Метки: Таухид хакимия, таухид деген не, таухид в именах и атрибутах.
Книги и законы
|
Таухи́д (араб. توحيد — единобожие, монотеизм) — исламский термин, которым обозначается догмат о единственности и единстве Аллаха[1]. Таухид является одним из основных, фундаментальных догматов ислама, которое означает прежде всего отрицание политеизма (ширк), выражающееся в формуле «нет никакого божества, кроме Аллаха». Слово таухид происходит от глагола «ваххада», что означает «делать что-либо единым», «считать что-либо единственным»[2].
На уровне спекулятивной теологии проблема таухида решалась в плане объяснения соотношения сущности (зат) Аллаха и Eго атрибутов (сифат), Tворца и Eго творений[2].
Таухид означает признание того, что Аллах является единственным Творцом — Господом всего сущего. Он обладает прекрасными именами и совершенными качествами[3]. Наиболее полно и ясно раскрывают сущность доктрины единобожия мекканские суры Корана, в частности сура «аль-Ихлас»[1].
Основным принципом таухида является утверждение того, что существует только один Бог-Творец, сотворивший всё сущее бытие. Он вечен и управляет всеми процессами во вселенной. Все нуждается в Нём, а Он не нуждается ни в чём и ни в ком. Доктрина таухида отвергает христианскую Троицу и утверждения о том, что якобы у Бога могут быть сыновья или дочери. Таухид отвергает и утверждения иудеев о том, что Творец благоволит только одному избранному народу[3].
Важной частью доктрины таухида является необходимость поклонения только лишь Аллаху. Актами служения являются не только конкретные религиозные обряды, но и вся жизнь, все поступки человека. Люди должны в точности исполнять все повеления Аллаха и совершать только разрешённое и воздерживаться от совершения запрещенного Им[3].
Аллаху присущи атрибуты, которые не являются чем-то отличным от Его сущности. Он имеет различные имена (исма аль-хусна), носящие атрибутивный характер. В обязанности мусульманина входит вера во все имена и качества Аллаха, упомянутые в Коране и достоверных хадисах. Эти имена и качества необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах (нассах), не уподобляя (ташбих) их именам и качествам творений и не отказываясь от их истинного значения[3].
Аллах, обладающий абсолютной силой, властью и могуществом, может создавать различные формы живой и неживой природы и уничтожать их. Всё, что происходит в этом мире имеет глубокий смысл и все построено по изначальному плану Творца. Ему также принадлежат законодательные функции. Аллах присутствует в сотворенном Им мире и управляет всеми процессами, благодаря чему Его творения обладают способностью к жизнедеятельности и обеспечиваются необходимыми для этого средствами (ризк)[3].
Аллах милостив и справедлив к Своим творениям. Он не желает зла для своих творений. Те, кто поступает несправедливо, будут держать ответ перед Аллахом в день Страшного суда и понесут справедливое наказание[3].
Принципы доктрины единобожия были подробно изучены и систематизированы мусульманскими богословами[3].
Мутазилитская теология включала в понятие таухида отрицание отличных от сущности Аллаха и вечных его атрибутов[2].
Ашариты и сифатиты толковали таухид как признание единственности Аллаха в отношении его сущности (вахид фи затихи ля шарика лаху), его вечных атрибутов (вахид фи сифатихи аль-азалия ля назира лаху) и его действий (вахид фи аф’алихи ля шарика лаху)[2].
Ханбалиты, в частности Ибн Таймия включали в понятие таухид признание только за Аллахом божественной природы (таухид аль-улюхия); признание его единственным Творцом и путеводителем (таухид ар-рубубия); и полную самоотдачу человека Аллаху (таухид аль-’убудия)[2].
Понимание таухида в суфизме сводилось к отрицанию многобожия и считалось достоянием рядовых верующих (таухид аль-’амма). Суфии выделяли три главные формы таухида:
Последняя форма таухида была свойственна учению Ибн Араби, которое позже стали квалифицировать как учение о «единстве бытия» (вахдат аль-вуджуд)[2].
Имена Аллаха | |
---|---|
Аллах • Авваль • Адль • Азиз • Азим • Али • Алим • Афув • Ахир • Бааки • Басит • Батин • Бади • Баис • Бари • Басир • Барру • Ваали • Вааси • Ваджид • Вадуд • Вакиль • Валий • Варис • Вахид • Ваххаб • Ганий • Гафур • Гаффар • Дарр • Джаббар • Джалиль • Джами • Заахир • Зуль-Джаляли валь-Икрам • Кабид • Кабир • Кавий • Кадир • Кайум • Карим • Каххар • Куддус • Латиф • Маджид • Маджииду • Малик • Малику-ль-Мульк • Мани • Матин • Муаххир • Мубди • Мугни • Муджиб • Музилль • Муизз • Муиид • Мукаддим • Мукит • Муксит • Муктадир • Мумин • Мумит • Мунтаким • Мусаввир • Мутакаббир • Мутали • Мухаймин • Мухйи • Мухси • Нафи • Нур • Раззаку • Ракиб • Рауф • Рафи • Рахман • Рахим • Рашид • Сабур • Салям • Самад • Самиу • Тавваб • Фаттах • Хабир • Хади • Хаий • Хакам • Хаким • Хакк • Халик • Халим • Хамид • Хасиб • Хафиз • Хафид • Шакур • Шахид
|
|
Абд · Сифат · Таухид |
Tags: Таухид хакимия, таухид деген не, таухид в именах и атрибутах.