Momotik.ru

Народный проект

Метки: Хойты, дик и рик хойты.

Хойты
Самоназвание

Хойты

Современный ареал расселения и численность

Всего: прибл. 20 тыс. (оценка 1999 года)
 Монголия

Язык

диалект западно-монгольского языка

Входит в

ойраты, калмыки

Родственные народы

хотогойты (хотгойд), мингаты (мянгад), дербеты (дöрвöд)

Хойты (монг. хойд, qoyid) — этнографическая группа, принадлежащая к монгольской языковой семье. Самоназвание — хойты (от монгольского — «задний», «северный»), что, вероятно, является отражением военно-административной номенклатуры XIII века. По данным на конец 1990-х годов их численность в Китае составляла 15 тыс. человек, в Монголии — 5 тыс. человек [Жуковская, 1999, с.599].

Помимо версии озвученной Жуковской существуют иные: В современной Монголии существует этническая группа хотхойт (хотгойд, хотогойд, хотогойт), члены которой являются ветвью хойтов. Нямсамбуу (1992) пишет, что хотхойт это «халхазированные ойраты» и толкует этноним как «хойд хойд», то есть «северные северные». Имеется также мнение, что хотхойт это «хойд гойд» (особые хойты). Особенность их заключается видимо в соседстве с халха-монголами. В XVII-XVIII вв. их земли входили в состав Дзасактухановского аймака, а с кон. XVIII в. хотогойт живут в местах их нынешнего расселения - Хубсугульском и Дзабханском аймаках Монголии (Жуковская, 1998). От этнонима «сойот», в тюркских языках «соян» (Бутанаева, Бутанаев, 2002). Представители сойотов проживают ныне на территории Окинского района Бурятии. Их происхождение связывают с древними самодийскими группами, представленными ныне немногочисленными энцами, ненцами, нганасанами и селькупами. Считают, что в XVII в. произошла тюркизация предков сойот, когда прокатилась сильная волна тюрок из Центральной Азии. А примерно в XIX в. сойот подверглись уже монголизации, когда они были ассимилированы группами бурят, пришедшими на эту территорию из более южных районов (Нагуслаева, 2001). Переход звука «с» в «х», точнее в «h» из всех монголоязычных групп наблюдается, по всей видимости, из-за длительного контакта с тунгусо-маньчжуроязычными группами (эвенками), только в языке современных бурят. Поэтому теоретически возможно допустить переход сойот-хойод-хойид. От корня хо(о) со значениями «благородный, чистый» и «бледно-желтый». У Авляева (2002), описывавшего яс(у)н «хо меркит» в составе донских калмыков его наименование переводится как «благородные меркиты», а подразделение хоонут в составе дербетов, с корнем хоо – как «бледно-желтые», «благородные, чистые». Примерно в том же толковании - «благородные, прекрасные, светло-пестрые» дается корень «хо» у Алексеевой, Борманжинова (1999), и у них же в значении «соловые» (хо бухс – «соловые быки»). Кроме того, слово гой(д) (со значением «особый, выдающийся, удивительный» в совр. халх.) можно рассматривать отдельно, вне этнонима хотогойт, как основу этнонима хойт. Поиск в словарях по приведенным выше значениям с русского, и по словам с корнем хо (hо-го) с монгольских языков дал следующие результаты: север - хойт зÿг, хойно, умар (в халх. ОМТ, 1982); хоор (хоор), хооран (хоороон) 1. на север, к северу 2. назад, обратно (в ойр. СЯОС, 2001; КРС, 1977); хо 1) светло-рыжий; 2) белоснежный; хо цаhан чирäтä кÿÿкн а) девушка с нежно-белым лицом; б) девушка-шатенка 3) палевый (КРС, 1977); хоовр светло-желтый (КРС, 1977); хоогчн соловый (о масти кобылиц) (КРС, 1977); хоо (хоо) светлый, светло-рыжий (о масти лошади) (СЯОС, 2001); hо шулуун/ 1) прямой; 2) перен. прямой, правдивый, честный (КМРС, 1986); hоо (hоо) 1. прямо, прямой; 2. прямой, правдивый, откровенный (СЯОС, 2001); благородный - hольшг (РКС, 1964). hольшг аяндантай, эв зохистой/ вежливый, деликатный, тактичный (КМРС, 1986); hолшиг (hолшиг) вежливый, деликатный, тактичный; соблюдающий правила приличия (СЯОС, 2001); hово (hоба) красивый, великолепный (СЯОС, 2001); hойо (hойо) красивый, чудесный; нарядный, элегантный (СЯОС, 2001); красивый – сайхан; гуа; сайхан гуа; цэвэр; красивая девушка сайхан хÿÿхэн; цэвэр охин; 2. ариун; 3. гоё; ганган, сайхан (ОМТ, 1982); особенно – 1. гоц; гойд; их; 2. ялангуя (ОМТ, 1982).

Наиболее приемлемая и очевидная версия происхождения этнонима хойт - происхождение от корня (х)ой-(х)ö со значением лес. В современных монгольских языках начальный звук х редуцировался (в совр. калм. ö, ö-модн; в совр. халх. - ой, ой мод означает лес, чаща, заросли (КМРС, 1986; РКС, 1964; КРС, 1977)). В пользу этой версии говорят упоминания в Сокровенном Сказании (1990) о хойин иргэн (hoi-in irken, hoai-in irken - лесном народе). В старописьменном варианте как существительное во множественном числе, «лесные» вполне может давать форму хойид. Таким образом, существует три наиболее приемлемые этимологические версии этнонима хойт: от слова хойд, со значением «север», что может указывать на локализацию данной группы в определенный период; от этнонима сойот (современные носители которого являются по всей видимости самодийско-тюрко-монгольским конгломератом), этимология которого в свою очередь также нуждается в детальном исследовании; от монгольского слова хой, со значением «лес». Поскольку факты контактов монголоязычного населения, которое могло бы осуществить в своем языке переход сойот-хойот-хойид, с сойот до XIX в. не установлены (хотя их вероятность велика), а также поскольку значение «лесные» (хойид) или собирательно «лесные народы» (хойин иргэд) не вызывает сомнений в плане смысловой нагрузки в отличие скажем от значений «светлый», «желтый», «прямой» и пр., из этих двух версий более вероятной представляется третья (от слова хой, со значением «лес»). Значение же «север» или «северный» в отношении этнонима хойт (хойид) может иметь более позднее происхождение (XVII-XVIII вв.) и поэтому при выборе предполагаемого значения, уступает значению «лесной», которое по всей видимости, и является исходным для современного этнонима хойт (Хойт, 2005).

Содержание

Происхождение

Согласно статье Хойт С.К. 2005 г.: хойт (хойид, хойд, хойхат, хöд, хöс) один из основных элементов раннего ойратского союза. Авляев (2002) выводит родословную хойтских нойонов от Дува-Сохора, жившего по его предположению в сер. IX в., через Эмнега и Худуха-беки (современника Чингис-хана) к последующим хойтским владельцам. Он же (Авляев, 2002), ссылаясь на «Эрденин Тобчи» ордосского князя Саган Сэцэна приводит состав раннего ойратского союза, в котором помимо огулет (олет), багатут (баатут), кэргуд, упоминается и хойт (хойхат). Шильгин Норбо (1999), ссылаясь на обширный материал ойратских и других источников дает более развернутую картину: «В двух исторических сочинениях с одинаковым названием «Сказание о дöрбэн-ойрат» («Dörben Oyrad-un teüke»), авторами которых являются Габан Шараб и Баатур-Убаши Тюмень, а также в недавно найденной в Синьцзяне анонимной «Родословной монголов» («Mongγol-un uγ eki-yin teüke») и других, написанных на «ясном письме» исторических сочинениях и жизнеописаниях, называются 4 племенных объединения и 8 племен дöрбэн-ойрат: 1) хойт и баатут; 2) баргут и бурят; 3) öлöт и дэрбэт; 4) хошут и торгут. ... дöрбэн-ойраты по своему составу делятся хронологически на 3 группы: «ранних», «средних» и «поздних». ... Так по сообщению «Истории Хо-Öрлöка», в состав «ранних дöрбэн-ойратов» входили хойт и баатут, баргут и бурят, öлöт, дэрбэт». Несмотря на некоторые разночтения в «Эрденин Тобчи» и двух «Сказаниях о дöрбэн-ойрат», хойт упоминаются во всех перечисленных источниках. В последующие периоды аймак (или феодальное владение) «хойт» потерял свое доминирующее положение и почти исчез со страниц монголоязычных источников. В настоящее время хойт представлены немногочисленными группами в составе ойратского и халхасского населения Монголии (Жуковская, 1998), ойратского населения КНР, и РФ. В составе ойратских групп РФ хойт сохранились лишь в виде немногочисленных родов, что не помешало, однако, включить их в алфавитные перечни национальностей и языков Всероссийской переписи населения 2002 г. (Алфавитные перечни национальностей и языков…, 2002).


Группа западных монголов, входившая в XIII-XVIII веках в состав ойратов. Этногенетически хойты близки к дербетам и история их тесно переплетена [Жуковская, 1999, с.599]. После падения Джунгарского ханства часть хойтов вместе с дербетами откочевала на Волгу (примерно в XVII - XVIII вв), где вошла в состав калмыцкой народности. Остальные группы хойтов в 1765 году были поселены рядом с дербетами во Внешней Монголии, на территории современных аймаков Ховд и Увс, где хойты практически слились с дербетами и активно консолидировались с халха.

Язык

Говорили на диалекте западно-монгольского языка.

Традиционные занятия

Занимались кочевым скотоводством.

Литература

  • Жуковская Н.Л. Хойты / Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999, с.599.
  • Хойт С.К. Об этнониме хойт (хойид) // опубликовано на http://journal.iea.ras.ru/online/2005/eoo2005_5c.pdf (информация о статье в журнале: Этнографическое обозрение. №6, 2005. с. 166). а также в библиотеке портала www.khamagmongol.com www.hamagmongol.narod.ru/library/hoyt_hoyt_2004_r.htm

Tags: Хойты, дик и рик хойты.