Метки: Хомуты, хошуты.
Другие названия |
хошоуты, хошеуты, хошуды, хошоты; |
---|---|
Этноиерархия | |
Общие данные | |
Язык |
семья — алтайская |
Письменность |
(письменность) |
Религия |
тибетский буддизм (школа Гелуг) |
Современное расселение | |
Историческое расселение | |
Государственность | |
Хошу́ты (хошоуты, хошеуты, хошуды, хошоты; монг. хошууд; кит. трад. 和碩特, упр. 和硕特, пиньинь: héshuòtè; транслит. ISO 9 hošuud[3]; вейд ho-shuo-t’ê) — этногруппа западных монголов (ойратов), проживающая в Китае (группа алашаньские хошуты: Баянгол-Монгольский автономный округ Синьцзян-Уйгурского автономного района; 10 тысяч человек)[4] и в районе озера Кукунор (группа дээд монгол в провинции Цинхай), а также в Монголии (208 человек)[5][6]. Помимо этих регионов, часть хошутов проживает в России в республике Калмыкия, на территории Кетченеровского района южнее озера Сарпа и частично в Юстинском районе (север бывшего Икицохуровского улуса).[источник не указан 1472 дня] Являются потомками средневековых хошутов, в Монголии практически не отделяют себя от дербетов и торгутов, а в России — от калмыков[4][7][8].
Название «хошут» является производным от слова «хошун», одного из значений которого в монгольских языках — острие, клюв, клин, морда, передовой отряд (от корня «хош»)[9]. Такое именование было дано гвардейскому подразделению войска Чингисхана, и связано с его авангардными функциями, или, возможно, с видом его построения — «клином», «мордой», то есть строй войска представлял собой острую колонну (при таком виде построения люди, стоявшие в голове её, практически шли на верную смерть). Этнологи Г. О. Авляев и В. П. Санчиров приводят поговорку, записанную П. И. Небольсиным у волжских хошоутов — хошун деере дархалык дыксын — «я выслужил право в голове хошуна»[10].
«Хошут» — название одного из подразделений гвардии «тургак-кешиктенов» (монг. turγake-kešigten)[3] Чингисхана, упоминания о котором связаны с историей Монгольской империи в XIII—XIV веках. Существует теория о трансформации его со временем в этнос «хошутов»[10].
В 1203 году Чингисханом был создан корпус телохранителей «тургак-кешиктенов», а в 1206 году он был дополнен подразделением «хошут» — это был 7-й особый полк («полк тысячи отборных богатырей») в ханской гвардии, первоначально численностью в 1000 воинов. В гвардию Чингисхана набирали людей из числа покорённых племён и народностей, лиц видных по наружности, отличавшихся способностями и умом. Во время боевых действий полк «хошут» выполнял авангардные функции — разведка, отражение первых ударов противника[10], помимо этого в их обязанности входила дневная служба охранения лично императора. В «Сокровенном сказании монголов» об этом отряде телохранителей говорится, что Чингисхан повелел им в «дни битв сражаться пред его очами»[11].
Первым военачальником полка «хошутов» был Хубату-Хасар (Хабуту-Хасар, вероятно это Архай-Хасар, упоминаемый в Сокровенном сказании монголов младший брат Чингисхана). Родословная всех хошутских тайджи, нойонов и ханов в летописях монголов, ойратов и калмыков начинается именно с Хубуту-Хасара, то есть от рода Чингисхана — Борджигин[12].
После смерти Чингисхана, созданные им элитные подразделения не были расформированы, а переходили по наследству к следующим правящим великим ханам. Подразделение оставалось на службе в течение времени правления первых 4-х великих ханов, дальнейшая локализация гвардейцев прослеживается не точно, в XIV—XV веках наступает послеюаньский период (так называемый «тёмный» период в истории ойратских племён). По наиболее распространённой теории предполагается, что гвардейское военно-служилое сословие не было рассеяно, а сохранялось в виде компактных феодально-этнических группировок с наследственными княжескими династиями «владельцев» (правителей)[10].
Подобные «хошутам» подразделения гвардейцев-телохранителей существовали у различных кочевых правителей и до Чингисхана, но именно он наделил их дополнительными функциями, благодаря которым они стала политическим органом, прообразом государственной машины. Многие этнологи (в том числе Г. О. Авляев и В. П. Санчиров) предполагают, что из подразделения «хошут» со временем образовался этнос. Также, возможно, помимо «хошутов», сформировались этносы и из других гвардейских подразделений, например, из корпуса «тургак-кешиктенов» — торгоуты[10].
Этно-группу «хошутов» в литературе именуют разными терминами — племенем, поколением, кланом, фамилией, народностью, феодальным уделом и удельным княжеством. В этнологии нет единого мнения о происхождении хошутов, их этапы этногенеза до сих пор не ясны. Определенно точно можно сказать, что хошуты вместе с торгутами, дербетами и зюнгарами до XVII века составляли основное население Джунгарии и имели общее самоназвание «дербен-ойрат». Во главе их стояли наследственные династии правителей, восходящие по происхождению к эпохе Чингисхана, а возможно некоторые и к дочингисовским временам[13]. Наиболее вероятное образование племени хошутов ряд исследователей связывают с трансформацией в этническую группу гвардейского подразделения армии Монгольской империи[10].
После разделения Монгольской империи на отдельные государства-улусы хошуты оказались во владениях Улуса Великого Хана — монгольско-китайском государстве Юань. В 1368 г. в результате освободительного движения китайцев против монгольских завоевателей (восстание «красных повязок») и это государство чингизидов пало. Предположительно, сначала гвардейское подразделение «хошут» дислоцировалось к юго-востоку от Джунгарии (возможно в Алашани или Ордосе), где они стояли гарнизонами на границах монгольского государства до его распада, входя в Урянхайский тумэн восточных монголов. Позже, они начинают обосабливаться в самостоятельную этно-группу, в формировании которой значительное участие приняли ойраты, так как хошуты после падения империи Юань добровольно присоединились к союзу ойратских племён.[10]
Ойратские племена были окончательно покорены монголами во главе с Чингисханом в 1204 году. После попадания под воздействие монгольской системы социального и административного деления на «тысячи» и улусы среди них начало происходить смешение родов и племён, переселяемых в соответствии с требованиями политической ситуации. Родовой строй ойратов сильно изменился, стали складываться феодальные отношения, как и у большинства этносов в сфере влияния Монгольской империи. После её падения, и гибели государств-преемников Монгольской империи, ойраты в конце XIV века создали собственный племенной союз дербен-ойратов.[10]
В этот период (кон. XIV в.) хошутские «владетели» (правители) вместе с частью своих подданных изъявили покорность ойратскому правителю Тогону-тайши (умер в 1439 году) и вошли в состав союза ойратских племён[10]. Антрополог Хойт Санжи в «Обзоре ойратской истории» предполагает, что этими хошутскими «владетелями» были Алак-Тэмур-джинсанг (Арак Темур) и его брат Хатан Тэмур (Ерек Темур), и локализует их местоположение в Джунгарии, где братья правили западной и восточной её частями соответственно[14].
Процесс преобразования военного объединения в этнос у хошутов происходил постепенно, примерно с XIV века, и его формирование шло на протяжении многих лет с участием ойратов, закончившись к середине XVI века.[10]
Территория Джунгарии(первоначально хошуты могли кочевать к юго-востоку от Джунгарии — на пустынных плато Алашань или Ордос)
|
Территория Восточного Казахстана(а также и в некоторых других районах, соответствующих территории современного Казахстана)
|
Область озера Кукунор (и часть территории Тибета)(современная провинция Цинхай в Китае)
|
Территория юга РоссииС XVII в. по наши дни — Нижняя Волга. Максимальная территория кочевий ойратских (калмыцких) племён на Нижней Волге имела границы на юге до реки Терек, на севере до города Самары, на западе до реки Дон и на востоке до реки Яик (Урал). Постепенно ареал проживания уменьшился до границ современной Калмыкии.
|
семья — алтайская
группа — монгольская (северомонгольская группа, западномонгольская подгруппа языков).
язык — ойрат-калмыцкий (другие названия языка — калмыцкий, ойратский, джунгарский, ойрат-калмыцкий, монгольско-калмыцкий, западно-монгольский).
диалектная система —
Верующие хошуты — в основном буддисты, исторически приверженцы традиции монастырского образования и ритуальной практики школы тибетского буддизма Гэлуг (тиб. དགེ་ལུགས་པ་, транслит.: dge lugs[19], «добродетель»). Название школы в монгольском мире более известно как «жёлтая вера» (монг. шарын шашин)[20], а священнослужителей этой школы называют «желтошапочники» — по цвету шапок, которые они носят.
Буддизм школы Гэлуг начал распространяться среди ойратских племён в XVI веке и был принят в 1615 году. В истории возвышения этого направления сыграл большую роль один из правителей хошутов — Гуши-хан, обращенный в буддизм монахами Гэлуг, он во главе подвластных ему хошутов и других ойратских племён участвовал в религиозных войнах между соперничающими школами тибетского буддизма. Одержав уверенную победу в этом противостоянии, Гуши-хан в 1642 году объявил Далай-ламу V полновластным владыкой всех буддистов центрального Тибета, а сам стал при нём светским правителем.
Перечень «владельцев» (правителей) хошутов в соответствии с «Шара-туджи» (Монгольская летопись XVII в.):[21]
Чагатай-чинсан
его сын Цабдан-чинсан
его сын Уруб Тэмур
его сын Дучиед Дугурэн
его сын Болот Бугу
его сын Нагатай
его сын Тэгутэй
его сын Нагутай-чинсан
его сын Саймалху Чинджи
его сын Хушой Чинсан
его сын Бубой-мирдза
его сын Ханай-ноян Хонгор
его сын Туру Байху (Торубайху) Гуши-хан (1582-1654 гг.; правил 1639—1654 гг.)
его сын Джихшиху Мэргэн-хаган
его сын Радна Далай-хаган.
<ref>
; для сносок NRM
не указан текст<ref>
; для сносок St
не указан текст<ref>
; для сносок .D0.9D.D0.A0.D0.9C
не указан текстTags: Хомуты, хошуты.