Метки: Единобожие по исламу, единобожие эхнатона, единобожие монотеизм, единобожие учебное пособие 1, единобожие на узбекском языке, единобожие на татарском, единобожие муцураев аккорды.
|
Монотеи́зм (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — Бог) — религиозное представление и учение о едином Боге (в противоположность политеизму)[1].
Монотеизм можно классифицировать на теизм, пантеизм, панентеизм и деизм[2]. В отдельных источниках монотеизм может противопоставляться пантеизму[3]. В монотеизме, в узком понимании теизма, Бог персонифицируется, то есть является определённой «личностью»[4]. Монотеизм характерен для авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но также представлен в философии индуизма[5], в сикхизме, в других религиях.
Содержание |
Слово «монотеизм» образовано от греч. μονος (monos) — один, θεος (theos) — Бог и было создано в сравнительно недавнее время[6]. Первое использование этого слова исследователи относят к работе «Тайна Божественного» (англ. The Grand Mystery of Godliness, 1660) английского неоплатоника Генри Мора[7].
Понятие монотеизма относительно[8]. Концепция является результатом постепенного развития генотеизма[9] (состояния религиозного сознания, когда единичные божества еще не имеют определенности и устойчивости и каждое может заменять всех) и монолатрии[10] (система представлений, основанных на вере во множество богов с одним богом-лидером).
В истории нескольких древних ближневосточных религий начиная с бронзового века можно выявить аспекты монотеизма или монолатрии: введение монотеистического культа Атона в Египте фараоном Эхнатоном, почитание Мардука в Вавилоне и Ахура Мазды в зороастризме.
По утверждению раввина Адина Штейнзальца, в основе даже примитивных форм политеизма, таких как фетишизм или шаманство, лежит вера в единую интегральную силу, в некую духовную сущность (монолатрия); даже у самых примитивных племён существует вера в высшую силу как причину всего, что происходит в мире, и что она является общей для всех народов, даже для бушменов или обитателей джунглей Южной Америки — племён, почти полностью изолированных от внешних культурных влияний[11]. С другой стороны, элементы первобытной религии частично сохраняются в современных монотеистических религиях[12].
В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, а также было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Большинство из них имело генотеистический характер[13], древнеегипетская религия считается политеистической[14]. Кратковременно существовали также маленькие культы, которые имели монотеистическую направленность.
Первая известная попытка использования монотеизма в качестве государственной религии была предпринята в Египте фараоном Эхнатоном в XIV веке до нашей эры — последний пытался оставить в египетском пантеоне одно божество, бога Атона[15]. Однако после смерти Эхнатона Египет возвратился к традиционной религии в форме политеизма. Существуют научные гипотезы, которые устанавливают связь религиозной реформы Эхнатона с монотеизмом пророка Моисея[16].
Некоторые египтологи утверждают, что в Древнем Египте издавна существовали монотеистические тенденции[17].
Концепция единого или блага появляется в платонизме[18]. В своих сочинениях Платон еще использует политеистическую терминологию. Дилемма Евтифрона, например, формулируется как «благочестивое любимо богами потому, что оно благочестиво, или оно благочестиво потому, что его любят боги?»[19] Прообразом монотеизма в платоновском диалоге «Государство» является поиск абсолютной истины в аллегории «Миф о пещере» и идея абсолютного блага. Позже в религии эллинизма, включая эллинистический иудаизм и неоплатонизм, эксплицитно формулируется монотеистическая концепция.
Развитие философской разновидности монотеизма относится к времени поздней античности. В «Халдейских оракулах» (II век) отражены представления о едином божестве в промежуточном платонизме и с элементами гностицизма[20].
Современный иудаизм является строго монотеистической религией, в которой отрицается существование каких-либо сил, неподконтрольных Творцу, а тем более других богов. Однако считается, что на ранних этапах своей истории религия евреев имела форму монолатрии[21][22], а монотеизм начал оформляться только в VI в. до н. э., после возвращения евреев из Вавилонского пленения. Монотеистичный иудаизм впоследствии послужил основой для возникновения христианства и ислама[23].
С традиционной еврейской точки зрения, которой придерживались Маймонид (XII век) и другие еврейские мыслители,[11] монотеизм — первичен и изначально был преобладающей формой почитания Высшей Силы, в то время как все другие культы образовались позже, в результате деградации идеи единобожия. Подобной теории придерживаются также и часть современных исследователей[11]. Например, профессор кафедры иудаики Нью-Йоркского университета Л. Шиффман пишет:
Некоторые ученые утверждают, что вероучение патриархов было просто одной из форм монолатрии…, но Библия твердо свидетельствует, что патриархи были настоящими монотеистами. Вместе с тем, позднейшее развитие библейской системы жертвоприношений делает очевидным тот факт, что ранние израильтяне также верили в демонические силы. Божественная свита ангельских существ в том виде, как она описывается в некоторых псалмах, несколько напоминает пантеоны политеистических Месопотамии и Угарита…[24].
Христианство — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете[25].
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.
В связи с приятием догмата Троицы христианство иногда трактуется другими авраамическими религиями (иудаизм, ислам) как тритеизм или политеизм[26][27]. Подобная концепция о троебожии также неоднократно высказывалась в истории христианства[28], но была отвергнута на Первом Никейском соборе.
Один из Отцов Церкви, крупнейший систематизатор христианского вероучения Св. Иоанн Дамаскин так писал по этому вопросу:
Итак, мы называем ипостаси (Св. Троицы) совершенными, чтобы не ввести сложности в Божеское естество, ибо сложение — начало раздора. И опять говорим, что три ипостаси находятся одна в другой взаимно, чтобы не ввести множества и толпы богов. Исповедуя три ипостаси, признаем несложность и неслитность (в Божестве); а исповедуя, что эти ипостаси единосущны одна другой, и признавая в них тождество воли, действия, силы, власти и, если можно сказать, движения, мы признаем их нераздельность и то, что Бог есть един; ибо Бог, Слово и Дух Его истинно один Бог.
— Св. [2]
Вместе с тем, подчёркивая монотеизм христианства, антитринитарии отрицают и критикуют тринитарное учение[29].
Ислам является религией со строгим принципом единобожия в своей основе. С исторической точки зрения ислам возник после иудаизма и христианства[30]. С точки зрения Корана, мусульманами (покорившимися) были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен в VII веке в проповедях пророка Мухаммеда, получившего сведения о новой религии в виде Корана[31]. Ислам основывается на пяти фундаментальных положениях (Пять столпов ислама)[32][33]. Первое и главное из них — это Шахада, или свидетельство веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его»)[34]. В этой формуле заключёна фундаментальная идея ислама — Таухид, то есть сам монотеизм. И действительно, все ритуалы ислама, все молитвы, все праздники и обряды направлены на то, чтобы показать Единство и Единственность Бога — Аллаха (в переводе с арабского означает «Бог»)[35].
Ширк — многобожие, заключается в приравнивании Аллаху равных, «сотоварищей». Ширк является величайшим грехом в Исламе, за который человек не получит прощения. Ширк делится на большой и малый. Большой ширк — это прямое неповиновение Аллаху и приравнивание ему сотоварищей. Малый ширк — это лицемерие которое заключается в том, что человек пользуется положениями религии ради своей личной выгоды в мирской жизни[36].
Согласно учению ислама, чистый Таухид (монотеизм) исповедовали все пророки — от Адама до Мухаммада. Сам же ислам, согласно Корану и Сунне пророка Мухаммада, возрождает Таухид ханифа Ибрахима (библейского Авраама)[37][38].
Концепция Бога в вере бахаи строго монотеистична и трансцендентна. Бог описывается как «личностный, непознаваемый, недостижимый, источник всех откровений, вечный, всеведующий, вездесущий и всемогущий.»[39] Единственной связью между Богом и людьми бахаи считают посланников Бога (пророков), которых они называют «Богоявлениями». Обязательная молитва в бахаи содержит явное признание монотеизма[40].
Традиционной системой верования многих династий начиная с династии Шан (1766 г. до н. э.) до современного периода сконцентрировано на почитании Шан-Ди[23](буквально «высший предок», обычно переводится как «Бог») или Тянь (небо)[41] как всемогущей силы[42]. Эта система верования предшествовала развитию конфуцианства и даосизма, и введению буддизма и христианства. Небо рассматривалось как всемогущее существо, неделённое персонифицированной, но не телесной формой, что является особенностью монотеизма. В изречениях Конфуция в Лунь юй мы видим представления о небе, которое ведёт человека на протяжении всей жизни, поддерживает с человеком личные отношения, ставит задачи, которые люди должны выполнить, чтобы научиться добродетельности и нравственности[42]. Однако эта вера не была подлинно монотеистической, существовали другие меньшие боги и духи в разных местностях, которым поклонялись наряду с Шан-Ди. В некоторых течениях, таких как моизм, заметно приближение к монотеизму, поскольку меньшие боги и древние духи полностью подчиняются воле Шан-Ди (по аналогии с ангелами в западной цивилизации).
Индуизм принято описывать как политеистическую религию[43]. Ни в какой другой религиозной традиции мира невозможно встретить такого изобилия богов и богинь, полубожественных и демонических существ, проявлений божества в человеческих и животных формах[43]. Но всё это всего лишь внешний, красочный аспект глубокой религиозной традиции[43]. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме. Трудно провести параллель между индуизмом и библейским или исламским монотеизмом[43]. В индуизме развились свои, крайне сложные монотеистические представления[43]. В богословии многих форм вайшнавизма, шиваизма и шактизма Единое Верховное Существо выступает в роли творца, хранителя и разрушителя материальной вселенной, в роли спасителя верующих[43].
Вайшнавизм — одно из основных направлений в индуизме. Все ветви вайшнавизма отличает приверженность монотеизму[44]. Верования и практики данной традиции, в особенности такие ключевые концепции как бхакти и бхакти-йога, базируются на таких пуранических текстах, как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана» и «Бхагавата-пурана»[45]. Для обозначения Кришны как Верховной ипостаси Бога в монотеистическом контексте используется санскритский термин сваям-бхагаван.
В ньяйе, одной из шести главных теистических школ индийской философии, приводятся несколько аргументов в обоснование существования Бога[46] и идеи монотеизма, оспаривается предположение школы миманса о существововании множества полубогов (девов) и мудрецов (риши) и их роль в начале мироздания[47].
Сикхизм — монотеистическая религия[48][49], возникшая в XV веке в Пенджабе на основе учения гуру Нанака (1469—1539) и десяти гуру сикхов (включая священное писание). Иногда сикхизм относят к одной из разновидностей индуизма[23].
«Один Бог для всех» — одно из фундаментальных положений священного текста сикхизма Гуру Грантх Сахиб. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца[50].
Кроме монотеизма в сикхизме выражена идеалистическая форма монизма: внешний мир является иллюзией (майя) и только Бог является протяжённой реальностью.
Зороастризм, или маздеизм — одна из древнейших религий, основанная пророком Заратустрой около 3500 лет назад (XV в. до н. э.)[52]. В эпоху Ахеменидского царства зороастризм являлся господствующей религией на Ближнем Востоке, однако, после нашествия арабов в V—VIII веках утратил своё значение.
Зороастризм содержит как монотеистические, так и дуалистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[53].
Современный зороастризм базируется на принципах, кодифицированных в Авесте[53][54]. Ахура Мазда (Ормазд, «Господь Мудрый») — авестийское имя божества, провозглашённое пророком Заратустрой единым Богом. Главным источником, описывающим образ Ахура Мазды, являются обращённые к нему гимны Заратуштры — Гаты.
Зороастризм оказал влияние на авраамические религии[53]. На Востоке зороастризм повлиял и на становление северного варианта буддизма, а в первые века христианства на него ориентировались учения гностиков (манихейство)[55].
Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии народов Анд, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака[56]. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки[57].
Монотеизм в Викисловаре? | |
Монотеизм в Викицитатнике? |
Боги | |
---|---|
Боги | Боги ацтеков • Боги войны • Живые божества • Боги луны • Боги любви и брака • Морские боги • Боги мудрости и знаний • Боги неба и погоды • Боги огня • Боги охоты • Боги плодородия • Боги славян • Боги смерти и загробного мира • Солярные боги • Боги судьбы и случая |
Понятия | Политеизм • Монотеизм • Пантеизм • Анимизм • Генотеизм |
Tags: Единобожие по исламу, единобожие эхнатона, единобожие монотеизм, единобожие учебное пособие 1, единобожие на узбекском языке, единобожие на татарском, единобожие муцураев аккорды.