Троллейбусный поезд МТБ-82[4] киевского изобретателя Владимира Веклича[1] перед выездом на испытания в депо № 2 (сентябрь 1966 года)
Троллейбусный поезд МТБ-82 в киевском депо № 2. Пятое колесо для исследования динамических характеристик поезда
Директор депо Владимир Веклич в рабочем кабинете, 1971 год
Американская техническая делегация посетила депо № 2 для ознакомления с работой троллейбусного поезда 8 августа 1971 года[5]. В центре изобретатель Владимир Веклич.
Владимир Веклич проводит совещание по внедрению диагностических комплексов (конец 1980-х)
Отчет директора НИКТИ ГХ Владимира Веклича (слева) перед секретарем ЦК КПУ Борисом Качурою (в центре) о достижениях коллектива института в одиннадцатой пятилетке (второй справа министром ЖКХ Украинской ССР В. Д. Площенко), 1985 год
Родился в многодетной крестьянской семье. В 1955 с серебряной медалью закончил Руновщанскую среднюю школу и поступил в Харьковский институт инженеров коммунального строительства, который закончил с отличием в 1960 году.[8]. Трудовую деятельность начал заместителем начальника технического отдела, затем работал главным инженером подвижного состава Киевского трамвайно-троллейбусного управления[9].
В июле 1964 года[10] возглавил Октябрьское троллейбусное депо. В депо впервые в бывшем СССР внедрил дневной технический осмотр троллейбусов с 4-дневным циклом вместо ежесуточного ночного. Это нововведение обеспечило резкое повышение качества технического обслуживания и надежности подвижного состава[3]. Со временем новая технология и организация технологического обслуживания была распространена во всех республиках бывшего СССР[11][12][13][10].
Следующим шагом молодого 26-летнего директора-новатора стало создание троллейбусного поезда[14]. На изобретение его мотивировал большой дефицит водителей, необходимость повышения рентабельности перевозок и наличие маршрутов с чрезвычайно большим пассажиропотоком[15] (которые преимущественно проходили по загруженным улицам с ограниченной пропускной способностью), с которым не могли справиться одиночные троллейбусы.[16] Решить эти проблемы можно было только применив троллейбусные поезда[11]. На это изобретателю понадобилось два года настойчивой работы, исследований и испытаний своей системы.[17]
Первый в мировой практике троллейбусный поезд был создан Владимиром Филипповичем[9] в киевском депо № 2 из двух троллейбусов марки МТБ-82/82Д[4]. (На рельсовом транспорте первый поезд с управлением по системе многих единиц был создан в 1887 году Фрэнком Спрейгом). Его пробная эксплуатация началась в сентябре 1966 года[2] на маршруте № 6 города Киева. Поезда МТБ получили широкое распространение. Только в Киеве за период с октября 1967 года до июля 1968 года их было сформировано 48 единиц[16]. Экономический эффект от их внедрения только на маршруте № 6 в Киеве за 1968 год, где использовалось 25 троллейбусных поездов, составил около 160 тыс. руб[12][18] (в ценах 1968 года это 32 легковые машины Москвич-412).
Позже Владимиром Векличем была усовершенствована его система так, что позволяла быстро (за 3-5 минут)[4] расцеплять троллейбусные поезда МТБ прямо на маршруте между утренними и вечерними часами пик.[17] После разъединения водитель поезда продолжал движение в первом троллейбусе, а водитель следующего за ним поезда пересаживался во второй. Освободившийся поезд оставался на маршруте для отстоя или следовал в депо для профилактического осмотра[16]. По результатам работ им была написана кандидатская диссертация на тему: «Исследование троллейбусов с управлением по системе многих единиц», которая была успешно защищена в 1970 году в Москве. Как отмечала тогда газета «Вечерний Киев» он стал первым в Украине кандидатом технических наук в области городского электротранспорта[12].
Затем система Владимира Веклича была адаптирована[19] под другие марки троллейбусов.[7] Совместно с С. Ф. Зуевым было усовершенствовано поворотно-сцепное устройство системы[6]. Поезда были успешно внедрены более чем в 20 городах СССР.[20][21] Только в Киеве их внедрение позволило высвободить 800 водителей[22][23][24], и дало с начала эксплуатации по конец 1989 года экономический эффект в 12,676 млн.руб.[25]. С помощью троллейбусных поездов на ряде маршрутов реализована провозная способность до 12 тысяч пассажиров в час в одном направлении.[26] За создание троллейбусного поезда, в 1971 году, изобретатель был награжден орденом «Знак Почета».[27][28][29]
В 1972 году был выдвинут на должность заместителя директора 17 изобретений.[21] По результатам работ по созданию диагностических комплексов для подвижного состава им была написана докторская диссертация на тему: «Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта с применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц», которая была им успешно защищена в 1991 году.
Под научным руководством В. Ф. Веклича была разработана стратегия создания украинского троллейбуса,распоряжением кабмина Украины[34]НИКТИ ГХ был назначен головной организацией по программе создания украинского троллейбуса,[35][11] а КБ «Южное» — главным разработчиком конструкторской документации. Владимира Веклича назначили научним руководителем,[2][11] а Михаила Галася главным конструктором украинского троллейбуса.[8] Под их руководством были создани троллейбуси ЮМЗ Т1 и ЮМЗ Т2.[31][24]
Владимир Веклич — опубликовал 65 научных работ17 изобретений.[21] Главный редактор 77 выпусков: «Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник».[30]
Зарубежное научное сотрудничество
Представитель от Украины в Международном союзе общественного транспорта / Union Internationale des Transports Publics (UITP) с 1967 года[3]. Побывал во всех ведущих странах Европы. Приобретенный за рубежом опыт обобщил в книге[36] и внедрил во многих троллейбусных и трамвайных депо бывшего СССР.
Веклич В. Ф. Диагностирование технического состояния троллейбусов М.:Транспорт, 1990. — 295 с. — 15 000 экз ISBN 5-277-00934-5.
Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.
Г. С. Сафаров, В. Ф. Веклич, А. П. Медведь, И. Д. Юдовский Новая техника в жилищно-коммунальном хозяйстве — Киев : Будівельник, 1988. — 128,[2] с. : ил ; 17 см. — Библиогр.: с. 124—129 (68 назв.). — 3000 экз. — ISBN 5-7705-0097-2
Веклич В. Ф. Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц — Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 20 с.
Веклич, В. Ф. Пневматический привод тормозов троллейбусов, оборудованных для управления по системе многих единиц /О-во «Знание» УССР. Киевский дом Науч.-техн. пропаганды. Семинар «Новая техника и технология на предприятиях Горэлектротранспорта». — Киев : 1969. — 26 с.
Веклич В. Ф. Будущее украинского троллейбуса // Городское хозяйство Украины. — 1993. — № 3/4. — С. 34-35. — ISSN 0130-1292
Веклич В. Ф.Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — С. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
Веклич В. Ф. Об основных научно-технических проблемах развития городского электрического транспорта // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1976 Вып.33 -С.3-8.
Веклич В. Ф. Зуев С. Ф. Поворотно-сцепное устройство для троллейбусного поезда // Городское хозяйство Украины. — 1973. — № 1. — ISSN 0130-1284 (укр.)
В. Ф. Веклич, Л. В. Збарский Проблемы и перспективы развития трамвайного транспорта в Украинской ССР — К.:Общество «Знание» УССР, 1980
Веклич В. Ф. Повышение эффективности системы технического обслуживания троллейбусов // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1983 Вып.54 -С.44-46.
Веклич В. Ф. Предпосылки рациональной методики восстановления рессор с использованием диагностической информации. // Всесоюзный научно-теоретический журнал «Техническая диагностика и неразрушающий контроль».-1989. -№ 3.- С.56-60.
Брамский К. А. Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. — 2013. — № 4. — С. 30-31. — ISSN 0130-1284 (укр.)
Козлов К, Машкевич С. Киевский троллейбус — Киев: Кий, 2009 С. 208—225. ISBN 978-966-8825-58-3(укр.)(англ.)
Впервые в мире (Сборник воспоминаний о Векличе Владимире Филипповиче) /под. ред. К. А. Брамского Киев:2013 — 28 c. 12 ил. (укр.)
Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
Крат В. И. Памяти Владимира Филипповича Веклича // газета «Киевский электротранспорт», 18 ноября 1998 года. — С. 2. (укр.)
Брамский К. А. Светлый ум и величие доктора Веклича // Городское хозяйство Украины. — 2003. — № 4. — С. 44-45. — ISSN 0130-1284 (укр.)
Брамский К. А. Украинский троллейбус начинался так… // Городское хозяйство Украины. — 2005. — № 3. — С. 37-40. — ISSN 0130-1284 (укр.)
Брамский К. А. Троллейбусное депо № 2 столицы Украини — Киев −2006 — С. 10 (укр.)
Ольшанский М. А. и др. Киевский троллейбус К.:Реклама, 1985 — 24 с.
Бейкул С. П. Брамский К. А. Киевский трамвай 1892—1992. К столетию со дня пуска в эксплуатацию К.:Будівельник, 1992 — С. 71 Тираж 10 000 экз. ISBN 5-7705-0495-1(укр.)
Крат В. И. Владимир Филиппович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
Брамский К. А.Киевский троллейбус в истории и перспективе // газета «Всеукраинская техническая газета», 22 сентября 2005 р. С. 6-7. (укр.)
Памяти товарища // газета «Киевский электротранспорт», 25 августа 1993 года. — С. 2. (укр.)
Брамский К. А. История электротранспорта города Киева в лицах Киев: 2001 — 60 с., [17] ил. (укр.)
↑ 1234Брамский К. А. Первый в мире троллейбусный поезд // Городское хозяйство Украины. — 2013. — № 4. — С. 30-31. — ISSN 0130-1284 (укр.)
↑ 1234Брамский К. А. Светлый ум и величие доктора Веклича // Городское хозяйство Украины. — 2003. — № 4. — С. 44-45. — ISSN 0130-1284 (укр.)
↑ 123Веклич В. Ф.Поезд из троллейбусов МТБ-82 с управлением по системе «многих единиц» // Городское хозяйство Украины. — 1967. — № 2. — С. 37-38. — ISSN 0130-1284 (укр.)
↑Программа приема и пребывания в Украине делегации специалистов городского транспорта США с 7 по 10 августа 1971 года. Утверждена заместителем Председателя Совета Министров УССР М.Соболь за № 25-3055/98 от 14.07.71 (укр.)
↑ 12Веклич В. Ф. Зуев С. Ф. Поворотно-сцепное устройство для троллейбусного поезда // Городское хозяйство Украины. — 1973. — № 1. — ISSN 0130-1284 (укр.)
↑ 12Веклич, В. Ф. Пневматический привод тормозов троллейбусов, оборудованных для управления по системе многих единиц /О-во «Знание» УССР. Киевский дом Науч.-техн. пропаганды. Семинар «Новая техника и технология на предприятиях Горэлектротранспорта». — Киев : 1969. — 26 с.
↑ 123Впервые в мире (Сборник воспоминаний о Владимире Филипповиче Векличе) /под. ред. К. А. Брамского К. А. Киев:2013 — 28 c. 12 ил. (укр.)
↑ 123С. П. Бейкул К. А. Брамский Киевский трамвай 1892—1992. К столетию со дня пуска в эксплуатацию К.:Будівельник, 1992 — С. 71 Тираж 10 000 экз. ISBN 5-7705-0495-1(укр.)
↑ 12Брамский К. А. Троллейбусное депо № 2 столицы Украины — Киев −2006 — С. 10 (укр.)
↑ 12345Крат В. И. Владимир Филиппович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
↑ 123Фонова М. «Ракета» Веклича // газета «Вечерний Киев», 2 ноября 1970. — С. 2. (укр.)
↑К. А. Брамский История электротранспорта города Киева в лицах Киев: 2001 — 60 с., [17] ил. (укр.)
↑М. А. Ольшанский и др. Киевский троллейбус К.:Реклама, 1985 — С. 11
↑Брамский К. А. Украинский троллейбус начинался так… // Городское хозяйство Украины. — 2005. — № 3. — С. 37-40. — ISSN 0130-1284 (укр.)
↑ 123Козлов К, Машкевич С. Киевский троллейбус — Киев: Кий, 2009 С. 208—225. ISBN 978-966-8825-58-3(укр.)(англ.)
↑ 12Веклич В. Ф. Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц — Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 С. 12-18
↑Веклич В. Ф. Эффективность применения троллейбусов с управлением по системе многих единиц — Киев: Общество «Знание» УССР, 1969 С. 19-20
↑Веклич, В. Ф. Применение управления троллейбусами по системе многих единиц /сб. Городской электрический транспорт вып. 14 — М: ЦБНТИ МКХ РСФСР, 1968. — С. 18 — 28
↑Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990 С. 6
↑ 123Брамский К. А. Троллейбусный поезд Владимира Веклича // газета «Всеукраинская техническая газета», 11 декабря 2003 р. (укр.)
↑Брамский К. А.Киевский троллейбус в истории и перспективе // газета «Всеукраинская техническая газета», 22 сентября 2005 р. С. 6-7. (укр.)
↑Радиотелеграфное Агентство Украины Пойдут троллейбусные поезда // газета «Знамя коммунизма», 16 ноября 1985. (укр.)
↑ 12Брамский К. А. 75 лет со дня рождения Владимира Филипповича Веклича // Чем нам запомнился 2013-й год. — Киев : 2014. — С. 56-57. (укр.)
↑Веклич В. Ф. Автореферат докторской диссертации: Повышение эффективности эксплуатации безрельсового электрического транспорта применением средств диагностирования и управления по системе многих единиц — Москва: Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, 1990 С. 29
↑Веклич В. Ф. Об основных научно-технических проблемах развития городского электрического транспорта // Наука и техника в городском хозяйстве: республиканский межведомственный научно-технический сборник под ред. В. Ф. Веклич — Киев: Будівельник, 1976 Вып.33 -С.3-8.
↑ 12Поздравляем с наградой! // газета «Киевский электротранспорт», 28 мая 1971 года. — С. 2. (укр.)
↑Веклич В. Достижения и проблемы // газета «Киевский электротранспорт», 6 августа 1971 года. — С. 2. (укр.)
↑ 12Их наградила Родина // газета «Киевский электротранспорт», 6 августа 1971 года. — С. 1. (укр.)
↑ 12Киев: энциклопедический справочник / Под ред. А. В. Кудрицкого. — К.: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1981. — С. 394 с., ил. — 100 000 экз. (укр.)
↑ 123Крат В. И. Памяти Владимира Филипповича Веклича // газета «Киевский электротранспорт», 18 ноября 1998 года. — С. 2. (укр.)
↑ 12Памяти товарища // газета «Киевский электротранспорт», 25 августа 1993 года. — С. 2. (укр.)
↑Веклич В. Ф. Будущее украинского троллейбуса // Городское хозяйство Украины. — 1993. — № 3/4. — С. 34-35. — ISSN 0130-1292
↑Распоряжение Кабинета Министров Украины от 3 февраля 1992 г. N 66-р
↑Щербина Г. П. Флагману отраслевой науки НИКТИ ГХ — 30 лет. На службе жилищно-коммунального хозяйства. // Городское хозяйство Украины. — 1993. — № 3/4. — С. 1-3. — ISSN 0130-1292
↑Веклич В. Ф. Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.
↑Депутатские удостоверения Владимира Филипповича приведены в качестве иллюстрации для статьи Советы народных депутатов
Tags: Веклич данил анатольевич асв, веклич бронислав сергеевич, александр веклич туапсе, веклич яна обнинск.