Momotik.ru

Народный проект

Метки: Антиминс продам, антиминс размер, антиминс мазепа, антиминс рассказ, антиминс купить, антиминс купить в интернет магазине, антиминс подписан.

Перейти к: навигация, поиск
Румынский антиминс из Орадя (Трансильвания), 1890.

Антими́нс (др.-греч. ἀντί — вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие»[1], у старообрядцев — антимис) — в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии (см. раздел «Освящение антиминса»).

Во время литургии на антиминс ставятся сосуды для Причастия.

На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и (по углам плата) четыре евангелиста. В древности (и ныне у старообрядцев) на антиминсе изображался лишь крест[2].

Общие сведения

В силу того, что в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в чрезвычайных ситуациях он может заменять собой престол, что позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях. Также это свойство позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освящённого престола.

К антиминсу, как и к престолу, могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан. Для этого: диакон должен быть в полном облачении (стихарь, орарь и поручи), а на священнике должны быть епитрахиль и поручи (во внебогослужебное время фелонь необязательна).

Употребление в богослужении[3]

В богослужении антиминс употребляется только на литургии. На сугубой ектении священник раскрывает илитон и завёрнутый в нём антиминс, оставляя сложенной только верхнюю его часть. Во время прошения о Патриархе и правящем архиерее священник целует на антиминсе подпись архиерея в знак того, что он совершает литургию по его благословению. На ектении об оглашенных антиминс открывается полностью, а затем крестообразно осеняется антиминсной губкой. С Великого входа на раскрытый антиминс ставятся потир и дискос.

Чтобы на антиминсе и илитоне не осталось крошек, после причащения мирян они собираются губкой и потребляются священником. Далее, перед прочтением заамвонной молитвы губка вкладывается в антиминс, а сам он дважды складывается втрое так, что, когда он развернут, складки образуют крест (см. верхнее фото). Сложенный антиминс, находясь в илитоне, таким же образом накрывается им, а сверху кладётся напрестольное Евангелие.

Подобным же образом антиминс используется и на литургии Преждеосвященных Даров.

Освящение антиминса

Для проведения богослужений антиминс должен быть освящён и подписан правящим архиереем епархии, в которой находится храм. Освящение антиминса обычно проводится при освящении нового храма или при служении архиерея в кафедральном соборе[4] (в этом случае освящаются сразу несколько антиминсов, которые рассылаются в храмы, освящение которых архиерей не может совершить лично). Антиминс является собственностью архиерея и средством разрешения проведения богослужений в его отсутствие. Всякий раз, когда архиерей посещает церковь или монастырь в его юрисдикции, он входит в алтарь и проверяет антиминс, чтобы убедиться, что о нём должным образом заботятся, и что это на самом деле тот, который он выдавал.

Для того, вероятно, придуманы антиминсы… дабы они вполне заменяли принадлежности святого жертвенника и доски святой трапезы… и вместе дабы свидетельствовали, что с епископского дозволения в молитвенном доме совершается священнодействие.

— Патриарх Феодор IV Вальсамон

История

В раннехристианские времена литургию совершали в катакомбах на гробах мучеников. Впоследствии, после прекращения гонений на христиан (c VIII века) и при увеличении количества храмов, часть мощей, согласно 7-му Правилу Седьмого Вселенского Собора, начали вкладывать в появившиеся престолы (в специальные ковчежцы), что стало обязательной частью чина освящения храма. Позже частицы мощей, закатывая в воскомастих, начали вшивать также и внутрь антиминса.

Плащаница из Фёдоровской церкви, Ярославль, 1697

Первоначально антиминсами были переносные столики, а то и просто доски, они использовались при совершении богослужения вне храмов, освященных по полному чину. Часто они применялись в походных условиях, а также, в особых случаях, и в храмах, в которых по каким-либо причинам невозможно было совершить полного освящения.

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о священных антиминсах пишет следующее[5]:

Антиминсы делаются из льняной ткани и употребляются вместо священной трапезы. Они шьются и изготовляются предварительно, как надлежит по Уставу, и на них совершается всё то же, что и на Божественной трапезе. Когда нужно, по усмотрению архиерея, они, совершенно освящённые, посылаются в места, где нет жертвенника, и на них совершается божественное священнодействие Таин.

— Симеон Солунский

Особое распространение антиминсы-доски с иконографическими изображениями, а также тканные платы, получили в период иконоборчества (VIII—IX вв.), так как в Православии с древности установился обычай совершения литургии только на мощах святых, в то время как иконоборцы выступали против почитания мощей и уничтожали их.

С IX века антиминсы стали употребляться повсеместно как в западной, так и восточной частях Церкви. В греческой Церкви постепенно остались в употреблении только тканевые антиминсы, хотя позднее появлялись деревянные с живописной резьбой антиминсы, но они были исключением. В России также сохранилось несколько резных экземпляров.

С XII века антиминсами стали пользоваться повсеместно, даже в храмах, которые были освящены по полному чину, а уже в XIII веке в Номоканоне было зафиксировано правило, по которому священник обязывался служить на подписанном епископом антиминсе и предписывалось наказание за совершение литургии без такого антиминса. Об обязательности пользования антиминсом в греческой Церкви говорит тот факт, что в более позднее время от имени Константинопольского патриарха их распределял по церквям человек, со специально учреждённой для этого должностью «Начальника антиминсов» (ὁ ἄρχων τῶν ἀντιμινσίων), он же отвечал за их изготовление.

Антиминс в Русской Церкви

Сохранилось очень много старинных антиминсов, которыми пользовались на древнерусских богослужениях, что говорит о частом их употреблении в повседневной литургической практике. Древнейший из известных антиминсов (11481149) принадлежал Георгиевскому собору города Юрьева-Польского. Другой, принадлежавший собору святого Николая Чудотворца в Новгороде, имеет надпись, в которой упоминаются святитель Нифонт, епископ Новгородский и Великий князь Юрий Долгорукий[6].

До XVII века русские антиминсы были только льняными с изображением креста на Голгофе с вариациями формы (четырёх-, шести- и восьмиконечный). Как правило, рядом с ним над Голгофой изображались копие и трость. По краям плата произвольно наносилась надпись, в которой сообщалось:

  • Дата освящения
  • Имя храма (престола)
  • Имя епископа, преподавшего антиминс
  • Имя светского владыки (князя, царя), в области которого находился храм, куда предназначался данный антиминс

Иногда в надписи указывалось имя храмоздателя (ктитора) и лиц, присутствовавших при освящении храма: бояр, келаря, казначея и т. д. Некоторые надписи обходились только датой освящения и именем светского владыки.

До XVII века антиминсы в России приколачивались к престолу особыми деревянными гвоздями. Иногда его пришивали прямо к облачению. С XVII века стали подражать практике греческой церкви, в которой с древности во время богослужения использовался особый плат на престоле — илитон. Во внебогослужебное время антиминс стали складывать и заворачивать в этот плат.

До XVII века русские антиминсы были писанными, они изготовлялись церковно- или священнослужителями соборной церкви, которые от руки делали рисунок, составляли надпись об освящении и пришивали мешочек с мощами. С первой половины XVII века в России стали появляться так называемые гравированные антиминсы. Для такого антиминса изображения, символы и неизменяемые части реквизитов надписи об освящении («бланк») печатались на ткани (как правило, шёлковой) специальным гравировщиком. Впервые они появились на юге, в 1620-х годах братчики Киева начали их массовое изготовление для нужд православных церквей, бывших тогда в сложном положении в связи с польским господством на Украине.

Сербский Антиминс XVI века

Реформы патриарха Никона дали толчок широкого распространения печатных антиминсов, их стали изготавливать на Московском Печатном Дворе. Под влиянием новых течений в искусстве, до XVIII века изображение на антиминсе все более усложнялось и дополнялось новыми иконографическими мотивами. Однако с 1652 года становится почти обязательным изображение «Положение Иисуса Христа во гроб», хотя старообрядцы продолжали следовать аскетической традиции схематического изображения Голгофы и Креста на антиминсах.

В марте 1675 года[2] Московский собор Русской Церкви под председательством патриарха Иоакима закрепил обязательное использование антиминса на литургии — в дополнение к тем мощам, которые полагаются в престол. С этого времени практика вложения частиц мощей непосредственно в антиминс (а не в престол во время освящения храма) стала на Руси распространяться. Сегодня наличие зашитых в антиминс мощей является обязательным в Русской православной церкви.

Патриарх Иоаким издал также распоряжение об обязательном использовании на Руси только тех антиминсов, которые были отпечатаны в Москве. Однако в XVIII веке появились архиерейские печатни также в Новгороде и Тобольске. До конца первой четверти XVIII века изготовлением и рассылкой антиминсов ведал дьяк Патриаршего Казенного приказа. На эти его функции был организован особый сбор с приходов.

Печатные антиминсы стали делаться практически по одному образцу. Надпись стала располагаться на верхнем и нижнем поле. Появился набор стандартных словесных формул для предварения архиерейской подписи: «рукою властною…», «рукою многогрешною…». Среди этих формул появилась и та, с которой сегодня начинаются подписи архиерея (в том числе патриарха) Русской Церкви: «Божиею милостью, смиренный…».

Во времена царя Алексея Михайловича была широко распространена практика выдачи так называемых «подвижных» антиминсов в домовые храмы знатных и богатых людей, а также в корабельные храмы. После церковной реформы императора Петра I архиереи даже в исключительных случаях склонялись, чтобы выдавать «неподвижные», то есть освящаемые для конкретного храма и одновременно с освящением этого храма.

В 1855 году Священным Синодом Российской империи был разработан окончательный вариант печатного образца, был утвержден единый священный рисунок печати и установлена одна словесная формула для подписи об освящении. Современная надпись формально незначительно, но по сути существенно отличается от образца 1855 года. На современных печатях антиминсов исчезло именование императора (и соответственно его титула), а именование Священного Синода заменено именем (также печатается типографским способом) Святейшего Патриарха, несколько изменилась последовательность реквизитов, относящихся к освященному храму и их формулировок.

В настоящее время, если храм освящается полным (архиерейским) чином, то архиерей освящает антиминс именно для этого храма. Когда антиминс в процессе употребления ветшает, то по существующей процедуре, его заменяют в епархиальном управлении (в царской России его меняли в Духовной Консистории). Старые антиминсы, как правило, хранились на приходах — в алтаре или ризнице как святыни. В 1735 году вышло постановление Синода, по которому предписывалось отсылать вышедшие из употребления антиминсы в ризницы кафедральных соборов или церквей архиерейских домов. Указ 1842 года учреждал ведение реестров хранения антиминсов.

Антиминс у старообрядцев

Старообрядческие антимисы (буква «н» не пишется в соответствии со старопечатными богослужебными сборниками, каким является в том числе «Чин освящения церкви») представляют собой небольшие квадратные кусочки холста, в центре которых изображён восьмиконечный трисоставный Крест. На широком поле вокруг Креста по краям антимиса помещена надпись об освящении антимиса. Формулировка надписи берётся из богослужебного сборника первой половины XVII века Великий (или Большой) потребник. Частица мощей (сохранились в некоторых старообрядческих церквах, например в Покровской общине на Рогожском кладбище в Москве) святых мучеников вшивается верхнюю часть антимиса. Крест и надпись на антимисе рисуются от руки, реже наносятся по трафарету.

Внешние изображения
www.ruvera.ru
Старообрядческий антиминс. Фото Г. Чистякова
Старообрядческий илитон. Фото Г. Чистякова.

Характерная особенность, отличающая применение старообрядческого антимиса от православного антиминса — во время освящения храма антимис пришивается архиереем (или действующим по его благословению священником) за четыре угла (символ четырёх Евангелистов) к нижнему облачению престола, которое в православном обиходе называется срачицей.

Таким образом, когда престол окончательно облачается в верхнюю ризу (индитию — её видят прихожане, глядя на престол сквозь открытые Царские врата иконостаса), антимис оказывается скрытым под ней. Те действия, которые совершает православный священник с антиминсом во время литургии, сворачивая и разворачивая его, старообрядческий производит с литоном (у православных он называется илитон и в него заворачивается антиминс), который расстилается поверх индитии, над тем местом, где пришит антимис, на него и поставляются сосуды со Святыми Дарами.

Старообрядческое духовенство считает ошибкой принятую практику православной церкви использования антиминса вместо литона.

Антиминс в других церквях

Антиминс в католичестве

В западной христианской традиции антиминс отсутствует, его функцию исполняет корпорал.[7][8]

Антиминс у греко-католиков (униатов)

Униатские антиминсы отличаются от православных тем, что на них в нижней части ставится печать изображения личного герба правящего епископа.

Антиминс у нехалкидонитов

Эквивалентом антиминса в церквях сирийской традиции является деревянная дощечка, «ţablîtho» (в Ассирийской Церкви Востока не используется).

В Эфиопской Православной Церкви используется «tâbot», функционально похожий на «ţablîtho». Этим словом в языке геэз также описывается Ковчег Завета. Ковчег символически представлен в виде шкатулки ​​(«manbara tâbôt», «трон Ковчега»), стоящей на алтаре. Сам «tâbot», деревянный планшет, вынимают перед анафорой, что символизирует дарование Десяти Заповедей.

В коптской православной традиции эквивалентом антиминса является деревянная дощечка «maqta‘ or al-lawh al-khashab». Обычно она украшена крестом и буквами на коптском языке между рукавами креста, которые означают «Иисус Христос Сын Божий».

Внешние изображения
Антиминс XVI века (Череповецкий краеведческий музей). Рядом лежит копие того же времени. В углах Антиминса — рваные следы от гвоздей, которыми он был приколочен к престолу.
Антиминс 1667 года.

Примечания

  1. протоиерей Григорий Дьяченко. Беседа №4 «Об устройстве алтаря» // Православный храм. — Киев: Пролог, 2005. — С. 70. — 282 с. — ISBN 966-8538-20-X, ББК 86.37-505, УДК 2-523.4; Д 93..
  2. ↑ Православная энциклопедия «Азбука веры»
  3. Православная энциклопедия www.pravenc.ru
  4. Православная энциклопедия «Азбука веры», фотоальбом священника Константина Пархоменко
  5. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.136. Изд-во Оранта. 2010.
  6. Вопрос о подлинности антиминса XII века из Николо-Дворищенского собора
  7. Католическая энциклопедия New Advent, статья «Антиминс»
  8. Католическая энциклопедия New Advent, статья «Корпорал»

Литература

  • Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Т. III: 1723. СПб., 1875. № 1120, 1132.
  • Полное собранiе постановленiй и распоряженiй по вѣдомству православнаго исповѣданiя Россiйской имперiи. Царствование Императора Павла I: 6. XI. 1796-11. III. 1801. Пг., 1915. № 116, 548, 553.
  • Чин освящения храма и положения честных мощей в Византийских Евхологиях XI в. // Реликвии в искусстве и культуре восточного христианского мира. М., 2000.
  • Об антиминсах Православной Церкви // Московские епархиальные ведомости. 2005. № 3-4.
  • Антиминс // Православная Богословская Энциклопедия. Том 1. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1900 г.
  • Антиминс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • М. С. Желтов, И. О. Попов, А. В. Силкин Антиминс // Православная энциклопедия. Том II. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — С. 489-493. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2
  • Вениамин, архиепископ Нижегородский. Новая скрижаль, или объяснение о Церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. СПб, 1899.
  • Долоцкий В. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов // Христианское чтение. Ч. II. 1844.
  • Настольная книга священнослужителя. — М.: Издательский Совет РПЦ.
  • Никольский Константин, протоиерей. Об антиминсах Православной Русской Церкви. СПб., 1872.
  • Никольский Константин, протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. — 7-е изд. — СПб.: Синодальная типография, 1907. — С. 7-8. — 894 с.
  • Цветков И.Ф. О древних антиминсах, находящихся в Калужской архиерейской ризнице, в связи с историей антиминса вообще. // Калужская старина. Т.III. Калуга, 1903.
  • Прилуцкий В. Частное богослужение в Русской Церкви. Киев, 1912.
  • Гошев И. Антиминс: Литургично и црковно исторично изысканието. София, 1925.
  • Заграевский С.В. «Антиминс» из Николо-Дворищенского собора. М., 2004.
  • Алексеева М.А. Малоизвестные произведения русского искусства XVII-первой половины XVIII в. — гравюры на антиминсах // Памятники культуры: Новые открытия, 1982. Л., 1984.
  • Беляев Д.Ф. Ежедневные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм Святой Софии в IX—X вв. // Записки Императорского Русского археологического общества. СПб., 1893.

Tags: Антиминс продам, антиминс размер, антиминс мазепа, антиминс рассказ, антиминс купить, антиминс купить в интернет магазине, антиминс подписан.