Балтийский флот | |
Годы существования | |
---|---|
Страна | |
Войны | |
Командиры | |
Известные командиры |
Краснознаменный Балтийский флот — оперативно-стратегическое объединение ВМФ в вооружённых силах СССР во время Великой Отечественной войны.
Содержание |
Система базирования флота включала:
(Островная и Кольбергская были созданы позже, в 1943 и 1944 соответственно)
К началу Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот имел в составе 62 надводных корабля: 2 линкора «Марат» в Ленинграде и «Октябрьская революция» в Таллине, 2 крейсера «Максим Горький» (пр.26 бис) и «Киров» (пр.26), 2 лидера «Минск» (пр.38) и «Ленинград» (пр.1), 19 эсминцев (5 пр.7, 7 пр.7У и 7 типа «Новик»), 7 СКР (4 пр.39, 3 пр.2), 4 минных заградителя, 24 тральщика (13 пр.53у, 4 пр.3, 3 типа «Ударник», 2 типа «Виестурс», 2 типа «Вирсайтис»), 2 канонерные лодки «Красное знамя» и «Пионер». 68 подводных лодок, 95 катеров.
В боевом составе военно-воздушных сил флота насчитывалось 595 боевых самолетов, в том числе 157 бомбардировщиков/торпедоносцев (по другим данным насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 368 истребителей и 151 гидросамолёт-разведчик.)
В береговой обороне — 1528 орудий 45 калибра 356-мм. Также де-факто в составе находился недостроенный тяжелый крейсер «Лютцов» («Петропавловск») (капитан 3 ранга А. К. Павловский), использовался как плавучая батарея (4 203-мм орудия)
Организационно это представлялось так:
Три бригады и отдельный дивизион подводных лодок:
Две бригады торпедных катеров:
Отряд шхерных кораблей (капитан 3 ранга Лазо Эммануил Иванович)
Отряд вновь строящихся кораблей, в составе которого числился недостроенный крейсер «Петропавловск»;
Группа надводных заградителей:
Военно-воздушные силы флота:
Три авиационные бригады:
Части ПВО КБФ
Всего в составе ПВО КБФ 91 батарея:
Части специального и тылового обеспечения
Согласно директиве № 21 (план «Барбаросса»): «По отношению к Советскому Союзу военно-морской флот выполняет следующую задачу: охрана собственного побережья, и недопущение прорыва вражеских военно-морских сил из Балтийского моря. Поскольку по достижении германскими войсками Ленинграда русский Балтийский флот лишится последней базы и окажется в безнадежном положении, крупных морских операций до этого следует избегать. После ликвидации русского флота встанет задача полного восстановления сообщения по Балтийскому морю, включая снабжение северного крыла армии, которое необходимо будет обезопасить (траление мин)».
Те силы противника, которые действовали против Балтийского флота, сумели без помех минировать воды в оперативной зоне советского флота, и наши корабли часто гибли, так и не успев сделать ни одного выстрела по врагу.
С началом военных действий главной задачей Балтийского флота являлось содействие войскам Северо Западного и Северного фронтов на приморских направлениях. На первом этапе она решалась главным образом самостоятельными действиями сил флота (минно-заградительные действия, борьба на коммуникациях, действия против военно-морских сил противника). Затем основным видом боевой деятельности стали совместные действия сил флота с сухопутными войсками (артиллерийская и авиационная поддержка войск, их перевозка), оборона военно-морских баз и островов, высадка морских десантов.
Продвижение войск противника вглубь территории страны нарушило систему базирования Балтийского флота и резко сократило его возможности Флоту пришлось действовать на нескольких разобщенных направлениях в условиях господства авиации противника и постоянно наращиваемой минной опасности. Обороняя передовые базы и проводя активные боевые действия на морских сообщениях в Балтийском море, флот был вынужден в то же время обеспечивать чрезвычайно уязвимую, находившуюся под фланговыми ударами противника на всем протяжении коммуникацию Кронштадт — Таллин — Ханко — Моонзундские острова. Флот принимал участие в проведения Моонзундской оборонительной операции. Одновременно флот выделил силы и средства для обороны Ленинграда. За счет сил флота были сформированы Чудская, Ладожская, Онежская озерные военные флотилии и Ильменский отряд кораблей. Упорной обороной военно-морских баз Лиепаи, Ханко, Таллина, островов Моонзундского архипелага Балтийский флот на длительное время приковал к себе крупные силы противника, что ослабило его натиск на Ленинград. В августе 1941 года с аэродромов острова Эзель (Сааремаа) дальние бомбардировщики ВВС Балтийского флота нанесли первые удары по Берлину. Только в 1941 году корабли и самолеты Балтийского флота поставили 12047 мин.
В исключительно сложной обстановке и с большими потерями в конце августа 1941 года проведена операция по прорыву сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. К месту назначения прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна. До 1944 года силы флота базировались в Ленинградской и Кронштадтской военно-морских базах (с января 1943 года — Кронштадтский морской оборонительный район), где вошли в единую систему обороны Ленинграда. Балтийский флот оказал помощь войскам 8-й армии Ленинградского фронта при создании и удержании ораниенбаумского плацдарма (сентябрь-октябрь 1941 г.), надежно прикрывал морские подступы к Ленинграду. На сухопутные участки обороны направлено около 90 тысяч моряков. Морская авиация в этот период действовала главным образом на сухопутном направлении. Флот обеспечивал перегруппировки войск фронта, высаживал на фланги и в тыл противника тактические десанты (см. Стрельнинско-Петергофская операция).
За 1941 год в 26 торпедных атаках потоплен один транспорт в 3784 брт и одна подводная лодка «U-144».
12 марта 1942 переговоры между немецкими и финскими инстанциями по вопросу блокирования советских подлодок обозначили некоторое расхождение мнений по этому вопросу. Немцы полагали, что им удастся заблокировать Финский залив с помощью мин и охотников за подводными лодками, а финны считали эти меры недостаточными и стремились уговорить немцев поставить там сетевое заграждение. Но в 1942 году ни в Финляндии, ни в Германии не имелось подходящего для этого сетей.
9 мая 1942 года немцы начали постановку мин в Финском заливе. Подновлялись и усиливались старые заграждения, устанавливались новые. Наиболее обширными и многочисленными из них были «Насхорн» (между Порккала-Удд и островом Найсаар, всего 1.915 мин) и «Зееигель» (восточнее Гогланда, всего 5.779 мин, 1.450 минных защитников, 200 подрывных шашек). Всего весной – летом 1942 года немцами в Финском заливе выставлено 12.873 мины. Вместе с минами, которые были выставлены в прошлом году, их количество в Финском заливе превышало 21 тысячу. Непосредственно у заграждений было развернуто более сотни различных кораблей и катеров. Таким образом, образовался противолодочный рубеж глубиной более 150 миль.
Однако, поскольку важное значение имели действия флота на коммуникациях противника в Балтийском море, подводные лодки умело, хотя и с большими потерями, преодолевали мощные минные и противолодочные заграждения в Финском заливе.
В апреле 1942 года был сорван замысел противника уничтожить в ходе операции «Айсштосс» ударами авиации корабли Балтийского флота, стоявшие на скованной льдом Неве.
В битве за Ленинград корабли и береговая артиллерия Балтийского флота выполняли задачи по контрбатарейной борьбе с артиллерией противника и по усилению ПВО Ленинграда. Входившая в состав флота Ладожская военная флотилия обеспечивала транспортные перевозки для блокированного с суши Ленинграда по Ладожскому озеру.
По официальным советским данным подводные лодки КБФ в 1942 году потопили торпедами 34 транспортных судна (93 896 брт) и 1 корабль. 10 транспортов общим водоизмещением 24 330 брт и 1 корабль стали жертвами мин, 3 судна (6.304 брт) потоплены артиллерией. (Всего 47 потопленных и 4 поврежденных судна общим водоизмещением в 124 530 и 19 833 брт и 2 корабля).
Действительный итог выглядит несколько скромнее: потоплено 15 судов (32 415 брт) торпедами, 2 (2061 брт) артиллерией, 5 транспортов (10 907 брт) погибло на минах. Всего 22 судна (45 383 брт).
В январе 1943 года Балтийский флот содействовал войскам Ленинградского и Волховского фронтов в прорыве сухопутной блокады Ленинграда. С 1943 года на морских коммуникациях противника активно действовала только авиация флота, так как после поставленная немцами эшелонированных минных заграждений и противолодочных сетей операции с участием подлодок практически прекратились.
Активные действия советских субмарин на Балтике в 1942 году заставили противника принять меры к недопущению прорыва подводных лодок Балтийского флота на коммуникации подвоза стратегических материалов и сырья. Для этого было решено герметично закрыть выход из Финского залива сетевыми заграждениями, хотя заготовка сетей стоила больших материальных затрат.
В конечном итоге в 1943 году немецкими и финскими кораблями были выставлены несколько систем эшелонированных по глубине минно-сетевых заграждений («Walross»), средств обнаружения и противолодочных сил — так называемых противолодочных рубежей, перекрывших фарватеры от о. Нарген до побережья Финляндии в районе полуострова Порккала-Удд (так называемая, «нарген-порккалауддская линия» или «Nashorn») и у о. Гогланда, Хапасарских шхер и Нарвского залива («Zeeigel»), насчитывающих более 13 000 мин и минных защитников,[4]
В Германии было изготовлено множество больших стальных конусов-поплавков, которые по железной дороге доставлялись в Палдиски, где их соединяли с секциями противолодочной сети. Подводная сеть была 55 км длиной и 60—90 метров высотой. Она была сделана из 18-мм стального троса норвежского производства с ячейками 4 на 4 м.[5].
По сложности навигационной обстановки, по насыщенности противолодочными силами и средствами самыми мощными были гогландский и нарген-порккалауддский рубежи, блокировавшие восточную часть Финского залива.
К концу апреля 1943 г. на рубеже было выставлено 8,5 тыс. мин, в том числе 560 донных магнитных, 1360 якорных магнитных и почти 6,5 тыс. контактных. Величина минных интервалов в заграждениях составляла от 22 до 150 м. Вероятность встречи подводной лодки с заграждением из контактных мин, поставленным немцами к юго-востоку от о. Гогланд (длина заграждения 6 миль, минные интервалы 22-44 м), при всех возможных направлениях движения лодки, была порядка 0,3-0,6, а вероятность встречи с миной — порядка 0,25-0,35 при самых оптимальных углах преодоления.[6]
Были установлены шумопеленгаторные станции (в районе п-ова Порккала-Удд, три на острове Гогланд и по одной в районах Ино, Макилуотто, Порвоо и Руссаре)[7]. Вдоль рубежа патрулировали противолодочные корабли и катера противника.
Подводные лодки Балтийского Флота оказались заперты в Финском заливе. При попытке прорыва заграждений «Nashorn» и «Zeeigel» погибли подлодки Щ-302, Щ-304, Щ-320, Щ-408, Щ-406, С-9 и С-12. За всю кампанию 1943 года подводные лодки Балтийского флота провели всего две торпедных атаки, которые оказались безрезультатными.
В январе 1944 года силы Балтийского флота (2 линкора, 2 крейсера, лидер, 7 эсминцев, 4 канонерские лодки, 316 самолетов, 117 орудий береговой артиллерии) приняли участие в операции по разгрому противника под Ленинградом. В период подготовки Красносельско-Ропшинской операции флот в тяжелых ледовых условиях осуществил перевозку на ораниенбаумский плацдарм войск и военной техники 2-й ударной армии. Это позволило командованию фронта создать сильную группировку войск для удара по противнику. В ходе операции флот участвовал в артиллерийском (200 орудий крупного и среднего калибра) и в авиационном наступлениях в составе минно-торпедных, штурмовых и истребительных авиадивизий и отдельного разведывательного авиаполка. В Выборгской и Выборгско-Петрозаводской операциях артиллерия флота участвовала в прорыве обороны противника на Карельском перешейке, в артиллерийской поддержке и артиллерийском сопровождении войск. Морские десанты Балтийского флота овладели островами Бьёркского архипелага и Выборгского залива, надводные силы нарушали снабжение и эвакуацию войск противника морем. В Свирско-Петрозаводской операции Ладожская военная флотилия Балтийского флота содействовала сухопутным войскам в прорыве обороны противника и провела Тулоксинскую десантную операцию. При подготовке Таллинской операции флот обеспечивал перегруппировку войск 2-й ударной армии с нарвского на тартуский участок фронта, высаживал тактические десанты в гавани и порты на побережье и на острова Финского залива. В Моонзундской десантной операции на острова Моонзундского архипелага высажены 2 стрелковых корпуса 8-й армии и бригада морской пехоты общей численностью более 60 тысяч человек. Для авиационной поддержки привлекалась авиация флота. Действия Балтийского флота на морских сообщениях способствовали успешному разгрому войск противника в Прибалтийской, Восточно-Прусской и Восточно-Померанской стратегических операциях.
Обстановка с положением Балтийского флота изменилась только в начале сентября 1944 года, когда Финляндия вышла из войны. После Выборгско-Петрозаводской наступательной операция 1944 г., вынудившей Финляндию выйти из войны, начались работы по затоплению противолодочных сетей и разминированию «Nashorn», «Rukajärvi», «Brummbar», «Peninkulma», «Sauna», «Tiger» и «Zeeigel»[8] силами четырёх бригад траления КБФ и тральщиков ВМС Финляндии[9], что позволило советским подлодкам осенью 1944 года вновь начать операции на Балтике.
Одним из условий соглашения о перемирии, выдвинутого советской стороной Финляндии, была передача СССР в аренду полуострова Порккала-Удд (с базой ВМФ Порккала), который, как показал печальный опыт 1942—1943 годов, является ключевым местом блокирования Финского залива.
По официальным советским данным, в 1944 году подводные лодки Балтийского флота потопили 35 транспортных судов общим водоизмещением 86 140 брт, 2 боевых корабля и вспомогательное судно, а в 1945 году жертвой балтийских подводников стали 24 транспорта (97024 брт) и 10 кораблей. 1 корабль был поврежден. Современные подсчеты выглядят несколько скромнее: в 1944 году подводниками Балтики потоплено 16 транспортов (35 580 брт), 1 корабль и 1 вспомогательное судно.
В 1945 году — 10 транспортных судов (59 410 брт) и 4 корабля.
Всего за время войны воюющими сторонами в Финском заливе было установлено 51 600 мин и 12 700 минных защитников[10].
За годы войны на Балтийском море противник потерял 280 боевых кораблей и 624 транспорта общим водоизмещением около 1,6 млн тонн, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 18 сторожевых кораблей, 59 тральщиков и 16 подводных лодок. Флот высадил 1 оперативный, 16 тактических и 7 разведывательных десантов. ВВС флота произвели более 158 тысяч самолето-вылетов.
Собственные потери КБФ также велики 1 линкор (авианалет Ю-87 на линкор «Марат» 23.09. 1941 г. взрывом торпедного боезапаса оторвало нос по вторую башню), 23.06.1941 г. на минах подрывается крейсер «Максим Горький» (надолго вышел из строя), при эвакуации из Либавы затоплены эсминец «Ленин» и несколько подводных лодок, при эвакуации из Таллина на минах и от авиации гибнет несколько эсминцев.
В 1941 г. от различных причин КБФ потерял 12 эсминцев («Артем», Володарский, Калинин, Ленин, Карл Маркс, Энгельс, «Яков Свердлов» — проект «Новик», Гневный, Скорый , Смелый, Сметливый, Статный - проектов 7 и 7У), 27 подводных лодок, 25 торпедных катеров. При обороне Ленинграда и контрбатарейной борьбе ряду кораблей нанесен серьёзный урон в том числе линкору «Октябрьская революция».
При преодолении минных заграждений на выходе из Финского залива гибнет каждая пятая подлодка.
В итоге, в 1945 году, при проведении Восточно-Прусской операции КБФ участвует железнодорожными береговыми батареями, торпедными катерами, авиацией. При штурме Пиллау по советским войскам беспрепятственно ведут огонь крупные корабли кригсмарине, крупные корабли КБФ в плачевном состоянии. Также КБФ не смог обеспечить блокирование с моря группировки немцев в Курляндском котле (1945).
Свыше 100 тыс. балтийцев были награждены орденами и медалями; 137 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчикам А. Е. Мазуренко, В. И. Ракову, Н. Г. Степаняну, Н. В. Челнокову это звание присвоено дважды. За успешное выполнение боевых задач 22 корабля и части Балтийского флота стали гвардейскими, 58 — награждены орденами, 15 соединениям и частям присвоены почетные наименования. Среди них 1-я бригада траления, 1-я бригада торпедных катеров, бригада подводных лодок, линкор «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и «Максим Горький», подводные лодки «Щ-303», «Щ-307», «Щ-309», «Щ-310», «Щ-320», «Щ-323», «К-52», «Л-3», «С-13», Красносельская морская железнодорожная артиллерийская бригада, 1-я истребительная, 8-я минно-торпедная, 9-я штурмовая авиационные дивизии и другие соединения и части.