Метки: Vistavision.it, vistavision, vistavision.ro.
«Виста Вижн» (англ. VistaVision, Vistavision Motion Picture High-Fidelity) — широкоэкранная кинематографическая система, использующая для съёмки стандартную 35-мм киноплёнку, движущуюся в киносъёмочном аппарате горизонтально, и сферическую (аксиально-симметричную) оптику[1]. Продольное расположение кадра большой площади позволяет получать изображение высокого качества.
Содержание |
Распространение телевизионного вещания в конце 1940-х годов заставило кинопроизводителей искать новые технические решения, повышающие зрелищность кинематографа, чтобы вернуть зрителей в кинотеатры. Одним из таких решений стала разработка широкоэкранных систем кинематографа, приближающих форму и размеры киноэкрана к полю зрения человека. Первыми широкоэкранными системами стали панорамные, в том числе самая известная из них: «Синерама», дебютировавшая в сентябре 1952 года. Пять месяцев спустя появилась первая широкоэкранная система с анаморфированием: «Синемаскоп», разработанная компанией «XX век Фокс» (англ. XX Century Fox). Ещё одним вариантом широкоэкранного кино стал кашетированный формат кинокомпании «Парамаунт Пикчерз» (англ. Paramount Pictures), выпустившей в 1953 году фильм «Шейн» с соотношением сторон кадра 1,66:1[2]. Фильмокопия на 35-мм киноплёнке со стандартным шагом кадра в 4 перфорации содержала изображение кадра уменьшенной по сравнению с классическим форматом высоты, который демонстрировался на экране увеличенной ширины короткофокусным объективом. Такая технология быстро стала популярной из-за своей простоты и возможности оснащения широким экраном существующих кинотеатров с оборудованием для классического кинопоказа. Однако, уменьшенная площадь кадра негатива сказывалась на качестве изображения: зернистость и дефекты стали заметнее из-за большого увеличения. Одним из решений проблемы стало применение кадра негатива большей площади, чем кадр фильмокопии, поскольку на экране видима только зернистость негативной киноплёнки, значительно большая, чем у позитивной. В результате, кинокомпания «Парамаунт» в 1954 году запустила систему «Виста Вижн»[3] с большим размером негатива, пригодную как для производства уменьшенных кашетированных фильмов, так и контактных фильмокопий высокого разрешения.
Система «Виста Вижн» использовалась до 1962 года и применяла 35-мм негатив с продольным расположением кадра и шагом в 8 перфораций. Стандартная частота съёмки и проекции — 24 кадра в секунду. Размер кадра на негативе составлял 37,72×25,17 мм[4], но при печати совмещённых фильмокопий контактным способом часть изображения отрезалась для размещения оптической фонограммы. В этом случае размер кадра фильмокопии составлял 36×18,34 мм с соотношением сторон 1,96:1[5]. Таким образом, формат оригинального негатива «Виста Вижн» был только производственным. Контактным способом фильмы печатались очень небольшими тиражами, предназначенными, главным образом, для премьерных показов. Такой формат позитива требовал специальных кинопроекторов, более дорогих и сложных, чем обычные из-за удвоенной скорости движения киноплёнки и большого шага кадра. Для широкого проката предназначались копии, отпечатанные оптическим способом с кадром, расположенным поперек плёнки. Такие копии кашетированного формата были пригодны для проката в обычных кинотеатрах. Соотношение сторон кадра могло быть трех значений — 1,48:1, 1,66:1 или 1,85:1[6], основным из которых было соотношение 1,48:1, поскольку в наибольшей степени соответствовало формату негатива. Все остальные форматы кадра достигались разной степенью кашетирования. Оригинальное соотношение сторон на негативе составляло 1,52:1. Первый фильм в этой системе — «Светлое Рождество» (англ. White Christmas) — снят на студии «Парамаунт» в 1954 году.
После появления мелкозернистых негативных плёнок и многочисленных 70-мм форматов, «Виста Вижн» устарел и использовался для съёмки фильмов до начала 1960-х годов. Однако, в последующем, некоторые киностудии использовали его при съёмке рабочего материала с высоким разрешением для отдельных комбинированных сцен. Так, камеры «Виста Вижн» были использованы при съёмке комбинированных кадров в «Звездных войнах» в 1975 году. Отдельные сцены фильмов «Начало»[7], «Матрица»[8], «Пёрл Харбор»[9] и кинотрилогии «Назад в будущее»[10] были также сняты в этом формате для производства спецэффектов. Для этих же целей по сей день используются усовершенствованные киносъёмочные аппараты этого формата, приспособленные к современным технологиям кинопроизводства.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |
Tags: Vistavision.it, vistavision, vistavision.ro.