Метки: Скрытое лицо, скрытое лицо фильм, скрытое ядерное оружие россии, скрытое желудочно-кишечное кровотечение, скрытое банкротство.
Скры́тое кашети́рование (англ. Open matte) — способ съёмки широкоэкранных фильмов кашетированных форматов, при котором на киноплёнке экспонируется кадр большей высоты, чем используется для конечного изображения на экране. При этом границы кадра, предназначенного к печати на фильмокопии, обозначаются специальными рисками в видоискателе киносъёмочного аппарата, отображающем полный кадр. В отличие от явного кашетирования, когда площадь экспонируемого кадра ограничивается уменьшением высоты кадрового окна, при скрытом кашетировании «классический» кадр экспонируется полностью[1]. Cкрытое кашетирование[2] получило наибольшее распространение при производстве кашетированных фильмов киносъёмочными аппаратами классического формата[3].
Содержание |
Технология скрытого кашетирования появилась в эпоху бурного развития телевидения и киносистем с широким экраном. Для получения широкоэкранного изображения фильмы, снятые в классическом формате, демонстрировались кинопроектором с кадровым окном уменьшенной высоты. В результате, при использовании для проекции короткофокусного объектива, изображение заполняло более широкий экран. При использовании в кинопроекторе стандартных рамки и объектива на экране получалось изображение академического формата. Использование скрытого кашетирования позволяет снимать фильм стандартными киносъёмочными аппаратами, вписывая сюжетно важную часть изображения в кадр меньшей высоты. С полученного негатива возможна печать кашетированных фильмокопий с различным соотношением сторон без применения оптического увеличения. С одного и того же негатива можно печатать копии с соотношением сторон, например, 1,66:1, наиболее распространённым в Европе или 1,85:1, общепринятым в Северной Америке.
Скрытое кашетирование позволяет снимать фильмы, одновременно пригодные для кинопроката и демонстрации по телевидению стандартной чёткости с соотношением сторон экрана 4:3[4]. Большинство производственных кашетированных форматов на киноплёнке 35-мм также предусматривают возможность как изготовления с негатива фильма широкоэкранных прокатных фильмокопий, так и телекинопроекцию в классический телевизионный кадр без чёрных полей и обрезки. К таким форматам в наибольшей степени относятся «Супер-35» и отечественный «УФК»[5]. При съёмке так же экспонируется весь исходный кадр формата, но оператор может заранее определять по разметке видоискателя, какие части кадра попадают в зону, предназначенную для широкоэкранной печати, а какие могут быть показаны на «полном кадре» телевидения. Это усложняет работу оператора, который должен компоновать кадр с учётом показа в различных форматах, но позволяет использовать один и тот же негатив для разных целей без потерь[6].
Аналогичная технология начала применяться в конце 1950-х годов при съёмке анаморфированных широкоэкранных и широкоформатных фильмов: в видоискателе стали размечать «сюжетно важное поле телевидения», чтобы в дальнейшем избежать трудностей перевода изображения в телевизионный кадр по технологии Pan & scan. При скрытом кашетировании большинства современных форматов, рассчитанных одновременно на печать и телекинопроекцию, например, «Супер-35», широкоэкранное и «полнокадровое» изображения часто имеют общую верхнюю границу[П 1], а не центрируются, как это было при использовании классического формата[7]. Таким образом, при печати широкоэкранного фильма с полученного кадра обрезается нижняя часть изображения, в то время, как при телекинопроекции в формате 4:3 используется почти вся высота. Такой способ позволяет полноценно использовать снятую сцену в обоих вариантах, при сохранении приемлемой композиции. Верхняя граница в большинстве сцен с актёрами органичивает пространство над головами, обрезка которого недопустима, и в случае симметричного расположения обеих зон кашетирования оператору пришлось бы оставлять над головами слишком много «воздуха», чтобы они не обрезались при широкоэкранной печати[7].
Скрытое кашетирование, применявшееся при съёмке фильмов камерами классического формата, с появлением бытовых видеомагнитофонов получило дополнительный смысл. При мастеринге «полноэкранных» видеокопий таких фильмов с соотношением 4:3 предпочтительно сканирование всего кадра негатива вместо применения техники Pan & scan на широкоэкранном изображении. В некоторых случаях это может приводить к видимости на экране предметов, находившихся при съёмке вне зоны скрытого кашетирования: микрофонов, кабелей и осветительного оборудования. Возможность использования всего кадра на телевидении в те годы не всегда учитывалась операторами, проводившими кадрирование строго по разметке визира[8]. Поэтому при сканировании некоторых сцен обрезка изображения всё же неизбежна. Многие фильмы, снятые со скрытым кашетированием, впоследствии выпускались на видеокассетах и DVD с полным кадром, превосходящим размеры изображения, вышедшего на экраны кинотеатров. Это относится, в частности, к последним фильмам Стэнли Кубрика, снятых по такой технологии. По желанию автора видеорелизы этих фильмов показывали полный кадр негатива, тогда как в кинотеатрах они шли в кашетированном формате[9][10][11]. Полнокадровые релизы DVD выпускались с кинотрилогией «Назад в будущее», также снимавшейся со скрытым кашетированием, комедии «Отпетые мошенники» и многих других кинокартин, шедших в кинопрокате на широком экране. Видеорелизы этих же фильмов, выпускаемые в стандартах HDTV, выполняются, как правило, с соотношением сторон кадра 16:9, что не является искажением оригинала, поскольку в большей степени соответствует прокатному формату.
В связи с ростом популярности кашетированных форматов с шагом кадра в 3 и даже 2 перфорации, позволяющих экономить киноплёнку и работать по технологии Digital Intermediate, скрытое кашетирование уступило своё место явному, когда формат негатива соответствует формату изображения на экране кинотеатра. Кроме того, стандарты современного телевидения постепенно вытесняют кадр 4:3, нуждавшийся в согласовании с кашетированным кадром.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |
Tags: Скрытое лицо, скрытое лицо фильм, скрытое ядерное оружие россии, скрытое желудочно-кишечное кровотечение, скрытое банкротство.