Momotik.ru

Народный проект

Метки: Компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с элементами action, компьютерная ролевая игра список.

Перейти к: навигация, поиск

Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG или RPG)) — жанр компьютерных игр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. В ролевой игре игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений; примерами таких характеристик могут быть хит-поинты (англ. hit points, HP), показатели силы, ловкости, защиты, уклонения, уровень развития того или иного навыка и т.п. В ходе игры они могут меняться. Одним из характерных элементов игрового процесса является повышение возможностей персонажей за счёт улучшения их параметров и изучения новых способностей.

У жанра CRPG много общего с настольными ролевыми играми наподобие Dungeons and Dragons — жаргон, сеттинги, геймплейная механика.[1] Обычно игрок управляет одним или несколькими главными героями («партией»), и добивается победы, выполняя задания («квесты»), участвуя в тактических боях и доходя до самого конца сюжета. Ключевая особенность CRPG в том, что персонажи растут в способностях, и этот рост зачастую контролируется игроком.[2] CRPG, за исключением поджанра «action RPG», редко полагаются на физическую координацию и реакцию.[3]

CRPG обычно полагаются на продуманный сюжет и игровой мир.[4] Сюжет обычно делится на серию заданий («квестов»). Игрок отдаёт персонажу команды, и он выполняет их в соответствии с численными показателями, отвечающими за качество выполнения команды. Когда персонаж набирает определённое количество очков опыта, он получает очередной уровень, и эти показатели увеличиваются.[5] CRPG часто предлагают более сложное и динамичное взаимодействие игрока с компьютерными персонажами, чем остальные жанры — это может обеспечиваться как развитым искусственным интеллектом, так и жёстко запрограммированным поведением персонажей.[3][6]

Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG или просто RPG. Яркие примеры компьютерных ролевых игр: Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, Drakensang: The Dark Eye, Diablo, Dragon Age: Origins, The Elder Scrolls, Gothic, Wizardry, Ultima, Fallout, Baldur’s Gate, Might and Magic, The Witcher.

Элементы игрового процесса RPG встречаются и в других жанрах компьютерных игр: пошаговых стратегиях, стратегиях реального времени, шутерах от первого или третьего лица, и т.д.

Признаки жанра и его соотношение с другими жанрами компьютерных игр

Жанр компьютерных ролевых игр достаточно широк, вследствие чего довольно трудно выделить характерные черты, которые присущи только играм данного жанра[7]. Многие игры сочетают в себе элементы нескольких жанров, в том числе и ролевого. Например, затруднительно ограничить одним жанром такие игры, как Zork Zero (Infocom, 1987) и Deus Ex (Ion Storm, 2000); однако общепризнанно, что в них присутствуют элементы ролевых игр[7]. Игры некоторых других жанров, таких как квесты (а особенно «interactive fiction»), стратегии (в реальном времени и пошаговые), многопользовательские онлайн-игры, по многим характеристикам сближаются с ролевыми, однако имеют от них существенные отличия[7].

Даже «классическим» компьютерным ролевым играм присуща значительная вариативность. В качестве примера можно взять игры Dungeon Master (FTL) и Star Saga (Masterplay). Обе были выпущены в 1987 году и относятся к жанру компьютерных ролевых игр. Однако Dungeon Master — это трёхмерная игра от первого лица, действие которой проходит в реальном времени, а сюжет имеет фэнтезийную основу. С другой стороны, Star Saga является научно-фантастической игрой, в которой отсутствует компьютерная графика. Взаимодействие с игроком осуществляется при помощи текстовых сообщений и меню, а для погружения в мир игры используются бумажные буклеты и карта, по которой игрок должен двигать фишки. В то же время, несмотря на значительные различия, внутренние механизмы игры, включающие характеристики персонажа, получение уровней, стратегию боя и исследование игрового мира, определяют принадлежность этих игр к жанру CRPG[7].

В целом можно выделить следующие характеристики, присущие большинству компьютерных ролевых игр[7]:

  • Действие игры обычно проходит в мире «высокой фэнтези», вдохновлённом работами Дж. Р. Р. Толкина. Однако многие CRPG основаны на иных литературных жанрах, таких как научная фантастика, альтернативная реальность, либо с трудом относимы к какому-либо из подобных жанров (Planescape: Torment).
  • Игровой персонаж имеет определённые характеристики (как правило, выражаемые в числовой форме), которые могут изменяться по ходу игры, что влияет на его взаимодействие с NPC и объектами мира игры.
  • Важной частью игры является тактический бой, ходом которого игрок может управлять пошагово или в реальном времени. Обычно присутствуют также игровые персонажи, NPC или объекты игрового мира, выполняющие функцию медицинской (священники, лекари) или огневой (магической или техногенной) поддержки основных персонажей игрока во время боя.
  • В игре присутствуют «случайные встречи» (англ. random encounters), как правило, носящие боевой характер. В то же время, в некоторых CRPG они практически отсутствуют, поскольку создателями игры сделан акцент на битвы с заранее просчитанными противниками.
  • Игрок может продавать и покупать предметы и обмундирование, получая деньги и улучшая боеспособность своих персонажей; нередко единственной функцией игровых поселений, посещаемых персонажами, является возможность заняться торговлей.

Также в компьютерных ролевых играх часто встречаются загадки, головоломки и лабиринты, похожие на используемые в квестах[7]. Многие CRPG в качестве доступных для игрока действий включают употребление пищи, напитков и сон. В некоторых играх своевременное совершение этих действий необходимо для успешного прохождения и выступает способом повышения реалистичности игрового процесса; в других же они носят условный характер или отсутствуют вовсе[7].

Журналист Роуэн Кайзер (англ. Rowan Kaiser) предложил следующее сжатое определение жанра с точки зрения геймплея[8]:

Ролевая игра включает в себя персонажа или небольшую группу персонажей и некие препятствия, которые необходимо преодолеть. Преодоление этих препятствий повышает способность персонажа/персонажей преодолевать дальнейшие препятствия, и успех или провал различных действий определяется явным образом показанными случайными числами.

По мнению Крейга Штерна (англ. Craig Stern), ролевая игра всегда даёт возможность развития персонажа, при этом исследования, задания, монстры — лишь источник ресурсов для этого развития. Важной особенностью в развитии персонажа считается возможность выбора[9] :

В RPG события становятся значимыми потому, что они являются рядом последовательных решений игрока. При этом нельзя выбрать всё и быть мастером на все руки, необходимо специализироваться. Хотите взрастить силача? Придётся забыть о плюсах, которые были бы, распредели Вы очки опыта куда-то еще, кроме силы. То же касается и обратного случая, если вы хотите поиграть магом.

Выборы игрока могут влиять на персонажа и более изощрёнными способами:

На самом деле, возможности выбора могут принимать гораздо более развитые формы, чем в приведенных примерах, и здесь уж жанр RPG в полной мере сияет разными гранями. Например, даже если сделанный выбор, казалось бы, не влияет на развитие умений и возможностей персонажа, принятое сложное решение, которое помнят другие персонажи игрового мира, может повлиять на то, как другие будут относиться к этому герою или ко всей группе приключенцев, а то и вовсе изменить судьбу управляемого вами персонажа.

Подводя итог своего исследования, Крейг отмечает:

Компьютерной ролевой игрой можно назвать игру, в которой игрок развивает некоторого постоянного персонажа или группу персонажей посредством принятия последовательных решений.

Уоррен Спектор считает основной характеристикой компьютерных ролевых игр возможность отыгрыша роли, и даёт ему следующее определение[10]:

Отыгрыш роли – это не огромные таблицы цифр и исследование случайно сгенерированных миров со зданиями, наполненными ящиками. Отыгрыш – это не выполнение случайных заданий и сражения через каждые шестнадцать шагов. Это даже не Мечи Мгновенных Критических Ударов +37, наносящие двойной урон при атаке сзади. Отыгрыш – это свобода игрока действовать по своему усмотрению в рамках предложенной нами истории. Отыгрыш роли – это развитие персонажей в уникальных и значимых направлениях, являющееся результатом решения игрока. Это возможность спокойно опробовать модели поведения перед тем, как перенести их в реальный мир.

Классификация

По целям и задачам, поставленным перед игроком во время продвижения по игре, выделяют несколько направлений в жанре компьютерных ролевых игр[11][12]:

  • RPG-повествование (англ. Narrative RPG или англ. story-driven RPG) построена вокруг некоего повествования; ожидается, что игрок будет увлечен сюжетом игры, персонажами и декорациями и будет следовать основной сюжетной линии (англ. main quest), вокруг которой строится весь остальной игровой процесс. В качестве примеров таких игр называются Mass Effect, Dragon Age: Origins, Witcher 2.
  • RPG-песочница (англ. sandbox RPG) помещает игрового персонажа в открытый мир, предоставляя игроку делать то, что ему заблагорассудится. В таких играх вместо основной сюжетной линии игроку предлагается множество независимых заданий, мест для посещения и тому подобного. В качестве примеров таких игр называются серия The Elder Scrolls и Fallout.
  • Зачистка подземелий (англ. Dungeon crawler) ставит во главу угла развитие персонажа, превращая повышение характеристик и приобретение новой, более ценной экипировки в самоцель. Сюжеты и декорации таких игр очень просты и служат не более чем предлогом для истребления множества противников и поиска сокровищ. Примерами таких игр могут служить серия Diablo, Torchlight, Dungeon Siege.

Выделяют ролевые игры западной школы и ролевые игры японской школы (jRPG). Разница между ними такова[источник не указан 752 дня].

Западные ролевые игры Японские ролевые игры
Игрок может сгенерировать собственного персонажа, устанавливая ему характеристики и умения (иногда можно выбрать персонажа из нескольких классов). Исходные характеристики игрового персонажа или партии жёстко заданы.
Персонаж нарочито не проработан и снабжён нейтральной картинкой (Fallout), либо есть выбор из нескольких портретов (Might and Magic), либо есть широкое поле для интерпретации персонажа (Planescape: Torment). Игровой персонаж проработан вплоть до внешности и характера.
«Обрывочный» сюжет, предусматривающий множество вариантов развития событий. Проходя игру, пользователь из обрывков строит жизнь персонажа — и мира, в котором тот обитает. Проработанный сюжет, удерживающий игрока у монитора. Сюжет линеен или с небольшим количеством развилок.
Ролевая система позволяет развивать персонажа в разных направлениях, проходить игру разными стилями — например, воином, лучником или магом. Прокачка персонажа служит в первую очередь «замко́м», не дающим пройти игру ранее, чем надо. Зачастую в развитии персонажа нет выбора, или этот выбор ограничен.
Как правило, приключения и бои происходят на одной и той же карте. Зачастую игрок может расставить партию тем строем, который подходит под ситуацию (Baldur’s Gate, Planescape: Torment). Как правило, бои происходят на отдельном экране. Игрок не может воспользоваться местностью.

Журнал «Лучшие компьютерные игры» также выделяет поджанр «эпическая игра»,[13] определяя его так:

Мы играем за некоего персонажа, выполняя «всё», что ему по роду деятельности положено.

Другими словами, это ролевая игра в её традиционном понимании. Очевидно, термин был введён потому, что понятие «ролевая игра» закрепилось за играми с ролевой системой и всеми её атрибутами: опытом, «прокачкой», инвентарём и диалогами.

К «эпическим» «ЛКИ» относит такие игры, как Pirates, «Космические рейнджеры» и др.

История

Зарождение жанра RPG

Предположительно, первыми компьютерными ролевыми играми были Dungeon (1975) и dnd (1974). Текстовые CRPG выросли из текстовых адвенчур и MUDов. Среди первых из них были dnd и Akalabeth (1980), давшая начало известной серии Ultima.

С конца 1980-х жанр компьютерных ролевых игр прочно укрепился на PC платформе. В 1985-87 выходят такие игры как Nethack, вероятно, наиболее известная из текстовых RPG, Bard's Tale, первая игра Interplay, Might and Magic Book One: The Secret of the Inner Sanctum, первая игра серии, долгое время являвшейся эталоном для жанра, Ultima IV, игра с нетривиальной системой моральных ценностей, Wizardry, Dungeon Master (Серия Zork). С этого начинается золотой век CRPG, каждый год которого приносил новые качественные игры в жанре. Ролевые игры приобретают красочность и интерактивность, появляются попытки отойти от изображения ситуации двумерными картинками. В то же время на консолях выпускаются игры, внёсшие огромный вклад в развитие жанра: Final Fantasy, Dragon Quest и Phantasy Star, причём последняя первой в мире осмелилась сделать главным героем девушку.[источник не указан 1092 дня]

Начало. 2D-игры.[14]

  • 1988: Pool of Radiance, первая игра на движке Gold Box, с удобным игровым интерфейсом и интересной системой тактических сражений, предшественница современных игр серий Neverwinter Nights. The Bard's Tale 2. Ultima V, принесшая небывалую интерактивность в обращении с предметами. Wizardry V, запомнившаяся в основном системой защиты от копирования. Might & Magic II, герои которой старели, вероятно, самая любопытная игра серии.
  • 1991: Eye of Beholder 2, самая красивая из игр серий, одна из самых красивых игр периода. GoldBox’ы вышли в VGA разрешения с игрой Pool of Darkness. В серии Might & Magic вышла третья игра с непростыми загадками и возможностью свободно сохраняться почти в любой точке.
  • 1993: Might & Magic 5. Позднее на её основе при поддержке разработчиков был выпущен мод Swords of Xeen, где 4-я и 5-я части образуют единую игру, действие каждой из которых разворачивается на своей стороне мира Xeen. Betrayal at Krondor, новый сериал от Sierra с дискретным перемещением, выигрывал визуально у Eye of Beholder 3, который, хотя и был сделан добротно, но проигрывал, так как система перемещения по клеткам морально устарела. В серии Ultima на волне увлечения Hack&Slash сделали ответвление Ultima Underworld. В этом же году вышли Lands of Lore: The Throne of Chaos и Dark Sun — игра на новом AD&D сеттинге в изометрической проекции.
  • 1993 год характеризуется новым подходом к созданию ролевых игр — разработке в 3D, а также с уклоном в Hack&Slash. По мнению многих игроков, заставшими годы зарождения жанра, это отрицательно сказалось на качестве игр.

1990-е годы

  • 1994: Год выхода и провальных и качественных проектов. Выход первой игры в серии The Elder Scrolls, где игроку предоставлялась очень большая степень свободы действий. Кроме того — успешные проекты Ravenloft и Menzoberranzan — игра по вселенной Forgotten Realms. Также в этом году вышла Ultima VIII, ставшая не самой удачной игрой серии. Традиционные RPG были представлены сиквелами Realms of Arcania 2 и Dark Sun 2.
  • 1997: Fallout и трёхмерная Final Fantasy VII (на приставках). 3D тогда стало для консолей новинкой. Кроме того, вышла первая MMORPG — Ultima Online
  • 1998: Вышли игры известных серий, называемых сегодня классическими: Baldur's Gate, Fallout 2, Might & Magic VI. Менее известные тайтлы: 3-я часть в серии Lands of Lore и Return to Krondor. Стоит отметить выход российской RPG-игры Аллоды: Печать Тайны, первой игры в существующей и сегодня серии. Игра, однако, осталась незамеченной на западе. В целом год был продуктивен.

Серебряный век RPG

  • 1999: Выход заметных и известных в ролевом жанре игр Baldur's Gate: Tales of the Sword Coast, Might & Magic VII. Нельзя не отметить так же Planescape: Torment — игру, значительно расширившую разнообразие в отношениях героя к миру и к сопартийцам. Из игр менее заметных были Ultima IX — эта часть некогда лидирующего игрового сериала имела много программных ошибок (багов) и не привлекла внимания, Septerra Core, попытка сделать jRPG на платформе PC, System Shock 2, первая удачная игра, совмещающая жанр шутера от первого лица с RPG. На Sony Playstation выходит Final Fantasy VIII (выйдет в 2000 году на PC для Windows). Так же была выпущена игра Gorky 17 от польских разработчиков.

В жанре онлайн-RPG появляется Everquest, игра, ставшая крайне популярной.

  • 2000: По количеству удачных, заслуживших широкую популярность проектов этот год можно сравнить с 1993-м: Baldur's Gate 2, ставшая достойным продолжением своей предшественницы. Вышла Diablo 2, предложившая игрокам много качественных нововведений и ставшая очень популярной, Deus Ex, ещё один проект, добившийся успеха в жанре FPS-RPG. Icewind Dale, новый сериал на движке Baldur’s Gate. На фоне этих игр, ставших очень популярными, Nox, Soulbringer, Wizards and Warriors прошли почти незамеченными, являясь тем не менее, достойными представителями жанра. Стоит отметить, что на российском рынке вышла первая часть сериала «Корсары». Новая игра в серии Might and Magic — Might and Magic VIII: Day of the Destroyer уже не стала так популярна, как её предшественницы. На новейшей тогда консоли Sony Playstation 2 вышел замеченный многими проект Summoner (в 2001-м году на PC). В то же время в Японии выходит игра, оставшаяся многими незамеченной — продолжение раннего Secret of Mana для Super Nintendo — Legend Of Mana на Sony PlayStation. У игры была очень хорошая графика на тот момент времени. Из особенностей можно выделить диалоги между персонажами, оригинальные решения в плане развития сюжета, вручную прорисованные задники каждой локации, саундтрек, широкие возможности «крафтинга» и др.
  • 2001: Появляются крайне необычные игры Arcanum (в жанре паропанк) и Gothic (открывшая новую страницу в RPG от третьего лица благодаря своему миру). Эти проекты сразу получили своих поклонников, споры о том, какая игра лучше шли следующие пять лет. Так же в этом году вышли аддоны к Diablo 2, Baldur's Gate 2 и Icewind Dale. Они не разочаровали поклонников, а вот Interplay вместо ожидаемого Fallout 3 выпустила тактическую игру Fallout Tactics: Brotherhood of Steel. Вышла новая Wizardry VIII, качественная игра, которая однако опоздала примерно на три года. На PS2 тем временем активно появляются новые RPG-решения: Dark Cloud, Final Fantasy X, Shadow Hearts. И примыкающий к ним Anachronox для PC.

2000-е годы

  • 2004: Серебряный век RPG заканчивается. В этом году выходит один из немногих удачных Diablo-клонов (игр-подражателей, создатели которых пытались повторить и улучшить геймплей Diablo) — Sacred, последняя игра от компании Troika Games — Vampire: The Masquerade - Bloodlines, однако выходит игра от студии Blizzard World of Warcraft признанная лучшей игрой 2005 года, а также российские игры — «Космические рейнджеры 2» и «Звездные волки». На PS2 не было громких релизов, вышли Star Ocean: Till the End of Time и SMT: Nocturne. На этой платформе продолжает развивать популярность Baldur’s Gate 2. В то же время на платформе Xbox появляется Fable, завоевавшая популярность и портированная через год на PC.

Современная ситуация

Основные термины

  • Герой — в ролевой игре, это персонаж, управляемый игроком. Также употребляется сокращение «ГГ» от «главный герой» и сленговое название «перс» (от «персонаж»).
  • Инвентарь — место, где содержатся все предметы, которыми персонаж владеет. Инвентарь, как правило, представлен разделенным на клетки, и каждый предмет занимает определённое количество клеток. Инвентарь обычно имеет ограниченный размер.
  • Статы — основные характеристики персонажа (сила, ловкость, харизма и пр.), влияющие на мощь персонажа и определяющие уровень его развития. Обычно имеют числовое или процентное выражение.
  • Квест (англ. quest) — задание полученное от NPC. За его выполнение персонаж получает вознаграждение в виде опыта и/или предметов.
  • МонстрMMORPG и MUD'ах — моб) — персонаж, враждебный герою. С ним, как правило, можно только сражаться.
  • Предмет, стафф(ина)— предмет, который может находиться в инвентаре. Предметы нужны для удовлетворения потребностей героя, например, чтобы восстановиться после битвы, а некоторые предметы — чтобы выполнить квест.
  • Прокачка — исполнение героем определённых действий в результате которых улучшается одно или несколько качеств. Как правило, это подразумевает охоту на монстров или выполнение квестов.
  • NPC (англ. non-player character — неигровой персонаж), «энписи», «непись» — персонаж, не управляемый ни одним из игроков. С ними герой взаимодействует: проводит диалоги, торговлю, получает квесты и т. д.
  • Лут (англ. loot) — совокупность предметов, которые игрок получает во время игры (торгуя, убивая врагов, и т. п., а также в награду за выполнение квестов).
  • Дроп (англ. drop) — предметы, найденные на теле убитого противника.
  • Абилка (англ. ability) — навык, умение персонажа в игре совершать что-либо.
  • Экспа (англ. experience) — опыт, получаемый персонажем.
  • ХП (англ. hp) - здоровье персонажа.

См. также

Примечания

  1. Code Generation for AI Scripting in Computer Role-Playing Games (PDF). American Association for Artificial Intelligence (2004). Проверено 10 октября 2009.
  2. Adams, Rollings 2003, p. 347
  3. 1 2 Adams, Rollings 2006
  4. Adams, Rollings 2003, p. 347-248
  5. Diveky, Marko; Bielikova, Maria (September 29–October 2, 2009). "Generating Educational Interactive Stories in Computer Role-Playing Games". Learning in the Synergy of Multiple Disciplines: 4th European Conference on Technology Enhanced Learning, Proceedings, Nice, France: Springer. 
  6. ISBN 978-1-56881-411-7.
  7. Opinion: How Mass Effect challenged my definition of 'RPG' (англ.). Архивировано из первоисточника 21 марта 2013.
  8. Статья Крейга Штерна "Универсальное определение ролевой игры" на русском|Center of RPG Ecstasy
  9. Warren Spector, «Who forgot the 'role' in Role-Playing Games?». Уоррен Спектор, «Забывшие о роли в ролевых играх» (перевод C.O.R.E. | Codex of RPG Elucidation.
  10. Focusing Creativity: RPG Genres (англ.). Архивировано из первоисточника 15 марта 2013.
  11. Статья Джордана Тибуста "Управляем творчеством: Жанры RPG" на русском|Center of RPG Ecstasy
  12. ЛКИ: Жанры игр
  13. RPGs Have Their Very Own 'Golden Age' — Why would anyone even bother to write a nine-page article about old RPGs? — Softpedia
  14. World of Chaos: статья в журнале «Игромания»
  15. Silverfall: статья на ag.ru"
  16. Рецензия на Playground.ru
  17. Рецензия на Stopgame.ru
  18. Рецензия на Zoneofgames.ru
  19. Рецензия на AG.ru
  20. Рецензия на Igromania.ru

Источники

  • Andrew Rollings and Ernest Adams on game design. — New Riders Publishing, 2003. — ISBN 1-59273-001-9.
  • Fundamentals of Game Design. — Prentice Hall, 2006. — ISBN 0-321-64337-2.

Ссылки

  • История Жанра RPG by travel.ag.ru (копия)
  • RPG Nuke — Сайт об играх жанра RPG
  • Center of RPG Ecstasy — Портал, посвященный компьютерным ролевым играм
  • Thiboust, Jordane Focusing Creativity: RPG Genres (англ.). Архивировано из первоисточника 15 марта 2013.

Tags: Компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с элементами action, компьютерная ролевая игра список.