Momotik.ru

Народный проект

Размеры кадрика кашетированного фильма с соотношением сторон 1,85:1
Размеры кадрика кашетированного фильма с соотношением сторон 1,66:1

Кашети́рованный фи́льмкинофильм, изготовленный с использованием одного из прокатных кашетированных форматов, использующих кадрик меньшей высоты, чем фильм классического формата, но тот же шаг кадра в 4 перфорации и совмещённую оптическую фонограмму[1]. При демонстрации такого фильма используется объектив с фокусным расстоянием, меньшим, чем для фильмов классического формата, чтобы получить широкоэкранное изображение большого размера с соотношением сторон от 1,66:1 до 2:1[2].

Содержание

Применение

Для демонстрации кашетированных фильмов используется то же проекционное оборудование, что и для фильмов обычного формата без каких-либо переделок. Исключение составляет замена кадровой рамки и использование более короткофокусного объектива. В фильмокопиях кашетированных форматов большая часть площади киноплёнки занята междукадровым промежутком и не используется, а полезная площадь кадра меньше, чем у классического и производственных кашетированных форматов[2]. Однако, стандартный шаг кадра позволяет демонстрировать такие фильмы кинопроекторами, которыми оборудовано большинство кинотеатров, использующих плёночную технологию.

Современный кашетированный фильм представляет собой фильмокопию, отпечатанную оптическим способом с негатива другого формата с широким экраном, и предназначенную для кинотеатров с небольшим залом. Первоначально существовал формат негатива с явным кашетированием, получаемый в киносъёмочном аппарате обычного формата, заменой кадровой рамки на более узкую, с кашетированием сверху и снизу. Исторически, это первый способ применения кашетирования, то есть затенения частей кадра при помощи каше. Впервые кашетирование до формата 1,66:1 было применено в 1953 году киностудией «Парамаунт»[3]. Печать кашетированных фильмокопий с такого негатива возможна контактным способом. В настоящее время кашетированные фильмы печатаются с негативов одного из производственных кашетированных форматов, снятых на киноплёнке 35-мм или «Супер-16». С анаморфированных и широкоформатных негативов также могут изготавливаться кашетированные копии с потерей части изображения по системе Pan & scan. Плёночные копии фильмов, снятых по цифровой технологии с близким соотношением сторон, печатаются в кашетированных форматах. Два самых распространённых стандарта предусматривают соотношение сторон кашетированного кадра 1,66:1 и 1,85:1[4]. Первый получил наибольшее распространение в Европе, второй — в США и Северной Америке. Ширина такого кадра — 20,96 мм на киноплёнке соответствует ширине кадра классического формата. а высота принимается равной 12,62 мм для формата 1,66:1, и 11,33 мм для формата 1,85:1. В настоящее время кашетированные фильмы лидируют, занимая в мировом кинопроизводстве до 80% и полностью вытеснив классический формат.

Формат Univisium

Размеры кадра формата Univisium

В 1998 году известным кинооператором Витторио Стораро был предложен[5] прокатный формат «Юнивизиум»[6] (англ. Univisium) с шагом кадра в 3 перфорации. «Юнивизиум» так же, как и формат «Супер-35», использует для изображения всю ширину киноплёнки между перфорациями и позволяет получать кадр с соотношением сторон 2,0:1. Он пригоден для печати фильмокопий с цифровыми оптическими фонограммами, использующими пространство снаружи перфораций (стандарт SDDS) и межперфорационные перемычки для дорожки Dolby Digital. Кроме того, возможна контактная печать такого позитива с негатива «Супер-35» с шагом в 3 перфорации. Формат требует кинопроекторов, рассчитанных на другой шаг кадра, но позволяет сделать фильмокопию при той же длительности на 25% короче и значительно дешевле при том же качестве изображения, что и у фильмокопии традиционных кашетированных форматов за счёт рационального использования площади плёнки. Однако, общемировой стандарт шага кадра фильмокопии в 4 перфорации делает затруднительным внедрение позитива с уменьшенным шагом. С наступлением эпохи цифрового кинопоказа, «Юнивизиум» так и не получил распространения как прокатный формат, и существует как разновидность производственного «Супер-35» с более узким кадровым окном.

См. также

Примечания

Источники

  1. Типы и форматы киноплёнки  (рус.). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 15 июня 2012.
  2. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 14
  3. Early evolution from Academy to Wide Screen ratios  (англ.). The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 28 мая 2012.
  4. Коноплёв, 1975, с. 30
  5. ВИТТОРИО СТОРАРО - "Управление светом"  (рус.). Операторы. Кино Ру (18 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 6 мая 2012.
  6. Vittorio Storaro's Univisium  (англ.). Cinematography. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 10 мая 2012.

Литература

  • Б. Н. Коноплёв Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1975. — С. 30. — 448 с.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 14,15.

Ссылки

  • Скрытое кашетирование  (рус.). Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 10 мая 2012.
  • Форматы кинопленок  (рус.). Сайт кино- и видеотехники XX века. Архивировано из первоисточника 12 августа 2012. Проверено 10 мая 2012.