Метки: Никфи оскар, широкоформатная черкассы, никфи зао, широкоформатная арбис.
Широкоформатная система НИКФИ — широкоформатная кинематографическая система, основанная на использовании поперечного кадра на перфорированной киноплёнке шириной 70-мм и сферических (аксиально-симметричных) объективов. Эта система была известна в мире под названием Sovscope-70 и использовалась в СССР и странах социалистического блока, в том числе под названием DEFA-70.
Содержание |
В 1956 году в Советском Союзе коллективом НИКФИ[1] совместно с киностудией «Мосфильм» под руководством Е. М. Голдовского[2] была разработана система широкоформатного кино, основанная на западных 70-мм системах «Тодд-АО» и «Супер Панавижн 70», но в отличие от них использовавшая[3] 70-мм киноплёнку по ГОСТ 11272—78[4] и для съёмки негатива и для изготовления фильмокопий. Такое решение позволило унифицировать большинство узлов и деталей съёмочной, кинокопировальной, проявочной и проекционной аппаратуры. Кроме того, отечественный формат не рассчитан на искривлённые экраны — он предусматривал использование только плоских экранов шириной 0,6 длины кинозала[5]. Создание собственной широкоформатной системы было для СССР вопросом престижа, поэтому необходимая линейка аппаратуры была разработана в короткие сроки. Для съёмки первого широкоформатного фильма «Повесть пламенных лет» в МКБК был создан павильонный киносъёмочный аппарат 70СК, а вслед за ним — скоростной аппарат для комбинированных съёмок 70КСК[6]. В 1961 году был создан ручной широкоформатный киносъёмочный аппарат 1КСШР, а позднее — в 1966 году — павильонный аппарат «Россия» 1СШС. Все они были оснащены зеркальным обтюратором и системой сквозного визирования. В 1973 году линейку пополнила натурная камера «Берёзка» 1СШН[6]. Для комбинированных съёмок по методу «блуждающей маски» создан аппарат «Маска-70» 1КФШ[7]. В некоторых случаях для съёмки применялись аппараты производства фирм «Митчелл» (англ. Mitchell) и «Панавижн» (англ. Panavision), допускающие использование 70-мм негативной киноплёнки[8]. Кинопроекторы для демонстрации широкоформатных фильмокопий, проектировались двухформатными, то есть пригодными как для 70-мм киноплёнки, так и для 35-мм фильмов. Это достигалось за счёт применения фильмового канала специальной конструкции и двухвенцовых зубчатых барабанов[9]. Основными типами широкоформатных кинопроекторов были КП-15 и КП-30, а также их модификации[10].
Шаг кадра, как у большинства иностранных аналогов, составляет 5 перфораций при стандартной частоте съёмки и проекции 24 кадра в секунду. Кадровое окно киносъёмочного аппарата имеет размеры 51,3×23,0 мм по ГОСТ 25704—83[11], а полезный проецируемый на экран кадр составляет 48,5×22 мм площадью 1067 мм². Соотношение сторон изображения на экране — 2,2:1 — меньше, чем у негатива за счёт срезания кадра по бокам для магнитной фонограммы. Система НИКФИ является как производственным, так и прокатным форматом, то есть с негатива возможна контактная печать позитива этого же формата. Благодаря применению одинаковой позитивной киноплёнки и близких размеров кадра советский стандарт был совместим с западными аналогами, что позволяло производить обмен кинофильмами и экспорт советских фильмов за рубеж. Стандарт позволял переводить широкоформатные фильмы в широкоэкранные на плёнке 35 мм, панорамные на 3-х плёнках, и с классическим кадром на плёнках 35, 16 и 8-мм с пансканированием[12]. Некоторые фильмы, снятые по широкоэкранной системе на 35-мм киноплёнке, перепечатывались с увеличением на широкоформатные фильмокопии, предназначенные для специализированных кинотеатров. Для этих целей был создан специальный кинокопировальный аппарат оптической печати 23МТО—1[13]. Такая технология, широко применявшаяся и за рубежом, называется в иностранных источниках англ. Blow-Up, и предусматривает создание шестиканальной фонограммы микшированием исходной. С улучшением фотографического качества негативных киноплёнок, технология производства широкоформатных фильмов, снимаемых на 35-мм анаморфированный негатив, стала повсеместной. При этом запись исходных фонограмм производилась с расчётом на получение многоканального звука широкоформатной фильмокопии.
Фильмокопии формата НИКФИ снабжались шестиканальной магнитной фонограммой на четырёх дорожках, наносимых на внешних кромках киноплёнки и между перфорацией и изображением. Такая фонограмма позволяла получить объёмный звук, воспроизводимый разными громкоговорителями, и следующий за изображением на экране. Система записи могла быть двух типов: первые фильмы записывались по стандарту «5+1» — 5 громкоговорителей за экраном и один канал эффектов зала[11]. С середины 1980-х годов получила распространение другая система — «3+2+1», которая предусматривала размещение громкоговорителей аналогично системе Dolby Digital. Так были записаны фонограммы фильмов киностудий имени Горького и Довженко «Русь изначальная», «Постарайся остаться живым», «Капитан „Пилигрима“» и другие. Система использовалась для массового проката, в отличие от Мосфильмовской системы «Суперфон-70», применявшейся для ограниченных тиражей. В неё была добавлена отечественная система шумопонижения, аналогичная «Долби». Демонстрация таких фильмокопий была возможна только в трёх специально оборудованных залах в Москве, Ленинграде и Одессе. Подобной фонограммой снабжались, в частности, кинокартины «Человек с бульвара Капуцинов» и «Прорыв». Для остальных кинотеатров выпускалась ремиксированная копия «5+1». Фонограмма «3+2+1» также была пригодна для широкого проката, требуя простой перекоммутации громкоговорителей.
С середины 1980-х годов в СССР отказались от печати широкоформатных фильмокопий с промежуточных контратипов в связи с отсутствием потребности в больших тиражах. Фильмы печатались преимущественно с оригинального негатива, что особенно важно при увеличении с меньших форматов «Широкий экран» или «УФК»[14]. Негатив выдерживал печать небольшого количества копий, становясь непригодным для повторного тиражирования. Вместо него для архивного хранения использовался контратип без механических склеек. Печать с негатива позволяла получить высокое качество изображения даже при оптической печати с увеличением[14]. Незадолго до распада СССР отечественный кинематограф отказался от съёмки в широком формате, и большинство широкоформатных фильмокопий печатались оптическим способом с негатива меньших форматов. Это отражало общемировую тенденцию отказа от дорогостоящих съёмочных форматов в пользу стандартной киноплёнки[15]. Однако в отличие от зарубежных стран, забросивших широкоформатную съёмку уже в середине 1970-х, отечественные высокобюджетные фильмы продолжали сниматься на негатив 70-мм до конца 1980-х, благодаря экономическим особенностям советского кинематографа. В настоящее время система Sovscope-70 не используется, уступив место совместимым стандартам SMPTE 0215-1995, SMPTE 0152-2003[16] и ISO 2467:2004[17], регламентирующим параметры современного широкоформатного кинематографа.
На основе 70-мм формата, был также разработан стандарт съёмки стереофильмов «Стерео-70», использующий такую же киноплёнку и незначительно модифицированное оборудование. В этом формате стереопара снималась на два кадра с классическим соотношением сторон 1,37:1, расположенных горизонтально на одной плёнке 70-мм. Качество изображения такого кинофильма сопоставимо с «плоским» фильмом обычного формата. В настоящее время съёмочная оптика, разработанная на основе системы «Стерео-70» используется для съёмки по цифровой технологии. Некоторые цифровые кинокамеры с сенсором, эквивалентным негативу 65-мм оснащаются сменными стереоблоками[18] «Зепар», разработанными в МКБК на основе конструктивных решений «Стерео-70».
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |
Tags: Никфи оскар, широкоформатная черкассы, никфи зао, широкоформатная арбис.