Метки: Сибирские татары реферат, сибирские татары праздники, сибирские татары по религии, сибирские татары картинки, сибирские татары омск, сибирские татары омск сабантуй, сибирские татары видео.
Сибирские татары Себер татарлар |
|
Самоназвание |
Татарлар, Себер татарлар |
---|---|
Современный ареал расселения и численность | |
Всего: 180 - 240 тыс |
|
Язык | |
Религия | |
Расовый тип |
южносибирская раса, западносибирская раса, центральноазиатская раса, среднеазиатская раса |
Сиби́рские тата́ры (самоназвание — сибтат. себер татарлар, татарлар, ед. сибтат. себер татар, татар) — коренной этнос Западной и Южной Сибири. Как самоназвание этнонимы себер татар, татар укоренились у тюркского населения Западной Сибири не ранее начала XX в. Как название этноним сибирские татары использовался в научных и документальных целях значительно раньше, вслед за обозначением всех тюркоязычных этносов этнонимом татар. Ранее общего автоэтнонима для обозначения этнической общности сибирские татары, по-видимому, не было, и в качестве самоназвания употреблялись этнонимы конфессионального (муслим, мусульман), территориального и племенного (тубуллык, тугыс и др.) происхождения.
По расовым признакам сибирские татары относятся к южносибирскому, среднеазиатскому и западносибирскому расовому типам. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами[1]. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных монголоидно-европеоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента. По суммарным антропологическим признакам сибирские татары идентичны суммарной группе населения Хакасии. Заболотные татары чрезвычайно близки к берёзовским ханты[2]. Ялуторовская группа идентична европеоидному населению.
Сибирские татары исторически проживали на обширных равнинах к востоку от Уральских гор до реки Енисей в степной, лесостепной и лесной зонах. Исконные сёла сибирских татар расположены чересполосно с сёлами других этносов преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах Тюменской области; Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области; Чановском районе (аулы Тебисс, Кошкуль, Малый Тебисс, Тармакуль, Белехта), Кыштовском,Венгеровском ,Куйбышевском Колыванском районе Новосибирской области, Томском районе Томской области, по нескольку сёл имеется в Свердловской, Курганской и Кемеровской областях. Значительно сибирскотатарское население в городах указанных областей, а за пределами РФ общины сибирских татар есть в Центральной Азии и Турции (село Богрюделик в провинции Конья).
По сообщению послов сибирского хана Едигера, прибывших в Москву в 1555 г., количество «чёрных людей» без знати в ханстве составляло 30 700 человек. В грамоте Ивана Грозного об обложении их данью приводится цифра 40 000 человек: По итогам Первой всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек. Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учётом численности татар-переселенцев из других регионов России. Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог)[3]. Тем не менее, в 1926 г. на территории нынешней Тюменской области насчитывалось 70 000 татар, в 1959 г. — 72 306, в 1970 г. — 102 859, в 1979 г. — 136 749., в 1989 г. — 227 423, в 2002 г. — 242 325 (из них родилось в Тюменской области 125000 человек). Всего же, по результатам Всероссийской переписи населения, в 2002 году в вышеназванных областях (их территория соответствует основной территории исторического Сибирского ханства), проживало 358 949 татар, из которых 9 289 идентифицировали себя как сибирские татары. Наибольшее число респондентов идентифицировали себя как сибирские татары в Тюменской и Курганской областях — 7 890 и 1081 человек соответственно. Всего же, по данным переписи 2002 года, в России проживало 9 611 сибирских татар[4]. В то же время, в ряде публикаций численность коренных сибирских татар оценивается от 190 до 210 тысяч человек[5]. Столь значительное расхождение в данных может быть объяснено тем, что вопрос самоидентификации является среди сибирских татар предметом дискуссии. Часть из них разделяют официальную точку зрения о том, что являются частью единой татарской нации и считают свой родной язык восточным диалектом литературного татарского, другие считают себя представителями отдельного народа с самобытным языком и культурой[6][7][8].
Часть сибирских татар вышло из среды средневековых кыпчаков, принимавших участие в формировании многих тюркских народов. В процессе своего длительного и сложного этнического развития сибирские татары контактировали с группами угорского происхождения, самодийцами, кетами, народами Саяно-Алтая, Средней Азии и Казахстана.
Наиболее близки к сибирским татарам этногенетически — казахи и башкиры, тюрки Саяно-Алтая. Связано это с тесными этногенетическими контактами этих этносов в обозримом прошлом.
Сравнительно достоверные данные об этногенезе, как считается в науке, можно получить с эпохи неолита (6-4 тыс. лет до н. э), когда начинают складываться племена. Эта эпоха характеризуется обитанием на территории Западной Сибири племён угорско-уральского происхождения, контактировавшими с племенами Прикаспийской Средней Азии. В середине 2-го тысячелетия до н. э. в Сибирь проникают ираноязычные племена. Рубеж и начало новой эры характеризуются формированием древнетюркского этноса в Сибири. Тюркские племена хунну обитали в Западной Сибири уже во II—III в.в. н. э. В VI—IX в.в западносибирскую лесостепь заселяют значительные массы тюрков, пришедшие из районов Алтая и Центрального Казахстана. В XIII в. в Прииртышье появляются кыпчаки, вытесненные из южных степей войсками Чингисхана. В этот период начинается активный уход угорского населения на север, часть которого остаётся и вливается в состав тюркского населения. Всё это время не прерываются контакты местного сибирско-тюркского населения с этносами Средней Азии, поскольку границы владений среднеазиатских государственных объединений доходили до территории Прииртышья. Так к XV—XVI в.в. складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII в. территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV в. возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (совр. Тюмень), в конце XV — . XVI в.в. — Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска)[9].
Несмотря на многие общие культурные сходства сибирских, волго-уральских и астраханских татар, антропологи всё же выделяют сибирский тип как отдельный этнос. С тех пор как Татарстан стал центром и средоточием татарской культуры, влияние поволжских татар на все остальные группы татар привело к тому, что усилился процесс культурной консолидации всех подгрупп татар. Книги, фильмы, газеты, выпускаемые в Татарстане и доступные по всей России, концерты творческих коллективов из Татарстана в татарской диаспоре, неизбежно привели к нивелировке местных различий. Тем не менее, сибирские татары чётко разграничивают своих (сибирских) и других (астраханских и волжских) татар как этнос, однако имеют, в основном, дружественные отношения с другими татарами.
Сибирскотатарский язык относится по большинству фонетико-грамматических показателей к языку кыпчакско-ногайской подгруппы кыпчакской группы западнохуннской ветви тюркских языков[10]. В лексике и грамматике имеются элементы языков карлукской группы, кыпчакско-булгарской и киргизо-кыпчакской подгрупп. Такое взаимопроникновение элементов языков разных групп и подгрупп в рамках тюркских языков характерно практически для всех тюркских языков. В фонетике прослеживаются явления тотального оглушения звонких согласных, связанные с угорским субстратом. 9 гласных звуков составляют систему вокализма, имеются восходящие и нисходящие дифтонги. Исконных согласных 17. К специфическим относятся шумный щелевой (фрикативный) губной полузвонкий [бв], заднеязычный шумный щелевой полузвонкий [г], шумный щелевой увулярный звонкий [ғ], шумный смычный увулярный глухой қ смычный увулярный [ң], щелевой губно-губной [w]. Для языка характерно цоканье и йоканье во всех позициях слова. На морфологическом уровне отмечается широкое употребление причастий и деепричастий, употребление древнетюркской лексемы бак (смотреть) в значении модальной частицы пак (карап пак — посмотри, утырып пак — присядь). Профессор Г. Х. Ахатов считает, что «цоканье» у сибирских татар сохранилось от половцев.[11]
Сибирскотатарский язык имеет ряд диалектов и говоров: тоболо-иртышский диалект с тюменским, тобольским, заболотным, тевризским, тарским говорами, барабинский диалект, томский диалект с эуштинско-чатским и орским говорами[10]. Со времени проникновения в Сибирь ислама и до 20-х гг. XX в. сибирские татары, как и все мусульманские народы, пользовались письменностью, основанной на арабской графике, которая в 1928 году была заменена латиницей, а в 1939 г. — кириллицей. Письменным языком для сибирских татар является татарский литературный язык, основанный на грамматических законах языка казанских татар. Родной язык сибирских татар — устойчивое явление. Он широко используется ими в коммуникативной сфере и не имеет тенденции к активному нивелированию с другими языками. В то же время городское сибирскотатарское население переходит на русский язык, что относится только к языку, но не самосознанию.
Впервые фундаментально язык сибирских татар был исследован доктором филологических наук, профессором Г. Х. Ахатовым.
Ценностные ориентиры сибирских татар базируются на религиозных (исламских) канонах, нерелигиозных представлениях и их проявлениях в обычаях и обрядности. К религиозным обрядам можно отнести следующие (проводятся при участии муллы) — обряд имянаречения (пала ататыу), бракосочетание (негэ), похороны (кумеу), поминальный обряд (катым), зарок (телэу) — проводится по значимым событиям жизни с закланием жертвенного животного, исламские календарные праздники — пост рамазан (ураса), курбан (корманнык) и др. Все религиозные обряды проводятся практически по одному сценарию — разница лишь в чтении муллой различных молитв. Накрывается стол с традиционным набором блюд (лапша, пироги, лепёшки, баурсаки, урюк, изюм, чай), собираются уважаемые люди, родственники, мулла читает необходимые молитвы, всем раздаётся милостыня (кэйер), трапеза.
Народные праздники и обычаи включают в себя элементы доисламских верований сибирских тюрков. К народным праздникам относится амаль (восточный новый год в день весеннего равноденствия). В селе проводится коллективная трапеза, раздаются подарки (предметы разбрасываются с высокой постройки), участники играют в игры. Сегодня почти забыт древний праздник карга путка («воронья (грачиная) каша»). Он проводился во время прилёта грачей, то есть перед началом посевных работ. Жители села собирали по подворьям крупу и другие продукты, варили кашу в большом котле на всех участников, развлекались, а остатки трапезы оставляли в поле[3].
Сочетанием язычества (тенгрианства) и ислама является кук корманнык (жертва небу). Сельчане во главе с мусульманским духовенством проводят этот обряд заклания жертвенного животного в засушливую погоду с просьбой к Всевышнему о дожде либо, наоборот, в дождливую о прекращении осадков для возможности продолжения сельскохозяйственных работ (в основном заготовки сена). Проявлениями язычества можно считать веру сибирских татар в духов предков (эруак), леших (пицен, албасты), водяных (сыу пэрей), злых духов (чин, пэрей, шайтан), домовых (ой пэрей), а также ношение при себе и наличие в доме амулетов с написанными изречениями из Корана.
К духовному наследию сибирских татар относится фольклор. В жанровом отношении он разнообразен. Из лиро-эпических произведений известны дастаны (народные поэмы) («Идегей»), прозаические — сказки (йомак), пословицы (лагап), поговорки (эйтем). Музыка (кроме плясовой) основана на пентатонике, поэтому сибирские татары поют песни (йыр), общие с татарскими и башкирскими. Музыкой сопровождаются такие жанры фольклора как баиты (пэйет) — стихи, посвящённые трагическим случаям жизни, мунаджаты (моначат) — религилзные песнопения, частушки (такмак). Народные танцы отличаются громким отбиванием ног (как в испанском фламенко). Из традиционных музыкальных инструментов известны курай (род свирели), кубыз (язычковый музыкальный инструмент), тумра (род домбры), тум (барабан).
Аулами, а в прошлом юртами называли сибирские татары свои сёла, а города — тора, кала. Cреди томских татар до революции сохранились термины улус и аймак. Многие названия сибирскотатарских селений восходят к этнонимическому именованию, к местоположению (связаны с названиями рек, озёр), а также к имени основателя. Все названия сибирскотатарских селений имеют сибирскотатарское и русское официальное название, которое, собственно, тоже является тюркским. Почти все сёла сибирских татар располагаются на берегу водоёма (реки или озера). С сооружением дорог появились притрактовые селения. Старая часть села, обычно без строгой планировки, располагается на возвышенной части, где имелась мечеть с присущим сибирскому региону архитектурным обликом (деревянная срубная постройка с довольно приземистым минаретом над входной зоной). В селениях — волостных центрах находились здания волостных правлений (отдельная изба или пятистенный дом). Из других зданий выделялись почтовые станции в притрактовых деревнях, помещения училищ, частные магазины, лавки, кузницы. Кладбище располагалось неподалёку от села. Могилы имели четырёхугольные срубовидные оградки. На могильном холме женщины ставилось два деревянных столба — в изголовье и у ног. На могиле мужчины — один столб с полумесяцем.
Из строений известны срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища, землянки и полуземлянки. В XVII — XVIII веках сооружались низкие срубные юрты с небольшими дверями, без окон, в которые свет проникал через отверстие в плоской земляной крыше[12]. Поздние бревенчатые пятистенные дома имели двускатную или четырёхскатную крышу, крытую деревянными досками, и имели глухие ограды по всему периметру хозяйства. Некоторые имели двухэтажные срубные дома, а в городах зажиточные купцы и промышленники — каменные дома. Немногие дома с внешней стороны украшались узорами, расположенными на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В основном это был геометрический орнамент, лишь иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, так как это запрещалось исламом. Во внутреннем убранстве дома главенствующее положение имели нары — урын, застеленные тканными безворсовыми паласами — келэм. На нарах устанавливался невысокий круглый столик для принятия пищи, спали на нарах же, застелив их перинами (тушэк) из пера птицы. По краю нар стопками укладывались одеяла (йурган), подушки (йастык), сундуки. Нары заменяли всю необходимую мебель. Так же в домах были столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых сибирских татар встречалась и другая мебель, например шкафы и стулья. Отапливались жилые дома печами (мейец) — русскими с топкой, плитой и духовой частью для приготовления пищи и только отопительными с топкой. Второй этаж двухэтажного дома не отапливался. Одежда развешивалась на деревянной жерди под потолком (мауыл). Окна прорезались небольшими и занавешивались занавесками (тэрэс пэртэ). Подворье разделялось на дворовую (кура, ишегалт) и хозяйственную — скотную части (мал кура). Имелся погреб со льдом, который заготавливали зимой, для хранения мясных изделий.
Современные сибирскотатарские сёла имеют квартальную планировку. Во многих построены мечети различного архитектурного плана. Все постройки выполнены из дерева или кирпича. Этнического колорита современные сёла не имеют за исключением наличия мечети, кладбища с полумесяцами на могилах, которые имеют деревянные, железные оградки и памятники из железа или камня. Внутреннее убранство дома ничем не отличается от обычного городского. Для отопления используется газ.
Повседневная одежда мужчин и женщин состояла из шаровар и рубашки. Поверх рубашки надевались чекмень (цикмэн) или камзол (камсул), представлявшие собой приталенный стёганный с длинными рукавами и карманами род пиджака ниже колен из шерстяной ткани. Женский чекмень отличался от мужского большим расширением к подолу. Праздничные платья сибирских татарок шились с оборками (пормэ) и нагрудными украшениями (исеу). Праздничной мужской одеждой являлся халат (йэктэ, цапан). Из обуви известны кожаные сапоги (атыу, царык), кожаные туфли (царык паш), калоши, зимой — валенки. Головные уборы мужчин — тюбетейки (кэбэц), шапки на меху (такыя). Женщины носили налобную повязку (сарауц), а поверх неё шаль или платок. Обязательным атрибутом женских украшений были накосники (цулбы), браслеты (пелэлек) в основном из серебра. Зимняя одежда состояла из стёганых пальто (кортэ), овчинных тулупов (тун), шуб[13].
По крою и расцветке старинная верхняя одежда сибирских сродни среднеазиатской и Саяно-Алтайской, (с уйгуро-китайским отворотом), женские платья — башкирским (с несколькими рядами оборок по подолу), костюмы начала XX века и позже подвержены татарскому влиянию.
Кухня сибирских татар разнообразна и основывается на мучных, рыбных, мясных и молочных блюдах. Ели мясо всех домашних животных и птиц, кроме свинины, из диких животных — зайчатину и лосятину. Из конского мяса делали колбасы (казы), в том числе и копчёные. Кроме того, вялили мясо. Излюбленные первые блюда — супы и бульоны: мясной суп — аш, мясной бульон — шурба, уха — палык шурба, разные виды лапши — онаш, салма, супы с клёцками — умац и йорэ, пшённый — тарык урэ, перловый — куцэ урэ, рисовый — корец урэ. В качестве вторых блюд употребляются пишпармак — томлёное в печи мясо с бульоном, картофелем, луком и кусочками тонко раскатанного теста, а также различные изделия из теста: большой закрытый мясной пирог — пэлец (из различных видов мяса), большой закрытый рыбный пирог — эртнек. Известно большое количество выпечки: пресные лепёшки — кабартма, пэтер и йога, пшеничный и ржаной хлеб, большой закрытый или открытый пирог со сладкой начинкой из калины (палан пэлец), клюквы и брусники (цея пэлец), пирожки с различными начинками — капшырма, самса, пэрэмец, множество видов паурсаков — кусочков теста, приготовленных в кипящем масле или жире (сур паурсак, сансу и др.), блюда наподобие блинов — коймак, халва — алюва, хворост (коштел). Употребляли каши, талкан — блюдо из молотых зёрен ячменя и овса, разведённых в воде или молоке.
Поскольку территория проживания сибирских татар — болотистые, озёрные места, одним из популярных видов сырья для приготовления пищи является рыба (кроме бесчешуйных видов и щуки, которые запрещены исламом). Рыба варится в виде ухи, запекается в печи, жарится на сковороде как отдельно на масле, так и в бульоне с картофелем, а также вялится, сушится, солится. Кроме того, популярно мясо водоплавающей дичи. В виде приправы во всех видах мясных и рыбных блюд используется большое количество лука. Помимо мясных блюд, как один из основных видов продуктов животноводства, популярны молочные продукты: май — масло, (эремцек, эцегей) — творог, катык — особый вид простокваши(кефира), каймак — сметана, сливки, курт — сыр. Наиболее распространёнными напитками были чай, некоторые виды шербета, известно употребление кумыса и айрана.
Из дикорастущих ягод на сладкое приготавливалась пастила (как)
Со второй половины ХХ в. в рационе сибирских татар начали появляться овощи.
Известно о занятии сибирских татар мотыжным земледелием ещё до вхождения Сибири в состав России. Традиционные культуры — ячмень, овёс, просо, позже — пшеница, рожь, гречиха, выращивался лён (йетен), огородничество не характерно плоть до начала ХХ в. Овощи покупались.
Скотоводство — основное занятие сибирских татар в прошлом, на селе и сейчас. В хозяйстве выращивали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, в редких хозяйствах разводили верблюдов для торговли в южных странах. После весенних полевых работ табуны лошадей выпускались на вольную пастьбу. Овец стригли 2 раза в год. Сено заготавливается летом на индивидуальных и общинных покосах. До сих пор популярны рыболовство и охота. Основная рыба — карась (табан), а отстреливаются водоплавающая птица, лось, косуля, пушной зверь. Известно о ловле медицинских пиявок[3].
Определённое значение имели и имеет сейчас торговля, а в прошлом извоз — перевозка купеческих грузов на своих лошадях, отхожие промыслы (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах). Продукты животноводства и земледелия обрабатывались как для внутреннего потребления, так и для торговли. Зерно мололи на муку и крупу на ветряных мельницах (йел тирмэн), а также с помощью ручных орудий (кул тирмэн). Масло взбивалось в специальной маслобойке — кобо. Известно о выжимании конопляного масла.
Ремёсла в основном были связны с внутренним потреблением. Шкуры домашнего скота и дичи выделывались вручную. Из шкур шились тулупы, обувь. Из пера птицы набивались подушки и перина. Козий пух и овечью шерсть пряли, вязали из пуха шали для себя и на продажу, а из шерсти — в основном носки. Лён обрабатывали для пошива одежды. Мастера (оста) вязали сети (ау), неводы (йылым) и производили другие приспособления для ловли рыбы, а также капканы на животных. Имеются данные об изготовлении верёвок из липового лыка, плетении коробов из ивовых прутьев, изготовлении берестяной и деревянной посуды, лодок, телег, саней, лыж. В северных районах собирали кедровые шишки[12].
Современные сибирские татары, живущие в городах, работают во всех сферах производства, обслуживания и образования, а на селе сохраняются традиционные занятия, как животноводство (с производством молочных продуктов для внутреннего потребления и для продажи, обработкой пуха и шерсти), охота, рыболовство, сбор дикоросов (ягод, грибов, кедровых шишек для продажи).
В период Сибирского ханства и ранее у сибирских татар существовали родо-племенные отношения с элементами территориальной общины. В XVIII — начале XX в.в. у сибирских татар существовали 2 формы общины: община-волость и община-селение. Функции общины-волости сводились в основном к фискальным и представляли собой этническую и сословную общность. Община-селение представляла собой поземельную единицу с присущими ей регулированием землепользования, хозяйственными функциями, функциями управления. Управление велось демократическими сходами. Проявлением общинной традиции является обычай взаимопомощи[14].
Немаловажной у сибирских татар была роль тугума. Тугум — группа родственных семей, берущих начало от одного предка. Роль тугума заключалась в регулировании семейных, хозяйственно-бытовых отношений, исполнении религиозных и народных ритуалов. Важной была роль и религиозной общины, регулировавшей определённые отношения в общине в целом.
Tags: Сибирские татары реферат, сибирские татары праздники, сибирские татары по религии, сибирские татары картинки, сибирские татары омск, сибирские татары омск сабантуй, сибирские татары видео.