Momotik.ru

Народный проект

Метки: Диодор тарсийский, диодор тарсийский википедия.

Почитается:

Ассирийская церковь Востока

В лике:

святителя

Диодор Тарсийский — христианский богослов IV века, святой Ассирийской церкви Востока и один из её «трех греческих учителей». Богословие Диодора, как и большинства теологов того времени, касается многих сторон христианской жизни. В частности, Диодор известен как реформатор монашества, апологет христианства, защищавший его от антихристианской политики Юлиана Отступника и экзегет, написавший толкования почти на все книги Библии.

Биография

Диодор родился в знатной семье в пригороде Антиохии. Получив классическое философское образование в школе в Афинах, он очень скоро после окончания образования принял монашество. Богословие Диодору преподавал Евсевий Эмесский. Во времена правления Юлиана Отступника Диодор пишет ряд сочинений и философских трактатов, направленных против попыток восстановления язычества в империи. Будучи последовательным защитником Никейского вероопределения, Диодор не подчинился арианскому епископу Леонтию и вместе со своим другом Флавианом (который станет позднее епископом Антиохии) поддерживал Православие вне антиохийских стен. Есть сведения, что именно в службах того времени в пригородах Антиохии появилось антифонное пение, позднее широко распространившееся в Церкви. В монастыре в Антиохии Диодору покоровительствовал Мелетий, антиарианский богослов, имевший решительную поддержку со стороны никейского крыла Церкви. В 360 в Антиохию были поставлены два арианских епископа и два никейских. Одним из никейских епископов стал Мелетий, и он рукоположил Диодора в священники. Диодор был последовательным сторонником не только никейского единосущия, но и Мелетия, и активно занимался организационной деятельностью в Антиохии.

Так, во время своего священства Диодор основал монастырь и катехизационную школу близ Антиохии. Именно благодаря этой школе Диодор стал наставником как богослова и литургиста Феодора Мопсуестийского (спорного в своей христологии), так и несомненно православного блестящего проповедника Иоанна Златоуста, будущего архиепископа Константинополя. Христология и экзегетика школы Диодора получат развитие и несколько трансформируются в Антиохийской школе богословия. Доведенное до крайности христологическое богословие Диодора, однако, воспримет Несторий, осужденный на Эфесском соборе 431 года.

В 372 году Диодор был изгнан императором-арианином Валентом в Армению. Диодор возвращается из изгнания после смерти Валента в 378 году, и его друг Василий Великий, архиепископ Кесарийский, рукополагает Диодора в епископы. Как последовательный «никеец», Диодор становится епископом Тарса.

Богословие Диодора

В качестве епископа Тарса, Диодор продолжал активно выступать как против арианства, так и против аполлинаризма, отстаивая утверждение, что Иисус Христос был вполне Бог и вполне человек. Диодор играл ключевую роль в Поместном Антиохийском соборе 379 года, был одним из участников Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 году. После смерти своего наставника Мелетия Диодор рекомендовал своего друга Флавиана в качестве его преемника.

Несмотря на то, что Второй Вселенский собор внёс Диодора в список отцов собора, а Феодосий I Великий назвал Диодора «борцом за веру», христология Диодора была впоследствии осуждена в Византии. Это связано с тем, что для времен Феодосия было важно отстаивать никейское определение, в то время как впоследствии более остро стал вопрос о соотношении двух природ во Христе. Кирилл Александрийский крайне резко осуждал взгляды Диодора по этому поводу. Основываясь на евангельском образе Христа, практичный и трезвомыслящий противник аллегорий[1] Диодор утверждал несмешение Божественной и человеческой природы. Специфику христологии Диодора теперь трудно восстановить, так как сохранившиеся его работы полностью слиты с текстом многочисленных комментаторов; по большей части, о ней можно судить из более поздних работ его учеников и сторонников антиохийской школы. Предположительно, Диодор считал, что Бог Слово вселился в отдельного человека Иисуса, Божество обитало в Христе не по существу, а ипостасно; не природно, а морально, так сказать, соприкоснувшись с человечеством.

В конечном счёте, через многие годы после своей смерти, Диодор стал восприниматься принявшими Эфесский собор как предтеча несторианства [2], хотя лично осуждён не был[3] Напротив, для Ассирийской церкви Востока Диодор стал одним из главных учителей. В частности, через него мнение об апокатастасисе (всеобщем спасении в конце времен) попали в труды Исаака Сирина [4].

Примечания

  1. И. Мейендорф Иисус Христос в восточном православном предании
  2. Христология несториан и православное учение о соединении двух природ во Христе
  3. А. А. Дворкин. Очерки…, гл. После Второго Вселенского собора
  4. Архиепископ Иларион(Алфеев) Эсхатология прп. Исаака Сирина в свете православного Предания

Tags: Диодор тарсийский, диодор тарсийский википедия.