Momotik.ru

Народный проект

Метки: Горы в азербайджане, гербы стран мира, гербы городов, гербы городов россии.

Зороастрийцы

Зороастрийская семья, Тегеран, 1910 г.
Самоназвание

Бехдин, Зартошти

Современный ареал расселения и численность

Всего: ок. 50 тыс.
 Иран (Тегеран, Йезд, Керман и др.)

Язык

Фарси, Дари (Бехдини)

Религия

Зороастризм

Родственные народы

Парсы, Иранские народы

Зороастрийцы (перс. زرتشتیان, بهدینان‎ [zærtoʃtijɒ'n], [behdinɒ'n]) — исповедующая зороастризм древнейшая этноконфессиональная группа в Иране, наряду с парсами одно из двух последних в мире сообществ, сохранивших эту религию. Являются официально признанным религиозным меньшинством. В настоящее время число зороастрийцев в Иране составляет около 45 тыс. чел., проживающих в основном в Тегеране, Йезде, его окрестностях и Кермане.

Содержание

Название

Зороастрийцы традиционно именуют себя «бехдинами» (перс. بهدینان‎ [behdinɒ'n]) — «приверженцами благой веры» (то есть зороастризма) или «заратуштрийцами» (перс. زرتشتیان‎ [zærtoʃtijɒ'n]) — последователями пророка Заратуштры (перс. زرتشت‎ [zærto'ʃt]). Последнее наименование принято в Исламской Республике Иран и как официальное.

Существуют также устаревшие внешние наименования, получившие пренебрежительную окраску: огнепоклонники перс. آتشپرست‎ [ɒtæʃpæræ'st] и гебры (перс. گبر‎ [gæbr]). Последнее происходит от арамейского gbrʾ/gabrā букв. «человек», как называли свободных жителей Месопотамии в Сасанидском Иране. Название, по всей видимости, было перенесено с зороастрийской общины Месопотамии на всех зороастрийцев при исламизации Ирана[1] и со временем стало не совсем точным синонимом араб. كافر‎‎ [ka:fir] «неверный», что особенно видно в тюркском слове гяур, заимствованном из фарси. Тем не менее непосредственно «кафирами» зороастрийцы, традиционно считающиеся «Людьми Писания» (хотя в исламе у них этот статус спорен), в Иране не назывались.

Другими устаревшими и вышедшими из употребления названиями зороастрийцев являются перс. مغ‎ [moʁ], араб. مجوس‎‎ [madʒu:s] — «маги», по имени священнического сословия зороастрийцев.

История

В Средние века

Современные зороастрийцы Ирана являются остатком древнего зороастрийского населения, преобладавшего в Сасанидском Иране. Последовавшая за арабским завоеванием исламизация страны, сопровождаемая как прямым навязыванием ислама силой, так и экономическим и социально-политическим давлением, на протяжении веков постоянно сокращали численность иранских зороастрийцев. Если ещё в IX—X вв. значительные общины «огнепоклонников» сохранялись в Фарсе, Исфахане, Рее, Герате, Систане и других областях Ирана, то после монгольских завоеваний и походов Тимура зороастрийцы, за исключением переселившихся в Гуджарат парсов, уцелелеи только в районе городов Йезда и Кермана, куда были перенесены главные священные огни и куда перебрались высшие мобеды[2].

Зороастрийцы должны были платить джизию, что, однако, не застраховывало их от «случайных» поборов и не давало им защиты, они не могли строить дома и храмы без разрешения мусульман, у них были ограничения в выборе профессии, одежде, способе передвижения. Испытывали они и бытовое неприязненное отношение окружающих мусульман[2]. Известны и случаи массового истребления огнепоклонников. Одно из них связано с насильственным обращением в ислам по приказу шаха Хосейна I группы зороастрийцев, переселённых из Йезда в Исфахан ещё Аббасом Великим. Другая катастрофа постигла в 1720 году зороастрийцев Кермана, когда вторгшиеся в Иран афганцы уничтожили бо́льшую часть общины этого остана[2].

В окрестностях Йезда и Кермана большинство зороастрийцев занималось земледелием и садоводством в крайне суровых условиях маловодья. Часто их привлекали на работы по уходу за садами, строительству. Большинство торговых профессий им были под запретом, но в самом городе Йезде образовалась и торговая прослойка.

Язык

Разговорным языком йездской и керманской общин традиционно является относящийся к северо-западной подгруппе иранских языков язык/диалект дари (не путать с афганским дари). Диалект существенно отличается от персидского языка и, в частности, от диалектов, на которых разговаривает окружающее шиитское население. Мусульмане, не понимающие этот диалект, называют его габри («язык неверных»).

Зороастрийский дари принадлежит к континууму центральноиранских диалектов, окружающих пустыню Деште-Кевир[3] и представляет собой, по всей видимости, потомок местных диалектов региона, сохранившихся у замкнутого и изолированного религиозного меньшинства, не подвергшегося персизации, как это случилось с вовлечёнными в общие этнические процессы Большого Ирана иранцами, принявшими ислам.

Дари никогда не служил ни языком культа, ни языком литературы и официальных документов, всегда оставаясь сугубо бытовым языком. Даже зороастрийская поэзия до недавнего времени всегда составлялась только на фарси.

Все носители дари двуязычны. Зороастрийцы, переселившиеся за переделы Йезда и Кермана, довольно быстро переходят на фарси и в бытовом общении. В самих двух городах в последнее время с прекращением изоляции и активным вовлечением зороастрийцев в общеиранскую жизнь дари также подвергается сильному воздействию фарси.

Современное положение

Расселение

Усилившаяся во 2-й пол. XX в. миграция зороастрийцев из районов исторического компактного расселения привела бо́льшую часть переселенцев в столицу Ирана Тегеран. В настоящее время большинство зороастрийцев Ирана проживает именно в этом мегаполисе и его крупном пригороде Кередже. Глава Анджомана мобедов Тегерана, которым в настоящее время является Ардашир Хоршидиан, является неофициальным религиозным и общественным лидером всего зороастрийского сообщества Ирана. Тегеранская община обладает большим храмом огня (1908 г. постройки), зороастрийской высшей школой мобедов и другими религиозно-общественными учреждениями.

Вторая по численности и значимости община населяет остан Йезд, где расположен Йездский Аташ Варахрам - главный зороастрийский храм Ирана. Йезд - единственный остан Ирана, где сохранились зороастрийские сельские поселения, однако большинство йездских зороастрийцев проживает в городе Йезд, его пригородах (включённых в городскую черту) и других городах остана. Зороастрийцы составляют около 5% населения столицы края. Зороастрийскими кварталами и сёлами остана являются:

  • Город Йезд: кварталы Куче-йе Биюк и Каснуе
  • Пригороды: Хорремшах, Ахарестан, Носратабад, Насриабад, Марьямабад, Касемабад
  • Шахрестан Эрдекан: Шарифабад, Аллахабад
  • Шахрестан Мейбод: Мохаммадабад, Хасанабад, Мазреэ-йе Калантар
  • Шахрестан Эшкезар: Насрабад, Хосейнабад, Алиабад
  • Шахрестан Мехриз: Рахматабад
  • Город Тафт: кварталы Сарде, Рахматабад, Баба-Хандан
  • Шахрестан Тафт: Зейнабад, Мобараке, Чам (Хосейни)

В окрестностях Йезда расположены 5 особо почитаемых мест, называемых пирами, куда зороастрийцы совершаеют ежегодные паломничества.

Третья по значимости община проживает в городе Керман (кварталы Махалле-йе Шахр, Будагбаг, Насрие и Моттахари), где существует два больших храма и храм-музей зороастрийской культуры. Храмы огня также существуют у небольших зороастрийских общин Шираза и Исфахана. Некоторое количество зороастрийцев проживает также в Захедане.


Примечания

  1. Mansour Shaki. Gabr
  2. ↑ Е. А. Дорошенко Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк).- М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. Глава II. Судьба зороастрийцев в средние века и новое время. Зороастрийцы Ирана и парсы Индии
  3. Gernot L. Windfuh. BEHDĪNĀN DIALECT

Ссылки

  • Фотогалерея зороастрийского Ирана
  • Фотокаталог Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН

См. также


Tags: Горы в азербайджане, гербы стран мира, гербы городов, гербы городов россии.