Метки: Бахтиары, бахтияры.
Бахтиары | |
Современный ареал расселения и численность | |
---|---|
Всего: ~ 2 млн. человек |
|
Язык | |
Религия | |
Родственные народы |
Бахтиары (самоназв. بختیاری) — народ на юго-западе Ирана, живущий в исторической области Бахтиария (восток провинции Луристан). Площадь этой области равна примерно 30 тыс. кв. км. Живут также в районах Тегерана, Кума и в исторической области Хорасан. Численность — 1 млн чел. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы, с отдельными чертами балкано-кавказской расы (Родионова 2007: 91).
Содержание |
Бахтиары считаются древним населением Ирана, населявшим его юго-западные районы еще до арабских завоеваний. На протяжении своей истории включали различные этнические элементы (семитские, тюркские и др.). Объединение племён бахтиар возникло, по-видимому, в XII-XIII веках. Окончательно включены в состав иранского государства в XVIII веке. В XX веке усилился процесс этнической консолидации бахтиаров. Бахтиары родственны лурам, близки курдам. Делятся на 2 основные группы – хафтленг (на севере; هفت لنگ досл. пер. с перс. «семь ног») и чахарленг (на юге; «четыре ноги»). (Грантовский 1971: 293) Каждая из которых контролируется одной влиятельной семьей. Титул главного хана через два года переходит между вождями чахарленга и хафтленга.
Бахтиары участвовали в захвате Тегерана под командованием шаха Хафтленга Сардара Ассада и сыграли значительную роль в конституционных реформах и отречении от престола шаха Мохаммада Али (1907—1909) в 1909 году, после чего тот был вынужден уехать в изгнание в Россию. Шаху Резе Пехлеви (1925—1941) удалось подавить бахтиаров, после чего им уже никогда не суждено было восстановить своей власти.
В иранской мифологии бахтиары считают себя потомками Фаридуна, легендарного героя национального персидского эпоса «Шахнаме».
Говорят на бахтиарских диалектах языка фарси северо-западной ветви иранских языков. Бахтиарский диалект не существует как единое лингвистическое целое, т.к . известно множество его вариантов в виде различных наречий и говоров, сильно различающихся по словарному фонду, фонетике и даже грамматическому строю. Часть бахтиар говорит на тюркском языке, близком языку кашкайцев. Письменность — на основе арабской графики. (Трубецкой 1966: с. 17)
Скотоводство развито лучше, чем земледелие, к земледелию многие бахтиары приобщились недавно, и в племенах к нему сохраняется пренебрежительное отношение. Кочевники пасут крупный молочный скот, лошадей, мулов. Крупный рогатый скот и верблюды, которые малопригодны для кочевок в горных местностях, имеются преимущественно в хозяйстве оседлых бахтиар. Лошадей, мулов и ослов разводит и кочевое, и оседлое население. Бахтиары начали всерьез заниматься земледелием лишь к началу 20 в., когда оно стало превращаться в высокотоварную отрасль хозяйства в результате повышения на мировом рынке спроса на опийный мак, табак и хлопок. Ныне земледелие, за исключением высокогорных районов, развито почти повсеместно. У оседлых бахтиар, как у недавних кочевников, орудия и техника обработки земли примитивнее, чем у большинства населения других районов Ирана. Поля не удобряются, жители не имеют достаточно навыков сооружения ирригационных систем, поэтому раздоры по поводу воды – дело обычное. (Трубецкой 1966: 112)
За исключением ковроделия кустарное производство в племенах развито слабо. В глухих районах Бахтиарии и по сей день производятся для собственных нужд основные орудия труда, одежда и предметы домашнего обихода. Однако промышленная продукция все шире проникает в быт племен, что подрывает местные промыслы. В деревнях Бахтиарии имеются кузнецы, медники, оружейники, шорники, ткачи, сапожники, каменщики, многие из них еще связаны с сельскохозяйственным производством. Имеются и племена профессиональных ремесленников, в которых сохраняется своего рода цеховая организация. Ковровое производство племен, сильно подорванное во время мирового кризиса 1929—1933 гг. вновь начало оживать в послевоенные годы. Помимо ковров производят грубую шерстяную ткань, а также кошмы, войлочные шапки, тряпичную обувь, паласы. Довольно широко развиты расcчитанные на рынок промыслы — сбор лекарственных трав, дикого меда, диких фруктов, чеканка, поделки из дерева и др. С развитием товарно-денежных отношений больших масштабов достигло отходничество. Многие бахтиары работают летом на строительстве дорог, грузчиками на станциях и пристанях. Луры и бахтиары составляют большинство низкооплачиваемой рабочей силы на южных нефтепромыслах. (Трубецкой 1966: 115)
Известный документальный фильм «Пастбище: Борьба народа за жизнь» (Grass: A Nation’s Battle for Life, 1925) рассказывает историю переселения одного бахтиарского племени между летними и зимними кварталами в Кузестане. В фильме показано, как эти люди переходят реку Карун в составе 50.000 человек и 500.000 животных. Документальная лента «Люди Ветра» (People of the Wind, 1975) повторяет это же путешествие 50 лет спустя. На период 2006 года переселения все еще продолжаются, хотя скот сейчас перевозится в грузовиках, а пастухи больше не ходят босиком по снегу.
Основная пища — баранина, молоко, овечий сыр, топленый жир. (Родионова 2007: 91)
Жилище кочевников – палатки из козьей шерсти, полукочевники живут в шалашах, оседлые бахтиары — в каменных и глинобитных домах, уступами расположенных по горным склонам. (Родионова 2007: 92)
Традиционная одежда бахтиаров сходна с персидской (белая рубаха, безрукавка, кафтан, и т. д.); отличия мужского костюма – войлочная шапка (похожа на лурскую), широкие шаровары. Женщины одеваются ярко — несколько юбок разного цвета, пестрые шали; Носят старинные национальные украшения — бусы из старинных монет, кольца и браслеты. Некоторые женщины носят в ноздре небольшую серебряную розетку, а на лбу и подбородке вытатуировывают несколько точек. (Родионова 2007: 92)
Жизненный уровень населения заметно ниже, чем в большинстве сельский районов Ирана. Основная масса трудового населения живет в крайне нищенских условиях. В культурном отношении Бахтиария — один из наиболее отсталых районов Ирана. В последние годы в городах Бахтиарии открылось несколько средних школ и сразу процент грамотности, особенно среди молодежи, заметно повысился, однако уровень грамотности продолжает оставаться очень низким. В Феридене среди лиц в возрасте до 20 лет всего 12% грамотных. Но в племенах грамотных еще меньше — не более 1—3 %, включая едва умеющих читать. (Трубецкой 1966: 132) Наряду с богатым фольклором бахтиары имеют и письменные памятники. Правда, письменная литература представлена довольно слабо, но, тем не менее, известны даже средневековые рукописи на лурских и бахтиарских диалектах. Например, поэта-суфия Баба Тахир Уриана. Из современных бахтиарских поэтов и прозаиков популярны Джемшид Амир Бахтиар, Салар Зафар-хан и др. Фольклорное наследие бахтиар практически не изучено. По форме и содержанию близко персидскому фольклору. Музыка и песни имеют ярко выраженный национальный характер и отличаются не только от персидских, но и от лурских. Национальные музыкальные инструменты бахтиар — зурна, двусторонний барабан и рожки. (Трубецкой 1966: 135)
В Иране бахтиары славятся своей знаменитой музыкой, которая в свое время оказала влияние на Бородина.
Бахтиарские женщины обладают большими правами и свободами, нежели большинство иранских женщин. Многие девочки процветающих семей стремятся получить хотя бы начальное образование. Немало знаменитых иранских политиков имеет бахтиарское происхождение.
Подавляющее большинство бахтиар исповедует ислам шиитского толка, и лишь незначительную часть составляют приверженцы сект али-илляхи и ниматулло. В религиозных обрядах, обычаях и поверьях горных племен и по сей день сохранились пережитки домусульманских верований, в том числе зороастризма, анимистических и астральных религиозных представлений. Домашний очаг и вообще огонь считается у бахтиар священным. (Родионова 2007: 92)
Семейные отношения у бахтиар сохраняют патриархальный характер, хотя патриархальные устои уже значительно подорваны. Преобладает парная семья, живущая иногда совместно с престарелыми родителями. Еще встречаются семьи в 60 и более человек, которые ведут общее хозяйство и составляют объединение в 2—3 палатки. Родственные связи у бахтиар крайне крепки, даже в городах они живут тесным кругом. Продолжателями рода считаются лишь сыновья. В вопросах наследства они имеют преимущество не только перед сестрами, но и перед матерью. Считается крайне предосудительным выдавать девушек замуж за иноверцев или небахтиар. Социальные группы бахтиарского общества в силу строгих брачных регламентаций и ограничений имеют сословно-кастовый характер. Эта сословная структура в основных чертах общая для большинства племен южного Загроса. У бахтиар существуют следующие сословия: ильхани (3 правящих рода), калантары и ханы, кедхода, райаты (рядовые члены племени), и низшее сословие (ремесленники и выходцы из других племен) (Трубецкой 1966: 152).
Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Bakhtiari language summary
Bakhtiari - travelling in Iran 1998
Современные иранские народы | |
---|---|
Юго-западная подгруппа | Персы • Таджики • Таты • Луры • Бахтиары • Хазарейцы • Чараймаки |
Северо-западная подгруппа | Езиды • Заза • Белуджи • Мазендеранцы • Гилянцы • Талыши • Курды |
Юго-восточная подгруппа | Пуштуны • Язгулямцы • Шугнанцы • Рушанцы • Сарыкольцы • Ишкашимцы • Ваханцы • Мунджанцы • Баджувцы • Бартангцы • Хуфцы |
Северо-восточная подгруппа | Осетины • Ягнобцы |
Этноконфессиональные группы | Зороастрийцы: (Парсы • Гебры) • Ахл-е Хакк |
Tags: Бахтиары, бахтияры.