Momotik.ru

Народный проект

Анаморфи́рованный киноформа́т, анаморфи́рованный форма́т — разновидность широкоэкранных кинематографических систем, использующих при съёмке и проекции кинофильма оптическое анаморфирование изображения. Анаморфированный формат для изготовления оригинального негатива использует специальный анаморфотный[1] киносъемочный объектив, который содержит цилиндрические линзы, и строит изображение с разными масштабами в вертикальном и горизонтальном направлениях. На кинопленке такое изображение выглядит растянутым в высоту. При проекции готового фильма на экран в кинопроекторе используется аналогичная оптическая система, производящая обратную трансформацию изображения до нормальных пропорций.

Современная 35-мм фильмокопия анаморфированного формата с аналоговой и двумя цифровыми оптическими фонограммами

Содержание

История

Впервые оптическое анаморфирование было применено в танковых приборах наблюдения, позволявших увеличить обзор по горизонтали до 180°. Первый анаморфотный объектив «Гипергонар» был разработан[2] французом Анри Кретьеном и представлен Французской Академии наук в 1927 году. Широкое применение в кинематографе началось после создания в 1952 году широкоэкранной кинематографической системы[3] «Синемаскоп» (англ. CinemaScope), использущей анаморфотную оптику для съемки и проекции фильмов, снятых на стандартной кинопленке[4] шириной 35-мм. Разработчиком системы стала кинокомпания «XX век Фокс». Впоследствии «Синемаскоп» стал основой для большинства подобных форматов, и английское жаргонное слово Ско́уп (англ. Scope) стало обозначать любое кинематографическое изображение с соотношением сторон кадра 2,35:1 и близкими к этому. Современные стандарты[5] цифрового кинематографа с экраном 2,39:1 также называются Scope, как ведущие происхождение от анаморфированных форматов, в противовес разновидности Flat с менее широким экраном 1,85:1, характерным для форматов, снимаемых сферической оптикой — «плоских».

«Широкоэкранный бум» середины 1950-х годов вынуждал кинопроизводителей изобретать новые форматы, повышающие зрелищность кинематографа. Рост популярности телевидения заставлял искать все новые пути повышения качества кинопоказа. Анаморфированные форматы пришли на смену громоздким панорамным системам, использующим несколько пленок при съемке и проекции. Использование одной плёнки для получения широкоэкранного изображения давало огромное преимущество, поскольку несмотря на все усилия, обеспечить идентичность изображения на всех трёх плёнках панорамных форматов практически невозможно. И, несмотря на распространённое в США в середине 50-х выражение «„Синемаскоп“ — это „Синерама“ для бедных», после появления первых анаморфированных фильмов началось бурное развитие широкоэкранного кино с использованием анаморфотной оптики.

Технология

К началу 60-х годов существовало три основных способа оптического анаморфирования.

  • Перекрещивающиеся призмы (использовались в формате Ultra Panavision);
  • Цилиндрические зеркала на элементах с полным внутренним отражением (формат Technirama);
  • Цилиндрические анаморфотные объективы или насадки на объектив (CinemaScope)

Все эти технологии предусматривали получение изображения с разным масштабом по вертикали и горизонтали. Визуально изображение на кадрике анаморфированного фильма выглядит вытянутым по вертикали. Круг отображается на киноплёнке вертикальным эллипсом. Наибольшее распространение получил последний способ анаморфирования цилиндрическими линзами. Цилиндрическая система была встроена непосредственно в объектив или изготавливалась в виде афокальной насадки[6], которую можно было использовать со стандартной киносъёмочной оптикой. Это было одним из дополнительных преимуществ таких широкоэкранных систем, поскольку большинство уже существовавших на момент появления формата киносъёмочных аппаратов были пригодны для съёмки с анаморфотной насадкой. В советских камерах переход с обычного формата на широкоэкранный осуществлялся установкой анаморфотной насадки перед объективом и заменой кадровой рамки фильмового канала.

CinemaScope и его клоны

Самой известной анаморфированной системой, использующей стандартную 35-мм киноплёнку стал «Синемаскоп», ранние версии[7] которого до 1964 года[8] имели соотношение сторон экрана 2,55:1[9], поскольку совмещённые фильмокопии обладали только магнитной фонограммой, записываемой на четырёх дорожках.

В СССР был разработан свой анаморфированный стандарт, получивший отечественное название «широкоэкранный» («Широкий экран»)[10], а за рубежом известный, как SovScope. После перестройки выпуск отечественной киноаппаратуры был свёрнут и система SovScope уступила своё место западным аналогам, главным образом, «Панавижн», полностью совпадающим по техническим параметрам с «Широким экраном».

Достоинства

По сравнению с кашетированными широкоэкранными форматами, появившимися одновременно, анаморфированные системы обеспечивали гораздо более высокое качество изображения и мелкое зерно за счёт большей площади кадра и рационального использования киноплёнки. На кашетированных фильмокопиях значительная часть площади расходуется на широкий междукадровый промежуток, тогда как при анаморфировании изображением используется практически весь стандартный шаг кадра 19 мм. В то же время, использование стандартной киноплёнки даёт огромное преимущество перед широкоформатными киносистемами, требующими дорогостоящего нестандартного оборудования для демонстрации фильмов в кинотеатрах. При показе анаморфированной фильмокопии возможно использование обычного кинопроектора, оборудованного анаморфотной насадкой на объектив. Исключение мог составлять «Синемаскоп» из-за нестандартной[11] перфорации и четырехканальной магнитной фонограммы. Однако, незначительная доработка стандартных кинопроекторов, рассчитанных на классический формат, позволяла демонстрировать широкоэкранные фильмы в этом стандарте. В итоге, широкие форматы проиграли анаморфированным, сохранившим своё распространение, как прокатный формат, до сегодняшнего дня.

Артефакты

Оптическое изображение, даваемое анаморфотными объективами обладает некоторыми особенностями, несвойственными традиционной оптике. Самый заметный эффект — форма бликов, даваемых объективами от ярких источников света. У цилиндрической оптики такие блики имеют овальную, а не круглую форму и могут давать дополнительную подсветку в виде длинных горизонтальных линий, чаще всего синего цвета. Они трудноустранимы и очень видимы на экране, особенно в ночных сценах, содержащих множество светящихся огней и автомобильных фар. Кроме того, анаморфотной оптике свойственна «цилиндрическая перспектива», особенно заметная при небольших фокусных расстояниях съемочного объектива. При этом, линии, параллельные плоскости кадра, часто отображаются кривыми, выгнутыми наружу экрана в центре. Эффект является разновидностью бочкообразной дисторсии. На экране анаморфированное изображение также можно визуально отличить от обычного по точечным источникам света, отображаемым не в фокусе. В отличие от изображения, снятого сферической (аксиально-симметричной) оптикой и отображающего такие источники пятнами круглой формы, анаморфированное дает овальное изображение светящихся точек, растянутое по вертикали. Это следствие нестандартного хода лучей в цилиндрической оптике. Еще один характерный артефакт назывался в Голливуде «гримасы» (англ. Anamorphic mumps) и представлял собой искажение лица актёра при съёмке крупных планов с небольших дистанций. Этот вид дефекта проявлялся, главным образом, при использовании анаморфотных насадок на сферический объектив и был менее заметен при использовании специальных анаморфотных объективов, содержащих цилиндрические элементы внутри.

В современном кинематографе анаморфированные форматы используются, главным образом, для фильмокопий. Съёмка таких фильмов, чаще всего, ведётся по технологии «Супер-35» сферическими объективами, свободными от артефактов. Анаморфирование производится цифровыми методами при обработке цифрового негатива для вывода на плёнку. В случае изготовления копий фильма для цифрового показа, анаморфирование не требуется, поскольку широкоэкранная проекция ведётся сферическим объективом. Однако, большинство артефактов анаморфотной оптики за несколько десятилетий стали настолько привычны кинозрителям, что воспринимаются как часть «кинематографического видения». Поэтому, некоторые режиссеры и операторы-постановщики используют[12] анаморфотную оптику специально, чтобы придать изображению «синемаскопический» вид. В этих случаях съёмка ведётся в анаморфированном формате цилиндрической оптикой.

Правильное соотношение сторон

Разные источники оперируют, как минимум, тремя значениями соотношения сторон анаморфированных форматов: 2,35:1, 2,39:1 и 2,4:1. Все эти значения относятся к одним и тем же киносистемам, несмотря на отличия. Кадрик негатива, снятого с анаморфированием в любой системе, обладает соотношением сторон 1,175:1, что с учётом двухкратного анаморфирования соответствует соотношению сторон экрана 2,35:1. Разница появляется при проекции фильмокопии за счёт размеров кадрового окна проектора или соотношения сторон цифрового фильма. Оригинальные 2,35:1 требовали настолько узкого междукадрового промежутка в 0,8 мм, что любая склейка фильмокопии, наличие которых неизбежно при реальной эксплуатации, становится видимой на экране и выглядит как вспышка, неприятная зрителям. Поэтому, в 1970 году SMPTE установила новый единый стандарт PH22. 106-1971 для 35-мм широкоэкранных кинопроекторов, уменьшив высоту кадрового окна до 17,8 мм, которое с тех пор соответствует соотношению сторон 2,39:1[13]. В результате, междукадровый промежуток фильмокопии стал достаточно большим, чтобы при аккуратной склейке «спрятать» её следы за кадровой рамкой. Стандарт SMPTE 195-1993, действующий до сегодняшнего дня[8], введён в августе 1993 года, чтобы стандартизировать ширину кадра анаморфированных и кашетированных фильмокопий, которая с тех пор соответствует 21 мм в обоих случаях. Высота анаморфированного кадра также изменена до 17,5 мм, обеспечивая то же соотношение сторон экрана 2,39:1, которое иногда округляют до 2,4:1.

Системы с увеличенным кадром

Отдельную страницу в истории развития широкоэкранных форматов с анаморфированием занимают форматы с кадром, превосходящим по размерам кадр классического и традиционного широкоэкранного форматов. Такие системы появились, как попытка улучшить качество широкоэкранного изображения и уменьшить его зернистость, используя негатив большей площади.

Технирама

Система «Технирама» (англ. Technirama) была разработана итальянским отделением[14] компании «Техниколор» на основе формата «Виста Вижн» (англ. VistaVision), и использовала такой же кадр[15] с шагом в 8 перфораций, расположенный по всей ширине между перфорациями вдоль стандартной кинопленки шириной 35-мм, но анаморфированный с коэффициентом 1,5[16]. Соотношение сторон кадра на экране соответствовало формату «Синемаскоп», то есть 2,35:1 или 2,55:1, а на негативе и при контактной печати использовались те же размеры кадра, что и у «Виставижн». Контактные копии имели одноканальную оптическую фонограмму[17]. Часть фильмокопий изготавливались по системе «Синемаскоп», то есть с поперечным кадром и дополнительным анаморфированием.

Суперскоп и Технископ

Недостатки и дороговизна тяжёлой анаморфотной оптики привели к созданию производственных форматов, рассчитанных на съёмку сферическими объективами с последующей оптической печатью анаморфированных фильмокопий формата «Синемаскоп» и его вариантов. Две самых известных технологии называются «Технископ» и «Суперскоп».

Последняя со временем трансформировалась в современную универсальную киносистему «Супер-35».

Широкоформатные системы с анаморфированием

Наряду с широкоэкранными системами на 35-мм киноплёнке, существуют анаморфированные форматы, использующие широкую плёнку 70-мм. Последние можно отнести к широкоформатному кино. На киноплёнке шириной 70-мм изготавливались, например, анаморфированные фильмы в формате «Ультра Панавижн 70» (англ. Ultra Panavision 70).

Применение анаморфирования кадра большого размера могло давать изображение с очень большим соотношением сторон, вплоть до 2,75:1, близким к панорамным киносистемам. Однако, дальнейшего развития эти форматы не получили вследствие дороговизны и основными форматами с анаморфированием остались «Синемаскоп» и его разновидности, использующие стандартную киноплёнку шириной 35-мм.

Цифровое кино

Современный цифровой кинематограф предусматривает два основных соотношения сторон экрана: Flat (1,85:1), соответствующий кашетированным форматам, снимаемым сферической оптикой, и Scope (2,39:1), повторяющий форматы, снятые анаморфотной оптикой. Цифровые кинокамеры, оснащенными сенсором «Супер-35», позволяют снимать как в этом формате, рассчитанном на использование сферических объективов, так и в одном из анаморфированных форматов при помощи анаморфотной оптики. Последняя технология предполагает дальнейшее цифровое дезанаморфирование изображения в случае изготовления цифровой копии фильма, поскольку в цифровых кинопроекторах используется сферическая оптика.

См. также

Примечания

Источники

  1. History of anamorphic lenses  (англ.). Schneideroptics. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  2. Анаморфотная оптика  (рус.). Энциклопедия театра. Зеркало сцены (8 сентября 2010). Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 27 мая 2012.
  3. CinemaScope  (англ.). The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  4. CinemaScope specifications  (англ.). The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 11 мая 2012.
  5. Aspect ratios  (англ.). The Letterbox and Widescreen advocacy page. Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 9 мая 2012.
  6. Анаморфотные объективы  (рус.). rafcamera.info. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  7. Facts On The Aspect Ratio  (англ.). The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 12 мая 2012.
  8. ↑ History of Scope Aspect Ratios  (англ.). Road Runner. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 5 августа 2012.
  9. Specifications at a glance - CinemaScope  (англ.). The WideScreen Process Wings. The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 12 мая 2012.
  10. Гордийчук, 1979, с. 15
  11. Технические характеристики киноплёнок и фильмокопий // Кинопроекционная техника. — Т. 1. — С. 46.
  12. Объективы Hawk  (рус.). Sintex.ru. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 9 мая 2012.
  13. Facts On The Aspect Ratio  (англ.). The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 5 августа 2012.
  14. Technirama process debuts in Italy (англ.) // International projectionist : газета. — 1957.
  15. Technirama
  16. Specifications at a glance - Technirama  (англ.). The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 21 мая 2012.
  17. Гордийчук, 1979

Литература

  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль Раздел I. Системы кинематографа // Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 12-19.
  • Б. Н. Коноплев Глава II. Классификация кинофильмов // Основы фильмопроизводства. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1975. — С. 29. — 448 с.

Ссылки

  • The WideScreen Process Wings  (англ.). Martin Hart. The American WideScreen Museum. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2012. Проверено 20 мая 2012.