Метки: Феодор мопсуестийский христология, феодор мопсуестийский катехизис, феодор мопсуестийский труды, феодор мопсуестийский скачать.
Феодор Мопсуестийский (около 350, Антиохия — 428, Мопсуестия близ Аданы, Киликия) — раннехристианский теолог и святой Несторианской церкви. Епископ Мопсуестии с 392 года, он был одним из наиболее значительных богословов Востока в послеоригеновский период и некоторое время главой антиохийской школы, сильнейшей противницы Александрии в догматической и церковно-политической борьбе V и VI веках. Сочинения Феодора включены в 18-й том Patrologia Graeca.
Был обращён в христианство своим ближайшим товарищем, святителем Иоанном Златоустом, с которым вместе обучался в школе ритора Ливания в Антиохии. Богословие Феодор изучал у Диодора Тарсийского. Закончив обучение, он и Иоанн приняли монашество, но Феодор через некоторое время оставил монастырь и только благодаря наставлениям Иоанна вернулся в него. В 383 году Феодор был рукоположён Флавианом Антиохийским в пресвитера, а в 392 году в епископа.
Будучи острым мыслителем и блестящим оратором (на что указывают его недавно обнаруженные катехизисные поучения), Феодор отличался отточенным владением аристотелевой диалектикой и строгой аскетичностью. В христологии он развивал концепцию «двух сынов», утверждая, что не следует смешивать Божескую и человеческую природы во Христе, и иной — Сын Божий, и иной — Сын человеческий. Он говорил: «Мы не должны думать, что от Девы родился Бог. Не Бог Слово родился от Девы Марии, а тот, кто от семени Давидова» (то есть человек)[1], и не считал возможным объединение в одно лицо Божественного Логоса (который, по Феодору, является неизменяемым и неспособным к страданию) с совершенным человеком Иисусом, который был для Него подобием храма (как в храме пребывает Бог, так и в Иисусе — Божество). Таким образом, он явился предтечей несторианства. Затем, в человечестве Христа он признавал полное подобие нам, людям, и говорил, что и в Человеке Иисусе имела место борьба со страстями, и только после воскресения он стал неизменным. По Феодору, Иисус нуждался в руководстве Духа Божия, который направлял его к должному; «Бог Слово много возлюбил его (человека Иисуса); пребывая в нём, Бог Слово даровал ему бессмертную жизнь и, сделав его невредимым, бессмертным и неизменным, возвел на небо». Феодор делал также упор на изучение биографии и традиционных народных представлений о жизни Христа.
В связи с тем, что несториане указывали на Феодора как на своего учителя, в VI веке, при Юстиниане I произошло его осуждение. В эту эпоху Византийскую империю долгое время возмущало противостояние халкидонитов-диофизитов и нехалкидонитов-миафизитов, которые обвиняли первых в исповедании разделения во Христе, и имп. Юстиниан I для ухода от таких обвинений решил сделать удар по радикальному диофизитству, издав осуждение «трех глав»[2]. Об этом документе началась полемика, и на созванном (не без препятствий: римский папа был против этого осуждения) в 553 г. в Константинополе V Вселенском соборе Феодор Мопсуестийский был анафематствован (наряду с отдельными сочинениями двух других писателей, проводивших те же взгляды). Причем во время рассмотрения его дела оценка его сочинений участниками собора была жесткой: «Анафема Феодору Мопсуетскому и его сочинениям; они чужды Церкви, они чужды православным, они чужды отцам, они полные нечестия, они восстают на Священное Писание, анафема Феодору: он опозорил Евангелие, он поругался над домостроительством нашего спасения… Осуждаем и анафематствуем… Феодора, который был епископом в Мопсуесте, и его нечестивые сочинения»[3] Таким образом, Католической и Православной Церковью он признается еретиком.
В Ассирийской церкви Востока Феодор вместе с Несторием и Диодором Тарсским почитается в качестве трёх греческих святителей. Феодору приписывается составление одной из трёх литургий восточно-сирийского обряда.
Патристика | |
---|---|
и апологеты |
|
Греческая патристика |
Ориген †ок. 254 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Феодор Мопсуестийский †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Максим Исповедник †662 • Иоанн Дамаскин †753 |
Латинская патристика |
Тертуллиан †ок. 225 • Киприан †258 • Иларий †367 • Амвросий †397 • |
Ориентальная патристика |
Феодор Мопсуестийский †428 • Феодорит Кирский †457 • Севир Антиохийский †538 |
Tags: Феодор мопсуестийский христология, феодор мопсуестийский катехизис, феодор мопсуестийский труды, феодор мопсуестийский скачать.