Метки: Екатеринослав был столицей украины, екатеринослав фотография проспект 1915, екатеринослав махно, екатеринослав 1776, екатеринослав гражданская война, екатеринослав английский клуб, екатеринослав до революции.
Город
|
Днепропетро́вск (укр. Дніпропетро́вськ); первоначальное название Екатеринослав (1776—1797 гг.; 1802—1926 гг.), в 1797—1802 гг. — Новороссийск; современное имя состоит из названия реки, на которой стоит город, и фамилии советского партийного и государственного деятеля.
Днепропетровск — город, областной центр Днепропетровской области Украины, центр Днепропетровской агломерации[2]. Третий город по численности населения на Украине после Киева и Харькова.
Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии и космическая столица Украины[3]. Особенно развита чёрная металлургия, металлообработка, машиностроение и другие тяжёлые отрасли промышленности[4].
Код КОАТУУ — 1210100000. Население на февраль 2012 года по данным госстата составляло 1 001 450 человек[1]. Является административным центром Днепропетровской области.
Местность, в которой расположен современный Днепропетровск, заселялась человеком ещё с палеолитических времён. Волны завоевателей периодически опустошали её — последний раз в XIII веке во время монголо-татарского нашествия. Заново край стал заселяться после становления Запорожской Сечи в XVI веке: здесь стали возникать казацкие курени, хутора, села и городки. Самые известные на территории города и в окрестностях — Самар (Старый Самарь), известный с 1-й половины XVI века — ныне на окраине пос. Шевченко в устье Самары и Кодак (польская крепость, известная с 1635 г. и слобода при ней). Позже возник Новый Кайдак (центр Кодацкой паланки Запорожья), а на месте Самара в 1688 г. — первая на запорожских землях русская колония Новобогородицк с крепостью и экономической частью — посадом.
В 1775 году запорожское казачество было окончательно ликвидировано, а его земли были разделены между Азовской и Новороссийской губерниями. В 1776 году по указу Екатерины II был основан губернский центр Азовской губернии, получивший название Екатеринослава. Первоначально новый губернский город был основан на реке Кильчень при впадении её в Самару. Однако просуществовал здесь город недолго из-за неудачного географического расположения на болоте и частых наводнений.
22 января 1784 года был издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Официально город был основан во время визита Екатерины II, которая 9 мая 1787 года заложила первый камень в строительство Преображенского собора.
Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1743 года. Уже в 1790-х годах казацкая слобода была поглощена Екатеринославом. Сейчас здесь — центр современного Днепропетровска.
Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потёмкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II, а также из-за отсутствия средств в казне, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была построена только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.
К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных домов, в том числе дворец Потёмкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек.
В 1796 году по указу нового императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название. В 1820 году в Екатеринославе непродолжительное время отбывал ссылку А.С.Пушкин — в память об этом событии екатеринославцы позже соорудили памятник поэту, находящийся сейчас на проспекте, также названном в честь Александра Сергеевича.
В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек; в 1862 году в городе было 315 каменных домов, 3060 деревянных, а кроме суконной фабрики, действовали разные заводики — чугунолитейный, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопные и кожевенные.
В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково до Нижнеднепровска была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала угольные промыслы Донбасса с железной рудой Кривбасса, что дало мощный толчок развитию губернского города и края в целом.
При активном участии французского и немецкого капитала в городе и его окрестностях появился ряд крупных металлургических заводов, которые работают и сейчас. Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Российской империи.
Население города, в основном за счёт мигрантов, резко выросло: если в 1865 году в городе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году — уже более 121 тыс. человек. Большинство составляли русские (42 %), евреи (35 %) и украинцы (16 %). Екатеринослав стал одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. В этом же году в Екатеринославе запустили электрический трамвай — 3-й в Российской империи, после Киева и Орла. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.
В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось и составило 252,5 тыс. человек. В 1914 году было начато строительство второго железнодорожного моста через Днепр (окончен в 1932 г.).
В 1918 году при гетмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.
В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев — в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября — власть в городе перешла к частям Белой армии Деникина. В декабре 1919 г. в Екатеринославе окончательно установилась Советская власть.
В 1926 году город был переименован и стал носить нынешнее название — Днепропетровск, в честь партийного и государственного деятеля Петровского Г. И.
В ходе первых пятилеток город возродился и получил дальнейшее развитие.
Однако 22 июня 1941 года началась война с гитлеровской Германией, и уже 25 августа 1941 года, после ожесточённой обороны, был оккупирован немецкими частями. Позже Днепропетровск стал центром одного из шести округов Рейхскомиссариата Украина.
25 октября 1943 года под натиском Красной Армии немецкие войска оставили город.
После Великой Отечественной войны Днепропетровск был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных центров СССР — теперь здесь появилось крупнейшее предприятие ракетно-космической отрасли — Южный машиностроительный завод.
Город развивался. Появлялись новые предприятия, жилые (спальные) массивы на окраинах. К концу 1970-х население Днепропетровска превысило 1 млн жителей (в том числе благодаря присоединению соседних городков Игрень и Приднепровск) и было принято решение о строительстве метрополитена.
Однако по причине кризисных явлений, проявившихся с конца 1980-х годов, развитие города затормозилось, а население стало сокращаться.
27 апреля 2012 года в городе произошли 4 взрыва, количество пострадавших по предварительным данным 29 человек.
Днепропетровск располагается в центральной части Украины на обоих берегах среднего Днепра в степной зоне. Правобережная часть находится на отрогах Приднепровской возвышенности — в основном, на четырёх холмах, разграниченных балками (ярами) с ручьями. Левобережная часть — низменная, на западе изрезанная вытянутыми озёрами — остатками древней Протовчи. В черте города в Днепр впадают реки Орель (канал) и Самара. Географический центр Днепропетровска находится на одном из разделяющих буев.
В целом климат города умеренно континентальный с мягкой зимой и тёплым (иногда знойным) летом.
Среднегодовая температура воздуха составляет 9,0 °C, наиболее низкая она в январе (минус 3,7 °C), наиболее высокая — в июле (22,1 °C)
Климат Днепропетровска | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Год |
Абсолютный максимум, °C | 12,3 | 17,5 | 24,1 | 31,8 | 36,1 | 37,8 | 39,8 | 40,9 | 36,5 | 32,6 | 20,6 | 16,3 | 40,9 |
Средний максимум, °C | −1 | 0,0 | 6,0 | 15,2 | 22,1 | 25,6 | 28,0 | 27,4 | 21,5 | 13,8 | 5,2 | 0,2 | 13,7 |
Средняя температура, °C | −3,7 | −3,4 | 1,8 | 9,6 | 16,1 | 19,8 | 22,1 | 21,4 | 15,5 | 8,9 | 2,0 | −2,3 | 9,0 |
Средний минимум, °C | −6,1 | −6,3 | −1,6 | 4,9 | 10,6 | 14,6 | 16,7 | 15,8 | 10,7 | 5,0 | −0,5 | −4,7 | 4,9 |
Абсолютный минимум, °C | −30 | −27,8 | −19,2 | −8,2 | −2,4 | 3,9 | 5,9 | 3,9 | −3 | −8 | −17,9 | −27,8 | −30 |
Норма осадков, мм | 45 | 43 | 43 | 38 | 42 | 60 | 54 | 43 | 41 | 37 | 46 | 47 | 539 |
Источник: Погода и климат |
Наиболее низкая среднемесячная температура воздуха в январе (минус 14,5 °C) зафиксирована в 1950 г., наиболее высокая (1,5 °C) — в 2007 г.
Наиболее низкая среднемесячная температура в июле (18,4 °C) наблюдалась в 1976 г., наиболее высокая (25,6 °C) — в 1936 г. Абсолютный минимум температуры воздуха (минус 38,2 °C) зафиксирован 11 января 1940 г., абсолютный максимум (40,1 °C) — 10 августа 1930 г.
В последние 100—120 лет температура воздуха в Днепропетровске, равно как и в целом на Земле, имеет тенденцию к повышению. На протяжении этого периода среднегодовая температура воздуха повысилась по меньшей мере на 1,0 °C. Наиболее тёплым за весь период наблюдений оказался 2007 г. Наибольшее повышение температуры произошло в первую половину года.
В среднем за год в Днепропетровске выпадает 513 мм атмосферных осадков, меньше всего их в марте и октябре, больше всего — в июне и июле.
Минимальное годовое количество осадков (273 мм) наблюдалось в 1951 г., максимальное (881 мм) — в 1960 г. Максимальное суточное количество осадков (82 мм) зафиксировано 23 августа 1960 г. В среднем за год в городе наблюдается 127 дней с осадками; меньше всего их (по 7) в августе и октябре, больше всего (16) — в декабре. Ежегодно в Днепропетровске образуется снежный покров (декабрь-февраль, иногда ноябрь-март), однако его высота незначительна; нередки оттепели.
Относительная влажность воздуха в среднем за год составляет 74 %, наименьшая она (61 %) в августе, наибольшая (89 %) — в декабре. Наименьшая облачность наблюдается в августе, наибольшая — в декабре. Наибольшую повторяемость в городе имеют ветры с севера, наименьшую — с северо-запада и юго-запада. Наибольшая скорость ветра — в январе-феврале, наименьшая — летом. В январе она в среднем составляет 5,4 м/с, в июле — 3,7 м/с.
Количество дней с грозами в среднем за год равно 22, градом — 5, снегом — 53.[5]
Наименование района | Год образования | Площадь, га | Население на 2006 г., тыс. жит. | Основные улицы и части |
---|---|---|---|---|
Амур-Нижнеднепровский (АНД) | 1918/1926 | 7162,6 | 154,4 | ул. Передовая, пр. Воронцова, пр.им. Газеты «Правда», ул. Калиновая, ул. Отечественная, ул. Янтарная, Донецкое шоссе; Амур, Нижнеднепровск, Кирилловка, Клинчик, Каменка, Ломовка, Боржом, Султановка, Сахалин, Березановка, ж/м Солнечный, ж/м Фрунзенский, ж/м Левобережный, 1,2. |
Бабушкинский | 1973 | 3145,2 | 152,0 | ул. Героев Сталинграда, ул. Карла Либкнехта/Артема, пр. Карла Маркса, ул. Чкалова, Запорожское шоссе, ул. Кротова; Центр, Слободка, Развилка-Подстанция, 12-й квартал, ж/м Тополь (1,2,3), Мирный, Авиаторское, Данила Нечая. |
Жовтневый | 1935 | 4409,3 | 169,5 | пр. Гагарина, пр. Карла Маркса, Набережная Ленина/Победы, ул. Дзержинского, ул. Гоголя, ул. Чернышевского, ул. Космическая, ул. Яснополянская; Центр, Нагорный (Лагерный), Подстанция, ж/м Сокол (1,2), ж/м Победа (1-6), Мандрыковка, Лоцкаменка, Тоннельная балка, Монастырский остров, Коса. |
Индустриальный | 1969 | 3267,9 | 132,7 | пр.им. Газеты «Правда», ул. Косиора, ул. Осенняя, ул. Байкальская, ул. Винокурова; Клочко, Самаровка (Йожефсталь), Александровка, ж/м Левобережный-3; Нижнеднепровский трубопрокатный завод (НТЗ). |
Кировский | 1932 | 1040,3 | 67,2 | пр. Кирова, пр. Карла Маркса, пр. Пушкина, ул. Войцеховича, ул. Короленко, ул. Героев Сталинграда, пл. Островского, Авто- и Ж/д вокзалы, речпорт. |
Красногвардейский | 1933 | 3589,7 | 120,6 | ул. Рабочая, пр. Калинина, пр. Пушкина, ул. Криворожская, ул. Макарова, ул. Титова, ул. Строителей, ул. Героев Сталинграда; Чечеловка, Аптекарская балка/Шляховка, 12-й квартал, Краснополье, Южный машиностроительный завод. |
Ленинский | 1920 | 10 928 | 157,4 | ул. Набережная Заводская, пр. Калинина, пр. Петровского, пр. Металлургов, ул. Киевская, ул. Коммунаровская, пр. Свободы, ул. Братьев Трофимовых, ул. Мостовая, ул. Маяковского, ул. Буденного; Таромское, Диевка, Сухачевка, Ясный, Новые Кайдаки, Сухой Остров, ж/м Красный Камень, ж/м Коммунар, ж/м Парус (1,2), ж/м Западный, завод Петровского и др. металлургические заводы. |
Самарский | 1977 | 6683,4 | 77,9 | ул. Маршала Малиновского, ул. Молодогвардейская, ул. Семафорная, ул. Томская, ул. Космонавта Волкова, ул.20 лет Победы, ул. Гаванская; Чапли, Приднепровск, Игрень, Рыбальское (Фишерсдорф), Одинковка, Шевченко, ж/м Северный, Нижнеднепровск-Узел. |
Кроме того, ещё с дореволюционных времен существует деление города на естественные части: рабочие посёлки, сёла. вошедшие со временем в состав города, жилые массивы и микрорайоны. В общей сложности таких частей несколько десятков (см. карту)
|
|
|
На 1 ноября 2011 года численность постоянного населения Днепропетровска составила 1 002 492 человека[6]. Средняя зарплата жителей города по данным на 01 апреля 2011 года составляла 2433 гривны[7].
Этнический состав Днепропетровской области на 2001 год[8]: подавляющее большинство населения области составляют украинцы.
Национальность | Численность (чел.) | Процентное соотношение |
---|---|---|
Украинцы | 2825,8 тыс. | 79,3 % |
Русские | 627,5 тыс. | 17,6 % |
Белорусы | 29,5 тыс. | 0,8 % |
Евреи | 13,7 тыс. | 0,4 % |
Армяне | 10,6 тыс. | 0,3 % |
Азербайджанцы | 5,6 тыс. | 0,2 % |
По данным на август 2011 г. город на 90 % русскоговорящий, однако тех, кто свободно говорит на украинском не менее 40 %, еще 30 % — хорошо, остальные 30 % горожан крайне плохо владеют украинским.[9]
Динамика изменения численности населения города:
Год | Население города, жителей |
---|---|
1804 | 6389 |
1825 | 8412 |
1853 | 13 011 |
1865 | 22 816 |
1887 | 48 100 |
1910 | 232 500 |
1923 | 159 000 |
1926 | 237 000 |
1939 | 501 000 |
1959 | 662 000 |
1967 | 816 000 |
1970 | 904 000 |
1976 | около 1 000 000 |
1979 | 1 066 000 |
1989 | 1 179 000 |
1991 | 1 203 000 |
1993 | 1 185 000 |
1996 | 1 161 000 |
1998 | 1 137 000 |
2001 | 1 084 000 |
2003 | 1 065 000 |
2006 | 1 035 567 |
2008 | 1 028 000 |
2009 | 1 017 171 |
2010 | 1 013 514 |
2011 | 1 007 210 |
Года | Фамилия, имя | Должность | Года | фамилия, имя | Должность | Года | Фамилия, имя | Должность |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1786—1787 |
Иван Шевелёв | городской голова | 1860—1861 |
Егор Птицин | городской голова | 1938-1941 |
Семён Задионченко | первый секретарь горкома |
1791—1794 |
Дмитрий Горяинов | городской голова | 1861—1864 |
Иван Ловягин | городской голова | 1941-1942 |
Клостерман | комиссар города от имени Третьего Рейха |
1794—1796 |
Петр Башмаков | мэр | 1864—1864 |
Дей Минаков | городской голова | 1941—1943 |
П.Соколовский | глава городского совета |
1796—1797 |
Григорий Кустов | городской голова | 1864—1865 |
Константин Киселёв | городской голова | 1943-1945 |
Николай Манзюк | первый секретарь горкома ВКП(б) |
1797—1800 |
Дмитрий Горяинов | городской голова | 1865—1868 |
Дей Минаков | городской голова | 1945-1947 |
Павел Найденов | первый секретарь горкома ВКП(б) |
1800—1803 |
Кузьма Молчанов | городской голова | 1868—1871 |
Давид Пчёлкин | городской голова | 1945-1952 |
Николай Гавриленко | председатель городского исполнительного комитета |
1803—1806 |
Петр Четвериков | городской голова | 1871—1877 |
Дей Минаков | городской голова | 1947-1950 |
Леонид Брежнев | первый секретарь горкома ВКП(б) |
1806—1809 |
Афанасий Коханов | мэр | 1877—1885 |
Петр Калабухов | городской голова | 1952-1957 |
Николай Распопов | председатель городского исполнительного комитета |
1809—1811 |
Степан Четвериков | городской голова | 1885—1888 |
Иван Яковлев | городской голова | 1957-1963 |
Николай Гавриленко | председатель городского исполнительного комитета |
1811—1812 |
Дмитрий Горяинов | городской голова | 1889—1893 |
Александр Толстиков | мэр | 1961-1964 |
Виктор Чебриков | первый секретарь горкома КПСС |
1812—1817 |
Иван Колесников | городской голова | 1893—1901 |
Иван Греков | городской голова | 1963-1964 |
Григорий Сокуренко | председатель городского исполнительного комитета |
1818—1821 |
Демьян Киселёв | городской голова | 1901—1901 |
Александр Толстиков | мэр | 1964-1967 |
Борис Кармазин | председатель городского исполнительного комитета |
1821—1825 |
Иван Колесников | городской голова | 1901—1902 |
Петр Волков | городской голова | 1964-1970 |
Иван Яцуба | первый секретарь горкома КПСС |
1825—1828 |
Яков Рохлин | городской голова | 1902—1905 |
Александр Толстиков | городской голова | 1967-1970 |
Евгений Качаловский | председатель городского исполнительного комитета |
1828—1828 |
Иван Пчёлкин | городской голова | 1905—1909 |
Иван Эзау | городской голова | 1970-1974 |
Евгений Качаловский | первый секретарь горкома КПСС |
1828—1828 |
Иван Колесников | городской голова | 1909—1917 |
Иван Способный | городской голова | 1970-1974 |
Виктор Бойко | председатель городского исполнительного комитета |
1830—1833 |
Федор Дупленко | городской голова | 1917—1917 |
Константин Макаров | городской голова | 1974-1976 |
Виктор Бойко | первый секретарь горкома КПСС |
1833—1834 |
Яков Рохлин | городской голова | 1917-1917 |
Василий Осипов | городской голова | 1974-1981 |
Иван Лях | председатель городского исполнительного комитета |
1834—1836 |
Андрей Кирпишников | городской голова | 1918-1919 |
Иван Эзау | городской голова | 1976-1983 |
Владимир Ошко | первый секретарь горкома КПСС |
1836—1839 |
Яков Рохлин | городской голова | 1927-1928 |
Рязанов | председатель городского исполнительного комитета | 1981-1989 |
Александр Мигдеев | председатель городского исполнительного комитета |
1839—1842 |
Иван Артамонов | городской голова | 1929-1929 |
Богданова | председатель городского исполнительного комитета | 1983-1988 |
Николай Омельченко | первый секретарь горкома КПСС |
1842—1843 |
Илья Тархов | городской голова | 1929-1933 |
Сорокин | глава муниципального совета | 1988-1991 |
Владимир Яцуба | первый секретарь горкома КПСС |
1843—1846 |
Фома Богданов | городской голова | 1933-1933 |
Николай Голубенко | глава городского совета и исполнительного комитета | 1989-1991 |
Валерий Пустовойтенко | председатель городского исполнительного комитета |
1846—1847 |
Прокоп Белявский | городской голова | 1933-1936 |
Иван Гаврилов | глава городского совета и исполнительного комитета | 1991-1993 |
Валерий Пустовойтенко | глава городского совета и горисполкома |
1847—1851 |
Иван Ловягин | городской голова | 1936-1937 |
Петро Ветров | секретарь горкома ВКП(б) | 1993-1994 |
Виктор Меркушев | глава городского совета и горисполкома |
1851—1854 |
Прокоп Белявский | городской голова | 1937-1938 |
Демьян Коротченко | и. о. первого секретаря горкома ВКП(б) | 1994-1999 |
Николай Швец | глава городского совета и горисполкома |
1854—1860 |
Иван Ловягин | городской голова | 1938-1938 |
Семён Задионченко | и. о. главы горисполкома | 1999- |
Иван Куличенко | городской голова |
Днепропетровск — один из крупнейших промышленных, экономических и транспортных центров, центр металлургии Украины. Особенно развита чёрная металлургия (металлургические заводы им. Петровского, им. Бабушкина, Днепропетровский трубный завод, Коминмет, Нижнеднепровский трубный завод), металлообработка и машиностроение (Днепропетровск — центр ракетостроения Украины — ПО ЮМЗ).
Электроэнергетика представлена Приднепровской тепловой электростанцией.
Пищевая отрасль известна по таким торговым маркам, как «Олейна», «Алан», «Фаворит», «Юбилейный», «Козацька розвага», «Бон Буассон», шоколад «Миллениум», молочная фабрика «Рейнфорд», молочный комбинат «Приднепровский», рыбопродукты «Айсберг», водка «Столетов», водка «Карат». Ещё в 1937 г. в городе был запущен Днепропетровский комбинат пищевых концентратов — первый в СССР производитель кукурузных хлопьев.
Крупнейшие предприятия других отраслей промышленности — Завод тяжёлых прессов, ОАО «Днепрошина» (Днепропетровский шинный завод), вагоноремонтный завод, радиозавод.
Многие предприятия советской постройки в настоящее время пришли в упадок. Лучше других пережили «перестройку» металлургические заводы.
В строительном бизнесе крупнейшие предприятия — «Созидатель», «Мастер», «Ольвия», «Алеф», «Альбатрос».
Развито банковское дело (в Днепропетровске находится главный офис крупнейшего на Украине банка — ПриватБанка), торговля — здесь расположен крупнейший продовольственный рынок Украины — Озёрка, а также множество торговых центров — «Караван», «Metro AG», «Новая линия», «Эпицентр», магазины торговых сетей «АТБ-Маркет», «Терра/Варус», «ВЕЛМАРТ», «Сильпо», «Billa», «SPAR», «Фуршет».
Крупнейшие торговые и торгово-развлекательные центры:
В Днепропетровске располагается дирекция Приднепровской железной дороги Укрзализныци.
В Днепропетровске находится Музей Истории развития финансовой системы Днепропетровской области
Также Днепропетровск неофициально является бизнес-столицей Украины. Большинство миллионеров и миллиардеров живут или имеют днепропетровские корни. По данным статистики за 2011 год, каждый 1200 днепропетровец является миллионером. Для сравнения: в Донецке каждый 1700-й, а в Киеве 3200-й.
Озёрка — центральный рынок Днепропетровска, находящийся по адресу: ул. Шмидта, 2. До 1880-х годов на этом месте было озеро. 16 апреля 1885 года городская дума Екатеринослава разрешила нескольким мещанам построить деревянные мясные лавки на Озёрной площади. Воды «озера» со временем были отведены на территорию городского сада (парк Глобы), расширив уже имевшийся там водоём. На образовавшейся площади выросли торговые ряды городского базара, названного Озёрным.
Внутригородской транспорт представлен троллейбусными и трамвайными линиями, а также развитой сетью маршрутных такси.
С 29 декабря 1995 года действует Днепропетровский метрополитен, когда была сдана 1-я очередь из 6 станций: Коммунаровская, Проспект Свободы, Заводская, Металлургов, Метростроителей, Вокзальная. Общая протяжённость эксплуатируемой линии 7,8 км. Сейчас в стадии строительства на 1-й линии метро от центрального железнодорожного вокзала к центру города находятся две станции: Театральная и Центральная.
В перспективе общая длина первой линии составит 11,8 км с 9 станциями. Развитие метро предусматривает строительство в будущем до 80 км путей с тремя линиями.
На городских маршрутах в среднем в сутки работает (2007 год):
Протяжённость маршрутов составляет (кольцевое расстояние):
Также в Днепропетровске расположено: два пассажирских железнодорожных вокзала (Центральный и Южный), международный аэропорт, речной и автовокзалы (центральный автовокзал и автостанция «Новый центр»).
Всего в Днепропетровске кроме упомянутых 3 средних моста (над железнодорожным полотном), 20 малых мостов, 18 виадуков и путепроводов, 12 подземных переходов.
В городе в 2003 году насчитывалось 158 общеобразовательных школ.
В 2010 г. 1 сентября открылось 164 школы, в которые пошло 80 000 школьников, в том числе почти 9 000 — в 1-й класс.
2010 г. — 173 детских садика, 39 внешкольных учреждения, 5 детских домов. В дошкольных учреждениях — 30 000 детей.
В 2006 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по информатике.
В 2008 году в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по математике.
В 2009 году Днепропетровск принимал полуфинал Всеукраинской студенческой олимпиады по программированию (восточный регион).
В 2009 году в Днепропетровске организовалось молодёжное движение Эксперимент.
В городе работает первый на Украине юридический лицей.
В 2011 и 2012 годах в Днепропетровске проходила Всеукраинская олимпиада по информатике.
В городе 14 государственных высших учебных заведений и несколько частных (без учёта филиалов других вузов):
Всего в вузах города обучается около 55 тыс. студентов, в том числе иностранные.
Из всех командных видов спорта в городе активно развивается футбол. Город представляет футбольный клуб «Днепр», являющийся участником Украинской Прьемьер-лиги.
К общественно-политическим изданиям Днепропетровской области относятся: газеты «Вісті Придніпров’я», «Событие», «Горожанин», «Днепровская правда», «Комсомольская правда — Днепропетровск», «Наше місто», «Лица», «Популярная газета», а также одна из старейших и массовых газет региона — «Днепр вечерний».
Работают региональные телеканалы — 9-й, 11-й, 27-й, 34-й, 51-й.
В городе родились или жили:
Карта Днепропетровска
Это заготовка статьи по географии Днепропетровской области. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Город: | Днепропетровск |
Пгт: | Авиаторское |
См. также Населённые пункты Днепропетровского района |
|
||
---|---|---|
Столица | Киев | |
Областные центры | Винница • Днепропетровск • Донецк • Житомир • Запорожье • Ивано-Франковск • Киев • Кировоград • Луганск • Луцк • Львов • Николаев • Одесса • Полтава • Ровно • Сумы • Тернополь • Ужгород • Харьков • Херсон • Хмельницкий • Черкассы • Чернигов • Черновцы | |
Центр АР Крым | Симферополь | |
Города государственного значения | Киев • Севастополь |
Высшие учебные заведения Днепропетровска | |
---|---|
Университеты | Днепропетровский национальный университет (ДНУ) • Национальный горный (НГУ) • Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта (ДИИТ) • Украинский химико-технологический (УГХТУ) • Аграрный (ДГАУ) • Внутренних дел (ДГУВД) • Экономики и права (ДУЭП) |
Академии | Национальная металлургическая (НМетАУ) • Приднепровская строительства и архитектуры (ПГАСиА) • Медицинская (ДГМА) • Финансовая (ДГФА) • Таможенной службы Украины (АТСУ) |
Институты | Физической культуры и спорта (ДГИФК) • Государственного управления (ДРИГУ) • Технического обучения (ДГИТН) |
Другие | Консерватория им. М. Глинки |
|
Tags: Екатеринослав был столицей украины, екатеринослав фотография проспект 1915, екатеринослав махно, екатеринослав 1776, екатеринослав гражданская война, екатеринослав английский клуб, екатеринослав до революции.