Momotik.ru

Народный проект

Метки: Амурская военная флотилия современная, амурская военная флотилия сегодня, амурская военная флотилия, амурская военная флотилия фото.

Амурская военная флотилия

Бронекатер БК-302 в Хабаровске
Годы существования

19051998

Страна

Российская империя
Российская Республика
Советская Россия
Дальневосточная Республика
 СССР
 Россия

Подчинение

Морское ведомство России
Министерство обороны СССР
Пограничная служба Российской Федерации

Входит в

Военно-Морской Флот Российской империи
Народно-революционный флот ДВР
Военно-Морской Флот СССР
Военно-Морской Флот Российской Федерации
Пограничные войска Российской Федерации

Тип

Флотилия

Дислокация

Хабаровск
Благовещенск (в 1920 г.)

Участие в

Ихэтуаньское восстание
Гражданская война
Конфликт на КВЖД
Советско-японская война

Знаки отличия

(1930 г.)

Дивизион пограничных кораблей, 2010
Дивизион пограничных кораблей, 2005
«Вьюга», пограничный сторожевой корабль 2-го ранга (малый артиллерийский корабль) проекта 12081 «Слепень»
Пограничный сторожевой корабль (ПСКР) 2-го ранга проекта 1248 «Москит»
ПСКР-314, пограничный сторожевой корабль 2-го ранга (речной артиллерийский бронекатер) проекта 1248
Пограничный сторожевой корабль проекта 1249[1]
ПСКР-322, пограничный сторожевой корабль 2-го ранга проекта 1248
ПСКР-200, пограничный сторожевой корабль 4-го ранга (артиллерийский бронекатер) проекта 12130 «Огонёк»
Десантный корабль
Речной буксир ПСКР-496 проекта 1741А «Обь»
Речной танкер-бункеровщик проекта 1481
Пограничный сторожевой катер 4 ранга проекта 14081 «Сайгак»
Корабль Амурской военной флотилии.
Фотография сделана 9 мая 1982 года,
г. Хабаровск
Транспортировка военной техники на понтоне
Пограничный сторожевой катер
Пограничный катер на воздушной подушке

Амурская флотилия (Амурская речная флотилия) — несколько раз создававшееся соединение военных кораблей на реке Амур.

Содержание

История Амурской военной флотилии

Становление флотилии

Первые русские боевые суда появились на реке Амур летом 1644 года — это были струги казачьего головы В. Д. Пояркова, который с небольшим отрядом в 85 человек совершил сплав по реке и после зимовки в низовьях Амура вернулся через Охотское море в Якутский острог.
Второй экспедиции под руководством атамана Е. П. Хабарова, которая вышла на Амур в 1650 году также на стругах, удалось на время создать русские поселения по Амуру, но после неудачных военных действий с цинским Китаем в 1689 г. по условиям неравноправного Нерчинского мира русские были вынуждены оставить Амур на 160 лет.

10 июля 1850 года в результате экспедиции капитан-лейтенанта Г. И. Невельского (впоследствии преобразованной в Амурскую экспедицию) низовья Амура стали вновь доступны для России, и 18 мая 1854 года построенный на реке Шилке пароход «Аргунь» Сибирской военной флотилии вышел в Амур и впервые осуществил сплав до низовьев, став первым кораблем Военно-Морского Флота России в верхнем и среднем течении этой реки.
Почти одновременно, в 1855 году в низовьях Амура совершила плавание винтовая шхуна «Восток» той же флотилии и паровой баркас «Надежда» Амурской экспедиции.
Ко времени заключения Айгунского трактата в 1858 г. и чуть позже (к 1863 г.) Россия имела на реках Амур и Уссури пару деревянных канонерских лодок и пароходы «Сунгача» и «Уссури» для плаваний по рекам Уссури, Сунгача и озеру Ханка. Все эти корабли организационно входили в состав Сибирской флотилии Морского ведомства.

Тем не менее, постоянного соединения Военно-Морского Флота на Амуре не существовало еще около 60 лет, несмотря даже на обострения в отношениях с Китаем в 1860 и 1880 гг.
По Амуру и его притокам с 1860-х гг. ходили частные и казённые пароходы, часть из которых принадлежала Военному ведомству и могла вооружаться: «Зея», «Онон», «Ингода», «Чита», «Константин», «Генерал Корсаков». На Амуре также находились невооруженные пароходы Сибирской флотилии «Шилка», «Амур», «Лена», «Сунгача», «Уссури», «Буксир», «Польза», «Успех», винтовые баркасы и баржи.
Пароходы, в основном, занимались хозяйственными перевозками и снабжением.
К концу XIX века по Амуру и притокам ходили 160 паровых судов и 261 баржа.

1895—1905 годы

Первое соединение появилось в 18951897 гг., хотя оно и не было военно-морским.
Для обороны линии границы, обслуживания казачьих станиц, расположенных на берегах Амура, Уссури и Шилки, была создана Амурско-Уссурийская казачья флотилия.
Состояла она первоначально из пароходов «Атаман» (флагман), «Казак Уссурийский», парового катера «Дозорный», барж «Лена» и «Булава». В экипажах числились забайкальские, амурские, уссурийские казаки.
Старший командир (должность, приравненная по статусу к должности командира отдельной казачьей сотни) до 1901 г. — Лухманов, Дмитрий Афанасьевич.
Флотилия базировалась на реке Иман и подчинялась Приамурским казачьим войскам и довольно успешно защищала русских подданных от нападений китайских хунхузов, осуществляла перевозку грузов и пассажиров до 1917 года.

Боксёрское восстание 1900 г., во время которого боксёрские и хунхузские шайки обстреливали русские суда на реке, показало необходимость фактического владения водами Амура и его притоков. Кроме того, подавление этого восстания вылилось для России в настоящую войну с регулярными китайскими войсками, в ходе которой русские войска обороняли КВЖД, Харбин и заняли Маньчжурию. В ходе этих боевых действий военное командование приняло ряд срочных мер: были вооружены полевой артиллерией пароходы Управления водных путей «Хилок», «Третий», «Газимур», «Амазар», «Селенга» и «Сунгари». Пароходы подчинялись армейскому командованию. Их экипажам, а также казакам Амурско-Уссурийской флотилии, под огнём китайцев приходилось сопровождать гражданские пароходы по Амуру, а также прорываться в Харбин по Сунгари.

Во время русско-японской войны 19041905 гг. на Амуре находились 6 вооруженных пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемьнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орел», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»), 17 устаревших миноносок (№ 3, № 6, № 7, № 9, № 18, № 47, № 48, № 61, № 64, № 91, № 92, № 93, № 95, № 96, № 97, № 98, № 126) и полуподводная миноноска (торпедный катер) «Кета» Сибирской флотилии. Базируясь в основном в Николаевске, эти корабли осуществляли воинские перевозки, осуществляли противодесантную оборону устья Амура и залива Де-Кастри, хотя непосредственного участия в боевых действиях не принимали (кроме «Кеты»).

Еще до русско-японской войны, в 1903 году, Морское ведомство принимает решение о создании постоянной военно-морской флотилии на Амуре и постройке для нее специальных военных судов. Незадолго до окончания боевых действий, 2 апреля 1905 года был образован Отдельный отряд судов Сибирской флотилии, включавший в себя все военные корабли на реке Амур.


1906—1917 годы

По окончании неудачной для России войны значение военных кораблей на Амуре ещё более возросло. Для Отдельного отряда были заложены 4 мореходные канонерские лодки типа «Гиляк» для защиты устья Амура. Однако на Амур они не попали, а остались на Балтике, так как из-за глубокой осадки они могли бы плавать только в нижнем течении Амура — от Хабаровска до устья.

Зато было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Речные канонерские лодки строились на Сормовском заводе, перевозились по железной дороге и собирались в 19071909 гг. в Сретенске. Лодки оказались довольно мощными артиллерийскими кораблями, способными оперировать в сложных условиях Амура и Уссури. По окончании постройки лодок завод стал строить пароходы и баржи для частных заказчиков.

Затем началась постройка ещё более сильных башенных канонерские лодок (впоследствии назывались речными мониторами). Построенные в 19071909 гг. Балтийским судостроительным заводом и собранные в поселке Кокуй Читинской губернии, они все вступили в строй в 1910 г. Эти канонерские лодки («Шквал», «Смерч», «Вихрь», «Тайфун», «Шторм», «Гроза», «Вьюга» и «Ураган»)являлись самими мощными и совершенными речными кораблями в мире для своего времени.

Кроме того, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» — первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда еще не существовало).

Приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, были объединены в Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением ее командующему войсками Приамурского военного округа.

Базировалась флотилия в Осиповском затоне под Хабаровском. Основным недостатком была слабость системы базирования. Судостроительная база у флотилии отсутствовала, так как мастерские в Кокуе (будущий Сретенский завод) обеспечивали только сборку построенных в европейской части России кораблей, а также строительство небольших паровых гражданских судов. Судоремонтная база существовала в виде кустарных портовых мастерских в том же Осиповском затоне.

Существование флотилии сильно помогло в 1910 при пересмотре договора с Китаем о судоходстве по Амуру и его притокам. Однако начавшаяся первая мировая война вынудила произвести частичное разоружение главных боевых кораблей флотилии — с них были сняты и отправлены на Балтику и Черное море остро дефицитные дизели, 152- и 120-мм орудия. Большинство кораблей передано в Хабаровский порт на хранение.

Амурская военная флотилия в годы Революции, Гражданской войны и интервенции

В декабре 1917 г. флотилия подняла красные флаги, войдя в состав флота Российской Советской Республики. В июле-сентябре 1918 г. флотилия принимала участие в борьбе с японскими интервентами, белогвардейцами, чехословацкими воинскими частями. 7 сентября 1918 г. находившиеся на приколе в Хабаровске основные силы флотилии были захвачены японцами и вошли в состав японской флотилии на р. Амур, а канонерская лодка «Орочанин», посыльное судно «Пика» вместе с 20 гражданскими пароходами и 16 баржами ушли в верховья Зеи, где были уничтожены экипажами в конце сентября 1918 г. во избежание захвата. Амурская флотилия как соединение перестало существовать. Белые пытались создать свою флотилию на Амуре, но этому активно воспрепятствовали японцы. В конце 1919 г. — начале 1920 г. японцы частично взорвали корабли флотилии, остальные 17 февраля 1920 г. были захвачены в Хабаровске красными партизанами. Некоторые канонерки были введены в строй, включены в состав организованной 8 мая 1920 г. Амурской флотилии Народно-революционной армии Дальневосточной Республики (с 19.04.1921 г. — Амурская флотилия Морских сил ДВР) и принимали участие в гражданской войне до октября 1922 г. Первоначально они базировались в Хабаровске, но после его захвата в мае 1920 г. японцами — в Благовещенске, а с октября 1920 г. — снова в Хабаровске. Однако перед уходом из Хабаровска в октябре 1920 г. японцы увели на Сахалин 4 канонерские лодки, посыльное судно и несколько вспомогательных судов. Большинство канонерок бывшей Амурской флотилии весь 1920 г. продолжали находиться в разрушенном и полузатопленном состоянии в Хабаровске. 22-23 декабря 1921 г. они были захвачены там Белоповстанческой армией Приамурского края, а в 14 февраля 1922 г. — снова красными частями НРА ДВР. Боеспособные же силы флотилии (красной) к лету 1921 г. после ремонта состояли из шести канонерских лодок, пяти вооружённых пароходов, шести катеров, шести тральщиков и до 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 г. флотилия подчинялась штабу Морских сил ДВР. Флотилия взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С 9.01.1922 г. называлась Народно-революционным флотом ДВР. Последней операцией флотилии в период гражданской войны стал поход отряда кораблей в составе Северной группы сухопутных и морских сил в сентябре-октябре 1922 г. с целью освобождения низовьев Амура от японцев и прояпонских властей. Вскоре после занятия НРА ДВР Владивостока, 7 ноября 1922 г. НРФ ДВР был вновь разделен на Морской отряд, в состав которого вошли захваченные красными во Владивостоке остатки Сибирской флотилии, и Амурскую флотилию НРФ ДВР. Но через несколько дней Дальневосточная Республика объявила о своем присоединении к РСФСР, и, соответственно, флотилия стала 17.11.1922 г. называться Амурской речной военной флотилией Морских сил Дальнего Востока РСФСР. В мае 1925 г. дипломатическим путем удалось получить от Японии уведенные ею речные корабли.

Межвоенный период

После интервенции и гражданской войны флотилия находилась в плачевном состоянии, потеряв более половины боевого состава, но в середине 1920-х гг. начала восстанавливаться с большим энтузиазмом путем ремонтов, модернизаций и перевооружений доставшихся в наследство от Российской империи речных кораблей, а также переброской по железной дороге из Балтийского и Черного морей нескольких бронекатеров. В основном это удалось сделать к 1927—1935 гг., когда в составе флотилии имелись мониторы «Сун-Ят-Сен», «Ленин», «Киров», «Дальневосточный комсомолец», «Дзержинский», «Свердлов», «Красный Восток» (бывшие речные канонерские лодки типа «Шквал», которые по нескольку раз меняли названия), канонерские лодки «Бурят», «Монгол», «Красная Звезда», «Красное Знамя» и «Пролетарий» (бывшие канонерки типов «Бурят» и «Вогул»), а также 7 бронекатеров типов «Партизан», «Копьё», «К» и «Н».

С 6 сентября 1926  в связи с упразднением Морских сил Дальнего Востока флотилия непосредственно подчинялась начальнику Военно-Морских Сил РККА. С 29 сентября 1927 по 27 июня 1931 называлась Дальневосточной военной флотилией, как и весь будущий Тихоокеанский флот.

В 1929 принимала участие в боях с китайскими милитаристами в ходе «Конфликта на КВЖД». В июле 1929 г., сразу после захвата чанкайшистами КВЖД, начались обстрелы советских пароходов и прибрежных населенных пунктов на Амуре и его притоках. В октябре 1929 г., к началу активной фазы боевых действий, Дальневосточная военная флотилия имела в боевом составе 4 монитора во главе с «Лениным», 4 канонерские лодки, плавбазу гидроавиации, 3 бронекатера и несколько других судов. Им противостояла китайская Сунгарийская флотилия из одной мореходной канонерки, 3 речных канонерских лодок, 5 вооруженных пароходов, плавучей батареи и вооруженного транспорта и др. судов. До конца октября Амурская флотилия наступала по Сунгари до города Фуцзинь. В первый и последний раз за всю историю русских и советских военно-речных флотилий 11 октября 1929 года у Лахасусу (Тунцзян) в устье Сунгари произошло полномасштабное артиллерийское сражение основных сил речных флотилий, закончившееся полным разгромом противника — Сунгарийской флотилии. В бою уничтожены три канонерские лодки, два вооруженных парохода и плавбатарея, остальные добиты через две недели флотской гидроавиацией. 20 мая 1930 г. за отличные действия по разгрому «белокитайцев» (как их тогда называли) флотилия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться Дальневосточной Краснознаменной военной флотилией.

В 1930-х гг. в ходе масштабной кампании по освоению Дальнего Востока существенно улучшилась база флотилии. В Хабаровске в 1932 г. открылся судостроительный завод «Осиповский затон» (ССЗ № 368, впоследствии судостроительный завод им. С. М. Кирова). С 1934 г. интересы Речфлота обслуживал Сретенский судостроительный завод, созданный в Кокуе на базе небольших гражданских верфей и филиалов заводов. Для Военно-Морского Флота и пограничников этот завод строил вспомогательные суда и катера. Но крупнейшим судостроительным предприятием на Амуре стал судостроительный завод № 199 им. Ленинского Комсомола (ныне Амурский судостроительный завод) в г. Комсомольск-на-Амуре, строивший корабли с 1935 г. Ремонтные базы действовали в Хабаровске и Комсомольске.

Амурская военная флотилия перед войной и в годы Второй мировой войны

С 27.06.1931 г. флотилия называлась Амурской Краснознаменной военной флотилией. В предвоенные годы, с 1935—1937 гг. стала активно пополняться специальными речными военными кораблями новой постройки. В их число вошел один из первенцев советской мониторной программы — монитор «Активный» (1935 г.), большие «амурские» бронекатера проекта 1124 с двумя танковыми башнями (или установками типа «Катюша») и малые «днепровские» бронекатера проекта 1125 с одной танковой башней. Первых к 1945 году насчитывалось 31 ед., вторых — 42 ед. Кроме того, к 1941 г. флотилия пополнилась восемью канонерским лодками, переоборудованными из речных пароходов, а также минным и боно-сетевым заградителями, речными тральщиками, минными катерами, плавучими зенитными батареями и другими необходимыми судами.

Ко времени зенита своей военной мощи в 1945 году флотилия состояла из 1-й, 2-й и 3-й бригад речных кораблей с базированием в Хабаровске (каждая бригада состояла отряда 2-3 мониторов или двух дивизионов по 2-4 канонерских лодок, двух отрядов бронекатеров по 4 ед., дивизиона из 4 тральщиков, одного-двух отрядов катерных тральщиков и отдельные корабли), а также Зее-Бурейской бригады речных кораблей с базированием на Благовещенск (1 монитор, 5 канонерских лодок, два дивизиона бронекатеров, всего 16 БКА, дивизион из 3 тральщиков, отряд катерных тральщиков, два отряда глиссеров), Сретенского отдельного отряда речных кораблей (8 бронекатеров в двух отрядах и два глиссера), Уссурийского отдельного отряда из 3 бронекатеров с базированием в Имане, Ханкайского отдельного отряда из 4 бронекатеров и Охраны рейдов главной базы флотилии. Амурская речная флотилия располагала девятью отдельными дивизионами зенитной артиллерии, на вооружении которых состояло 76-мм орудий — 28, 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» — 18 и 20-мм зенитных автоматов «Эрликон» — 24. Кроме этого флотилия располагала собственными ВВС в составе истребительного полка, отдельных эскадрильи и отряда. Всего имелось ЛаГГ-3 — 27, Як-3 — 10, Ил-2 — 8, И-153-бис — 13, И-16 — 7, СБ — 1, По-2 − 3, МБР-2 — 3, Як-7 — 2, Су-2 — 1. При этом, несмотря на заблаговременную подготовку к войне с Японией и наличие подготовленного резерва в виде двух европейских флотилий, Амурская флотилия была укомплектована офицерским составом только на 91,6 %, а старшинским и рядовым — на 88,7 %. Ситуацию нивелировало нахождение в ремонте четырех сравнительно крупных кораблей, а также хорошая специальная подготовка личного состава. Последнее отчасти объясняется тем, что в годы Великой Отечественной войны, даже в сравнении с Тихоокеанским флотом, Амурская флотилия находилась в постоянной готовности к отражению агрессии, а потому её личный состав старались не «растаскивать». Старшинский и большая часть рядового состава к тому времени прослужили по 6—8 лет, а большая часть офицеров пришли на флотилию 10-15 лет назад.

В 1945 г. принимала участие в войне с Японией, находясь в оперативном подчинении 2-го Дальневосточного фронта — в Маньчжурской наступательной операции 9 — 20 августа 1945 г. Амурская флотилия обеспечивала продвижение советских войск вдоль Амура и Сунгари, высаживала десанты в тыл японским войскам, участвовала в занятии маньчжурских городов Сахалян, Айгунь, Фуцзинь, Цзямусы и Харбин, обстреливала японские укрепленные сектора, захватила в Харбине корабли Сунгарийской речной флотилии Даманьчжоу-Диго.

Послевоенный период

После войны флотилия пополнилась трофеями, среди которых наиболее ценными стали четыре канонерских лодки японской постройки, ранее принадлежавших маньчжурской Сунгарийской флотилии. Кроме того в строй вступили 40 новых, более защищенных и с лучшим вооружением, бронекатеров проекта 191М, которые поистине могли считаться «речными танками». Наконец для устья Амура в 1942—1946 гг. были построены три мощных монитора проекта 1190 (типа «Хасан»), которые короткое время состояли и в Амурской флотилии. Тем не менее, с начала 1950-х гг. в СССР начинается упадок речных флотилий. Для них не строятся новые корабли. Не последнюю роль сыграло и образование в 1949 году первоначально дружественной Китайской Народной Республики. К 1955—1958 гг. все имеющиеся речные военные флотилии были расформированы, а входившие в их состав корабли и катера пошли на слом. Это было крайне недальновидно, так как бронекатера не требуют для своего сохранения больших затрат — их легко хранить на берегу в законсервированном виде, как некогда хранилось огромное количество танков, артиллерии и автомобилей. Амурская флотилия была расформирована в августе 1955 года Вместо неё создана Краснознаменная Амурская военно-речная база Тихоокеанского флота.

С началом 1960-х годов отношения СССР и Китая стали резко ухудшаться. Беззащитность реки Амур стала настолько очевидной, что военное руководство страны было вынуждено срочно возрождать военно-речные силы. В 1961 году создана Амурская бригада (впоследствии дивизия) речных кораблей ТОФ. Для нее пришлось строить новые корабли: основу речных сил составили артиллерийские катера проекта 1204, которых в 1966—1967 гг. построили 118 ед., а также 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208, построенных в 1975—1985 гг. Первые должны были стать заменой прежних бронекатеров, вторые — речных мониторов. Однако, по мнению специалистов и военных, полноценной замены не получилось: если бронекатера пр. 191М создавались именно для войны как «речные танки», то новые артиллерийские катера скорее представляют собой патрульные катера мирного времени с противопульной защитой. МАКи пр. 1208 по разным причинам получились также не очень удачными. Кроме того, специально для пограничников в 1979—1984 гг. построили одиннадцать пограничных сторожевых кораблей проекта 1248 (на основе МАК пр. 1208), а для штабных и управленческих целей — в те же годы восемь ПСКР проекта 1249. Справедливости ради, надо отметить, что зарубежные аналоги советских речных кораблей проектов 191М, 1204, 1208 либо значительно им уступают, либо отсутствуют совсем.

С этим корабельным составом бывшая Амурская флотилия приняла на себя напряжение советско-китайских пограничных конфликтов, пик которых пришёлся на 1969 год, и с ним же вступила в 1990-е годы. Снова начались реорганизации… Указом президента РФ от 7 февраля 1995 г. создана Амурская пограничная речная флотилия в составе пограничных войск Российской Федерации[2]. Однако вскоре указом президента РФ от 7 июня 1998 г. Амурская пограничная речная флотилия расформирована[3]. Из-за недофинансирования соединение разделено на отдельные бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров. Все боевые корабли и катера переданы Федеральной пограничной службе. В 2000 году на Амуре дислоцировалось 5 бригад и 1 дивизион пограничных кораблей и катеров: 32 ПСКР проекта 1204, 12 ПСКР проекта 1248, 5 ПСКР проекта 1249, 2 ПСКА проекта 1408.1, 12 ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 САЙГАКа, 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооружённый речной катер, 2 танковоза[4]. В 2003 году разрезаны на металлолом МАКи (малые артиллерийские корабли), часть десантных кораблей «Мурена» (остальные проданы Южной Корее)[5]. По состоянию на 2008 год кроме нескольких десятков пограничных сторожевых кораблей (например, проекта 1248 «Москит») и катеров, от Амурской военной флотилии уцелел только один военный корабль — малый артиллерийский корабль «Вьюга»[6].

Состав флотилии

В 1910 году

  • 8 речных канонерских лодок (мониторов) типа «Шквал» («Шторм», «Ураган», «Смерч», «Вихрь», «Тайфун», «Вьюга», «Гроза», «Шквал»)
  • 3 речные канонерские лодки типа «Бурят» («Бурят», «Монгол», «Орочанин»)
  • 7 речных канонерских лодок типа «Вогул» («Вогул», «Вотяк», «Калмык», «Киргиз», «Корел», «Сибиряк», «Зырянин»)
  • 10 посыльных судов (бронекатеров) типа «Штык» (Штык, Палаш, Пуля, Пистолет, Шашка, Кинжал, Рапира, Сабля, Пика, Копьё).
  • 3 вооружённых парохода — «Сильный», и ещё 2 (возможно «Хилок» и «Селенга»).

В мае-июне 1920 года

  • 3 вооружённых парохода («Карл Маркс», «Марк Варягин», «Труд»)
  • минный заградитель «Муравьев-Амурский»
  • 2 катера

Осенью 1921 года

  • 2 монитора («Шторм», «Ураган»)
  • 3 канонерские лодки («Вогул», «Калмык», «Сибиряк»)
  • 5 вооружённых пароходов («Ерофей Хабаров», «Марк Варягин», «Москва», «Павел Журавлев», «Труд»)
  • 4 бронекатера («Барс», «Тигр», «Дарчи», «Хивин»)
  • 5 вооружённых катеров («Дело рабочей руки», «Альбатрос», «Кондор», «Кречет», «Сокол», «Стрела»)
  • 2 плавучие батареи
  • минный заградитель «Муравьев-Амурский»
  • 4 тральщика («Бурея», «Зея», «Желтуга», «Иногда», «Онон»)
  • плавбаза дивизиона катеров «Иртыш»
  • буксиры «Нерчинск» и «Фейерверкер»[7].

В октябре 1929 года

  • 4 монитора («Ленин» — бывший «Шторм», «Красный Восток» — бывший «Ураган», «Свердлов» — бывший «Вьюга», «Сунь Ят-Сен» — бывший «Шквал»)
  • 4 канонерские лодки («Бурят», «Беднота» — бывшая «Вогул», «Красное знамя» — бывшая «Сибиряк», «Пролетарий» — бывшая «Вотяк»)
  • 3 бронекатера («Копьё», «Пика», «Барс»)
  • 1 минный заградитель «Сильный» (бывший вооружённый параход, переоборудован и переквалифицирован в минный заградитель в 1926 г.)
  • группа тральщиков
  • десантный батальон
  • авиаотряд (14 гидросамолетов МР-1 и плавбаза гидроавиации «Амур»)[8].

В начале августа 1945 года

126 кораблей в боевом составе, в том числе:

  • 8 мониторов («Ленин», «Красный Восток», «Свердлов», «Сун Ят-Сен», «Киров» — бывший «Смерч» (в ремонте), «Дальневосточный комсомолец» — бывший «Вихрь», «Дзержинский» — бывший «Тайфун» (в ремонте), и «Активный» — построенный в 1935 г.)
  • 13 канонерских лодок («Бурят» (в ремонте), «Монгол», «Красное Знамя» (в ремонте), «Пролетарий», «Красная Звезда» — бывшая «Беднота», а также КЛ-30, КЛ-31, КЛ-32, КЛ-33, КЛ-34, КЛ-35, КЛ-36 и КЛ-37)
  • от 52 (к началу войны) до 82 (к осени) бронекатеров (из них 31 проекта 1124 — БК-11..15, БК-20, БК-22..25, БК-41..48, БК-51..56, БК-61..66, 42 проекта 1125 — БК-16…19, БК-26..29, БК-31..38, БК-85..90, БК-104..111, БК-141..152, «Тревога», «Партизан», БК-93, БК-94, БК-71, БК-73, БК-75, БК-81, БК-84)
  • минный заградитель «Сильный»
  • боно-сетевой заградитель ЗБС-1
  • 15 речных тральщиков (РТЩ-1…4, 50..59 и РТЩ-64)
  • 36 катеров-тральщиков
  • 7 минных катеров
  • 45-й отдельный истребительный авиаполк
  • 10-й отдельный авиаотряд (всего 68 самолетов), личный состав 12,5 тыс. чел[9].

В начале 1950-х годов

  • 3 морских монитора («Хасан», «Перекоп», «Сиваш») (в 1955 г.)
  • 8 речных мониторов «Сучан» (быв. «Сун Ят-Сен»), «Ленин», «Киров», «Дальневосточный комсомолец», «Дзержинский», «Свердлов», «Красный Восток», «Активный») (до 1952—1953 гг.)
  • 7 речных канонерских лодок («Бурят», «Красная Звезда», «Красное Знамя», КЛ-55, КЛ-56, КЛ-57, КЛ-58) (до 1951—1953 гг.)
  • 40 бронекатеров проекта 191М
  • некоторое количество бронекатеров проектов 1124 и 1125.

В 1969 году

  • артиллерийские катера проекта 1204
  • речные тральщики
  • десантные катера и др. суда.

В середине 1980-х годов

  • 11 малых артиллерийских кораблей проекта 1208 (МАК-1..11)
  • несколько десятков артиллерийских катеров проекта 1204 (АК-201 и др.)
  • 11 пограничных сторожевых кораблей проекта 1248
  • 8 пограничных сторожевых (штабных) кораблей проекта 1249 (ПСКР-52..59)
  • пограничные сторожевые катера проектов 1496, 1415 и др.
  • десантно-штурмовые катера на воздушной подушке проекта 1205
  • десантно-высадочные катера на воздушной подушке проекта 12061
  • речные тральщики, базовые суда снабжения и др.

В 1997 году

  • 10 ПСКР пр. 1208 («Вихрь», «Вьюга», «Гроза», «Смерч», «Тайфун», «Ураган», «Шквал», «Шторм», «60 лет ВЧК», «Имени 60-лет погранвойск»)
  • 6 ПСКР пр. 1248 (ПСКР-481..486)
  • 8 ПСКР пр. 1249 (ПСКР-52..59)
  • 31 пограничный сторожевой катер пр. 1204 (П-340..344, П-346..351, П-355..363, П-365..368, П-370..372, П-374..377)
  • 2 пограничных сторожевых катера пр. 1496
  • 4 пограничных сторожевых катера пр. 1415
  • 13 десантно-штурмовых катеров (Д-419, 421, 425, 428, 429, 433, 434, 437, 438, 442, 446, 447, 448)
  • 8 десантно-высадочных катеров пр. 12061 (Д-142, 143, 259, 285, 323, 447, 453, 458)
  • танкеры, разъездные катера и др., не считая судов армейских соединений, МВД, Рыбоохраны и т. д.

В 2000 году

  • 11 ОБРПСКР (Джалинда)

ПСКР проекта 1204

ПСКР проекта 1248, ПСКР проекта 1249, 18 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371

9 ПСКР проекта 1248, ПСКР проекта 1249

2 ПСКР проекта 1248, 2 ПСКР проекта 1249, ПСКР проекта 1208, 12 ПСКР проекта 1204, ПСКА проекта 1408.1, ПСКА проекта 371, 3 МАКа, 2 САЙГАКа, 3 танкера (2 больших и 1 маленький), 2 самоходные баржи, 1 невооруженный речной катер, 2 танковоза

ПСКР проекта 1249, ПСКР проекта 1204, 9 ПСКА проекта 371

ПСКА проекта 371У[4]

Командующие флотилией

Ссылки

  • База КАФ. Часть 1. Наземные постройки. Часть 2. Котельная. Часть 3. Берег
  • Затравочная прогулка по базе КАФ
  • Хабаровск. День города. Речной парад

Примечания

  1. Russian-Ships.info — Пограничные сторожевые корабли Проект 1249, Бортовые номера…ПСКР-54: 056?(1986), 139(1994), 146(2000)
  2. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 07.02.95 N 100 О СОЗДАНИИ В СОСТАВЕ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АМУРСКОЙ ПОГРАНИЧНОЙ РЕЧНОЙ ФЛОТИЛИИ
  3. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 07.06.98 N 662 О РАСФОРМИРОВАНИИ АМУРСКОЙ ПОГРАНИЧНОЙ РЕЧНОЙ ФЛОТИЛИИ
  4. ↑ Военно-морской флот России 20-го века. Корабли и катера входящие в состав дивизий, бригад и дивизионов МЧПВ КГБ СССР и ФПС (ФСБ) России
  5. Новости Хабаровска. На Амуре сдают на металлолом военные корабли
  6. Общественно-политическая газета «Тихоокеанская звезда». До юбилея доплыла только «Вьюга»
  7. История Российского флота
  8. Широкорад А. Б. Россия и Китай — конфликты и сотрудничество. ООО "Издательство «Вече 2000», 2004
  9. Великая Отечественная война 1941—1945. Энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1985.




Tags: Амурская военная флотилия современная, амурская военная флотилия сегодня, амурская военная флотилия, амурская военная флотилия фото.