Momotik.ru

Народный проект

Метки: Двигатель пс-90а руководство по технической эксплуатации в 3х книгах, двигатель пс-90а руководство по технической эксплуатации в 3х книгах, пс-90а конструкция.

ПС-90А

ПС-90А с Ил-96
Тип: турбореактивный двухконтурный
Страна:  Россия
Использование:
Годы эксплуатации: с 1989
Применение: Ил-96, Ту-204, Ил-76МФ
Производство:
Всего выпущено: ~300 штук на 2010 год
Варианты: ПС-90А, ПС-90А-76, ПС-90А-1, ПС-90А-2
Рабочие характеристики
Тяга: 16000 кгс

ПС-90А — российский двухконтурный турбореактивный авиационный двигатель с максимальной тягой 16 000 кгс. Разработан конструкторским бюро ОАО «Авиадвигатель». Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96 (Ил-96-300, Ил-96-400), Ту-204 (Ту-204-100, Ту-204-300, Ту-214), и семейство самолётов Ил-76 (Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90, А-50ЭИ, Ил-76МФ). Последняя разработка авиаконструктора П. А. Соловьёва, в честь которого и назван: ПС - Павел Соловьев. Производство осуществляет ОАО «Пермский Моторный Завод».

ПС-90А разрабатывался специально для нового поколения российских самолётов, чтобы удовлетворить все требования авиакомпаний по экономичности, мощности и экологическим характеристикам. ПС-90 демонстрирует существенное превосходство над двигателями, разработанными в 60-х — 70-х и составляет конкуренцию аналогичным западным двигателям:[1][2].

ПС-90 сертифицирован в 1992 и с тех пор находится в эксплуатации. Двигатель эксплуатируется по техническому состоянию в пределах назначенных ресурсов (циклов) основных деталей. Максимальная наработка без снятия с крыла составляет 12198 ч (з.н. 3949043102040), что в два раза превышает межремонтный интервал двигателей предыдущего поколения, а лидерный двигатель наработал 35503 ч (з.н. 3949042001017)[3].

ПС-90А имеет сертификат о соответствии нормам ИКАО 2008 года по эмиссии[4] и обеспечивает всем самолетам на которые устанавливается соответствие нормам ИКАО на шум самолетов, в том числе и последним - по главе 4[4].

Содержание

Технические характеристики

Старый и новый двигатели на Ил-76ТД. Слева ПС-90, справа Д-30КП. МАКС-2007.
Технические характеристики двигателей ПС-90А ПС-90А1 ПС-90А-76 ПС-90А2
Тяга на взлётном режиме, кгс 16000 17400 14500 16000
Тяга на крейсерском режиме (H=11 км, M=0,8), кгс
3500
3300 3500
Уд. расх. топлива на крейс. режиме (H=11 км, M=0,8), кг/кгс·час:
0,595
Степень повышения давления в компрессоре:
38
Степень двухконтурности:
4,5
Макс. расход воздуха, кг/с:
504
Макс. температура перед турбиной, К:
1640
Длина, мм:
4964
Диаметр вентилятора, мм:
1900
Сухая масса,кг:
2950
2950 2950 3000
Поставочная масса,кг:
4160
4250 4160 4230
Высота полета,м:
13100
Высотность аэродромов,м:
до 3500
Температура воздуха у земли для запуска и работы,С:
-47…+45

Модификации

Существует несколько модификаций двигателя: базовая ПС-90А, а также ПС-90А-76, ПС-90А-1 и ПС-90А-2. Осваивается производство модифицированного ПС-90А-3.

ПС-90А

Двигатель ПС-90А — базовая версия, устанавливаемая на Ил-96-300, Ил-96-400, и Ту-204, Ту-214. Максимальная тяга — 16 000 кгс. Этот двигатель впервые позволил российским самолётам конкурировать с западными по топливной эффективности[2].

ПС-90А-76

Модификация базовой версии ПС-90А. Разработан специально для замены устаревших Д-30КП на самолётах Ил-76. Этот чрезвычайно удачный транспортный самолёт столкнулся в 90-х с жёсткими международными требованиями по экологичности и шуму. ПС-90А-76 позволил устранить эти недостатки. Возможна конвертация в эту модификацию из ранее выпущенных двигателей базовой модификации ПС-90А, что позволяет заметно снизить стоимость. Максимальная тяга — 14 500  кгс.

ПС-90А-1

Модификация базовой версии ПС-90А. Увеличена тяга двигателя на максимальном режиме до 17 400 кгс. Кроме этого, двигатель оснащен малоэмиссионной камерой сгорания и новыми звукопоглощающими конструкциями 2-го поколения. Предназначен для эксплуатации на транспортном самолёте Ил-96-400Т и на пассажирском Ил-96-400М. В последние дни 2007 года ОАО «Авиадвигатель» получило официальный документ, подтверждающий сертификацию авиационного двигателя ПС-90А-1 — дополнение № 29 к сертификату типа двигателя ПС-90А.

ПС-90А-2

Модификация ПС-90А.

Унифицированный двигатель ПС-90А-2 предназначен для самолетов типа Ил-96, Ту-204/Ту-214.

По сравнению с базовым ПС-90А двигатель ПС-90А-2 обладает рядом преимуществ, в числе которых:

  • повышение надёжности в 1,5…2 раза;
  • снижение стоимости жизненного цикла на 37 %;
  • уменьшение трудоемкости обслуживания в эксплуатации в 2 раза;
  • возможность форсирования по тяге до 18000 кгс;
  • полная взаимозаменяемость с двигателем ПС-90А;
  • сохранение весовых характеристик;
  • стабильность параметров в процессе эксплуатации;
  • соответствие нормам ИКАО 2006 года по шуму (самолетов Ту-204, Ил-96-300) и нормам ИКАО 2008 года по эмиссии;
  • разрешение на полеты ETOPS 180 2х-двигательных самолетов;
  • локализация разрушений при обрыве рабочей лопатки вентилятора под корень;
  • повышение пожаробезопасности в связи с заменой части топливных агрегатов на пневматические;
  • возможность замены рабочих и спрямляющих лопаток вентилятора в эксплуатации;
  • сертификация по АП-33 (соответствуют Нормам лётной годности США FAR 33).

Некоторые узлы, агрегаты и детали заменены на зарубежные аналоги. В ПС-90А2 использовались технологии двойного назначения, полученные в результате совместной работы с Pratt & Whitney, в результате чего на экспорт двигателя были наложены ограничения Госдепартаментом США. В частности, был сорван контракт на поставку новых самолётов Ту-204СМ в Иран.

Сертификат типа выдан в январе 2010 года[5]

ПС-90А-3

ПС-90А-3 - модификация сертифицированного в 2009 году двигателя ПС-90А2. Главной причиной создания этой модификации послужила невозможность экспорта ПС-90А2 из-за запрета, наложенного Госдепартаментом США.

Сертификат типа выдан в январе 2011 года[6]

Интересные факты

  • В двигателе ПС-90 реализован целый ряд конструкторских и технологических новаторских решений, не имевших на начало 1990-х годов аналогий в западном авиадвигателестроении. В частности, была разработана уникальная технология изотермической штамповки титановых лопаток компрессора.
  • Назначенная Б.Н. Ельциным комиссия во главе с П.П. Мостовым, первым заместителем председателя Госкомимущества России, в результате посещения ОАО «Пермские моторы» приняла решение о неперспективности двигателя и прекращении дальнейших работ по его серийному освоению.

Ссылки

  • ПС-90А на сайте ОАО «Авиадвигатель»
  • ПС-90А /aviaros.narod.ru/
  • ПС-90А /airwar.ru/
  • реестр ПС-90

Примечания

  1. [Свищев, Г.П. (1994), Авиация: Энциклопедия, Москва: Большая Российская энциклопедия .
  2. ↑ http://vpk-news.ru/articles/2725 Александр Бакланов. Лоббируя западных производителей. Что стоит за тезисом о неэффективности российских авиационных двигателей. ВПК №37 (104), 05 октября 2005 года.]
  3. http://russianplanes.net/planelist/!engines!/PS-90/ реестр двигателей ПС-90
  4. ↑ http://www.avid.ru/products/civil/pc-90a/ ПС-90А на сайте www.avid.ru
  5. Новости Aviation EXplorer: Двигатель ПС-90А2 получил сертификат типа На ПМЗ освоено серийное производство
  6. Двигатель ПС-90А3 к полетам готов - ВПК.name


Tags: Двигатель пс-90а руководство по технической эксплуатации в 3х книгах, двигатель пс-90а руководство по технической эксплуатации в 3х книгах, пс-90а конструкция.