р�ндустриализация • Первая мировая РІРѕР№РЅР° • Октябрьская революция • Р�нтербеллум • Вторая мировая РІРѕР№РЅР° • Холодная РІРѕР№РЅР° • Европейская интеграция |
См. также |
Tags: Древнерусское государство что это такое, древнерусское государство достигло расцвета в каком веке, древнерусское государство являлось абсолютной монархией, древнерусское государство 3 класс 21 век презентация, древнерусское государство википедия, древнерусское государство хронологические рамки, древнерусское государство 3 класс окружающий мир презентация.