Метки: Нк-22 нк-23, нк-22, нк-2232-1 от 15 мая 1975 г, нк-22 звук.
НК-144-22 (изделие "ФМ") — двухконтурный, двухкаскадный турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРДДФ), разработанный на Куйбышевском моторном заводе под руководством Н. Д. Кузнецова. Испытания начались в 1968 году. Серийно производился с 1969 по 1984 год.
Содержание |
Модификация двигателя НК-144 (СПС Ту-144), предназначенная для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. При создании данной модификации использовались наработки по НК-6, узлы и агрегаты НК-144 и НК-144А. От базового двигателя НК-144А двигатель НК-144-22 отличало сопло эжекторного типа с широким диапазоном регулирования, электронный ограничитель температуры газов перед турбиной и сигнализатор горения топлива в форсажной камере, что было вызвано необходимостью многорежимной эксплуатации бомбардировщика, на больших и малых высотах, в широком диапазоне скоростей в отличие от длительного высотного сверхзвукового полёта Ту-144. Большинство навесных агрегатов НК-144 было доработано до уровня НК-144-22.
Двигатели постоянно дорабатывались в процессе производства и эксплуатации. К середине 80-х двигатели имели назначенный ресурс 1600 часов при одном КР на 800 ч. В то же время двигатель страдал от прогара форсажной камеры (иногда до сквозных дыр в оболочке), что периодически требовало досрочного снятия и отправке в ремонт. Вполне продуманная система монтажа и хорошо отработанный технологический график позволял выполнить при необходимости замену двигателя на самолёте всего за одну ночь.
Двигатели НК-144-22 монтировались только на опытных бомбардировщиках Ту-22М0 и Ту-22М1. На серийные самолёты Ту-22М2 устанавливались доработанные, и не раз (более мощные) двигатели НК-144-22 серии 2, в дальнейшем проходившие под наименованием НК-22. По утверждению производителя, мощность двигателей поэтапно возросла с 18,5 тс у первых НК-144-22 до 20,5 тс у НК-22. Двигатели были очень шумными и невероятно прожорливыми - расход топлива на максимальном форсажном режиме составлял до 2 тонн в минуту, и топливо из крыльевых баков самолёта (ПЧК и СЧК) вырабатывалось уже в процессе взлёта.
Технические характеристики двигателя НК-22 | |
---|---|
Тяга на форсаже: | 20 000 кгс |
Удельный расход топлива:[1] | 1,95 кг/кгс·час |
Степень повышения давления: | 14,75 |
Степень двухконтурности: | 0,6 |
Длина: | 5200 мм |
Диаметр: | 1500 мм |
Турбовентиляторный двигатель НК-22 состоит из следующих основных узлов: 12-ступенчатого двухкаскадного осевого компрессора, кольцевой многофорсуночной камеры сгорания, реактивной 3-ступенчатой турбины, форсажной камеры и регулируемого реактивного сопла, передней опоры вентилятора, средней опоры ротора, опоры турбины ротора, оболочек двигателя, коробок приводов и блока насосов, агрегатов и датчиков, электрооборудования.
Агрегаты двигателя:
Насос-датчик НД-144-22
Агрегат дозировки топлива АДТ-144-22
Распределитель топлива РТ-144-22
Форсажный насос ФН-144-22
Форсажный регулятор ФР-144-22
Регулятор сопла и компрессора РСК-144А
Агрегат управления перепуском воздуха АПВ-144А
Панель запуска - АПД-144
Датчик приведённых оборотов ДПО-144
Электронный регулятор температуры газов перед турбиной ротора НД - РТА-34-2
Радиоизотопный агрегат запуска - ТКНА-225-2 (три шт.)
Свечи полупроводниковые поверхностного разряда СП-43
Генератор постоянного тока - ГС-18НО-2с (три шт.).
Генератор переменного тока - ГТ-60ПЧ5
Топливно-маслянный радиатор - 4262Т
Плунжерные насосы НП-85 (два шт.) и НП-89
Топливоподкачивающий насос ДЦН-64
В качастве топлива используется керосин Т-7 или РТ. Масло для двигателя - синтетическое ВНИИ НП-50-1-4Ф или 36/1 КУА. Огнегасящая жидкость противопожарной системы - фреон-114В2. (В дальнейшем противопожарная система внутри двигателей была отключена и частично демонтирована, как неэффективная и опасная в применении).
В 1976 году прошёл испытания двигатель НК-23, со статической тягой на взлётном режиме 22 000 кгс. От базового НК-22 он отличался четырехступенчатым компрессором низкого давления, имел лучшую экономичность. Однако серийное производство НК-23 было отклонено в пользу нового двигателя НК-25 тягой 25 000 кгс.
Авиационные двигатели СССР и постсоветских стран | |
---|---|
Поршневые |
АИ-4Г (АИ-4В) · АИ-10 · АИ-14 · АИ-26 · АМ-34 · АМ-35 · АМ-37 · АМ-38 · АМ-39 · АМ-42 · АН-1 · АЧ-30 · АШ-21 · АШ-62 · АШ-73 · АШ-82 · АШ-83 · АШ-2 · ВАЗ-416 · ВАЗ-426 · ВАЗ-526 · ВД-4К · ДН-200 · М-1 · М-2 · М-3 · М-5 · М-11 · М-15 · М-17 · М-22 · М-25 · М-32 · М-40 · М-62 · М-63 · М-71 · М-85 · М-86 · М-87 · М-88 · М-89 · М-100 · М-103 · М-105 (ВК-105) · М-106 (ВК-106) · М-107 (ВК-107) · ВК-108 · М-250 · М-251ТК · МГ-31 · ММ-1 · П-032
|
Турбореактивные | |
Турбовентиляторные (турбореактивные двухконтурные) |
АИ-22 · АИ-25 · АИ-222 · АИ-222-25 · АЛ-31Ф · АЛ-31ФП · АЛ-41Ф · АЛ-55 · ДВ-2 · Д-18Т · Д-20 · Д-30 (Д-30КУ · Д-30КУ-154 · Д-30Ф6) · Д-36 · Д-436 · АЛ-41Ф1 · АЛ-41Ф1С · НК-6 · НК-8 · НК-22 · НК-25 · НК-32 · НК-56 · НК-86 · НК-88 · НК-93 · НК-144 · НК-301 · ПС-9 · ПС-90А · РД-33 · РД-35 · РД-36-51 · РД-93 · РД-133 · РД-1700 · Р79В-300 · ТРДД-50 · Р95-300
|
Турбовинтовые и турбовальные |
|
Вспомогательные ГТД |
Tags: Нк-22 нк-23, нк-22, нк-2232-1 от 15 мая 1975 г, нк-22 звук.