Метки: Иустин философ видео, иустин философ апология 1, иустин философ сочинения, иустин философ о кресте, иустин философ 9 букв, иустин философ купить.
Иусти́н Филосо́ф (Иусти́н Вели́кий, Иусти́н Ри́мский, Иусти́н Му́ченик, Юсти́н Му́ченик; ок. 100—165 г.) — раннехристианский мученик и апологет. Первым привил христианскому вероучению понятия греческой философии и положил начало богословскому истолкованию истории.
Содержание |
Родился ок. 100 г.[1] в городе Флавия Неаполис (лат. Flavia Neapolis), (ивр. Шхем; араб. Наблус) в Самарии. Его дед носил греческое имя Вакх, а его отец — латинское имя Приск[2], что дало повод предположить, что родители Иустина принадлежали к числу римских колонистов, восстанавливавших город после его разрушения во время Иудейской войны 70 г.[3] Его родители были язычниками, а сам Иустин указывает на свое языческое происхождение и называет себя «необрезанным»[4].
Иустин занимался философией сначала у стоического философа, но вскоре разочаровывается стоической школой ввиду того, что она, по его мнению, не считала познания о Боге необходимыми. Затем знакомится с перипатетиком, но ушел от него, после того, как тот потребовал плату за обучение. Иустин беседовал с неким знаменитым пифагорейцем, но не был допущен до обучения в этой школе ввиду отсутствия у Иустина познаний в области музыки, астрономии и геометрии. После этого он познакомился с платоником, с которым занимался философией долгое время[5]. Таким образом, на Иустина оказал значительное влияние платонизм промежуточного периода (Средний платонизм)[6]. Но наиболее важной в жизни Иустина оказалась встреча с пожилым человеком, вероятно, палестинским или сирийским христианином[7]. После диспута старец убеждает Иустина, что для познания Бога следует обращаться к ветхозаветным пророчествам более, чем к доводам разума[8]. Иустин описывает и другой повод, заставивший его принять христианство. Во Второй апологии он пишет, что в то время, когда он учился у платоника, то «слышал, как поносят христиан, но видя, как они безстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтоб они были преданы пороку и распутству»[9]. Иустин принимает крещение, вероятно, в промежуток между 132 и 137 г.[1] и занимается активной миссионерской деятельностью.
Иустин много путешествует, в частности, он посещает Александрию и Эфес. В правление Антонина Пия прибывает в Рим, где основывает собственную школу, среди учеников которой был Татиан[10]. Вступил в диспут с киником Кресцентом[11].
Уже во Второй апологии Иустин предполагает, что будет «повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом»[12]. Татиан также упоминает, что Кресцент преследовал его самого и Иустина[13], но он не говорит о том, чем это преследование закончилось, так как, вероятно, это сочинение было написано ещё до кончины Иустина. Евсевий тоже считает, что в смерти Иустина завязан Кресцент[14], но его источниками являются упомянутые выше два отрывка из сочинений Иустина и Татиана[15]. Этого же мнения придерживается и Иероним Стридонский[11]. Согласно «Мученическим актам», сохранившимся в сборнике Симеона Метафраста, римский префект Рустик[16] расспрашивал Иустина о его вере и христианском образе жизни, а также убеждал его вернуться к почитанию эллинских богов, на что получил отказ. Тогда «за отказ принести жертву богам и неповиновение приказу императора» Иустин вместе в шестью своими учениками (Харитон, Эвелпист, Иеракс, Пеон, Либериан) были биты кнутом, а затем обезглавлены[17]. Таким образом Иустин был казнен около 165 г.[15]
Согласно самому Иустину, он является автором трактата «против всех ересей»[18]. Ириней Лионский цитирует фрагмент из недошедшего до нас сочинения Иустина «Против Маркиона»[19]. Евсевий Кесарийский упоминает обе эти работы[20], но сам похоже не читал их. Также у него представлен известный ему список работ Иустина: «речь, обращенная к Антонину, именуемому Благочестивым, к его детям и к римскому сенату»; апология «к Антонину Веру» (к Марку Аврелию); «К эллинам»; ещё одно сочинение к эллинам, называющееся «Обличение»; «О Божественном единодержавии»; «Лирник»; сочинение о природе души; «Диалог с Трифоном иудеем»; «Против Маркиона»; в конце добавляет, что «существует много и других его трудов у многих братьев»[21]. Более поздние авторы ничего не прибавляли к этому списку.
Из сохранившихся работ «Первая апология» — наиболее ранний труд Иустина. Атрибуция этой работы не вызывает сомнений, а датировка, по разным оценкам, варьируется от 149[22] до 155 года[23]. Главный адресат апологии — император Антонин Пий, известный как честный и склонный к философии человек. Иустин ставит своей задачей защитить христиан от обвинений, связанных с непочитанием эллинских богов[24], что рассматривалось как безбожие и считалось уголовно наказуемым преступлением[25]; от обвинений в политическом перевороте[26]; в бытовых преступлениях[27], безнравственности[28] и даже в подкидывании новорожденных младенцев[29]. Во второй части сочинения Иустин излагает христианское вероучение: описывает ветхозаветные пророчества, которые, по его мнению, сбылись[30],и которые сбудутся[31], а также приводит схожие элементы иудео-христианской и эллинской религий, обосновывая это сходство заимствованием греками этих элементов из Библии[32]. Иустин завершает текст прошением о прекращении преследования и приложением нескольких правительственных писем, свидетельствующих о благонадежности христиан.
Вторая апология состоит из 15 глав и дополняет Первую. Ряд ученых предполагает, что изначально обе апологии представляли собой единое произведение[6], но свидетельство Евсевия Кесарийского говорит против такого утверждения[1]. Время написания точно определить невозможно, но, вероятно, она была написана в скором времени после написания Первой, то есть около 155 года[33].
Поводом для написания этого письма к римскому сенату стал следующий инцидент. В Риме ведущая распутную жизнь женщина приняла христианство. Её муж не отказался вместе с ней от прежнего образа жизни, и женщина подала разводное письмо. В отместку, муж через своего друга сотника убедил префекта Урбика заключить в тюрьму наставника своей жены — некоего Птоломея за то, что он был христианином. Когда Птоломея было приказано казнить, другой христианин по имени Лукий указал Урбику, что он осуждает ни в чём не повинного человека. Тогда Урбик, узнав, что Лукий тоже христианин, приказывает казнить его вместе с Птоломеем[34].
Иустин излагает сенату христианское учение, чтобы тот обнародовал его и избавил христиан от ложных обвинений. В частности, Иустин затрагивает тему самоубийства и дачи ложного показания[35], теодицеи[36], эсхатологии[37], гонений и смерти[38]. Как и в Первой апологии, Иустин на протяжении всего повествования проводит параллели с греческой литературой и философией.
Ещё одно сочинение, не вызывающее сомнений в авторстве[6], — это «Диалог с Трифоном иудеем». Вероятнее всего, диалог записан около 160 года[39]. В отличие от Апологии Иустин отступает от монолога и выбирает жанр диалога. Его оппонентом является эллинизированный иудей по имени Трифон. Некоторые ученые считают, что в действительности диалога не было, и Трифон — лишь литературный герой Иустина. В частности, сомнение вызывает способность Иустина столь подробно передать детали диалога спустя 30 лет (либо спустя 20 лет[40])[41]. Согласно другой точке зрения, дебаты могли иметь место в истории ок. 132 г., и к 160 г. Иустин тщательно собрал все аргументы, которые в полемике накопила его Церковь[6]. Относительно целевой аудитории сочинения единогласного мнения тоже нет. Среди ученых XIX в. было распространено традиционное мнение, что ей являются евреи. Но в XX веке ряд ученых стал придерживаться мнения, что целевая аудитория Диалога — греки[42]. Вероятный адресат сочинения — некий Марк Помпей, упомянутый в 141 главе[43].
Композиционно сочинение можно поделить на три части:
Сохранились многие другие сочинения, приписываемые Иустину, атрибуция которых подвергается серьёзной критике. Среди них: «Увещательное слово к эллинам»[44], «Речь к эллинам»[45], «О единовластительстве» («О монархии»)[46], «О воскресении»[47], «Послание к Диогнету»[48].
Сохранилось несколько сочинений, однозначно не принадлежащих Иустину: «Вопросы христиан к язычникам»[49], «Вопросы язычников к христианам»[50], «Вопросы и ответы к православным»[51], «Опровержение некоторых аристотелевских мнений»[52], «Изложение правого исповедания»[53], «Послание к Зене и Серену»[54].
Ряд сочинений утерян: «Синтагма против всех ересей», «Против Маркиона», «К эллинам», «Обличение», «Лирник», «О Божественном единодержавии».
Творения Иустина чрезвычайно важны для раскрытия учения церкви середины II в., особенно по вопросу о применении к христианскому мировоззрению филоновского учения о Слове. Они содержат единственное в своём роде описание принятых у ранних христиан обрядов крещения и евхаристии. Иустину были известны все синоптические евангелия; одним из первых он цитирует «Деяния апостолов».
Издания:
Русские переводы:
Исследования:
Патристика | |
---|---|
и апологеты |
Варнава Апостол • Климент Римский • Игнатий Антиохийский • Поликарп Смирнский • Папий Иерапольский • |
Греческая патристика |
Ориген †ок. 254 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Феодор Мопсуестийский †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Максим Исповедник †662 • Иоанн Дамаскин †753 |
Латинская патристика |
Тертуллиан †ок. 225 • Киприан †258 • Иларий †367 • Амвросий †397 • |
Ориентальная патристика |
Феодор Мопсуестийский †428 • Феодорит Кирский †457 • Севир Антиохийский †538 |
Tags: Иустин философ видео, иустин философ апология 1, иустин философ сочинения, иустин философ о кресте, иустин философ 9 букв, иустин философ купить.