Метки: Талыши арии, талыши новости сегодня октябрь 2014г, талыши приколы, талыши кто они.
Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде на встрече с Владимиром Путиным. |
|
Самоназвание |
толышон / tolışon |
---|---|
Численность и ареал | |
Всего: 256 тыс. чел., оценка около 900 тыс.[7] Азербайджан:
Россия: Украина: 133 (2001)[11] |
|
Язык | |
Религия | |
Расовый тип | |
Входит в |
Иранскую языковую группу |
Родственные народы |
Талыши́ (тал. толышон / tolışon) — ираноязычный народ, один из коренных народов Южного Кавказа, исторически проживающий в горной и предгорной области Талыш, примыкающей к юго-западному побережью Каспийского моря (юго-восток Азербайджана и северо-запад Ирана).
По официальным данным, общая численность талышей во всём мире — [15]. По различным исследованиям от 500 000[16] до 1 000 000[17].
256 000 человекЭтноним «талыш» встречается в 6 ойконимах разных районов Азербайджана (Ахсуйском, Кубинском, Исмаиллинском, Мардакертском, Сабирабадском и Шамхорском)[18]. Происхождение этнонима «талыш», равно как и вопрос о формировании народности и наиболее раннего этапа его истории остаётся окончательно невыясненным. Согласно Маркварту, термин «талыш» впервые обнаруживается в армянском переводе романа История Александра[19], составленной в XVI веке (перевод с греческого источника V века).
Н. Я. Марр пишет: «основа tal, resp. ѳal, слѣдовательно, съ утраченной промежуточной разновидностью *dal — этническій терминъ, требующій особаго разъясненія. Возможно, что въ терминѣ имѣемъ пережиток племенного названія Далеевъ (Dalaa), населенія области, извѣстной по VIII походу Саргона юго-восточнѣе, приблизительно въ Адербейджанѣ, съ укрѣплёнными городами Taruı и Tarmakısa»[20]. Б. В. Миллер также полагал, что «в слове Талыш мы вероятнее всего имеем название какого-нибудь племени, древнейших обитателей этих мест»[21]. Однако Ахмед Кесрави, со своей стороны, отмечает, что в древних греческих, римских и армянских источниках, где перечисляются народы, населявшие Иран, никто не упоминает о талышах, ставших известными лишь после работ арабских авторов (тилесан), и пытается проследить трансформацию этнонима кадус в талуш и далее в талеш[22].
На то, что этноним «талыши» не встречается в ранних источниках, указывал и В. В. Бартольд: «непосредственно к северу от гилянцев, частью в Персии, частью в Ленкоранском уезде, живут родственные гилянцам талыши — название, по-видимому не встречающееся в средние века»[23].
Что касается вопроса о происхождении, то некоторые авторы считают кадусиев предками талышей[24][25]. Между тем, по свидетельству античных авторов кадусии это тот же народ, что и более поздние гелы — ныне современные гилянцы[26]. Предки талышей (кадусии) не были изначально ираноязычны. Позже с приходом мидийских племен, они перешли на один из северо-западных иранских языков[27]. О. Л. Вильчевский называет талышей «обыранившимися аборигенами южного побережья Каспийского моря»[28].
По замечанию Б. А. Литвинского и И. В. Пьянкова, этнически кадусии возможно были восточными кавказцами (хурриты и.т.п.), которые вместе с другими неиранскими племенами объединялись под названием (в широком смысле) «каспии» (происхождение же кочевых скотоводческих племён каспиев по сей день не ясен), называя их «каспиями Гиляна, примыкавшими к Средней Азии с запада»[29]. И. М. Дьяконов также склонен считать, что «каспии» являлось общим обозначением неиндоевропейских племён, куда могли входить и кадусии. Кроме того, учитывая языковые особенности, он считает, что «в корне неправильно рассматривать татов и талышей как албанцев или мидян, подвергшихся насильственной персизации»[30].
Во второй половине XV века наследственные владетели Талыша оказали поддержку Сефевидам во время войн кызылбашей с ширваншахами и султанами Ак-Коюнлу, поэтому талыши были включены в состав объединения кызылбашских племён. Талыши были единственной ираноязычной и некочевой народностью в составе кызылбашей, числясь, в соответствии с кочевыми традициями, особым «племенем»[31]. Позже часть кызылбашских талышей вошла в состав шахсевенов, среди которых племя Талыш-Микаилли составило 600 семейств. Ещё в XIX веке в Джеватском уезде жила племенная общность, именовавшаяся «талыш» численность 63 семейств[18].
Населённый гилянцами и талышами Гилян до конца XVI в. был экономически, политически и этнически мало связан с внутренним Ираном. В тот период здесь существовали два ханства: к западу от реки Сефидруд — Бийэ-пас со столицей в Реште, управляемая династией исхакидов; к востоку от реки — Бийэ-пиш со столицей в Лахиджане , управляемой династией Кийя (или Каркийя). Первое было ликвидировано в 1590, второе в 1592 году. Гилянский историк Абд ал-Фаттах Фумени в своей работе «История Гиляна» упоминает про Талышистан Лахиджанской области (т. е населённого талышами района в западной части восточного Гиляна — Бийэ-пиш), где укрылся во время крестьянского восстания в Гиляне в 1629 года видный сановник Бийэ-пиш мулла Али Нами[32].
В середине XVIII века в связи с распадом державы Надир-шаха на юго-западном побережье Каспийского моря образовалось Талышское ханство, охватившая в том числе ареал расселения талышей, которое в 1802 году было принято под протекторат, а по Туркманчайскому договору 1828 года — окончательно присоединено к Российской империи.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл талышей племенем иранского происхождения, населяющей местность Талыш и говорящий на особом языке, сходном с персидским[34]. По сведениям 1886 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», талыши проживали в южной части Ленкоранского уезда Бакинской губернии численностью 50 510 человек[35], но первая всероссийская перепись 1897 года зафиксировала в империи 35 291 талышоговорящих жителей[36]. По результатам переписи талыши составляли 1,9 % дореволюционного Азербайджана[37]. По данным Зейдлица талыши составляли половину населения Ленкоранского уезда (43,33 % на 44,20 % татар, то есть азербайджанцев)[38].
У талышей ещё в конце XIX — начале XX вв. сохранялись остатки племенного деления[39]. Д. А. Кистинёв, изучавший Ленкоранский уезд, приводит названия пяти групп талышей: собственно талыши, порнаимы, алары, оратлины и зуванды[40]. Миллер, совершивший в 1925 году поездку в Талыш, собрал сведения о небольшой полукочевой племенной группе дережей, являвшиеся выходцами из Персидского Талыша и говорящих на особом наречии талышского языка. В суннитской части Астаринского района он также обнаружил кочевников-чарожей, разговаривающие на одном из диалектов талышского языка[41].
Бартольд указывает, что согласно подсчёту 1922 года число талышей на советской территории составило 75 824 человека, а насчёт из расселения он пишет: «места его обитания простираются к северу до Муганской степи, где талыши ведут кочевую жизнь, к югу — ещё примерно километров на пятьдесят южнее русско-персидской границы»[43]. Касательно кочующих племён, французский археолог де Морган писал: «эти племена однако не суть чистые талыши (pures talyches): они с примесью турок (имеется ввиду тюрок — прим.), и их пастушеские нравы к ним привились (leur viennent) вероятно от туранского элемента, откуда они происходят». Марр также упоминает о кочующих на Мугани талышах, но не считает мнение де Моргана вполне отвечающим на этот вопрос[44]. После Октябрьской революции талыши полностью перешли к оседлости[45].
До Октябрьской революции грамотных среди талышей было менее 1 %[46]. В 1923 году был организован комитет по борьбе с неграмотностью во главе с председателем СНК Азербайджанской ССР Г. Мусабековым. В рамках кампании по ликвидации неграмотности в Ленкоранском районе было создано 18 ликбезов. К концу того же года на территории Ленкоранского, Лерикского и Астаринского района уже имелись 24 школы первой ступени (7 в Ленкоране, 7 — в селениях Ленкоранского, 7 — в селения Астаринского, 3 — в селениях Лериского районов). По переписи 1926 года среди талышей грамотными были 2281 мужчина и 54 женщины[47]. Ныне среди них нет неграмотных людей.
По переписи 1926 года, в СССР проживало 77 323 талыша[48]. По данным Азербайджанского управления народно-хозяйственного учёта (АЗУНХУ), на 5 апреля 1931 года талышей насчитывалось 89 398 человек[49], но перепись 1939 года зафиксировала в СССР 88 026 талышей[50]. Длительные историко-культурные связи сказались на том, что началось сближение талышей с азербайджанцами[51]. Миллер в своём докладе «Предварительный отчёт о поездке в Талыш летом 1925 г.» сообщает, что «сплошь и рядом вы можете встретить талыша, который назовёт себя тюрком (то есть азербайджанцем), а потом окажется, что у себя в доме, в семье, он говорит только по-талышски»[52]. Н. Г. Волкова пишет:
В течение многих веков происходило культурное сближение талышей с азербайджанцами, а также сужение области талышского языка. Народные предания указывают, что талышское население некогда простиралось до Кызыл-Агаджа и ещё в 1830-х годах на талышском языке говорили значительно севернее Ленкорани. Наличие тесных экономических и культурных связей с азербайджанцами, длительные и постоянные инфильтрации последних в пределы Талышии способствовали распространению среди талышей двуязычия, влиянию азербайджанской культуры. Более всего это было заметно в талышских селениях, расположенных на торговых путях, в селениях с крупными базарами, где повсюду слышалась азербайджанская речь. Большое влияние азербайджанцев испытали талыши — жители Ленкорани, хотя и у них в семьях слышалась талышская речь[53].
Волкова также указывает, что большинство талышей хоть и были двуязычны, но женщины и даже целые группы талышей, особенно в глухих горных местах, и в 1920-х годах не владели азербайджанским языком, причём «многие талыши в этот же период называли себя тюрками, однако дома они говорили по-талышски»[53]. С. А. Токарев отмечал, что национальное самосознание у талышей двойственное: в равнинных местностях существенная часть из них считала себя азербайджанцами, хотя сохраняли талышский язык, в то время как в горах они сознавали свою национальную обособленность[54]. По переписи 1959 года, в СССР проживало 162 талыша[55], из которых 85 проживали в Азербайджане[56] и 33 в РСФСР[57]. В 1970 и 1979 годах талыши исчезли из списка народов СССР[58]. Согласно БСЭ, «талыши почти слились с азербайджанцами, которым очень близки по материальной и духовной культуре, поэтому не выделены в переписи 1970»[59]. Вновь они появились в переписи 1989 года, которая зафиксировала в СССР 21 602 талыша[60], из которых 21 169 проживали в Азербайджане[61]. В составе КПСС по данным на 1 января 1989 года числилось 124 талыша (кандидаты и члены партии)[62]. В 1993 году во время военно-политического кризиса в Азербайджане, вызванного антиправительственным мятежом в Гяндже, в районе компактного проживания талышского населения была провозглашена Талыш-Муганская Автономная Республика в составе Азербайджана, просуществовавшая два месяца.
До земельной реформы 1960-х годов в астаринском регионе Ирана крупными землевладельцами с сильным влиянием во многих деревнях были ханы Намина, имевшие талышское происхождение, но издавна являвшиемя тюркофонами. Регион в настоящее время является наиболее тюркизированной частью иранской талышской зоны[63]. По данным 1949 года в Иране проживало 84 700 талышей[64], а по оценкам на 1972 год их насчитывалось около 70 тыс. человек[59].
По данным переписи 1999 года в Азербайджане проживало 76 800 талышей[58], а согласно переписи 2009 года численность талышского населения в Азербайджане увеличилось до 112 тыс. человек[65].
В Азербайджане талыши расселены на юго-востоке страны, в основном в Астаринском, Ленкоранском и Лерикском районах, а также в юго-восточной части Масаллинского района. Селения, расположенные на границе расселения талышей и азербайджанцев, имеют смешанное население[51]. Так же большое число талышей проживают в городе Сумгаите .
В Иране талыши расселены к югу от Астаринского района Азербайджана, в северо-западной части остана Гилян. Они населяют пять шахристанов Гиляна (Керганруд, Асалем, Талеш-Доляб , Шандермин и Масал ) и проживают в области Халхал[51]. Талыши проживают также в селениях, расположенных на плоскогорье, вблизи Ардебиля: Амбаран, Кюлеш, Джеид, Делидаш, Кюльтепе, Дохюльтепе, Пилечай и Сарыханлы. В последнем они живут смешанно с тюрками, все остальные чисто талышские[66].
Антропологически талыши относятся к балкано-кавказской разновидности большой европеоидной расы[67]. Описание внешнего облика талышей встречаются уже в первой половине XIX века. Так, в составленном в 1836 году «Обозрении российских владений за Кавказом» сказано: «Будучи отличной физиогномии и наружного вида, они роста довольного высокого, сложения хорошего; бледные лица их, более или менее смуглые, большею частию продолговаты; верхняя часть головы широкая; глаза большие; брови густые почти соединяются вместе»[68]. Следующее описание талышей оставил путешественник, а затем правитель дел Кавказского Отдела Императорского Русского Географического Общества, П. Ф. Рисс:
Жители Астаринскаго Магала большею частію средняго роста и хорошо сложены, очень рѣдко бываютъ дородны; цвѣтъ лица у нихъ смуглый; ихъ типъ напоминаетъ индѣйскій; черты ихъ имѣютъ дикое, но отнюдь не свирѣпое выраженіе. Женщины, сколько я могъ замѣтить, довольно хороши[69].
Российский натуралист, статистик и этнограф второй половины XIX века Н. К. Зейдлиц оставил следующие наблюдения[70]:
Талышины средняго роста, хорошо сложены. Цвѣтъ лица у нихъ смуглый, выраженіе его дикое, но отнюдь не свирѣпое; оно весьма отличаетъ ихъ отъ татаръ (имеются ввиду азербайджанцы — прим.) и персіянъ. Носъ острый, большой, чаще прямой, чѣмъ загнутый;…. Жители бывшаго Астаринскаго магала особенно хорошо сложены, большаго роста и, не смотря на климатъ, съ виду здоровые.
Наиболее подробно антропологический тип талышей был изучен Н. И. Ансеровым. Он заключает, что по своим антропологическим особенностям талыши низменных районов относятся к переднеазиатскому (арменоидному) типу, а в горных районах этот тип смешан с «иранским». В. В. Бунак, в свою очередь, сближает талышей Прикаспийской низменности с «карабахским вариантом» переднеазиатского типа, а талышей космолианского района он относит к «эльбурскому» (или «араксинскому») варианту каспийского типа. Г. Ф. Дебец, наоборот, включает талышей в состав каспийского антропологического типа. По материалам, собранных Р. Д. Муганлинским, можно обнаружить, что талыши по многим признакам лица и по развитию волосяного покрова гораздо ближе стоят к представителям каспийского типа, чем переднеазиатского[71].
По результатам научных исследований, проводимых Российскими генетиками, описанных также в статье А. Ф. Назаровой, В. О. Асланишвили и С. М. Алхутова «Генетика и антропология народов Кавказа и проблема происхождения Европеоидов», с целью оценки генетической удаленности разных популяций друг от друга генетиками было проведено исследование 55 человеческих популяций Европы, Азии, Америки, Африки и Океании по 28 аллелям 12 локусов белков, ферментов и групп крови. Так, согласно заключению исследователей, талыши генетически более близки к финно-угорским народам, шведам, финнам, эстонцам и белорусам. Генетическое расстояние между талышами и белорусами составляет 0,01 условных единиц, то есть можно утверждать об их генетическом родстве[72][73]. Близость талышей Закавказья к данным популяциям может указывать на возможный путь миграции этой части европеоидов с их азиатской прародины через Кавказ в Европу. Согласно этим же исследованиям, среди популяций народов Кавказа наименьшим является генетическое расстояние между талышами и грузинами[73][74].
При сравнении генетической близости талышей и татов к ираноязычным народам — персам, курдам, таджикам, осетинам — и тюркоязычным азербайджанцам установлено, что талыши и таты Азербайджана генетически родственны и более близки к азербайджанскому народу, нежели к ираноязычным народам[75].
Талышский язык принадлежит к северо-западной подгруппе иранских языков и наиболее близок к говорам тати в Иранском Азербайджане и вымершему килитскому языку. Как установил Миллер, к талышскому близко ардебильское наречие XIV века, на котором писал свои стихи шейх Сефи ад-Дин, и высказал мысль, что талышский язык вполне может считаться потомком одного из говоров языка азери[76]. С этой гипотезой согласился и В. Б. Хеннинг[77]. Более отдалённое родство талышский обнаруживает с гилянским и мазендеранским языками. Ареал талышского языка на севере простирается до посёлка Борадигях, на западе его границей служит приграничный с Ираном Талышский хребет. На юге область распространения талышского языка проходит по территории Ирана и доходит до Прикаспийской низменности, до пункта Кепри-Чал, откуда начинается ареал гилянского языка[78].
Имеет несколько говоров: астаринский, ленкоранский, лерикский и массалинский[64], главный из которых — ленкоранский[79]. Язык иранских талышей ближе всего к ленкоранскому говору; диалекты Хальхаля рассматриваются как переходные от талышского языка к языку/диалекту такестани[80].
Начало изучению талышского языка было положено в 1842 году работой русского ираниста А. Ходзько «Specimens of the popular poetry of Persia», в которой было опубликовано 15 талышских четверостиший и языковой комментарий к ним[64]. В Справочном энциклопедическом словаре Старчевского, изданном в 1848 году, даётся следующее описание языка[81]:
Талышское наречие — одно из главных шести наречий персидского языка, употребляемое в Талышском ханстве, где, быть может, его родина. По формам своим, как грамматическим, так и лексикографическим, оно чувствительно удаляется от других наречий. Грамматические его формы, за исключением наращения множественного числа у или ун, принадлежащего персидскому языку, самобытны и не происходят ни от пеглеви, ни от другого языка. Оно ставит все притяжательные местоимения впереди имени, и самые местоимения в нём оригинальны.
В середине XIX века в III книге «Записок Кавказского Отдела» был помещён научный труд путешественника Рисса «О талышинцах, их нравах, образе жизни и языке», ставший первым на Кавказе опытом исследования языков иранского корня[82]. Миллер, описывая краткую историю изучения талышского языка, пишет[41]:
Известный академик Дорн, совершая своё научное путешествие по южному Прикаспию в 1860 г. в числе других прикаспийских языков занимался и талышским, во время своего пребывания в Ленкоране. Он добыл довольно значительный лингвистический материал — именно, перевод на талышский язык рассказов некоего муллы Абдуллы, талышские стихотворения муллы Исмаила и русско-талышский словарь, составленный Ибрагим беком; кроме того, по поручению Дорна в Ленкоране некий Козицкий переводил на талышский язык тексты, данные ему Дорном; совместно с Ибрагим беком «из Талыша» Дорн составил основы талышской грамматики.
В 1928 году на основе латинской графики была создана талышская письменность. Однако по причине малочисленности народа и его сплошном двуязычии письменность эта не привилась[83]. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по талышскому языку[84]. Большинство талышей Азербайджана владеют азербайджанским, в Иране — персидским языком, но при этом азербайджанский язык также имеет широкое распространение, особенно в остане Ардебиль.
Талышский язык не имеет официального статуса ни в одной стране мира. В Азербайджане есть региональные теле- и радиопередачи и газеты, выходящих на талышском языке .
Большинство верующих талышей исповедуют ислам шиитского толка. Часть талышей являются суннитами шафиитского мазхаба[85].
По данным на 1886 год 94 % талышей Ленкоранского уезда являлись шиитами, остальные 6 % — суннитами[86]. Во 2-м издании БСЭ, однако, указывалось, что большинство талышей — мусульмане-сунниты и меньшая часть — мусульмане-шииты[45].
По сведениям Б. Миллера, в Азербайджане большая часть талышей являлись шиитами, но в южной части Ленкоранского уезда было известно 25 селений с суннитским населением. В Иране, значительная группа суннитов была представлена в шести селениях Ардебильского района, ещё одно селение — Пилечай, смешанное (сунниты и шииты); в районе города Намин сельское населения — сунниты, в самом же городе — шииты[66].
В 1980 году Духовное управление мусульман Закавказья (позднее Управление мусульман Кавказа) возглавил талыш по происхождению[87] шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде.
Культура и быт талышей очень близки с азербайджанским[88]. Свадебные, родильные и погребальные обряды талышей напоминают не только обычаи азербайджанцев, но и гиляков и галешей[89]. У талышей в XIX веке ряд обрядов во время свадьбы были призваны обеспечить жилищу достаток и изобилие. В частности, при вступлении невесты в дом жениха её обсыпали деньгами и рисом, а на пороге у её ног резали барана, причём его голову раскидывали в одну стороны, а туловище — в другую, так, чтобы невеста, вступая в дом, прошла между ними. На дверном косяке невеста оставляла отпечаток своей руки, вымазанной мёдом, чтобы жизнь в новом доме была счастливой и обильной[90]. На рубеже XIX—XX веков среди талышей, как и ещё у нескольких народов, имели место браки между взрослыми девицами и малолетними мальчиками, но аргументировались они экономическими интересами, выгодой получения дополнительной рабочей силы в хозяйстве[91]. Кроме того, согласно С. Серову «на поле работали всей семьёй, но наибольшая нагрузка ложилась всё же на женщину: высадка рассады, неоднократная прополка. Недаром в одной талышской песне даётся совет отдавать девушку не за талыша, а лучше за кочевника, который, как считалось, не утруждает женщин работой»[92].
Раньше талыши, живущие в горных районах, жили в домах с плоскими крышами, построенных из камня. Талыши прибрежных районов жили в глинобитных домах с крышами из тростника и осоки. Наиболее распространённый традиционный тип жилища — срубный дом без фундамента (анджинака), стены которого внутри и снаружи обмазаны глиной. Отапливалось открытым очагом без дымохода (гара бухары) или камином (бухары); в XX веке распространилась железная печь. Во дворе устраивали сезонное жилище, высоко поднятое на кирпичных или деревянных столбах (лям), — место отдыха и ночлега семьи с мая по октябрь. В традиционном талышском доме двери очень высокие, до потолка, чтобы через них мог выходить дым от очага. Во времена СССР распространение получили двухэтажные дома, с низкими потолками на первом этаже (в Советском Союзе двухэтажные дома считались роскошью, поэтому талыши выдавали первый этаж за подвал).
Традиционный костюм (как мужской, так и женский) сходен с азербайджанским[93]. Мужчины носили рубаху, штаны, архалыг, папаху или войлочную шапку; женщины — рубаху, широкие длинные штаны, широкие сборчатые юбки, архалыг, головные платки. На ногах носили шерстяные носки, кожаную обувь. В пищу вместо хлеба употребляли круто сваренный рис. Для традиционного быта характерны патриархальные институты (взаимопомощь, кровная месть, гостеприимство). Фольклор в основном азербайджанский, сохраняются талышские свадебные и трудовые песни.
В начале 1930-х годов делались попытки ввести талышский язык в начальных школах, в Баку были изданы книги на талышском языке, а в газете «Красный Талыш» помимо азербайджанского языка, публиковались статьи и на талышском, но затем, как указывает Б. В. Миллер, «выяснилась малая практическая полезность для самих же талышей этого начинания»[94].
В ноябре 1990 года при Азербайджанском фонде культуры был создан Республиканский центр талышской культуры, который призван способствовать исследования, развитию и возрождению истории, самобытной культуры, традиций и обычаев талышей[95]. Существует фольклорный ансамбль Бабушки из селения Сепаради Ленкоранского района, исполняющие народные песни и баяты на азербайджанском и талышском языках[96].
В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1—4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по талышскому[97]. В Азербайджане издаётся газета «Талыш седо» (Голос Талыша), ведётся трансляция радиопередач на талышском языке[87]. В Иране единственным печатным органом на талышском языке является журнал «Mahnameye Talesh»[98].
Вопрос идентичности талышей, вероятнее всего, является на сегодняшний день самым дискуссионным и вместе с тем малоизученным. В изучении талышской самоидентификации с самого начала упоминания талышей в древнейших источниках, упор делался в первую очередь на труды местных и зарубежных регионоведов, историков и специалистов в области этногенеза, коих на сегодняшний день критически мало. Тем не менее, из того узкого круга работ, которые существует сегодня, складывается более менее стойкое представление о вопросе в рамках исторического прошлого талышского народа. В 21 веке объект исследования нуждается в изучении в первую очередь со стороны социологов и политологов. Сегодняшнее положение — куда более противоречиво с точки зрения современного взгляда на народы-миллионники[99].
Первое, что нужно отметить, то что талышский народ, разделенный на две части границами, сегодня разделён и самоидентификацией. У данной части талышей не существует четко выраженного самоощущения в части национальной принадлежности в силу ключевой роли родного языка в самоопределении. Как отмечает в своей работе Джон Клифтон[100], районы, где по официальной статистике доля талышей не превышает 1 процента, на самом деле имеют 15-20 % талышского населения. Тем не менее большинство представляют себя азербайджанцами, но при этом талышские корни практически никто не скрывает. В той же работе Джон Клифтон связывает это в первую очередь с выходом талышского языка из обихода в местах компактного проживания талышей и азербайджанцев и постепенным переходом на азербайджанский язык в деревнях, с практически 100 % талышским населением. Таким образом процесс сужения ареала талышского языка проходит одновременно с уменьшением использования родного языка и в центральных районах региона, где позиции талышского не подвергались сомнению ещё 20 лет назад. Талышский язык не имеет официального статуса ни в Иране, ни в Азербайджане.
Определённая часть талышей стала проявлять озабоченность в отношении положения своего народа. В этом контексте роль современных СМИ и в частности социальных медиа чрезвычайно высока.
Как отмечал в своих работах Б.Миллер во время своей поездки в Талыш, определенная часть талышей идентифицировала себя тюрками, хотя, как выяснялось потом, на самом деле являлись талышами и носителями родного языка[101].
Попытка А. Гумматова провозгласить в начале 1990-х гг. Талыш-Муганскую Автономную Республику, воспользовавшись борьбой за власть в Азербайджане, не была поддержана ни большинством местного населения, ни какой-либо политической силой в Азербайджане (С. Гусейнов, на помощь которого рассчитывал Гумматов, в то время уже фактически потерял власть)[источник не указан 378 дней].
Начало 21 века ознаменовало растущую популярность идей талышской обособленности в таких традиционно этнически смешанных городах как Ленкорань и Масаллы. Примечательно, что проистекает данный процесс наряду с утерей талышским языком своих позиций[источник не указан 378 дней]. Можно с определенной долей уверенности говорить об отсутствии интереса к сохранению и передаче следующему поколению родного языка в среде взрослого населения[источник не указан 378 дней]. И одновременно с этим талыши имеют ярко выраженную привязанность к своему краю и отмечаются в нежелании быть растворенным азербайджанском обществе[источник не указан 383 дня]. Последнее, скорее всего, объясняется социо-культурными особенностями и желанием сохранить их, хотя и сильных противоречий в культуре азербайджанцев и талышей не наблюдается[102][цитата не приведена 383 дня]. Данная черта присуща большинству ираноязычных народов — слабая привязанность к родному языку и, напротив, сильная привязанность к присущей себе модели поведения и культурным особенностям[источник не указан 378 дней].
Only in 1989 did the census register the Talysh ethnicity. 76,800 in Azerbaijan is the 1999 official population, undoubtedly an under-representation (given the problems with registering as Talysh) and some claim a current population of 500,000 living in the southern regions of Azerbaijan.
Талыш. Ещё Хамдуллах Казвини в первой половине XIV в. писал о Талышском крае, что „он находится под управлением особого хакима, и тот хаким считает себя падишахом“ (то есть независимым государём). Во время войн кызылбашей с ширваншахами и султанами Ак-койюнлу во второй половине XV в. наследственные владетели Талыша оказали Сефевидам деятельную поддержку, поэтому талыши, хотя и не тюрки и не кочевники, были включены в состав объединения кызылбашских племён и числились „дервишами“ и „мюридами“ Сефевидов. Талыши были единственной ираноязычной народностью в составе кызылбашей, числясь, в соответствии с кочевыми традициями, особым „племенем“.
ТАЛЫШИ (самоназвание — толышон) — народность. Живут в юго-вост. части Азербайджанской ССР (большая часть), в Иранском Азербайджане, в Гиляне, частично Мазандеране. Талышский язык (см.) принадлежит к сев.-зап. подгруппе зап. группы иранских языков. В Азербайджанской ССР Т. постепенно сливаются с азербайджанцами, наряду с родным пользуются азербайджанским языком, к-рый является литературным, а также языком школы и делопроизводства. Основное занятие Т., как советских, так и иранских,— скотоводство (крупный рогатый скот, в Иране также зебу), второстепенное место занимают земледелие (пшеница, ячмень, рис), шелководство и пчеловодство. Жилища Т. в горных районах преимущественно каменные, на равнинах — глинобитные и деревянные. Мужской национальный костюм состоит из туни-кообразной рубашки, шаровар, архалуха (верхняя распашная одежда). На голову надевают тюбетейку, поверх неё барашковую или матерчатую шапку. Носят кожаную плетёную обувь или башмаки. Женская одежда состоит из туникбобразной рубахи, шаровар, архалуха. На голове — платок. В царской России Т. принадлежали к числу угнетённых национальных меньшинств. После Великой Октябрьской социалистической революции Т. полностью перешли к оседлости, объединились в колхозы, развили передовое хозяйство социалистического типа. Среди них ликвидирована неграмотность. Создана национальная интеллигенция: ветеринары, агрономы, учителя и т. д. У Т. Ирана общественный строй характеризуется наличием феодальных отношений, сохранением родоплеменных пережитков; значительная часть их до сих пор ведёт полукочевой образ жизни. Процент грамотности крайне низок. По религии большинство Т. (а также верующие Т. в СССР) — мусульмане-сунниты, меньшая часть — шииты.
Before the land reform, the Khans of Namīn, who are of Ṭālešī origin but have for long been Turcophone, were big landowners with a strong influence in many villages. The district is the most thoroughly turkicized part of Iranian Ṭāleš.
Молодежь-Эстонии, No 213, 3.11.90 4 ноября Азербайджанская ССР. При Азербайджанском фонде культуры создан и действует Республиканский центр талышской культуры, который был призван способствовать исследованиям в области языка, возрождению и развитию литературы, изучению истории, этнографии, самобытной культуры, традиций и обычаев талышского народа.
Современные иранские народы | |
---|---|
Юго-западная подгруппа | бахтиары • луры • персы • таджики • таты • фарсиваны • хазарейцы • чараймаки |
Северо-западная подгруппа | белуджи • гилянцы (галеши) • заза • курды (езиды) • мазендеранцы • талыши |
Юго-восточная подгруппа | памирские народы (баджувцы • бартангцы • ваханцы • ишкашимцы • мунджанцы • рушанцы • сарыкольцы • хуфцы • шугнанцы • язгулямцы) • пуштуны • пашаи |
Северо-восточная подгруппа | осетины • ягнобцы |
Этноконфессиональные группы | зороастрийцы: (парсы • гебры) • ахл-е Хакк |
Tags: Талыши арии, талыши новости сегодня октябрь 2014г, талыши приколы, талыши кто они.