Метки: Компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с элементами action, компьютерная ролевая игра список.
Компьютерная ролевая игра (англ. Computer Role-Playing Game (CRPG или RPG)) — жанр компьютерных игр, основанный на элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. В ролевой игре игрок управляет одним или несколькими персонажами, каждый из которых описан набором численных характеристик, списком способностей и умений; примерами таких характеристик могут быть хит-поинты (англ. hit points, HP), показатели силы, ловкости, защиты, уклонения, уровень развития того или иного навыка и т.п. В ходе игры они могут меняться. Одним из характерных элементов игрового процесса является повышение возможностей персонажей за счёт улучшения их параметров и изучения новых способностей.
У жанра CRPG много общего с настольными ролевыми играми наподобие Dungeons and Dragons — жаргон, сеттинги, геймплейная механика.[1] Обычно игрок управляет одним или несколькими главными героями («партией»), и добивается победы, выполняя задания («квесты»), участвуя в тактических боях и доходя до самого конца сюжета. Ключевая особенность CRPG в том, что персонажи растут в способностях, и этот рост зачастую контролируется игроком.[2] CRPG, за исключением поджанра «action RPG», редко полагаются на физическую координацию и реакцию.[3]
CRPG обычно полагаются на продуманный сюжет и игровой мир.[4] Сюжет обычно делится на серию заданий («квестов»). Игрок отдаёт персонажу команды, и он выполняет их в соответствии с численными показателями, отвечающими за качество выполнения команды. Когда персонаж набирает определённое количество очков опыта, он получает очередной уровень, и эти показатели увеличиваются.[5] CRPG часто предлагают более сложное и динамичное взаимодействие игрока с компьютерными персонажами, чем остальные жанры — это может обеспечиваться как развитым искусственным интеллектом, так и жёстко запрограммированным поведением персонажей.[3][6]
Вместо полного названия термина часто используется английская аббревиатура CRPG или просто RPG. Яркие примеры компьютерных ролевых игр: Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura, Drakensang: The Dark Eye, Diablo, Dragon Age: Origins, The Elder Scrolls, Gothic, Wizardry, Ultima, Fallout, Baldur’s Gate, Might and Magic, The Witcher.
Элементы игрового процесса RPG встречаются и в других жанрах компьютерных игр: пошаговых стратегиях, стратегиях реального времени, шутерах от первого или третьего лица, и т.д.
Жанр компьютерных ролевых игр достаточно широк, вследствие чего довольно трудно выделить характерные черты, которые присущи только играм данного жанра[7]. Многие игры сочетают в себе элементы нескольких жанров, в том числе и ролевого. Например, затруднительно ограничить одним жанром такие игры, как Zork Zero (Infocom, 1987) и Deus Ex (Ion Storm, 2000); однако общепризнанно, что в них присутствуют элементы ролевых игр[7]. Игры некоторых других жанров, таких как квесты (а особенно «interactive fiction»), стратегии (в реальном времени и пошаговые), многопользовательские онлайн-игры, по многим характеристикам сближаются с ролевыми, однако имеют от них существенные отличия[7].
Даже «классическим» компьютерным ролевым играм присуща значительная вариативность. В качестве примера можно взять игры Dungeon Master (FTL) и Star Saga (Masterplay). Обе были выпущены в 1987 году и относятся к жанру компьютерных ролевых игр. Однако Dungeon Master — это трёхмерная игра от первого лица, действие которой проходит в реальном времени, а сюжет имеет фэнтезийную основу. С другой стороны, Star Saga является научно-фантастической игрой, в которой отсутствует компьютерная графика. Взаимодействие с игроком осуществляется при помощи текстовых сообщений и меню, а для погружения в мир игры используются бумажные буклеты и карта, по которой игрок должен двигать фишки. В то же время, несмотря на значительные различия, внутренние механизмы игры, включающие характеристики персонажа, получение уровней, стратегию боя и исследование игрового мира, определяют принадлежность этих игр к жанру CRPG[7].
В целом можно выделить следующие характеристики, присущие большинству компьютерных ролевых игр[7]:
Также в компьютерных ролевых играх часто встречаются загадки, головоломки и лабиринты, похожие на используемые в квестах[7]. Многие CRPG в качестве доступных для игрока действий включают употребление пищи, напитков и сон. В некоторых играх своевременное совершение этих действий необходимо для успешного прохождения и выступает способом повышения реалистичности игрового процесса; в других же они носят условный характер или отсутствуют вовсе[7].
Журналист Роуэн Кайзер (англ. Rowan Kaiser) предложил следующее сжатое определение жанра с точки зрения геймплея[8]:
Ролевая игра включает в себя персонажа или небольшую группу персонажей и некие препятствия, которые необходимо преодолеть. Преодоление этих препятствий повышает способность персонажа/персонажей преодолевать дальнейшие препятствия, и успех или провал различных действий определяется явным образом показанными случайными числами.
По мнению Крейга Штерна (англ. Craig Stern), ролевая игра всегда даёт возможность развития персонажа, при этом исследования, задания, монстры — лишь источник ресурсов для этого развития. Важной особенностью в развитии персонажа считается возможность выбора[9] :
В RPG события становятся значимыми потому, что они являются рядом последовательных решений игрока. При этом нельзя выбрать всё и быть мастером на все руки, необходимо специализироваться. Хотите взрастить силача? Придётся забыть о плюсах, которые были бы, распредели Вы очки опыта куда-то еще, кроме силы. То же касается и обратного случая, если вы хотите поиграть магом.
Выборы игрока могут влиять на персонажа и более изощрёнными способами:
На самом деле, возможности выбора могут принимать гораздо более развитые формы, чем в приведенных примерах, и здесь уж жанр RPG в полной мере сияет разными гранями. Например, даже если сделанный выбор, казалось бы, не влияет на развитие умений и возможностей персонажа, принятое сложное решение, которое помнят другие персонажи игрового мира, может повлиять на то, как другие будут относиться к этому герою или ко всей группе приключенцев, а то и вовсе изменить судьбу управляемого вами персонажа.
Подводя итог своего исследования, Крейг отмечает:
Компьютерной ролевой игрой можно назвать игру, в которой игрок развивает некоторого постоянного персонажа или группу персонажей посредством принятия последовательных решений.
Уоррен Спектор считает основной характеристикой компьютерных ролевых игр возможность отыгрыша роли, и даёт ему следующее определение[10]:
Отыгрыш роли – это не огромные таблицы цифр и исследование случайно сгенерированных миров со зданиями, наполненными ящиками. Отыгрыш – это не выполнение случайных заданий и сражения через каждые шестнадцать шагов. Это даже не Мечи Мгновенных Критических Ударов +37, наносящие двойной урон при атаке сзади. Отыгрыш – это свобода игрока действовать по своему усмотрению в рамках предложенной нами истории. Отыгрыш роли – это развитие персонажей в уникальных и значимых направлениях, являющееся результатом решения игрока. Это возможность спокойно опробовать модели поведения перед тем, как перенести их в реальный мир.
По целям и задачам, поставленным перед игроком во время продвижения по игре, выделяют несколько направлений в жанре компьютерных ролевых игр[11][12]:
Выделяют ролевые игры западной школы и ролевые игры японской школы (jRPG). Разница между ними такова .
Западные ролевые игры | Японские ролевые игры |
---|---|
Игрок может сгенерировать собственного персонажа, устанавливая ему характеристики и умения (иногда можно выбрать персонажа из нескольких классов). | Исходные характеристики игрового персонажа или партии жёстко заданы. |
Персонаж нарочито не проработан и снабжён нейтральной картинкой (Fallout), либо есть выбор из нескольких портретов (Might and Magic), либо есть широкое поле для интерпретации персонажа (Planescape: Torment). | Игровой персонаж проработан вплоть до внешности и характера. |
«Обрывочный» сюжет, предусматривающий множество вариантов развития событий. Проходя игру, пользователь из обрывков строит жизнь персонажа — и мира, в котором тот обитает. | Проработанный сюжет, удерживающий игрока у монитора. Сюжет линеен или с небольшим количеством развилок. |
Ролевая система позволяет развивать персонажа в разных направлениях, проходить игру разными стилями — например, воином, лучником или магом. | Прокачка персонажа служит в первую очередь «замко́м», не дающим пройти игру ранее, чем надо. Зачастую в развитии персонажа нет выбора, или этот выбор ограничен. |
Как правило, приключения и бои происходят на одной и той же карте. Зачастую игрок может расставить партию тем строем, который подходит под ситуацию (Baldur’s Gate, Planescape: Torment). | Как правило, бои происходят на отдельном экране. Игрок не может воспользоваться местностью. |
Журнал «Лучшие компьютерные игры» также выделяет поджанр «эпическая игра»,[13] определяя его так:
Мы играем за некоего персонажа, выполняя «всё», что ему по роду деятельности положено. |
Другими словами, это ролевая игра в её традиционном понимании. Очевидно, термин был введён потому, что понятие «ролевая игра» закрепилось за играми с ролевой системой и всеми её атрибутами: опытом, «прокачкой», инвентарём и диалогами.
К «эпическим» «ЛКИ» относит такие игры, как Pirates, «Космические рейнджеры» и др.
Предположительно, первыми компьютерными ролевыми играми были Dungeon (1975) и dnd (1974). Текстовые CRPG выросли из текстовых адвенчур и MUDов. Среди первых из них были dnd и Akalabeth (1980), давшая начало известной серии Ultima.
С конца 1980-х жанр компьютерных ролевых игр прочно укрепился на PC платформе. В 1985-87 выходят такие игры как Nethack, вероятно, наиболее известная из текстовых RPG, Bard's Tale, первая игра Interplay, Might and Magic Book One: The Secret of the Inner Sanctum, первая игра серии, долгое время являвшейся эталоном для жанра, Ultima IV, игра с нетривиальной системой моральных ценностей, Wizardry, Dungeon Master (Серия Zork). С этого начинается золотой век CRPG, каждый год которого приносил новые качественные игры в жанре. Ролевые игры приобретают красочность и интерактивность, появляются попытки отойти от изображения ситуации двумерными картинками. В то же время на консолях выпускаются игры, внёсшие огромный вклад в развитие жанра: Final Fantasy, Dragon Quest и Phantasy Star, причём последняя первой в мире осмелилась сделать главным героем девушку.
В жанре онлайн-RPG появляется Everquest, игра, ставшая крайне популярной.
Жанры компьютерных игр | |
---|---|
Action | |
RPG |
Тактическая • Японская • Action • Hack and slash • MMORPG • Roguelike • ZPG |
Стратегия |
Пошаговая (Глобальная • Артиллерия) • В реальном времени (Tower Defense • MOBA) • Варгейм |
Квест | |
Симулятор |
Авто- (Симрейсинг • Гонки на выживание) • Авиа- • Железной дороги • Космический • Мото- • Танковый • Ме́ха • Подводных лодок • Бога • Жизни • Свиданий • Градостроительный • Спортивный • Спортивный менеджер • Экономический • Карточной игры • Коллекционной карточной игры |
Эротика |
Эроге (по аудитории: BL-игра • Отомэ-игра) • симулятор свиданий |
Другие |
Tags: Компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с открытым миром, компьютерная ролевая игра с элементами action, компьютерная ролевая игра список.