Метки: Панорамное кино, панорамное кино в петербурге, панорамное кино в москве, панорамное кино на вднх, панорамное кино в новосибирске.
Панора́мное кино́ — кинематографические системы с очень большим соотношением сторон сильно изогнутого экрана. Характерной особенностью панорамного кино был очень большой угол горизонтального обзора, превышающий поле зрения человека и позволявший сделать границы экрана малозаметными[1]. Такие системы для съёмки фильмов используют разделение изображения на несколько частей, и как правило, несколько киноплёнок. В СССР и остальном мире такие форматы не получили широкого распространения вследствие своей дороговизны и несовместимости с массовой киносетью. Небольшое количество фильмов, снятых панорамными технологиями, как у нас, так и за рубежом, чаще всего перепечатывались на широкие форматы киноплёнки для демонстрации в традиционных кинотеатрах.
Содержание |
Своему появлению панорамное кино обязано бурному развитию телевизионного вещания в США в 40-50 годах прошлого века и кризису в американской кинопромышленности, который был им вызван. В 1952 году американским кинозрителям была представлена[2] первая коммерчески успешная система «Синерама» (англ. Cinerama). Её авторы — Фред Уоллер и Хазард Ривс[3] (англ. Hazard E. Reeves). Слово Cinerama является комбинацией английских слов Cinema (кинематограф) и Panorama.
Съёмка фильма велась специальным киносъемочным аппаратом с тремя[4] синхронизированными лентопротяжными трактами и тремя киноплёнками. Изображения на плёнках строили три объектива Eastmen Kodak[4] с фокусным расстоянием 27 мм, обеспечивавшие угол поля зрения человеческого глаза. Угол между оптическими осями объективов камеры составлял 48° с таким расчётом, что получаемые изображения обеспечивали частичное взаимное перекрытие. Фильмовые каналы для киноплёнок расположены с таким расчетом, чтобы оптические оси объективов пересекались в одной точке перед камерой. В итоге, киноплёнка и объектив, расположенные слева, были повернуты вправо и снимали правую часть общей картины. На правую плёнку снималась левая часть широкоэкранного изображения, а на среднюю — центральная. Система оснащалась общим обтюратором, расположенным в точке пересечения оптических осей объективов перед камерой. Это обеспечивало одновременное экспонирование всех трёх плёнок. Шаг кадра на стандартной 35-мм киноплёнке составлял 6 перфораций, что в полтора раза больше стандартного в 4 перфорации. В результате размер кадрика на каждой из трёх плёнок составлял 25,3 мм в ширину и 28,35 мм в высоту[5][6], что давало огромную суммарную площадь негатива 71,3×27,4 мм[7], превосходящую любой формат на киноплёнке 70-мм, за исключением IMAX. Частота съёмки и проекции «Синерамы» равнялась 26 кадрам в секунду, за исключением двух последних фильмов, когда она была выбрана стандартной: 24 кадра в секунду[5]. Такая система обеспечивала горизонтальный угол обзора[8] в 146°, превосходящий человеческое поле зрения, включая периферийное. В итоге на экране получалось изображение, обеспечивающее эффект присутствия, несравнимый с другими системами кино. По разным данным, оригинальное соотношение сторон изображения «Синерамы» составляло 2,59:1, в то время как при кашетировании кадра для удаления нестыковок получалось соотношение 2,65:1. Некоторые источники указывают соотношение 3:1. Отдельные сцены фильмов всё же снимались на одну[9] плёнку анаморфированного широкого формата «Ультра Панавижн 70» (англ. Ultra Panavision 70) с последующей оптической печатью на три отдельных плёнки фильмокопии «Синерамы». К такому приёму прибегали при необходимости использования более лёгкой и мобильной одноплёночной аппаратуры, особенно в сценах, снятых с движения. В фильме «Как был завоеван Запад» таким образом отснят, например, эпизод сплава по реке на плотах. Кроме того, огромный угол поля зрения киносъёмочных аппаратов «Синерамы» приводил к большим трудностям при съёмке крупных планов[9] актёров. В таких случаях на помощь так же приходил одноплёночный формат «Ультра Панавижн 70».
В специально построенных или переоборудованных кинотеатрах с огромными по тем временам широкими полукруглыми экранами (отношение ширины к высоте до 2,79:1) шириной от 25 до 50 метров, угол обзора которого в первых рядах доходил до 146°, посетителям предлагалось невероятно яркое, красочное зрелище со стабильным резким изображением и семиканальным стерефоническим звуком. Оно демонстрировалось с трех сихронизированных кинопроекторов. Стереофоническая фонограмма с пятью каналами за экраном и двумя каналами эффектов (Surround) по бокам зала воспроизводилась с 35 мм магнитной ленты, синхронизированной с кинопроекторами. Специальный пульт управления в зале позволял контролировать работу всей системы и предусматривал дополнительное микширование звука для каждого сеанса в отдельности. Первые фильмы «Синерамы» были документально-видовыми. Они позволяли каждому зрителю увидеть недоступные большинству экзотические страны и достопримечательности во всех частях света. Поскольку мировой международный туризм был ещё недостаточно развит, «Синерама» была для многих единственной возможностью «посетить» недоступные места, поскольку эффект присутствия, возникавший из-за активации периферийного зрения практически превращал зрелище в «виртуальную реальность». Первый фильм, который был продемонстрирован в системе «Синерама» был настолько популярен у зрителей, что не сходил с экранов нескольких кинотеатров Америки в течение двух лет, что вызвало пристальный интерес руководителей голливудских киностудий.
Для голливудских компаний невероятный коммерческий успех «Синерамы» стал полной неожиданностью. Киностудии, отказавшиеся от покупки лицензии «Синерамы» предпочли более дешёвые и надежные технологии достижения её главных отличительных особенностей: широкого экрана и стереофонического звука. Предпочтение было отдано системам съёмки на одной плёнке, не требующим специальных дорогостоящих кинотеатров. Через пять месяцев после запуска системы «Синерама» компания «Двадцатый век Фокс» представила публике широкоэкранную систему «Синемаскоп» (англ. CinemaScope), использовавшую одну 35-мм плёнку и анаморфотную оптику для съёмок и проекции, а также четырёхканальный стереофонический звук. «Синемаскоп» быстро стал популярной технологией и применялся всеми голливускими киностудиями кроме «Парамаунт», которая разработала собственную широкоэкранную систему «Виста Вижн» (англ. VistaVision). Технологии «Синерамы» нашли своё отражение в первых широкоформатных киносистемах, использующих для демонстрации фильма специальные технологии проекции с одной плёнки на сильно изогнутые экраны. Кроме того, от одного из своих главных недостатков — заметности стыков изображений и неизбежной разницы в цветопередаче и яркости трёх плёнок — «Синерама» так и не смогла избавиться. Полноценной заменой панорамным форматам стала система IMAX, обеспечивающая цельное резкое изображение на огромных экранах и соответсвующий эффект присутствия, особенно в системах 3D объемного кино.
В 1963 году[10] компанией «Синерама Корпорейшн» был разработан широкопленочный вариант «Синерамы» — «Супер Синерама», в котором вместо трёх стандартных кинопленок 35-мм использовались[8] три киноплёнки шириной 70-мм. Это было ответом на развитие широкоформатного кинематографа. «Супер Синерама» за счет использования широкой пленки обеспечивала горизонтальный угол обзора в 220°, что значительно превосходило традиционный вариант, обеспечивавший только 146°. Во время показа фильма, снятого по этой системе на Международной выставке в Лозанне в 1964 году, использовался экран 8-метровой высоты и 50-метровой ширины.
Советская «Кинопанорама» была разработана в московском Научно-исследовательском Кинофотоинституте (НИКФИ) на основе системы «Синерама» под руководством Е. М. Голдовского и представлена в 1957 году[10]. В некоторых странах, в которых производилась демонстрация советских фильмов, снятых по этой системе, она называлась Soviet Cinerama. В отличие от «Синерамы»[11], в камере для съёмки по системе «Кинопанорама» все три киноплёнки располагались в одной плоскости, а оптические оси всех трёх объективов параллельны. Необходимые углы между оптическими осями объективов обеспечивались специальными призменными насадками, что позволило использовать различные фокусные расстояния и снимать не только общим планом, но и укрупнённое изображение, что недостижимо в американской системе. Набор блоков со съёмочными объективами для этой системы включает фокусные расстояния 27, 35, 50, 75 и 100 мм[10]. Камера имела сопряженный визир сквозной наводки, девятиканальная (вместо семиканальной) система объёмного звука, совместимая с американским стандартом. Удачным компромиссом стала частота съёмки и проекции 25 кадров в секунду, позволявшая без заметных искажений движения демонстрировать фильмы «Кинопанорамы» за рубежом в залах «Синерамы» с частотой проекции 26 кадров в секунду, а также печатать оптическим способом стандартные 70-мм широкоформатные и 35-мм широкоэкраные копии фильмов, рассчитанные на частоту 24 кадра в секунду. Небольшое изменение скорости проекции в ту или иную сторону было незаметно большинству зрителей.
Первым кинотеатром, где использовалась эта технология, был кинотеатр «Мир» в Москве на Цветном бульваре, д.11, рядом с известным цирком, открытый в феврале 1958 года. На момент открытия он был крупнейшим в Европе, а по размеру экрана (200 м2) — крупнейшим в мире. Он вмещал две тысячи зрителей, а его экран для зрителя, сидящего в первых рядах, имел угловые размеры 146° по горизонтали и 78° по вертикали[12]. Изображение с трёх киноплёнок проецировалось на экран с помощью трёх проекторов. В отличие от «Синерамы», для которой строились три отдельные аппаратные, советская система располагала все кинопроекторы в одной. Использование шести кинопроекторов позволяло осуществлять непрерывный кинопоказ фильмов большой длительности, переходом с одного поста кинопроекции на другой[10]. Первый киносеанс — Широка страна моя…. Через несколько лет кинотеатр был переделан для показа широкоформатного кино, а технология «Кинопанорама» стала использоваться в описываемой ниже циркораме «Круговая кинопанорама» на ВДНХ (современный ВВЦ)[3].
После многих лет забвения, этот формат в 1993 году был возрожден в Австралии компанией Fifth Continent Movie Classics in Australia, которая с помощью специалистов НИКФИ сняла несколько фильмов с использованием советской киносъемочной техники. В 1999 году эта же компания и Vision 146 SARL отреставрировали советский фильм «Опасные повороты» для демонстрации в американских кинотеатрах «Синерама».
Киносистема «Синемирэкл»[13][3] (англ. Cinemiracle) была аналогична[14] «Синераме» и обеспечивала такое же изображение с трёх плёнок, но отличие состояло в том, что съёмка велась не одним трёхплёночным аппаратом, а комбинацией из трёх обычных камер Mitchell, установленных на общей раме и снимающих боковые части изображения через специальные зеркала. Разработчики считали, что использование зеркал делает стыки изображения менее заметными. Система использовала такие же размеры[15] кадра на плёнке, что и «Синерама» и те же съёмочные объективы Eastman Kodak с фокусным расстоянием 27 мм. Отличие состояло в возможности фокусировки при помощи общего электропривода, тогда как у «Синерамы» все объективы имели постоянную фокусировку на гиперфокальное расстояние. Проекция фильмов «Синемирэкл» велась из одной аппаратной[10] тремя кинопроекторами через зеркала, аналогичные применяемым при киносъёмке, но была возможна демонстрация в кинотеатрах «Синерама». Экран, оригинальный для системы, был изогнут меньше, и обеспечивал угол обзора всего в 120°, против 146° «Синерамы». Система была использована для съёмки только одного[16] фильма, который впоследствии демонстрировался, главным образом, по технологии «Синерамы». Наступление новых систем одноплёночного широкоформатного кинематографа привело к окончательному краху «Синемирэкл»[17].
Одна из самых малоизвестных панорамных систем называлась «Трилларама» (англ. Thrillarama) и использовала две киноплёнки для создания панорамного изображения. При этом стык между двумя частями проходил по центру, что предопределило судьбу формата, выдержавшего всего несколько показов[18]. Широкоэкранный формат «Синемаскоп» в своей первой версии давал изображение с близким соотношением сторон, но использовал одну киноплёнку, не дававшую стыка изображений. Бурное развитие анаморфированных широкоэкранных форматов прекратило развитие дешёвых версий панорамного кино.
Дороговизна систем с несколькими киноплёнками приводила к постоянным попыткам создания панорамной киносистемы на одной 35-мм киноплёнке. Одной из таких попыток в 1959 году стала «Система Карни и Смита» (англ. Carney-Smith system), основанная на оптическом разделении широкоэкранного изображения на три части, которые затем компоновались на одном кадрике стандартной киноплёнки со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. Средняя, самая широкая часть с углом обзора в 90° располагалась во всю ширину в нижней части кадра. Две боковые части по 45° каждая располагались в двух верхних четвертях кадра над главной частью изображения. Для съёмки по такой системе были пригодны обычные киносъёмочные аппараты со специальной оптической системой вместо съёмочного объектива. При проекции все части изображения оптически «собирались» на сильно изогнутом экране в одно широкоэкранное[19]. Такая система позволяла получить при съёмке горизонтальный угол обзора до 180° с соотношением сторон 4,4:1, но сильно уступала по качеству изображения «Синераме» из-за малой площади кадра. По такой системе снят единственный экспериментальный фильм, но ни одна из киностудий так и не купила эту технологию, позже названную авторами «Ротоскоп» (англ. Rotoscope)[20].
Эта киносистема, появившаяся в 1960 году, была компромиссом между анаморфированными широкоэкранными форматами и панорамными. Для создания фильмокопий «Вондерама» использовались негативы фильмов, снятых в форматах «Синемаскоп» или «Тодд-АО». Но при оптической печати изображение делилось по центральной вертикальной линии на две равные половины, которые поворачивались на 90° и печатались основаниями друг к другу на одном кадрике стандартной киноплёнки 35-мм. При печати с анаморфированного негатива изображение дезанаморфировалось, таким образом на кадре фильмокопии размером 25×18,3 мм располагались две части изображения, которые при обратном сложении давали кадр размером 36,6×12,5 мм с соотношением сторон 2,9:1. Для печати использовалась вся ширина киноплёнки между перфорациями, а магнитная двухканальная стереофонограмма наносилась на внешнюю кромку плёнки у перфорации. Для проекции таких фильмокопий на изогнутый экран применялись обычные кинопроекторы со специальной оптической системой «АРК-прожекшн» (англ. Arc-projection), состоящей из призм и двух объективов[19].
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |
Tags: Панорамное кино, панорамное кино в петербурге, панорамное кино в москве, панорамное кино на вднх, панорамное кино в новосибирске.