Momotik.ru

Народный проект

Ру́сская Правосла́вная Це́рковь заграни́цей[1] (сокращённо РПЦЗ; РґСЂСѓРіРёРµ названия Ру́сская Зарубе́жная Це́рковь, Ру́сская Правосла́вная Це́рковь Р·Р° рубежо́м; англ. the Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR или англ. the Russian Orthodox Church Abroad, ROCA) вЂ” самоуправляемая часть Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви (СЃ 17 мая 2007 РіРѕРґР°).

Возникла в 1920-е годы как русская православная эмигрантская церковная организация, вышедшая из административного подчинения «московской церковной власти»; объединяла ряд епископов Православной Российской Церкви, оказавшихся вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны в изгнании и эмиграции, которые отвергли «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений на церковь и находящимся в порабощении у большевистского режима[2][3].

В Советском Союзе рассматривалась властями и официальной пропагандой как контрреволюционная, антисоветская монархическая «эмигрантская религиозно-политическая группировка»[4]; в литературе Московского Патриархата до начала 2000-х обычно именовалась «карловацким расколом»[5].

17 мая 2007 в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении[6][7][8], гласящий, что «Русская православная церковь Заграницей <…> пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви» (п. 1 Акта)[9].

Принятые 27 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ поправки к Уставу РПЦ (от 2000 года)[10] определяют РПЦЗ как одну из самоуправляемых Церквей Московского Патриархата[11].

Содержание

�стория

В 1920-е—1930-е годы

Р’ мае 1919 РІ Ставрополе Кавказском вЂ” РЅР° территории, контролировавшейся Белым движением, вЂ” было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕРґ председательством архиепископа Новочеркасского Рё Донского Митрофана (Симашкевича). Впоследствии учреждение ВВЦУ было легитимизировано изданием Постановления Патриарха РўРёС…РѕРЅР°, Священного РЎРёРЅРѕРґР° Рё Высшего Церковного Совета РѕС‚ 7/20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1920 в„– 362[12] вЂ” Акта, рассматриваемого канонистами РПЦЗ РІ качестве РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ правоустанавливающего документа.

Ранее, в ноябре 1918, Временное Высшее Церковное Управление было создано Сибирским церковным Совещанием в Томске, объединившим 13 архиереев епархий Урала и Сибири.

После поражения армии Антона Деникина РЅР° Кубани РІ марте 1920 РіРѕРґР°, архиепископ Митрофан остался РІ Р РѕСЃСЃРёРё, затворившись РІ монастыре РІ Старочеркасске. 2/15 октября 1920 РіРѕРґР° ВВЦУ Юга Р РѕСЃСЃРёРё, РЅР° тот момент находившееся уже РІ Симферополе, назначило управляющим западноевропейскими СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё церквами архиепископа Евлогия (Георгиевского) РЅР° правах епархиального архиерея, каковое назначение было подтверждено Указом Патриарха РўРёС…РѕРЅР° РѕС‚ 26 марта/8 апреля 1921 РіРѕРґР° («ввиду состоявшегося постановления Высшего Р СѓСЃСЃРєРѕРіРѕ Церковного Управления заграницей») вЂ” «временно, впредь РґРѕ возобновления правильных Рё беспрепятственных сношений означенных церквей СЃ Петроградом» (поскольку заграничные РїСЂРёС…РѕРґС‹ исторически находились РІ подчинении петербургской епархии).

К 6/19 ноября 1920 года в оккупированном тогда войсками Антанты Константинополе, под предводительством Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России в Крыму генерала Петра Врангеля, прибыли и сосредоточились на Босфоре свыше 125 кораблей русского и иностранного флотов, переполненные беженцами из Крыма в числе около 150-и тысяч. Среди них была группа архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). По совету Севастопольского епископа Вениамина (Федченкова), 19 ноября на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое заграничное заседание ВВЦУ Юга-Востока России (в декабре того же года преобразовано в Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУЗ)); в частности, было постановлено «снестись с Константинопольской Патриархией для выяснения канонического взаимоотношения». 2 декабря[13] 1920 года митрополиту Антонию была направлена Грамота Синода Вселенской Патриархии (во главе Синода стоял тогда местоблюститель Вселенского Патриаршего Престола митрополит Прусийский Дорофей (Маммелис)), которая предоставляла «русским иерархам» право «исполнять для русских православных беженцев все, что требуется Церковью и религией для утешения и ободрения православных русских беженцев». �м разрешалось «образовать для пастырского служения временную церковную комиссию (Эпитропию) под предначальственным управлением Вселенской Патриархии для надзора и руководства общей церковной жизнью русских церковных колоний, в пределах православных стран, а также для русских воинов <…>».

Последнее заседание ВРЦУЗ в Константинополе состоялось 29 апреля (12 мая) 1921. В 1921, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия (Павловича), Высшее Церковное Управление Русской православной церкви Заграницей переехало в Сербию, в Сремски Карловцы[14], где оставалось до эвакуации в 1944. Сербский патриарх Димитрий († 1930) предоставил свою резиденцию в распоряжение русских архиереев. В Сербию ещё раньше, 5 февраля 1920, прибыло 5 русских архиереев, эвакуировавшихся из Новороссийска в январе 1920 года. Первое заседание ВРЦУ в Сремских Карловцах состоялось 21 июля 1921 под председательством митрополита Антония (Храповицкого). 31 августа 1921 года Архиерейский Собор Сербской Церкви предоставил ВЦУ заграницей право юрисдикции над русским духовенством, не состоящим на службе в Сербской Церкви.

8 вЂ” 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ (СЃС‚. СЃС‚.) 1921 РіРѕРґР° РІ Сремских Карловцах состоялось Всезаграничное Р СѓСЃСЃРєРѕРµ Церковное Собрание, впоследствии переименованное РІ РЎРѕР±РѕСЂ (РІ современной литературе часто именуется Первым Всезаграничным Церковным РЎРѕР±РѕСЂРѕРј). РќР° СЃРѕР±РѕСЂРµ был заслушан Наказ РЎРѕР±РѕСЂСѓ, приняты Обращение Рє воинам СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ армии, Послание чадам Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной Церкви, РІ рассеянии Рё изгнании сущим, Р° также Послание Рє РјРёСЂРѕРІРѕР№ Конференции (Генуэзской). Р СЏРґ заявлений РЎРѕР±РѕСЂР° РЅРѕСЃРёР» чисто политический характер, РІ частности призыв Рє восстановлению РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј престоле «законного православного царя РёР· РґРѕРјР° Романовых» Рё РїСЂСЏРјРѕР№ призыв Рє мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения режима РІ РСФСР[15]. Решения Рё участники получившего РІ советской печати наименование Карловицкого РЎРѕР±РѕСЂР° были подвергнуты РІ советской Р РѕСЃСЃРёРё осуждению.

3 марта (16 марта) 1922 Патриарх Тихон официально поблагодарил сербского Патриарха Димитрия за то, что он предоставил убежище русским архиереям.

5 мая 1922 года в Москве в соединённом присутствии Священного Синода и Высшего церковного совета под председательством Патриарха Тихона было вынесено постановление, которое в виде указа Патриарха было выслано возведённому в сан митрополита Евлогию (Геогриевскому) для передачи во ВЦУЗ. Патриарший Указ гласил:

«1. Я признаю Карловацкий Собор заграничного русского духовенства и мирян не имеющим канонического значения и послание его о восстановлении династии Романовых и обращение к Генуэзской Конференции не выражающим официального голоса Русской православной церкви;

2. Р’РІРёРґСѓ того, что заграничное Р СѓСЃСЃРєРѕРµ Церковное Управление увлекается РІ область политического выступления, вЂ” Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, заграничные СЂСѓСЃСЃРєРёРµ РїСЂРёС…РѕРґС‹ уже поручены попечению проживающего РІ Германии Преосвященного Митрополита Евлогия, Высшее Церковное Управление Р·Р°-границей упразднить <…>В»[16].

По ознакомлении с указом, большинство членов ВЦУЗ пришло к мнению о том, что он был подписан под давлением большевиков. В русских зарубежных приходах начался сбор подписей под обращениями к митрополиту Антонию с просьбой не уходить на покой.

Архиерейский Собор, состоявшийся 2 сентября 1922 года, решил формально исполнить волю Патриарха Тихона: Собор упразднил ВЦУЗ и образовал Временный Заграничный Священный Синод. Решение Собора гласило:

1. Р’Рѕ исполнение Указа его Святейшества Святейшего РўРёС…РѕРЅР° Патриарха РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ Рё всея Р СѓСЃРё Рё Святейшего РїСЂРё нём РЎРёРЅРѕРґР° РѕС‚ 24 апреля (5 мая) 1922 РіРѕРґР° Р·Р° в„– 348 существующее Высшее Р СѓСЃСЃРєРѕРµ Церковное Управление упразднить;

2. Для организации новой Высшей церковной власти созвать Русский Всезаграничный Собор 21 ноября 1922 года;

3. В целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти образовать Временный Заграничный Архиерейский Синод РПЦ за границей с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и предать все права и полномочия Русского Церковного Управления за границей;
<…>
6. Об образовании Временного Архиерейского Синода довести до сведения Святейшего Патриарха Тихона и всех глав Автокефальных церквей, а также российских посланников.[17]

13 сентября 1922 года Архиерейский Собор постановил образовать Архиерейский Синод Русской православной церкви заграницей под омофором Сербской Патриархии, что означало разрыв с юрисдикцией Константинопольской патриархии без надлежащего, с точки зрения последней, согласования с нею.

Управляющим Североамериканской епархией был назначен митрополит Платон (Рождественский) в соответствии с Указом Патриарха Тихона от 14 (27) апреля 1922.

Р’ состав РПЦЗ вошли тогда РЅРµ только епископы-эмигранты, РЅРѕ Рё те части Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Церкви, которые оказались РІРЅРµ пределов бывшей Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Республики: многочисленные РїСЂРёС…РѕРґС‹ РІ Западной Европе, епархия РІ Америке, РґРІРµ епархии РЅР° Дальнем Востоке (Владивостокская Рё Пекинская), причём РёР· Владивостокской епархии, РґРѕ РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1922 РіРѕРґР° находившейся РїРѕРґ белой властью, выделена была ещё третья дальневосточная епархия вЂ” Харбинская РІ Маньчжурии. Вошли РІ Заграничную Церковь также Православная Духовная РњРёСЃСЃРёСЏ РІ Палестине Рё РїСЂРёС…РѕРґ РІ Тегеране.

Открывшийся 5 июня 1923 года Архиерейский Собор РПЦЗ отверг использование в литургической жизни нового стиля и иные реформы, принятые тогда на Всеправославном конгрессе в Константинополе, под председательством Вселенского Патриарха Мелетия IV.

Троицкий храм в Белграде, Сербия. Основан в 1924 году

В 1927 году Архиерейский Собор РПЦЗ, 5 сентября заслушав Послание заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и Временного патриаршего Священного Синода от 16/29 июля 1927 года («Декларацию митрополита Сергия»), постановил: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения её безбожной советской властью, лишающей её свободы в своих волеизъявлениях и каноническом управлении Церковью.»[18]

9 мая 1928 постановлением Временного Патриаршего РЎРёРЅРѕРґР° Р·Р° в„– 104 «возникшее РІ Сремских Карловцах Высшее Управление СЂСѓСЃСЃРєРёРјРё заграничными православными епархиями Рё общинами объявлено упразднённым, Р° его действия Рё распоряжения вЂ” РЅРµ имеющими канонической силы Рё отменёнными. Архиереям Рё клирикам, подчиняющимся Управлению, предложено было (независимо РѕС‚ того, дадут ли РѕРЅРё или РЅРµ дадут известное обязательство РІ лояльности) сделать постановление Рѕ ликвидации Управления или же РїРѕ крайней мере каждому РІ отдельности порвать СЃ этим Управлением Рё СЃРѕ всей РіСЂСѓРїРїРѕР№, возглавляемой РёРј (Рї. VII). Тех, кто откажется исполнить наше постановление (опять-таки „независимо РѕС‚ того, дано или РЅРµ дано вышеназванное обязательство“), предложено „предать СЃРѕР±РѕСЂРЅРѕРјСѓ СЃСѓРґСѓ как ослушников законного священноначалия Рё учинителей раскола, СЃ запрещением (смотря РїРѕ РІРёРЅРµ Рё упорству) РІ священнослужении впредь РґРѕ СЃСѓРґР° или РґРѕ раскаяния“ (VIII-РІ).В»

На практике это распоряжение не могло иметь никаких реальных следствий.

Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Рё РїСЂРё нём Патриаршего Священного РЎРёРЅРѕРґР° Рћ Карловацкой РіСЂСѓРїРїРµ РѕС‚ 22 РёСЋРЅСЏ 1934 РіРѕРґР° в„– 50 постановлялось:

1. Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы как восставших на свое законное Священноначалие и, несмотря на многолетние увещания, упорствующих в расколе предать церковному суду по обвинению в нарушении правил Святых Апостолов 31, 34, 35; Двукратного Собора 13-15 и других с устранением обвиняемых впредь до их раскаяния или до решения о них суда от церковных должностей (если таковые они занимают).
2. РџРѕ указанным РІ предложении основаниям сверх того Рё РЅР° то же время запретить РІ священнослужении Преосвященных: бывшего Киевского митрополита Антония, бывшего Кишинёвского архиепископа Анастасия, бывшего Забайкальского архиепископа Мелетия, бывшего Финляндского архиепископа Серафима, бывшего Камчатского епископа Нестора, Р° также епископа РўРёС…РѕРЅР° (Лященко), епископа РўРёС…РѕРЅР°[19], возглавляющего карловчан РІ Америке, Рё епископа Виктора вЂ” РІ Пекине.
3. Предупредить православных архипастырей, клир и мирян, что входящие в молитвенное общение с раскольниками, принимающие от запрещенных Таинства и благословение подлежат по церковным правилам одинаковому с ними наказанию.[20]

10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг Указ митрополита Сергия; постановление было подписано 17 епископами, не считая подписи митрополита Антония.

24 апреля 1936 РіРѕРґР° Рейхсминистерство церковных дел[21] Германии сообщило митрополиту Антонию Рѕ решении правительства РџСЂСѓСЃСЃРёРё Рё возможности строительства РЅРѕРІРѕРіРѕ кафедрального СЃРѕР±РѕСЂР° РІ Берлине (СЃРѕР±РѕСЂ Воскресения Христова (нем.)СЂСѓСЃСЃРє. РЅР° Гогенцоллерндамм (нем.)СЂСѓСЃСЃРє.) частично РЅР° средства министерства. Р’ ответ митрополит Антоний РІ благодарственном РїРёСЃСЊРјРµ писал министру Гансу Керлу[21]: «В то время, РєРѕРіРґР° Православная Церковь РЅР° нашей Р РѕРґРёРЅРµ подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства Рё ваше лично, пробуждает РІ нас чувство глубокой благодарности германскому народу Рё его славному вождю Адольфу Гитлеру Рё побуждает нас Рє сердечной молитве Р·Р° его Рё германского народа Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, благополучие Рё Рѕ Божественной Помощи РІРѕ всех РёС… делах.В»[22]

В сентябре 1936 года созванное Сербским Патриахом Варнавою Совещание архиереев РПЦЗ приняло Временное Положение о Русской православной церкви заграницей, которое, в частности, учреждало Дальневосточный и Североамериканский митрополичьи округа. Североамериканский округ возглавил митрополит Феофил (Пашковский). Первая Глава Положения определяла Русскую Церковь за пределами СССР следующим образом:

Русская православная церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. �мя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего Престола Митрополита Петра всегда возносится за богослужением во всех заграничных церквах.

Р’ конце 1936 пришла весть (как окажется РјРЅРѕРіРѕ позже, вЂ” неверная) Рѕ кончине РІ ГУЛАГе Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Р’ РњРѕСЃРєРІРµ Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий возложил РЅР° себя звание Патриаршего Местоблюстителя. Р’РІРёРґСѓ непризнания последнего СЃРѕ стороны РПЦЗ, последняя СЃРІСЏР·СЊ (поминовение имени Местоблюстителя) между РПЦЗ Рё Патриархией обрывается, хотя РІ Архиерейском РЎРёРЅРѕРґРµ РІ течение нескольких лет рассматривали митрополита Кирилла (РЎРјРёСЂРЅРѕРІР°), РЅРµ зная Рѕ его расстреле 20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1937 РіРѕРґР° как законного возглавителя Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви.

25 февраля 1938 года был издан декрет правительства Германии о переходе всех церковных имуществ в распоряжение Рейхсминистерства церковных дел.

Второй Всезарубежный Собор Заграничной Церкви[23] собрался в августе 1938 года в Сремских Карловцах под председательством митрополита Анастасия (Грибановского), до того с 1924 управлявшего Русской Православной Миссией в �ерусалиме. Помимо рассмотрения текущих дел Собор обратился с двумя посланиями: К русскому Народу в Отечестве страждущему и К Русской пастве в рассеянии сущей. Собор также осудил учение священника Сергия Булгакова о Софии, подтвердив прежнюю квалификацию его учения как ереси Архиерейским Собором 1935[24].

РПЦЗ во время Второй мировой войны

По мере успехов Германии в ходе Второй мировой войны митрополит Анастасий начал рассматривать возможность переноса церковного центра в Швейцарию. После занятия в апреле 1941 года Белграда германскими войсками последовали репрессии против руководства Сербской Церкви; 25 апреля Патриарх Гавриил был арестован. Отношение военной администрации в Югославии к Архиерейскому Синоду было более благожелательным.

Храм-памятник «во имя праведного �ова Многострадального, в память Царя-Мученика Николая II и всех русских людей, богоборческой властию в смуте убиенных» (1936—1950) в брюссельском районе Уккел. Освящён 1 октября 1950 года м-том Анастасием (Грибановским).

Согласно исследованию Михаила Шкаровского[25], 22 РёСЋРЅСЏ 1941 РіРѕРґР° РІ РїРѕРєРѕСЏС… митрополита Анастасия был произведен обыск сотрудниками гестапо, РІ котором РѕРЅ слыл англофилом. Также были произведены обыски РІ канцелярии Архиерейского РЎРёРЅРѕРґР° Рё РЅР° квартире правителя дел синодальной канцелярии Григория Граббе. Митрополит Анастасий воздержался РѕС‚ издания какого-либо послания РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ началом РІРѕР№РЅС‹ РЅР° территории РЎРЎРЎР , хотя значительная часть СЂСѓСЃСЃРєРёС… эмигрантов приветствовала начало РІРѕР№РЅС‹ между Германией Рё РЎРЎРЎР , связывая СЃ РЅРёРј скорый крах большевистского режима РІ Р РѕСЃСЃРёРё. Отдельные иерархи, как то митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов) РІ своём послании РѕС‚ 22 РёСЋРЅСЏ 1941 РіРѕРґР°, Р° также Архиепископ (впоследствии Митрополит) Берлинский Рё Германский Серафим (Ляде)[26], бывший этническим немцем, Рё некоторые РґСЂСѓРіРёРµ клирики РПЦЗ поддержали «освободительный РїРѕС…РѕРґВ» вермахта против РЎРЎРЎР , полагая коммунистический режим гораздо бо́льшим злом для Р РѕСЃСЃРёРё[27]. Р’ РЎРЁРђ, РІ июле 1941 РіРѕРґР°, Р СѓСЃСЃРєРѕ-Американский комитет обратился СЃ заявлением Рє президенту РЎРЁРђ Р¤. Р”. Р СѓР·РІРµР»СЊС‚Сѓ, подписанным, среди прочих, архиепископом Североамериканским Рё Канадским (РПЦЗ) Виталием (Максименко), РІ котором говорилось, РІ частности: В«<…> Германия вторглась РІ Советскую Р РѕСЃСЃРёСЋ, Рё РІ иных кругах высказывается мнение, что Америка без промедления должна прийти РЅР° помощь РЎРЎРЎР . <…> Этот Комитет, представляющий лояльных американцев СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ происхождения, СЃ большою тревогою Рё глубоким прискорбием констатирует СЏРІРЅРѕ обозначающееся стремление отдельных чинов Администрации Рє оказанию Америкою помощи РЅРµ Р РѕСЃСЃРёРё, РЅРµ СЂСѓСЃСЃРєРёРј, Р° красной диктатуре РІ лице Сталина. РњС‹ полагаем, что было Р±С‹ фатальной ошибкой для Соединённых Штатов выступать РЅР° защиту советов РїРѕ следующим основаниям: Р’Рѕ-первых, современная Р РѕСЃСЃРёСЏ находится РїРѕРґ властью РіРЅСѓСЃРЅРѕР№ клики международных заговорщиков, известной РїРѕРґ именем Коминтерна, стремящейся путём разлагательной пропаганды или же насилием ниспровергнуть законные правительства РІРѕ всём РјРёСЂРµ. <…>В»[28]

Основной целью Синода в сношениях с германскими ведомствами была задача участия в церковном возрождении на занятой вермахтом территории СССР. Но направленная в Рейхсминистерство церковных дел Анастасием 26 июня 1941 года просьба о разрешении ему на проезд в Берлин для обсуждения вопроса об организации на «восточных территориях» церковной власти была отклонена вследствие неприятия таких предложений другими ведомствами Третьего рейха.

1 октября 1941 года Анастасий отправил в Берлин мнение Архиерейского Синода о положении церковных дел в России, которое предусматривало «возобновление церковной жизни в освобожденных от коммунистической власти областях» и «воссоздание законной всероссийской церковной власти»; предлагалось предоставить Синоду возможность командировать епископов в Россию, а также в перспективе созыв «в Москве в возможно ближайшее время по освобождении ея» Собора «из всех наличных епископов Русской Церкви, не скомпрометированных сотрудничеством с митрополитом Сергием и особенно участием в его Синоде, во главе со старейшим из них и составить временное высшее церковное управление, которое впоследствии созвало бы и Всероссийский Собор для восстановления Патриаршества и суждения о дальнейшем устройстве Русской Церкви».

Однако, несмотря на проводимую руководством Германии политику религиозного и юрисдикционного плюрализма на занятых территориях Союза ССР, отношение к РПЦЗ было недоверчивым и её деятельность на территории СССР имела крайне ограниченный характер; сам митрополит Анастасий находился под фактическим домашним арестом[29][30].

14 сентября 1943 РіРѕРґР°, после избрания РІ РњРѕСЃРєРІРµ Сергия (Страгородского) Патриархом РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёРј, митрополит Анастасий сделал заявление Рѕ непризнании выборов Патриарха. Заявление было положительно оценено РІ РњР�Р” Германии Рё ходатайство Архиерейского РЎРёРЅРѕРґР°, РІ котором Рє тому времени оставалось всего 2 епископа (сам Анастасий Рё Серафим), Рѕ встрече епископов для решения кадровых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ было удовлетворено: было позволено провести РІ Вене целую архиерейскую конференцию. «Архиерейское совещание иерархов Православной Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви Заграницей», РІ котором участвовало 14 человек (включая 2-С… представителей Белорусской Церкви), состоялась РІ Вене 21 вЂ” 26 октября 1943 РіРѕРґР°. Совещание приняло резолюцию Рѕ непризнании избрания «Патриарха Всероссийского РІ Москве», РІРІРёРґСѓ его неканоничности, Рё призвало РЅР° Р±РѕСЂСЊР±Сѓ СЃ РєРѕРјРјСѓРЅРёР·РјРѕРј «всех верующих Православной Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви РЅР° Р РѕРґРёРЅРµ Рё РІ рассеянии сущих»; третий принятый Совещанием документ вЂ” «Резолюция РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ Рѕ том, чем Церковь может содействовать Р±РѕСЂСЊР±Рµ СЃ большевистским безбожие컠— фактически содержал критику германской политики РІ отношении Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви Рё включал требования, направленные РЅР° предоставление ей большей СЃРІРѕР±РѕРґС‹, РІ том числе Рё РЅР° оккупированных территориях.

В сентябре 1944 года Синод покинул Белград и 10 ноября служащие и члены Синода поселились в Карлсбаде.

В Германии митрополит Анастасий имел несколько встреч с генералом Власовым, благословил создание Русской освободительной армии (РОА). 18 ноября 1944 года он присутствовал в Берлине на торжественном собрании, провозгласившем учреждение Комитета освобождения народов России (КОНР) и 19 ноября в берлинском соборе произнёс речь, посвящённую учреждению комитета. В связи с приближением советских войск митрополит Анастасий и сотрудники Синода при содействии генерала Власова выехали в Баварию.

РПЦЗ после Второй мировой войны

С 1945 года руководство РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием находилось в Мюнхене. В структурно-организационном и иных отношениях, по окончании Второй мировой войны, РПЦЗ оказалась в кризисе вследствие признания частью зарубежного епископата Московской Патриархии в качестве законного преемника Православной Российской Церкви и перехода в юрисдикцию московской церковной власти некоторых приходов РПЦЗ на Дальнем Востоке, а также части приходов в Европе и иных регионах.

Определением Священного Синода РПЦ МП от 10 августа 1945 епископат и клир РПЦЗ преданы суду собора епископов и запрещены в священнослужении.

Р’ начале сентября 1945 РіРѕРґР° РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ Патриархат перешли митрополит Евлогий СЃ 75-СЋ приходами РІ Западной Европе Рё Северной Африке (Западноевропейский Экзархат), Р° также митрополит Серафим (Лукьянов) (около 30 РїСЂРёС…РѕРґРѕРІ) вЂ” глава Западно-Европейской епархии РПЦЗ.

VII Собор Северо-Американской Митрополии под председательством митрополита Феофила (Пашковского), проходивший в июне-августе 1946 в Кливленде, постановил «просить Его Святейшество Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно… при условии сохранения нашей полной автономии». После бесплодных переговоров с посланником Московского Патриарха статус Митрополии оказался совершенно неопределённым и мог бы быть охарактеризован как фактическая самопровозглашённая автокефалия.

Р’ 1950 РіРѕРґСѓ Архиерейский РЎРёРЅРѕРґ РПЦЗ переехал РІ РќСЊСЋ-Йорк, РЎРЁРђ.

1 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1964 РіРѕРґР° РІ РПЦЗ была совершена канонизация Р�оанна Кронштадтского, Р° 24 сентября 1978 РіРѕРґР° вЂ” блаженной Ксении Петербургской.

Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ стала совершённая 19 октября (1 ноября) 1981 года канонизация Новомучеников и �споведников Российских и Царственных Мучеников.

15 мая 1990 года Архиерейский Собор РПЦЗ принял «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов РПЦЗ на территории СССР, то есть на территории, входящей в юрисдикцию Московского Патриархата.

Р’ августе 1991 РіРѕРґР° патриарх Алексий II РІ РњРѕСЃРєРІРµ РїСЂРёРЅСЏР» РІРёРґРЅРѕРіРѕ деятеля РПЦЗ Р“. Рђ. Р Р°СЂР°, передав через него иерархии РПЦЗ предложение Рѕ воссоединении Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Церкви РїСЂРё сохранении полной автономии Р·Р° РПЦЗ. Архиерейский СЃРѕР±РѕСЂ РПЦЗ, однако, это предложение отклонил[31].

Вскоре после распада СССР, в январе 1992 года, Архиерейский Синод направил в Россию викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ епископа Каннского Варнаву (Прокофьева) с поручением организовать постоянно действующее Синодальное Подворье в Москве, которое осуществляло бы власть Архиерейского Синода в России. По прибытии в Москву, по приглашению бывшего клирика Московского Патриархата Алексия Аверьянова, открыл подворье РПЦЗ в одном из корпусов бывшей Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, принадлежавшем городской поликлинике; там же разместился неофициальный штаб Национально-патриотического фронта «Память», возглавляемого Дмитрием Васильевым, что привело к ряду скандальных ситуаций[32]. Связь с «Памятью» нанесла ущерб репутации РПЦЗ в России. Религиозный диссидент Зоя Крахмальникова в июне 1993 года писала: «Связь РПЦЗ с „Памятью“ даёт абсолютную победу Московской Патриархии над Зарубежной Церковью, а для того, чтобы победа была прочной, помещение, в котором некогда была Марфо-Мариинская обитель, незаконно занятое о. Алексием [протоиерей Алексий Аверьянов] и „Памятью“, не отбирают, хотя решение о передаче его Сестричеству Московской Патриархии давно принято.»[33]

В 1993 году епископ Валентин (Русанцов), принятый в сане архимандрита в 1990 году из МП, с подчинёнными ему приходами выходит из РПЦЗ. В 1994 году было достигнуто примирение, но уже в начале 1995 года он уходит в раскол окончательно. Архиепископ Марк (Арндт) вынужден был признать: «…Вообще мы должны видеть, что переходы из МП к нам, большой частью не имеют идейной основы, <…> они совершаются на основе личного конфликта с правящим архиереем или какого-нибудь иного конфликта. Таким образом, мы принимаем отнюдь не лучших представителей Русской Церкви. В основном, эти люди мало, или ничего не знают о Зарубежной Церкви. � в тех случаях, когда кто-то располагает какой-либо информацией, приходится сомневаться, что он вообще в состоянии её понять в силу своей собственной лживости, лживости своего положения…»[34]

На Соборе РПЦЗ 2000 года был провозглашён курс на сближение с Московской Патриархией. Деяния Архиерейского Собора РПЦЗ вызвали протест со стороны нелояльных к МП членов РПЦЗ по всему миру[35]. На имя Первоиерарха и Синода начали поступать десятки обращений от духовенства и мирян с просьбой отменить неправомерные, с их точки зрения, решения Архиерейского Собора 2000 года о начале диалога с МП.[36][37]

В октябре 2001 года митрополит Виталий (Устинов), противившийся новому курсу, ушёл на покой по своей просьбе[38], но затем под давлением своего окружения аннулировал свою подпись, итогов собора не признал и совместно с епископом Варнавой (Прокофьевым) рукоположил архиереев и организовал Синод РПЦЗ(В) с центром в городе Мансонвилле (Канада), в котором пробыл Председателем до своей кончины 25 сентября 2006 года. В раскольничью структуру, формально возглавляемую митрополитом Виталием перешло несколько десятков приходов РПЦЗ в России, Западной Европе, Северной и Южной Америке, а также несколько монастырей, выражавших тем самым протест новому курсу митрополита Лавра (Шкурла). В 2006 году Архиерейский синод принял раскаявшегося в учинении раскола Варнаву (Прокофьева) в епископском сане;[39] РПЦЗ(В) раздробилась на мелкие течения.

После Акта о каноническом общении

Часть приходов, отвергших Акт, перешли в юрисдикцию старостильных греков Синод противостоящих, «Русскую �стинно-Православную Церковь» либо РПЦЗ(В).

Другая часть РїСЂРёС…РѕРґРѕРІ, отвергших РђРєС‚, созвала собрание СЃРІРѕРёС… представителей, РЅР° котором определила состав самопровозглашенного «Временного Высшего Церковного Управления Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви Заграницей» (ВВЦУ РПЦЗ) РІРѕ главе СЃ епископом Агафангелом (Пашковским)[40], РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем епископ Агафангел был запрещён РІ служении Архиерейским РЎРёРЅРѕРґРѕРј РПЦЗ. РќРµ имея возможности пополнить епископат, РІ 2007 РіРѕРґСѓ епископ Агафангел обратился Р·Р° помощью Рє греческим старостильникам, Рё 7-8 декабря 2007 Рі. совместно СЃ епископами «Синода Противостоящих»: Аланским Георгием (Пухатэ) Рё Мефонским Амвросием (Байрд) РёРј были рукоположены РґРІР° новых епископа, что привело Рє возникновению РЅРѕРІРѕРіРѕ раскола РІ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Зарубежной Церкви[41]. Осенью 2008 РіРѕРґР° РЅР° ферме Толстовского фонда единомышленниками епископа Агафангела был проведён СЃРѕР±РѕСЂ, который был назван РёРјРё «Пятым Всезарубежным», Рё РЅР° котором епископ Агафангел был избран Первоиерархом новообразованной церковной структуры, СЃ возведением его РІ сан митрополита.

В интервью, опубликованном 14 мая 2008 года, нареченный Первоиерарх РПЦЗ �ларион (Капрал) признал, что между РПЦЗ и Московским Патриархатом «остаются чисто психологические вопросы и преграды. К сожалению, у некоторой части клира и паствы нет доверия к иерархам Русской православной церкви»[42].

В октябре 2008 года митрополит �ларион отметил, что в Бразилии у РПЦЗ было 7 приходов и все они вышли из подчинения Синоду РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении[43].

В ноябре 2010 года стало известно, что в РПЦЗ принята целая неканоническая юрисдикция западного обряда, насчитывающая десять приходов, и сформировавшая Братство св. Григория Великого. Таким образом, к 1 января 2011 года в составе РПЦЗ находилось более 20 приходов, использующих западный обряд.

17 мая 2011 года приходы западного обряда были выделены в отдельный викариат, епископ �ероним (Шо) был назначен помощником первоиерарха РПЦЗ по управлению этими общинами[44].

Устройство и управление

В РПЦЗ состоит 9 епархий:

  1. Восточно-Американская и Нью-Йоркская (митрополичья)
  2. Чикагская и Средне-Американская
  3. Сан-Францисская и Западно-Американская
  4. Монреальская и Канадская
  5. Австралийская и Новозеландская
  6. Южно-Американская
  7. Женевская и Западно-Европейская
  8. Берлинская и Германская
  9. Великобританская и �рландская

Также имеется ставропигиальная Русская духовная миссия в �ерусалиме.

Основная часть РїСЂРёС…РѕРґРѕРІ находится РІ РЎРЁРђ вЂ” 323 РїСЂРёС…РѕРґР°; всего вЂ” 375 (РЅР° 2009 РіРѕРґ)[45]; около 20 монашеских общин. Духовный центр вЂ” Свято-Троицкий мужской монастырь РІ Джорданвилле, штат РќСЊСЋ-Йорк, основанный РІ 1930 РіРѕРґСѓ архимандритом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) Рё псаломщиком Р�ваном Андреевичем Колосом[46]. Р’ Джорданвилле расположена духовная семинария РПЦЗ, РІ которой преподавали такие видные деятели СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ православного зарубежья как архиепископ Аверкий (Таушев) Рё архимандрит Константин (Зайцев).

Административный центр находится в Нью-Йорке: 75 E 93rd St New York; там же расположен синодальный собор Знамения Божией Матери (Synodal Cathedral of the Mother of God of the Sign), освящённый 12/25 октября 1959 года; в соборе хранится чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери, вывезенная в 1919 году из Знаменского монастыря в Курске (явлена в Коренной пустыни). Синодальный дом был куплен и подарен Архиерейскому Синоду в 1957 году выходцем из Одессы Сергеем Яковлевичем Семененко.

Согласно Положению о Русской православной церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской православной церкви заграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам[47].

Председатель РЎРѕР±РѕСЂР° Епископов Рё Архиерейского РЎРёРЅРѕРґР° вЂ” Первоиерарх Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви заграницей РІ сане Митрополита, избираемый РЎРѕР±РѕСЂРѕРј пожизненно; члены РЎРѕР±РѕСЂР° суть РІСЃРµ архиереи, входящие РІ состав Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви заграницей (РїСЂ. 8 Положения). Р’ РєСЂСѓРі ведения РЎРѕР±РѕСЂР° Епископов, среди прочего, также РІС…РѕРґРёС‚ избрание РґРІСѓС… Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями РЎРёРЅРѕРґР°, РґРІСѓС… членов Архиерейского РЎРёРЅРѕРґР° Рё РґРІСѓС… заместителей членов РЎРёРЅРѕРґР° (РїСЂ. 11 Положения). Р’ случае РѕСЃРѕР±РѕР№ надобности Первоиерарх вместе СЃ Архиерейским РЎРёРЅРѕРґРѕРј созывают Всезарубежный Церковный РЎРѕР±РѕСЂ, состоящий РёР· епископов Рё представителей клира Рё РјРёСЂСЏРЅ. Постановления таких Всезарубежных Церковных РЎРѕР±РѕСЂРѕРІ имеют законную силу Рё приводятся РІ исполнение только РїРѕ утверждении РёС… РЎРѕР±РѕСЂРѕРј Епископов РїРѕРґ председатальством Первоиерарха (РїСЂ. 12 Положения).

Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя (Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16 Положения).

Подписанный 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ предусматривает, что Первоиерарх РПЦЗ, избираемый её Архиерейским Собором, подлежит утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Московского Патриархата. Кроме того, согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом подлежат решения об образовании или упразднении епархий, входящих в РПЦЗ; избрание Архиерейским Собором или Архиерейским Синодом РПЦЗ архиереев утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

Вышестоящая инстанция церковной власти для РПЦǠ— Поместный Рё Архиерейский РЎРѕР±РѕСЂС‹ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви, РІ число членов которых РІС…РѕРґСЏС‚ архиереи РПЦЗ, Р° применительно Рє первому вЂ” также представители клира Рё РјРёСЂСЏРЅ РПЦЗ.

Богословские достижения и отличия

Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте.

Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, «сергианство», экуменизм. Всегда с крайней враждебностью относилась к «латинству» (католичеству).

Р’ послевоенные РіРѕРґС‹ РІ богословии Рё идеологии РПЦЗ получила развитие концепция катехона; роль «Удерживающего» усвоялась преимущественно СЂСѓСЃСЃРєРёРј царям, что послужило РѕРґРЅРёРј РёР· обоснований для канонизации РІ РПЦЗ последнего СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ монарха РІ 1981 РіРѕРґСѓ. Р’ РПЦЗ были переработаны традиционные принципы канонизации РІ лике мучеников вЂ” первоначально, бежавшим РёР· РЎРЎРЎР  протоиереем Михаилом Польским, который, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· признания «советской власти» РІ РЎРЎРЎР  РїРѕ существу антихристианской, полагал «новомучениками СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРјРёВ»[48] всех православных христиан, убиенных представителями государственной власти РІ РЎРЎРЎР  Рё Советской Р РѕСЃСЃРёРё; притом, согласно такой трактовке, христианское мученичество смывает СЃ человека РІСЃРµ ранее бывшие грехи[49].

Первоиерархи РПЦЗ

Галерея

См. также

Литература

  1. Проф. Андреев �. М. Краткій обзоръ исторіи Русской Церкви от революціи до нашихъ дней. Jordanville, N. Y., 1951.
  2. Протопресвитер Георгий Граббе. Правда о Русской Церкви на родине и за рубежом. Jordanville, N.Y., 1961.
  3. Р�РЅРѕРє Всеволод (Филипьев). Путь святых отцов. Патрология. / РїРѕРґ общей редакцией митрополита Лавра Восточно-Американского Рё РќСЊСЋ-Йоркского. вЂ” Джорданвилль-Рњ., 2007, стр. 500—598 (В«V период. РЎ начала XX века вЂ” РґРѕ нашего времени. Церковная письменность СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ зарубежья.В»)
  4. Г. А. Рар: ...� будет наше поколенье давать истории отчет. Воспоминания. — М.: «Русский Путь», 2011. ISBN 978-5-85887-382-2

Примечания

  1. Положению о Русской православной церкви заграницей, Временному Положению о Русской православной церкви заграницей 1936 года
  2. ↑ См. например: «Письма Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого)». Джорданвилль, Нью-Йорк, 1988, стр. 103: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения её безбожной советской властью.» (Определение Архиерейского Собора РПЦЗ 27 августа/9 сентября 1927 года). Также: Послание Собора епископов Русской православной церкви заграницей о церковных разделениях (31 октября/13 ноября 1959 года), стр. 7 (брошюра без выходных реквизитов): «<…> Отошедшие же от Русской Зарубежной Церкви в 1926 году иерархи нашли для себя возможным подчиниться той церковной власти в Москве, которая была порабощена богоборцами-большевиками, диктовавшими ей свою волю.» (�меется в виду митрополит Евлогий (Георгиевский) и иже с ним.)
  3. Послание Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви боголюбивой пастве о преодолении духовного разделения в русской православной церкви
  4. ↑ Атеистический словарь. М.: Политиздат. 1983, стр. 214.
  5. ↑ РЎРј., например: Р“. Троицкий. Патриарх Сергий Рё СЂСѓСЃСЃРєРёР№ зарубежный церковный раскол. // Р–РњРџ. 1968, в„– 6, стр. 18—27 (окончание).
  6. В Храме Христа Спасителя состоялось подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью: сайт ОВЦС
  7. Церковь единая. Состоялось примирение русского православия: сайт Страна.ru 17 мая 2007
  8. Две в одной. Русская православная церковь объединилась с «зарубежниками»: Lenta.ru 17.05.2007
  9. Акт о каноническом общении На официальном сайте Московского Патриархата
  10. Определение освященного Архиерейского Собора Русской православной церкви (Москва, 24-29 июня 2008 года) «О внесении поправок в устав Русской православной церкви» На сайте Собора
  11. Гл. VIII, п. 17 Устава РПЦ
  12. Рџ Рћ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р› Р• Рќ Р� Р• Святейшего Патриарха, Священного РЎРёРЅРѕРґР° Рё Высшего Церковного Совета Православной Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Церкви РѕС‚ 7/20 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1920 РіРѕРґР° Р·Р° в„– 362.
  13. Высшее церковное управление Р·Р° границей // Православная энциклопедия. РўРѕРј X. — Рњ. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. вЂ” РЎ. 106. — 752 СЃ. — 39000 СЌРєР·. — ISBN 5-89572-016-1
  14. ↑ Приводится традиционное для русскоязычной литературы написание города, название которого в современных справочниках транслитерируется как Сремски Карловци и не склоняется.
  15. Доклад Рџ. Рќ. Р‘удзиловича, представленный РЅР° Архиерейском РЎРѕР±РѕСЂРµ Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви (РПЦЗ) 20 октября 2000 Рі. РІ РќСЊСЋ-Йорке, РЎРЁРђ.
  16. РџРѕРїРѕРІ Рђ. Р’. РђСЂС…РёРІ Архиерейского РЎРёРЅРѕРґР° Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Православной церкви Р·Р° границей РІ ГАРФ. (Опыт архивного РѕР±Р·РѕСЂР°) // Зарубежная Р РѕСЃСЃРёСЏ 1917—1939. РЎР±РѕСЂРЅРёРє статей. вЂ” РЎРџР±.: «Европейский До컠— 2000. вЂ” РЎ. 403—411
  17. ↑ Цит. по: Попов А. А. Российское православное зарубежье. М. 2005, стр. 245—246.
  18. ↑ Цит. по: Митрополит Антоний (Храповицкий). �збранные труды. Письма. Материалы. М.: ПСТГУ, 2007, стр. 786.
  19. ↑ Здесь текст содержит некоторую неточность: архимандрит РўРёС…РѕРЅ (Троицкий) определением Архиерейского РЎРёРЅРѕРґР° РѕС‚ 29 марта/11 апреля 1930 РіРѕРґР° (СЃРј.: «Церковные ведомости» (Архиерейского СЃРёРЅРѕРґР°, Королевство РЎ. РҐ. РЎ.). 1 (14) вЂ” 15 (28) РёСЋРЅСЏ 1930 Рі., в„– 11 Рё 12 (198—199), стр. 2—3.) назначался РІ Сан-Франциско 2-Рј викарием архиепископа Аполлинария (Кошевого) (тогда возглавлял РїСЂРёС…РѕРґС‹ РПЦЗ РІ Америке), РЅРѕ прибыл туда только РІ 1940 РіРѕРґСѓ.
  20. ↑ «О Карловацкой группе». // Р–РњРџ. 1934, в„– 22: Официальный отдел
  21. ↑ Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. М.: Вече. 512 стр.
  22. ↑ Цит. РїРѕ: журнал Церковь Рё время. Рњ., 2007, в„– 3 (40), стр. 231. Первоначально опубликовано РІ Церковная жизнь. 1936, в„– 6, стр. 89.
  23. �. М. АНДРЕЕВ. Второй Всезарубежный Собор Русской православной церкви заграницей
  24. Ученіе протоіерея РЎ. Р‘улгакова Рѕ Софіи вЂ” Премудрости Божіей // Документы
  25. Михаил Шкаровский. Русская православная церковь за рубежом на Балканах в годы Второй мировой войны.
  26. о. АНДРЕЙ Новиков. АКТУАЛЬНОЕ БОГОСЛОВ�Е. Русская православная церковь заграницей в нацистской Германии и во II мировую войну.
  27. РПЦЗ и Гитлер (документальные свидетельства)
  28. ↑ Цит. РїРѕ: Русская Православная Церковь Заграницей: 1918—1968 / РџРѕРґ редакцией Гр. Рђ. Рђ. РЎРѕР»Р»РѕРіСѓР±. вЂ” Русская Духовная РњРёСЃСЃРёСЏ РІ Р�ерусалиме, 1968, Рў. I, стб. 92—93.
  29. ↑ Шкаровский Рњ. Нацистская Германия Рё Православная Церковь: Нацистская политика РІ отношении Православной Церкви Рё религиозное возрождение РЅР° оккупированной территории РЎРЎРЎР . вЂ” Рњ.: Крутицкое Патриаршее РџРѕРґРІРѕСЂСЊРµ: общество любителей церковной истории, 2002.
  30. Религиозная политика в Третьем рейхе и на оккупированной советской территории.
  31. ↑ «Братский Вестник», в„– 21, Бад-Киссинген 2006 Рі.
  32. Взаимоотношения двух частей Русской православной церкви: к истории вопроса(Сафонов Д.В) radonezh.ru 21 мая 2004.
  33. ↑ Р—РѕСЏ Крахмальникова. «Мой РґСЂСѓРі Варнава» // журнал «Столица». 1993, в„– 24, стр. 17.
  34. http://rusk.ru/st.php?idar=8617
  35. �стория РПЦЗ
  36. По поводу «Послания Архиерейского Собора РПЦЗ возлюбленным чадам Церкви во Отечестве и в рассеянии сущим» от 14/27 октября 2000 года
  37. Письмо из Кенигсберга
  38. Обращение Митрополита Виталия о своем уходе на покой (см. конец справки)
  39. Епископ Варнава (Прокофьев) восстановлен в служении
  40. РЎРїРёСЃРѕРє РїСЂРёС…РѕРґРѕРІ РПЦЗ, РЅРµ признавших РђРєС‚ Рѕ каноническом общении.(недоступная ссылка) Данный СЃРїРёСЃРѕРє весьма тенденциозен Рё РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј РЅРµ подтверждается фактами. Р’ частности, Воскресенский СЃРѕР±РѕСЂ РІ Буэнос-Айресе РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ отходил РѕС‚ РПЦЗ, Покровская церковь РІ РђСЃСѓРЅСЃСЊРѕРЅРµ находится РІ ведении РПЦЗ, Рё С‚. Рґ.
  41. Русская Православная Церковь Заграницей (первоиерарх митр. Агафангел)
  42. «Остаются психологические РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё преграды» Коммерсантъ в„– 80 (3897) РѕС‚ 14 мая 2008 Рі.
  43. Глава РПЦЗ надеется на возвращение отколовшихся приходов в Бразилии. Архивировано из первоисточника 12 февраля 2012. Проверено 31 октября 2008.
  44. �ерархия церквей | Приходы западного обряда в Русской православной церкви За границей
  45. �здан новый справочник приходов Русской Зарубежной Церкви / Новости / Патриархия.ru
  46. �стория Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле в кратких жизнеописаниях его настоятелей
  47. Часть II, пр. 7 Положения о Русской православной церкви заграницей
  48. ↑ Протопресвитер Михаил Польский. Новые мученики Российские. Джорданвилль: Т. I, 1943; Т. II, 1957. (Сокращённое англоязычное издание The new martyrs of Russia. Montreal, 1972. 137 p.)
  49. ↑ �нокъ Всеволодъ (Филипьевъ). Путь святыхъ отцовъ. Патрологія. Джорданвилль, М., 2007, стр. 535.

Ссылки

  • РќР° Викискладе есть медиафайлы РїРѕ теме РПЦЗ
  • Русская православная церковь заграницей. Описание: РЅР° официальном сайте РњРџ
  • РђРєС‚ Рѕ каноническом общении
  • Официальный сайт РПЦЗ
  • Протоиерей Сергий ЩУКР�Рќ. Краткая история Р СѓСЃСЃРєРѕР№ православной церкви заграницей 1922—1972
  • Вехи истории РПЦЗ
  • Рђ. Р’. РџРѕРїРѕРІ. Р РЈРЎРЎРљРђРЇ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Р—Рђ ГРАНР�ЦЕЙ: ОБРАЗОВАНР�Р• Р� Р РђРЎРљРћР› (1920—1934 РіРі.)Новый исторический вестник 2005 в„– 1
  • Р�стория взаимоотношений между Р РџР¦ Рё РПЦЗ (2000—2005 РіРі.)
  • Граббе Р“. Опровержение ошибок Рё неправд РІ сочинении Р”. Поспеловского В«The Russian Church Under the Soviet Regime 1917—1982В»
  • Александр Солдатов РЈР РћРљР� ВОЗВРАЩЕНР�РЇ. Канонические структуры РПЦЗ РЅР° постсоветском пространстве вЂ” Рє 90-летию РПЦЗ. Часть первая вЂ” Кредо.СЂСѓ, 17 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 Рі.
  • Р�стория переговоров «сергианцев» Рё «карловчан»
  • Церковный листок вЂ” оппозиция присоединению Рє РњРџ
  • Копылова Рћ. Рќ., Петрушева Р›. Р�. Р”окументы Архиерейского СЃРёРЅРѕРґР° Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Православной Церкви Р·Р° границей РІ фондах Государственного архива Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации // Вестник церковной истории. 2008. в„– 3(11). РЎ. 74-95.
  • http://ru.nycathedralofsign.org/ Сайт Синодального СЃРѕР±РѕСЂР° РќСЊСЋ-Йорка
  • Взаимоотношения РґРІСѓС… частей Р СѓСЃСЃРєРѕР№ Православной Церкви: Рє истории РІРѕРїСЂРѕСЃР°(.Сафонов Р”.Р’).