Кашети́рованный фи́льм — кинофильм, изготовленный с использованием одного из прокатных кашетированных форматов, использующих кадрик меньшей высоты, чем фильм классического формата, но тот же шаг кадра в 4 перфорации и совмещённую оптическую фонограмму[1]. При демонстрации такого фильма используется объектив с фокусным расстоянием, меньшим, чем для фильмов классического формата, чтобы получить широкоэкранное изображение большого размера с соотношением сторон от 1,66:1 до 2:1[2].
Содержание |
Для демонстрации кашетированных фильмов используется то же проекционное оборудование, что и для фильмов обычного формата без каких-либо переделок. Исключение составляет замена кадровой рамки и использование более короткофокусного объектива. В фильмокопиях кашетированных форматов большая часть площади киноплёнки занята междукадровым промежутком и не используется, а полезная площадь кадра меньше, чем у классического и производственных кашетированных форматов[2]. Однако, стандартный шаг кадра позволяет демонстрировать такие фильмы кинопроекторами, которыми оборудовано большинство кинотеатров, использующих плёночную технологию.
Современный кашетированный фильм представляет собой фильмокопию, отпечатанную оптическим способом с негатива другого формата с широким экраном, и предназначенную для кинотеатров с небольшим залом. Первоначально существовал формат негатива с явным кашетированием, получаемый в киносъёмочном аппарате обычного формата, заменой кадровой рамки на более узкую, с кашетированием сверху и снизу. Исторически, это первый способ применения кашетирования, то есть затенения частей кадра при помощи каше. Впервые кашетирование до формата 1,66:1 было применено в 1953 году киностудией «Парамаунт»[3]. Печать кашетированных фильмокопий с такого негатива возможна контактным способом. В настоящее время кашетированные фильмы печатаются с негативов одного из производственных кашетированных форматов, снятых на киноплёнке 35-мм или «Супер-16». С анаморфированных и широкоформатных негативов также могут изготавливаться кашетированные копии с потерей части изображения по системе Pan & scan. Плёночные копии фильмов, снятых по цифровой технологии с близким соотношением сторон, печатаются в кашетированных форматах. Два самых распространённых стандарта предусматривают соотношение сторон кашетированного кадра 1,66:1 и 1,85:1[4]. Первый получил наибольшее распространение в Европе, второй — в США и Северной Америке. Ширина такого кадра — 20,96 мм на киноплёнке соответствует ширине кадра классического формата. а высота принимается равной 12,62 мм для формата 1,66:1, и 11,33 мм для формата 1,85:1. В настоящее время кашетированные фильмы лидируют, занимая в мировом кинопроизводстве до 80% и полностью вытеснив классический формат.
В 1998 году известным кинооператором Витторио Стораро был предложен[5] прокатный формат «Юнивизиум»[6] (англ. Univisium) с шагом кадра в 3 перфорации. «Юнивизиум» так же, как и формат «Супер-35», использует для изображения всю ширину киноплёнки между перфорациями и позволяет получать кадр с соотношением сторон 2,0:1. Он пригоден для печати фильмокопий с цифровыми оптическими фонограммами, использующими пространство снаружи перфораций (стандарт SDDS) и межперфорационные перемычки для дорожки Dolby Digital. Кроме того, возможна контактная печать такого позитива с негатива «Супер-35» с шагом в 3 перфорации. Формат требует кинопроекторов, рассчитанных на другой шаг кадра, но позволяет сделать фильмокопию при той же длительности на 25% короче и значительно дешевле при том же качестве изображения, что и у фильмокопии традиционных кашетированных форматов за счёт рационального использования площади плёнки. Однако, общемировой стандарт шага кадра фильмокопии в 4 перфорации делает затруднительным внедрение позитива с уменьшенным шагом. С наступлением эпохи цифрового кинопоказа, «Юнивизиум» так и не получил распространения как прокатный формат, и существует как разновидность производственного «Супер-35» с более узким кадровым окном.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |