МАЗ-200
Общие данные
Иные обозначения: |
ЯАЗ-200 |
механическая 5-ступ. |
|
Производитель: |
ЯАЗ |
Модель: |
204 |
Тип: |
механическая |
Число ступеней: |
5-ступ. |
Передаточные отношения: |
|
1 передача: |
6,17 |
2 передача: |
3,40 |
3 передача: |
1,79 |
4 передача: |
1,00 |
5 передача: |
0,78 |
Задняя передача: |
6,69 |
Переключение: |
напольный рычаг |
Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 8,21.
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
На рынке
Другое
Грузоподъёмность: |
7000 кг + прицеп общей массой 9500 кг |
МАЗ-200 — советский грузовой автомобиль производства Минского автомобильного завода. Производство переведено с Ярославского автомобильного завода (ЯАЗ-200), опытные образцы созданы в 1944—1945. 10 февраля 1951 г., после ввода второй очереди завода, начато серийное производство. Всего было выпущено 230 000 экземпляров всех модификаций.
От оригинальной модели ЯАЗ-200 МАЗ-200 отличается решеткой радиатора (на ЯАЗе — с горизонтальными брусьями, на МАЗе — с вертикальными) и другой эмблемой («зубр» вместо «медведя»), причем ЯАЗовский медведь размещался на капоте, а МАЗовские зубры в виде выштамповок — на боковинах капота. На самых ранних выставочных образцах МАЗ-200 эмблема в виде зубра также размещалась на капоте.
На МАЗ-200 были впервые в СССР применены синхронизаторы на всех передачах переднего хода, высшая ускоряющая передача, насос-форсунки, тахометр. С целью упрощения и удешевления конструкции, а также из-за дефицита в стране тонкого катаного стального листа кабина автомобиля изготавливалась на деревянном каркасе с обшивкой деревянной планкой («вагонкой»), а поверх неё — листами из чёрной жести с окраской в защитный цвет (поставляемые на экспорт машины окрашивались в голубой цвет).
Изначально на МАЗ-200 был установлен двигатель ЯАЗ-204, аналог двигателя с американского тягача, мощностью 110 л.с. В дальнейшем, после модернизации, его мощность возросла до 120 л.с.
В первый же год выпуска на МАЗ была разработана армейская модификация грузовика 4×2, которая имела высокобортный кузов, надставки к бортам, откидные скамейки для перевозки людей и съёмные дуги для установки тента. Машина имела задний мост с увеличенным передаточным числом, и её максимальная скорость составляла 52 км/ч. В следующем году в серию пошёл седельный тягач МАЗ-200В, предназначенный для буксировки полуприцепов (также производства МАЗ) по дорогам с усовершенствованным покрытием. На нём был установлен двигатель повышенной мощности ЯАЗ-204В, мощностью 135 л.с, отличающийся от базового, в основном, насос-форсунками с увеличенной цикловой подачей.
Шасси под обозначением МАЗ-200Д широко использовалось для установки самых различных кузовов и механизмов: автоцистерны различного назначения (АЦ-8-200), топливозаправщиков (ТЗ-200), молоковозов (АЦ-525), поливочно-моечных машин (ПМ-9), подъёмных кранов (К-51, К-52, К-53), самозагружающихся автомобилей с наклонной платформой для перевозки контейнеров (АПК-6). Несколько десятков автомобилей было переоборудовано в пожарные машины двух основных типов — автоцистерны со стволами-лафетами либо без них (АЦ-30/205) и автолестницы 45- и 32-метровой длины (АМ-32). На рамы грузовиков устанавливались фургоны-рефрижераторы ЧАР-1-200 Черкесского завода холодильного оборудования и военные фургоны («кунги») производства Мытищинского механического завода. На базе МАЗ-200 были разработаны полноприводные лесовоз МАЗ-501 и армейский грузовик МАЗ-502, а также наиболее распространенная модель семейства — автосамосвал МАЗ-205, который выпускался в количестве, превышающем все остальные модели, вместе взятые.
В 1962 году машина получила новый 4-тактный 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236 мощностью 165 л.с. с повышенной экономичностью, в дальнейшем устанавливаемый на семейство МАЗ-500 и выпускающийся в виде различных модификаций и применяемый по сей день. Соответственно этому изменились и обозначения моделей: так, бортовой грузовик стал называться МАЗ-200П («переходный»), а седельный тягач — МАЗ-200М. Ещё один седельный тягач того периода — МАЗ-200Р имел гидроаппаратуру для управления опрокидыванием кузова самосвального полуприцепа МАЗ-5232В.
Всего на МАЗ было выпущено 230 000 автомобилей до 31 декабря 1965 г., когда завод полностью перешёл на производство модели МАЗ-500 и её модификаций.
Автомобили МАЗ-200 эксплуатировались практически во всех уголках СССР и в странах третьего мира. В частности основное списание машин в СССР произошло в середине-конце 70-х гг., однако отдельные автохозяйства эксплуатировали проводя не один капитальный ремонт МАЗ-200 и в 80-х гг.
Интересные факты
- Автомобиль МАЗ-200 играет ключевую роль в фильмах «Дело Румянцева» и «Большая руда».
- Отпускная цена на МАЗ-200 по прейскуранту начала 60-х годов составляла 3460 руб., что соответствует розничной цене «Москвича-403» и значительно меньше, чем «Волги» ГАЗ-21 (5100 руб. в 1961). Поскольку автомобиль был грузовым, то в частные руки он, естественно, не продавался.
- Двигатель ЯАЗ-204 имел свойство заводиться «не в ту сторону», а также «уходить вразнос».
- Коробка передач МАЗ-200 впоследствии, с небольшими изменениями, применялась на бензиновом Урал-375.
- Карданный вал МАЗ-200 устанавливался на трамвайные вагоны КТМ-2[1].
- При пропадании давления в воздушной системе автомобиль фактически терял все возможности остановиться и водители прибегали к небольшим столкновениям, чтобы остановить автомобиль.
Примечания
- ↑ Резник М.Я., Черток М.С. Учебное пособие для водителей трамвая 1-го класса.. — М.: Стройиздат, 1964. — С. 133.
Ссылки
- Фотографии МАЗ-200 и его модификаций
- Технические характеристики, описание и чертежи МАЗ 200