Momotik.ru

Народный проект

Балтийский флот
Годы существования

1703 г.[1].—настоящее время

Страна

СССР

Войны

Вторая мировая война

Командиры
Известные командиры

В. Ф. Трибуц

Краснознаменный Балтийский флот — оперативно-стратегическое объединение ВМФ в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны.

Содержание

Командный состав

  • Члены Военного совета:
    • дивизионный комиссар М. Г. Яковенко (июнь-июль 1941 года)
    • дивизионный комиссар, корпусной комиссар, с декабря 1942 года контр-адмирал, с мая 1944 года вице-адмирал Н. К. Смирнов (июль 1941 года — до конца войны)
    • бригадный комиссар, дивизионный комиссар, с декабря 1942 года генерал-майор береговой службы А. Д. Вербицкий (июль 1941 года — до конца войны).
командующий эскадрой КБФ: контр-адмирал Дмитрий Данилович Вдовиченко
командующий артиллерией КБФ контр-адмирал Иван Иванович Грен (с июля 1941 г.)
начальник тыла КБФ: генерал-майор Митрофан Иванович Москаленко
зам. нач. тыла: капитан 3 ранга Попик П. А.
член Военного совета КБФ: дивизионный комиссар Марк Григорьевич Яковенко, затем дивизионный комиссар Н. К. Смирнов
начальник отдела подводного плавания КБФ: капитан 1 ранга Стеценко А. М.
начальник минной обороны КБФ: контр-адмирал Юрий Федорович Ралль.
начальник боевой подготовки КБФ: капитан 1 ранга Сергей Валентинович Кудрявцев
начальник разведки КБФ: подполковник Фрумкин Н. С.
разведотдел, капитан 2 ранга Филипповский А. А.
начальник отдела военных сообщений КБФ: капитан 2 ранга Иван Николаевич Ганцов
начальник оперативного отдела КБФ: капитан 1 ранга Григорий Ефимович Пилиповский
начальник связи КБФ:: полковник Зернов М. А.
начальник гидрографической службы КБФ: капитан 3 ранга Назимов М. Н.
начальник береговой обороны КБФ: генерал-майор Дмитриев И. Н.
начальник управления ПВО КБФ: генерал-майор Зашихин Г. С.
начальник организационно-мобилизационного отдела КБФ: полковник Ильин А. С.
начальник техотдела КБФ: капитан 2 ранга Кудинов Н. Н.
начальник инженерного отдела КБФ: полковник Коновалов Т. Т.
начальник отдела ВОСО КБФ: капитан 2 ранга Гонцов И. Н.
военно-воздушные силы КБФ: генерал-майор Ермаченков В. В.
флагманский артиллерист КБФ: капитан 1 ранга Фельдман Н. Э.
помощник флагарта по зенитной артиллерии: капитан 3 ранга Баринов
помощник флагарта эскадры: капитан 1 ранга Сагоян А. А.
флагманский минер КБФ: капитан 2 ранга Тулинов А. К.
флагманский штурман КБФ: капитан 2 ранга Иосифов Б. Н.
начальник санитарного отдела КБФ: бригвоенврач Кривошеин М. Я.

Базирование флота

Система базирования флота включала:

  • Ленинградская военно-морская база (контр-адмирал Челпанов Федор Иванович)
  • БО Ладожского озера

(Островная и Кольбергская были созданы позже, в 1943 и 1944 соответственно)

Состав флота

К началу Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот имел в составе 62 надводных корабля: 2 линкора «Марат» в Ленинграде и «Октябрьская революция» в Таллине, 2 крейсера «Максим Горький» (пр.26 бис) и «Киров» (пр.26), 2 лидера «Минск» (пр.38) и «Ленинград» (пр.1), 19 эсминцев (5 пр.7, 7 пр.7У и 7 типа «Новик»), 7 СКР (4 пр.39, 3 пр.2), 4 минных заградителя, 24 тральщика (13 пр.53у, 4 пр.3, 3 типа «Ударник», 2 типа «Виестурс», 2 типа «Вирсайтис»), 2 канонерные лодки «Красное знамя» и «Пионер». 68 подводных лодок, 95 катеров.

В боевом составе военно-воздушных сил флота насчитывалось 595 боевых самолетов, в том числе 157 бомбардировщиков/торпедоносцев (по другим данным насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 368 истре­бителей и 151 гидросамолёт-разведчик.)

В береговой обороне — 1528 орудий 45 калибра 356-мм. Также де-факто в составе находился недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов» («Петропавловск») (капитан 3 ранга А. К. Павловский), использовался как плавучая батарея (4 203-мм орудия)

Организационно это представлялось так:

  • Эскадра надводных кораблей (командующий — контр-адмирал Вдовиченко Дмитрий Данилович):
линкоры
«Марат» (капитан 2 ранга Иванов П. К.) (после 23 октября 1941 года несамоходная плавучая батарея)
«Октябрьская революция» (контр-адмирал Москаленко Михаил Захарович)
  • 3-й дивизион эскадренных миноносцев:
лидеры:
«Минск» (капитан 2 ранга П. Н. Петунин)
«Ленинград» (капитан 3 ранга Горбачев Г. М.)
эсминцы:
«Карл Маркс» (капитан 3 ранга Дубровицкий Л. В.)
«Ленин» (капитан-лейтенант Ю. Афанасьев) (стоял в Либаве с разобранными машинами)
«Володарский» (капитан 2 ранга Фалин Н. В.)
«Яков Свердлов» (капитан 2 ранга Спиридонов А. М.)
«Энгельс» (капитан 3 ранга Васильев В. П.)
«Артем» (старший лейтенант Сей А. Б.)
«Калинин» (командир капитан 2 ранга Стасов П. Б.)
Минные заградители «Марти» (Ока) (капитан 1-го ранга Мещерский Н. И.) и «Урал» (капитан 2-го ранга Карпов Иван Григорьевич)
  • 4-й дивизион эскадренных миноносцев:
    «Свирепый» (капитан-лейтенант Мазепин П. Ф.(до 21 сентября 1941) (введен в строй в течение июня месяца)
    «Страшный» (введен в строй в течение июня месяца)
  • 5-й дивизион эскадренных миноносцев:
    «Славный» (капитан 3 ранга Осадчий М. Д.)
    «Суровый» (капитан 2 ранга Андреев В. Ф.)
    «Смелый» (капитан 3 ранга Быков В. С. (отдан под суд за потерю корабля))
    «Скорый» (капитан 3 ранга Баландин А. Н.) (введен в строй в течение июня месяца)
    «Статный» (капитан 3 ранга Алексеев Н. Н.) (введен в строй в течение июня месяца)
    «Стройный»
    «Строгий»
  • дивизион сторожевых кораблей («дивизион плохой погоды», 7 сторожевых кораблей проекта 1 «Ураган»):
    «Вихрь» (2) (старший лейтенант Барер Б. А. (с 22.6.1941) (всю войну простоял в ремонте)
    «Тайфун» (3) (на 22.06.41г. в ремонте (с 1939 г.))
    «Циклон» (4) (старший лейтенант Росиев М. А.)
    «Туча» (капитан-лейтенант капитан-лейтенант Г. Н. Моторов)
    «Буря» (капитан-лейтенант А. А. Маклецов
    «Снег» (старший лейтенант М. И. Орлов)
    «Пурга» (старший лейтенант С. В. Семенов
    Отряд легких сил (командир — контр-адмирал В. П. Дрозд)
крейсера
«Киров» (капитан 1-го ранга Сухоруков М. Г.)
«Максим Горький» (капитан 1-го ранга Ванифатьев А. Г.)
  • 1-й дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга Солоухин С. Д.):
    «Гордый» (вымпел капитана 2 ранга Солоухина С. Д.) (капитан 3 ранга Ефет Е. Б.)
    «Грозящий» (вымпел капитана 2 ранга Святова) (капитан 3 ранга Черемхин)
    «Гневный» (капитан 3 ранга Устинов М. Т.)
    «Сметливый» (капитан 2 ранга Нарыков)
    «Стерегущий» (вымпел контр-адмирала Дрозда В. П.) (капитан 3 ранга Збрицкий Е. П.)
  • 2-й дивизион эскадренных миноносцев (капитан 2 ранга Абашвили Г. С.):
    «Сторожевой» (капитан 3 ранга Ломакин И. Ф.)
    «Стойкий»
    «Сильный» (капитан 3 ранга Комаров С. С.)
    «Сердитый» (капитан 3 ранга Письменный А. Г.)
  • Вспомогательные суда ОЛС:
    сторожевик «Туча»
    сторожевик «Буря»
    танкер «Железнодорожник» (заправщик отряда)

Три бригады и отдельный дивизион подводных лодок:

  • 1-я бригада подводных лодок (капитан 1 ранга Египко Николай Павлович)
  • 1 дивизион (Герой Советского Союза капитан 3 ранга Трипольский Александр Владимирович):
    С-1 (капитан 3 ранга Морской Иван Тихонович) (взорвана в Либаве при отступлении)
    С-3 (капитан-лейтенант Костромичев Николай Александрович)
  • С-4 (капитан-лейтенант Абросимов Дмитрий Сергеевич)
    С-5 (капитан 3 ранга Бащенко Александр Аркадьевич)
    С-6 (капитан-лейтенант Кульбакин Василий Федорович)
    С-7 (капитан 3-го ранга Лисин, Сергей Прокофьевич)
    С-8 (капитан 3 ранга Бойко Михаил Семенович (отдан под суд после 25.06.41, после него назначен капитан-лейтенант Браун Илья Яковлевич (ком. ПЛ L-55))
    С-9 (капитан-лейтенант Рогачевский Сергей Анатольевич)
    Плавбаза «Смольный» (Плавбаза 1-го дивизиона 1-й бригады)
  • 2-й дивизион (капитан 3 ранга Червинский Владимир Александрович)
    С-10 (капитан 3 ранга Бакунин Борис Константинович)
    С-101 капитан 3 ранга В. К. Векке)
    С-102 (капитан-лейтенант Иванов Борис Владимирович)
    Плавбаза «Иртыш» (Плавбаза 2-го дивизиона 1-й бригады)
  • 4-й дивизион (капитан-лейтенант Матвеев Степан Ионович)
    М-71 (капитан-лейтенант Костылев Лев Николаевич) (взорвана в Либаве при отступлении)
    М-77 (старший лейтенант Хлюпин Николай Алексеевич)
    М-78 (старший лейтенант Шевченко Дмитрий Леонтьевич)
    М-79 (старший лейтенант Автомонов Иван Васильевич)
    М-80 (капитан-лейтенант Мочалов Федор Александрович) (взорвана в Либаве при отступлении)
    М-81 (капитан-лейтенант Зубков Фёдор Антонович)
    М-83 (ст.лейтенант Шалаев Павел Михайлович) (взорвана в Либаве при отступлении)
  • 2-я бригада подводных лодок (капитан 2 ранга Орел Александр Евстафьевич):
    Плавбазы «Ока» (Тип «Кама»), «Полярная Звезда», «Амур».
  • 6-й дивизион (капитан 2 ранга Федотов М. В.):
    Щ-309 (капитан 1 ранга Кабо Исаак Соломонович)
    Щ-310 (капитан-лейтенант Ярошевич Дмитрий Клементьевич)
    Щ-311 (капитан-лейтенант Вершинин Фёдор Григорьевич)
  • 7 дивизион (капитан 3 ранга Егоров Владимир Алексеевич):
    Щ-317 (капитан 3 ранга Андронов Алексей Герасимович)
    Щ-318 (капитан-лейтенанта Афанасьев Владимир Константинович)
    Щ-319 (капитан-лейтенант Агашин Николай Сидорович)
    Щ-320 (капитан-лейтенант Вишневский Иван Макарович)
    Щ-322 (капитан-лейтенант Ермилов Виктор Андреевич)
    Щ-323 (капитан-лейтенант Иванцов Федор Иванович)
    Щ-324 (капитан-лейтенант Тархнишвили Георгий Иорамович)
  • 8-й дивизион (капитан 3 ранга Юнаков Евгений Гаврилович):
    М-90 (старший лейтенант Татаринов Иван Михайлович)
  • М-94 (старший лейтенант Дьяков Николай Васильевич)
    М-95 (старший лейтенант Федоров Леонид Петрович)
    М-96 (Маринеско, Александр Иванович)
    М-97 (капитан-лейтенант Мыльников Александр Иванович)
    М-98 (капитан-лейтенант Беззубиков Иван Иванович)
    М-99 (ст. лейтенат Попов Борис Михайлович)
    М-102 (старший лейтенант Гладилин Петр Васильевич)
    М-103 (капитан-лейтенант Нечкин Вадим Дмитриевич)
  • Учебная бригада подводных лодок (контр-адмирал Заостровцев Алексей Тимофеевич):
  • 9-й дивизион (капитан-лейтенант Мохов Николай Константинович):
    М-72 (старший лейтенант Кулыгин Николай Николаевич) (на 22.06.41г. в ремонте)
    М-73 (старший лейтенант Каланин Виктор Петрович) (на 22.06.41г. в ремонте)
    М-74 (старший лейтенант Сазонов Дмитрий Михайлович) (на 22.06.41г. в ремонте)
    М-75 (старший лейтенант Тарасов Павел Степанович) (на 22.06.41г. в ремонте)
    М-76) (лейтенант Жаворонков Георгий Александрович) (на 22.06.41г. в ремонте)
  • 13-й дивизион:
    Щ-303 (капитан 3-го ранга Травкин Иван Васильевич)
    Щ-304 (капитан 3 ранга Афанасьев Яков Павлович)
    К-3 (капитан 3-го ранга Малофеев Кузьма Иванович)
    К-21 (капитан-лейтенант Жуков В. Н.) (с 8.06.41 совершает переход на Северный флот через Беломоро-Балтийский канал)
    К-22 (капитан 2-го ранга Котельников Виктор Николаевич)
  • 14-й дивизион:
    К-23 (капитан 3 ранга Потапов Леонид Степанович)
    Л-1 «Ленинец» (капитан 3 ранга Могилевский Сергей Сергеевич)
    Л-2 «Сталинец» (капитан-лейтенант Чебанов Александр Петрович)
    С-11 (капитан-лейтенант Середа Анатолий Михайлович)(включена в состав КБФ 30 июня 1941 года)
    С-12 (капитан-лейтенант Тураев Василий Адрианович) (включена в состав КБФ 30 августа 1941 года)
    С-13 (ст. лейтенант Маланченко Петр Петрович) (11 июня 1941 года начала переход на Балтику по Мариинской водной системе, включена в состав КБФ 30 августа 1941 года)
  • отдельный учебный дивизион подводных лодок (капитан 2 ранга Эйхбаум Николай Эдуардович):
    П-1 «Правда» (лейтенант Логинов Иван Андреевич)
    П-2 «Звезда» (капитан-лейтенант Попов Иван Петрович)
    П-3 «Искра» (капитан-лейтенант Пантелеев Алексей Николаевич)
    Щ-301 (капитан-лейтенант Грачёв Иван Васильевич)
    Щ-302 (капитан-лейтенант Нечкин Вадим Дмитриевич)
    Щ-305 (старший лейтенант, ВРИД Кочетков Константин Сергеевич)
    Щ-306 (старший лейтенант Смоляр Николай Иванович)
    Щ-307 (капитан-лейтенант Петров Николай Иванович)
    Б-2 (капитан-лейтенант Быховский Израиль Адольфович)
    L-55 (старший лейтенант Браун Илья Яковлевич)
    Р-1 опытная лодка «РЕДО» (капитан-лейтенант Карташев Николай Иванович)

Две бригады торпедных катеров:

  • 1-я бригада торпедных катеров (капитан 2 ранга В. С. Чероков)
    • 1-й дивизион
    • 2-й дивизион
  • 2-я бригада торпедных катеров (капитан 2 ранга В. А. Саламатин)
      • 3-й дивизион (ТКА-57 (капитан-лейтенант А. М. Хоруженко)
      • 4-й дивизион

Отряд шхерных кораблей (капитан 3 ранга Лазо Эммануил Иванович)

Отряд вновь строящихся кораблей, в составе которого числился недостроенный крейсер «Петропавловск»;

Группа надводных заградителей:

  • минные заградители «Марти» (капитан 1-го ранга Н. И. Мещерский) и «Урал» (капитан 2-го ранга И. Г. Карпов)

Военно-воздушные силы флота:
Три авиационные бригады:

  • два отдельных авиацион­ных полка (15-й мор­ской разведывательный авиаполк)
  • семь отдельных эскадрилий (самолёты МБР-2)
  • 18 ОМБРАЭ
  • 41 ОМБРАЭ
  • 43 ОМБРАЭ
  • 44 ОМБРАЭ
  • 58 ОМБРАЭ,
  • 12-й отдельный авиаотряд
  • 44-й отдельный авиаотряд
  • 11 отдельных авиационных эскадрилий

Части ПВО КБФ
Всего в составе ПВО КБФ 91 батарея:

  • Лиепая — 6 батарей (24 76-мм)
  • Таллин — 32 батареи
  • Остров Сааремаа — 5 батарей (20 76-мм)
  • Остров Хийумаа — 2 батареи
  • Палдиски — 4 батареи (12 76-мм)
  • Полуостров Пакри — 2 батареи
  • Остров Большой Рогге — 1 батарея
  • Остров Малый Рогге — 1 батарея
  • Остров Осмуссаар — 2 батареи (4 76-мм, 4 85-мм)
  • Кронштадт — 18? батарей (на 25 января 1941 года 48 76-мм)
  • Полуостров Ханко — 12 батарей (48 76-мм и 4 85-мм (на складе))
    • 3-й отдельный полк зенитной артиллерии
    • 4-й отдельный полк зенитной артиллерии
    • 5-й отдельный полк зенитной артиллерии (Таллин, Палдиски)
    • 10-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (Таллин)
    • 14-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион
    • прожекторный батальон
    • пулеметный батальон
    • батальон ВНОС
    • 60-й отдельный дивизион ПВО
  • 1-я особая бригада морской пехоты Балтийского флота (командир полковник Т. М. Парафило, военком — полковой комиссарН. П. Грачев)
    • 1 стрелковый батальон
    • 2 стрелковый батальон
    • 3 стрелковый батальон
    • 1 танковая рота,
    • рота связи
    • саперная рота и др.
  • 31-й отдельный местный стрелковый батальон
  • 2 отдельных пулеметных батальона

Части специального и тылового обеспечения

  • канонерские лодки «Красное знамя» (капитан 2 ранга Устинов А. Л.) и «Пионер» (капитан 2 ранга Иванов П. К.)
  • 34 тральщика:
    13 штук — «проекта 53у» (Т-205 «Гафель», Т-206 «Верп», Т-207 «Шпиль»,, Т-208 «Шкив», Т-209 «Кнехт». Т-210 «Гак», Т-211 «Рым», Т-212 «Штаг», Т-213 «Крамбол», Т-214 «Бугель», Т-215 (имя не присвоено), Т-216 (имя не присвоено), Т-218 (имя не присвоено)
    4 — «проекта 3» (Т-201 «Заряд», Т-202 «Буй», Т-203 «Патрон», Т-204 «Фугас»)
    2 — типа «Ударник» («Ударник» и «Клюз»)
    2 — типа «Виестурс» (Т-298 «Виестурс» (быв. латышский) и Т-299 «Иманта» (быв. латышский)
    2 — типа «Вирсайтис» (T-297, «Вирсайтис» (капитан 2 ранга А. Мехероз) (быв. латышский), № 76 «Коралл» (англ.)русск. (быв. литовский «Президент А.Сметона»)
  • 4 минных заградителя:
    «Суроп» (быв. «Апостол Павел»(1915 г.) захвачен у Эстонии в 1940 г.)
    «Ристна» (быв. «Апостол Петр»(1915 г.) захвачен у Эстонии в 1940 г.)
    КАТЩ №1Кери» («Keri») до 13.08.1940 г.)
    КАТЩ №2Вайндло» («Vaindlo») до 13.08.1940 г.)

Боевые действия

Согласно директиве № 21 (план «Барбаросса»): «По отношению к Советскому Союзу военно-морской флот выполняет следующую задачу: охрана собственного побережья, и недопущение прорыва вражеских военно-морских сил из Балтийского моря. Поскольку по достижении германскими войсками Ленинграда русский Балтийский флот лишится последней базы и окажется в безнадежном положении, крупных морских операций до этого следует избегать. После ликвидации русского флота встанет задача полного восстановления сообщения по Балтийскому морю, включая снабжение северного крыла армии, которое необходимо будет обезопасить (траление мин)».

Те силы противника, которые действовали против Балтийского флота, сумели без помех минировать воды в оперативной зоне советского флота, и наши корабли часто гибли, так и не успев сделать ни одного выстрела по врагу.

Боевая задача

С началом военных действий главной задачей Балтийского флота являлось содействие войскам Северо Западного и Северного фронтов на приморских направлениях. На первом этапе она решалась главным образом самостоятельными действиями сил флота (минно-заградительные действия, борьба на коммуникациях, действия против военно-морских сил противника). Затем основным видом боевой деятельности стали совместные действия сил флота с сухопутными войсками (артиллерийская и авиационная поддержка войск, их перевозка), оборона военно-морских баз и островов, высадка морских десантов.

1941 год

Продвижение войск противника вглубь территории страны нарушило систему базирования Балтийского флота и резко сократило его возможности Флоту пришлось действовать на нескольких разобщенных направлениях в условиях господства авиации противника и постоянно наращиваемой минной опасности. Обороняя передовые базы и проводя активные боевые действия на морских сообщениях в Балтийском море, флот был вынужден в то же время обеспечивать чрезвычайно уязвимую, находившуюся под фланговыми ударами противника на всем протяжении коммуникацию Кронштадт — Таллин — ХанкоМоонзундские острова. Флот принимал участие в проведения Моонзундской оборонительной операции. Одновременно флот выделил силы и средства для обороны Ленинграда. За счет сил флота были сформированы Чудская, Ладожская, Онежская озерные военные флотилии и Ильменский отряд кораблей. Упорной обороной военно-морских баз Лиепаи, Ханко, Таллина, островов Моонзундского архипелага Балтийский флот на длительное время приковал к себе крупные силы противника, что ослабило его натиск на Ленинград. В августе 1941 года с аэродромов острова Эзель (Сааремаа) дальние бомбардировщики ВВС Балтийского флота нанесли первые удары по Берлину. Только в 1941 году корабли и самолеты Балтийского флота поставили 12047 мин.

В исключительно сложной обстановке и с большими потерями в конце августа 1941 года проведена операция по прорыву сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. К месту назначения прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна. До 1944 года силы флота базировались в Ленинградской и Кронштадтской военно-морских базах (с января 1943 года — Кронштадтский морской оборонительный район), где вошли в единую систему обороны Ленинграда. Балтийский флот оказал помощь войскам 8-й армии Ленинградского фронта при создании и удержании ораниенбаумского плацдарма (сентябрь-октябрь 1941 г.), надежно прикрывал морские подступы к Ленинграду. На сухопутные участки обороны направлено около 90 тысяч моряков. Морская авиация в этот период действовала главным образом на сухопутном направлении. Флот обеспечивал перегруппировки войск фронта, высаживал на фланги и в тыл противника тактические десанты (см. Стрельнинско-Петергофская операция).

За 1941 год в 26 торпедных атаках потоплен один транспорт в 3784 брт и одна подводная лодка «U-144».

1942 год

12 марта 1942 переговоры между немецкими и финскими инстанциями по вопросу блокирования советских подлодок обозначили некоторое расхождение мнений по этому вопросу. Немцы полагали, что им удастся заблокировать Финский залив с помощью мин и охотников за подводными лодками, а финны считали эти меры недостаточными и стремились уговорить немцев поставить там сетевое заграждение. Но в 1942 году ни в Финляндии, ни в Германии не имелось подходящего для этого сетей.

9 мая 1942 года немцы начали постановку мин в Финском заливе. Подновлялись и усиливались старые заграждения, устанавливались новые. Наиболее обширными и многочисленными из них были «Насхорн» (между Порккала-Удд и островом Найсаар, всего 1.915 мин) и «Зееигель» (восточнее Гогланда, всего 5.779 мин, 1.450 минных защитников, 200 подрывных шашек). Всего весной – летом 1942 года немцами в Финском заливе выставлено 12.873 мины. Вместе с минами, которые были выставлены в прошлом году, их количество в Финском заливе превышало 21 тысячу. Непосредственно у заграждений было развернуто более сотни различных кораблей и катеров. Таким образом, образовался противолодочный рубеж глубиной более 150 миль.

Однако, поскольку важное значение имели действия флота на коммуникациях противника в Балтийском море, подводные лодки умело, хотя и с большими потерями, преодолевали мощные минные и противолодочные заграждения в Финском заливе.

В апреле 1942 года был сорван замысел противника уничтожить в ходе операции «Айсштосс» ударами авиации корабли Балтийского флота, стоявшие на скованной льдом Неве.

В битве за Ленинград корабли и береговая артиллерия Балтийского флота выполняли задачи по контрбатарейной борьбе с артиллерией противника и по усилению ПВО Ленинграда. Входившая в состав флота Ладожская военная флотилия обеспечивала транспортные перевозки для блокированного с суши Ленинграда по Ладожскому озеру.

По официальным советским данным подводные лодки КБФ в 1942 году потопили торпедами 34 транспортных судна (93 896 брт) и 1 корабль. 10 транспортов общим водоизмещением 24 330 брт и 1 корабль стали жертвами мин, 3 судна (6.304 брт) потоплены артиллерией. (Всего 47 потопленных и 4 поврежденных судна общим водоизмещением в 124 530 и 19 833 брт и 2 корабля).
Действительный итог выглядит несколько скромнее: потоплено 15 судов (32 415 брт) торпедами, 2 (2061 брт) артиллерией, 5 транспортов (10 907 брт) погибло на минах. Всего 22 судна (45 383 брт).

1943 год

В январе 1943 года Балтийский флот содействовал войскам Ленинградского и Волховского фронтов в прорыве сухопутной блокады Ленинграда. С 1943 года на морских коммуникациях противника активно действовала только авиация флота, так как после поставленная немцами эшелонированных минных заграждений и противолодочных сетей операции с участием подлодок практически прекратились.

Активные действия советских субмарин на Балтике в 1942 году заставили противника принять меры к недопущению прорыва подводных лодок Балтийского флота на коммуникации подвоза стратегических материалов и сырья. Для этого было решено герметично закрыть выход из Финского залива сетевыми заграждениями, хотя заготовка сетей стоила больших материальных затрат.

В конечном итоге в 1943 году немецкими и финскими кораблями были выставлены несколько систем эшелонированных по глубине минно-сетевых заграждений («Walross»), средств обнаружения и противолодочных сил — так называемых противолодочных рубежей, перекрывших фарватеры от о. Нарген до побережья Финляндии в районе полуострова Порккала-Удд (так называемая, «нарген-порккалауддская линия» или «Nashorn») и у о. Гогланда, Хапасарских шхер и Нарвского залива («Zeeigel»), насчитывающих более 13 000 мин и минных защитников,[4]

В Германии было изготовлено множество больших стальных конусов-поплавков, которые по железной дороге доставлялись в Палдиски, где их соединяли с секциями противолодочной сети. Подводная сеть была 55 км длиной и 60—90 метров высотой. Она была сделана из 18-мм стального троса норвежского производства с ячейками 4 на 4 м.[5].

По сложности навигационной обстановки, по насыщенности противолодочными силами и средствами самыми мощными были гогландский и нарген-порккалауддский рубежи, блокировавшие восточную часть Финского залива.

  • Рубеж, перекрывавший залив по линии о. Вигрунд — о. Большой Тютерс — о. Гогланд, состоял из антенных, донных и якорных магнитных мин, поставленных ярусами по всей глубине, широкой системы постов наблюдения и связи, прожекторных установок и береговых батарей, расположенных на островах.
  • Главный рубеж был развернут между о. Нарген и мысом Порккала-Удд. Глубина залива здесь составляет 25—60 м и только в одном месте достигает 80 м, ширина — 20 миль. Основным препятствием для лодок служила двухрядная подвешенная к многочисленным поплавкам и поставленная на тяжелые якоря стальная сеть. Отдельные секции её длиной до 250 м и высотой до 40—70 м перегораживали весь залив от южного до северного побережья. Советские подлодки неоднократно пытались разрезать или торпедировать эту сеть, но убедились в тщетности этих попыток.

К концу апреля 1943 г. на рубеже было выставлено 8,5 тыс. мин, в том числе 560 донных магнитных, 1360 якорных магнитных и почти 6,5 тыс. контактных. Величина минных интервалов в заграждениях составляла от 22 до 150 м. Вероятность встречи подводной лодки с заграждением из контактных мин, поставленным немцами к юго-востоку от о. Гогланд (длина заграждения 6 миль, минные интервалы 22-44 м), при всех возможных направлениях движения лодки, была порядка 0,3-0,6, а вероятность встречи с миной — порядка 0,25-0,35 при самых оптимальных углах преодоления.[6]

Были установлены шумопеленгаторные станции (в районе п-ова Порккала-Удд, три на острове Гогланд и по одной в районах Ино, Макилуотто, Порвоо и Руссаре)[7]. Вдоль рубежа патрулировали противолодочные корабли и катера противника.

Подводные лодки Балтийского Флота оказались заперты в Финском заливе. При попытке прорыва заграждений «Nashorn» и «Zeeigel» погибли подлодки Щ-302, Щ-304, Щ-320, Щ-408, Щ-406, С-9 и С-12. За всю кампанию 1943 года подводные лодки Балтийского флота провели всего две торпедных атаки, которые оказались безрезультатными.

1944 год

В январе 1944 года силы Балтийского флота (2 линкора, 2 крейсера, лидер, 7 эсминцев, 4 канонерские лодки, 316 самолетов, 117 орудий береговой артиллерии) приняли участие в операции по разгрому противника под Ленинградом. В период подготовки Красносельско-Ропшинской операции флот в тяжелых ледовых условиях осуществил перевозку на ораниенбаумский плацдарм войск и военной техники 2-й ударной армии. Это позволило командованию фронта создать сильную группировку войск для удара по противнику. В ходе операции флот участвовал в артиллерийском (200 орудий крупного и среднего калибра) и в авиационном наступлениях в составе минно-торпедных, штурмовых и истребительных авиадивизий и отдельного разведывательного авиаполка. В Выборгской и Выборгско-Петрозаводской операциях артиллерия флота участвовала в прорыве обороны противника на Карельском перешейке, в артиллерийской поддержке и артиллерийском сопровождении войск. Морские десанты Балтийского флота овладели островами Бьёркского архипелага и Выборгского залива, надводные силы нарушали снабжение и эвакуацию войск противника морем. В Свирско-Петрозаводской операции Ладожская военная флотилия Балтийского флота содействовала сухопутным войскам в прорыве обороны противника и провела Тулоксинскую десантную операцию. При подготовке Таллинской операции флот обеспечивал перегруппировку войск 2-й ударной армии с нарвского на тартуский участок фронта, высаживал тактические десанты в гавани и порты на побережье и на острова Финского залива. В Моонзундской десантной операции на острова Моонзундского архипелага высажены 2 стрелковых корпуса 8-й армии и бригада морской пехоты общей численностью более 60 тысяч человек. Для авиационной поддержки привлекалась авиация флота. Действия Балтийского флота на морских сообщениях способствовали успешному разгрому войск противника в Прибалтийской, Восточно-Прусской и Восточно-Померанской стратегических операциях.

Обстановка с положением Балтийского флота изменилась только в начале сентября 1944 года, когда Финляндия вышла из войны. После Выборгско-Петрозаводской наступательной операция 1944 г., вынудившей Финляндию выйти из войны, начались работы по затоплению противолодочных сетей и разминированию «Nashorn», «Rukajärvi», «Brummbar», «Peninkulma», «Sauna», «Tiger» и «Zeeigel»[8] силами четырёх бригад траления КБФ и тральщиков ВМС Финляндии[9], что позволило советским подлодкам осенью 1944 года вновь начать операции на Балтике.

Одним из условий соглашения о перемирии, выдвинутого советской стороной Финляндии, была передача СССР в аренду полуострова Порккала-Удд (с базой ВМФ Порккала), который, как показал печальный опыт 1942—1943 годов, является ключевым местом блокирования Финского залива.

По официальным советским данным, в 1944 году подводные лодки Балтийского флота потопили 35 транспортных судов общим водоизмещением 86 140 брт, 2 боевых корабля и вспомогательное судно, а в 1945 году жертвой балтийских подводников стали 24 транспорта (97024 брт) и 10 кораблей. 1 корабль был поврежден. Современные подсчеты выглядят несколько скромнее: в 1944 году подводниками Балтики потоплено 16 транспортов (35 580 брт), 1 корабль и 1 вспомогательное судно.
В 1945 году — 10 транспортных судов (59 410 брт) и 4 корабля.

Всего за время войны воюющими сторонами в Финском заливе было установлено 51 600 мин и 12 700 минных защитников[10].

Нанесённый урон

За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн тонн, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных лодок. Флот высадил 1 оперативный, 16 тактических и 7 разведывательных десантов. ВВС флота произвели более 158 тысяч самолето-вылетов.

Боевые потери

Собственные потери КБФ также велики 1 линкор (авианалет Ю-87 на линкор «Марат» 23.09. 1941 г. взрывом торпедного боезапаса оторвало нос по вторую башню), 23.06.1941 г. на минах подрывается крейсер «Максим Горький» (надолго вышел из строя), при эвакуации из Либавы затоплены эсминец «Ленин» и несколько подводных лодок, при эвакуации из Таллина на минах и от авиации гибнет несколько эсминцев.

В 1941 г. от различных причин КБФ потерял 12 эсминцев («Артем», Володарский, Калинин, Ленин, Карл Маркс, Энгельс, «Яков Свердлов» — проект «Новик», Гневный, Скорый , Смелый, Сметливый, Статный - проектов 7 и 7У), 27 подводных лодок, 25 торпедных катеров. При обороне Ленинграда и контрбатарейной борьбе ряду кораблей нанесен серьёзный урон в том числе линкору «Октябрьская революция».

При преодолении минных заграждений на выходе из Финского залива гибнет каждая пятая подлодка.

В итоге, в 1945 году, при проведении Восточно-Прусской операции КБФ участвует железнодорожными береговыми батареями, торпедными катерами, авиацией. При штурме Пиллау по советским войскам беспрепятственно ведут огонь крупные корабли кригсмарине, крупные корабли КБФ в плачевном состоянии. Также КБФ не смог обеспечить блокирование с моря группировки немцев в Курляндском котле (1945).

Награды

В. И. Раков

Свыше 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями; 137 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчикам А. Е. Мазуренко, В. И. Ракову, Н. Г. Степаняну, Н. В. Челнокову это звание присвоено дважды. За успешное выполнение боевых задач 22 корабля и части Балтийского флота стали гвардейскими, 58 — награждены орденами, 15 соединениям и частям присвоены почетные наименования. Среди них 1-я бригада траления, 1-я бригада торпедных катеров, бригада подводных лодок, линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький», подводные лодки «Щ-303», «Щ-307», «Щ-309», «Щ-310», «Щ-320», «Щ-323», «К-52», «Л-3», «С-13», Красносельская морская железнодорожная артиллерийская бригада, 1-я истребительная, 8-я минно-торпедная, 9-я штурмовая авиационные дивизии и другие соединения и части.

См. также

Примечания

  1. Основан в ходе Северной войны 1700-1721 годов
  2. Красная армия в июне 1941 года (статистический сборник) Приложение 4.2. Руководящий состав аппарата наркомата обороны СССР на 22 июня 1941 г.
  3. Кингисепп. Книга памяти. 1995. 2. Война на Кингисеппском взморье. Тайна «Второго Кронштадта».
  4. Ачкасов В. И., Павлович H. Б.. Советское военно-морское искусство в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1973. — стр. 251.
  5. Continuation War, year 1943  (англ.).(недоступная ссылка)
  6. Там же. Стр. 252
  7. Там же. Стр. 221
  8. Finish Navy in WWII - Mine warfare  (англ.).(недоступная ссылка)
  9. На тральных галсах,  (рус.). Архивировано из первоисточника 13 марта 2012. — стр. 119
  10. Jari Aromaa  (англ.).(недоступная ссылка)

Ссылки

  • Балтийский флот
  • Балтийский флот СССР в Великой Отечественной войне
  • Бойцов Вячеслав Иванович

Литература

  • Балтийский флот // Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия / Гл. ред. М.М. Козлов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985. — С. 75—76. — 832 с.