Метки: Формат фильма в sony vegas, широкоэкранный смартфон.
«Широкий экран», Широкоэкранный формат фильма — советская широкоэкранная кинематографическая система с анаморфированием, известная за рубежом, как SovScope. Советский широкоэкранный формат предусматривал[1] использование стандартной 35-мм киноплёнки и стандартной частоты съёмки и проекции 24 кадра в секунду, применявшихся также для фильмов с «классическим» соотношением сторон кадра[2]. Все фильмокопии, изготовленные на 35-мм плёнке делились на «широкоэкранные», «кашетированные» и «обычного формата», о чём делалась соответствующая надпись на коробках с копией и на зарядных ракордах. Широкоэкранный формат мог быть как производственным, так и прокатным. то есть с негатива такого формата возможна контактная печать совмещённых фильмокопий.
Содержание |
Широкоэкранный кинематограф появился во время «широкоэкранного бума» 1950-х годов в результате конкуренции с телевидением, для того, чтобы обеспечить зрителям в кинотеатре эффект присутствия и приблизить поле зрения кинокадра к полю зрения человека. Первой коммерчески успешной широкоэкранной системой стал «Синемаскоп»[3] (англ. CinemaScope), изначально имевший соотношение сторон кадра 2,55:1, против 1,37:1 в кинофильмах обычного формата. Появившиеся вслед за этой системой другие, использовавшие анаморфирование изображения и стандартную киноплёнку, обеспечивали соотношение сторон до 2,66 : 1 и отличались от «Синемаскоп» лишь незначительно, а зачастую были просто клонами.
В СССР с 1955 года[3] существовал стандарт широкоэкранного кино, разработанный в НИКФИ на основе раннего варианта «Синемаскоп» с соотношением сторон кадра 2,55:1 и четырёхканальной магнитной фонограммой. Первым фильмом, снятым по этой системе, стал «Илья Муромец», вышедший на экраны в 1956 году[4]. Однако, такая система просуществовала до 1964 года, когда был принят новый стандарт с дополнительной оптической фонограммой и более узким кадром, с соотношением 2,35:1[5]. Размер кадрового окна киносъёмочного аппарата, предназначенного для широкоэкранной съёмки, составлял 21,95×18,6 мм по ГОСТ 24229—80[6][7], а размер полезного проецируемого на экран кадра на киноплёнке 21,3×18,1 мм. Размеры кадра и коэффициент анаморфирования советского стандарта совпадал с иностранными аналогами, в том числе с системами «Панавижн» и большинством других разновидностей «Синемаскоп», что позволяло производить международный обмен фильмами без оптической трансформации и обрезки изображения. В отличие от прототипа, предполагавшего изготовление только цветных фильмов, «Широкий экран» никак не регламентировал этот параметр, допуская цветную и чёрно-белую съёмку[П 1]. Формат «Широкий экран», как и его прототип, одновременно использовал стереофоническую магнитную и одноканальную оптическую фонограммы. Для размещения на киноплёнке четырёх магнитных дорожек перфорация была специальной формы «CS» (CinemaScope), более узкой, чем стандартная. Однако, большинство кинопроекторов, рассчитанных на стандартную киноплёнку, позволяли демонстрировать фильмокопии с «квадратной» перфорацией за счет конструкции зубчатых барабанов, не рассчитанных на заполнение зубом всей ширины стандартной перфорации. Ранние фильмокопии, одновременно оснащённые оптической и магнитной фонограммами, называвшиеся в обиходе «стереофоническими», со временем уступили место более дешёвым копиям только с оптической дорожкой, расположенной как у фильмов классического формата[8]. Для таких копий использовалась киноплёнка со стандартной «позитивной» перфорацией.
Широкоэкранные фильмы совершенно изменили ощущения зрителя от просмотра, но обладали недостаточной[3] для большого экрана разрешающей способностью по горизонтали, вследствие большого увеличения изображения. Этого недостатка были лишены широкоформатные кинофильмы, появившиеся вслед за широкоэкранными и использовавшие кинопленку большей, чем обычная, ширины — 70-мм и сферическую (аксиально-симметричную) оптику для съемки и проекции. При этом увеличение изображения кадрика широкоформатной фильмокопии на экране, в отличие от широкоэкранного кино, было одинаковым по вертикали и горизонтали, что обеспечивало бо́льшую разрешающую способность и детализацию изображения. Кроме того, широкоформатный кинематограф обеспечивал более высокое, чем широкоэкранный, качество звука за счет применения шестиканальной магнитной фонограммы. Однако, широкоэкранные фильмы не требовали специального оборудования для демонстрации и съёмки. Стандартный кинопроектор, рассчитанный на обычный формат, мог показывать широкоэкранные фильмокопии, используя несложную анаморфотную насадку на объектив. Большинство киносъёмочных аппаратов, рассчитанных на 35-мм киноплёнку, могли снимать как в обычном формате, так и в широкоэкранном после простой замены кадровой рамки фильмового канала и установки анаморфотной насадки на съёмочный объектив. Широкоформатные фильмы могли демонстрироваться только в кинотеатрах, оборудованных специальными проекторами. Возросшие качество и разрешающая способность[3] негативных киноплёнок привели к тому, что широкоэкранная система с анаморфированием пережила широкоформатную, от которой отказались уже в середине 1990-х годов. Более того, большинство широкоформатных фильмов последних лет снимались на анаморфированный или даже кашетированный негатив 35-мм с последующим оптическим увеличением до широкого формата.
Широкоэкранные фильмокопии могут печататься как контактным способом с такого же негатива, так и с других форматов путем оптической печати. Фильмокопии, напечатанные с 70-мм негатива предназначаются для кинотеатров, не оснащенных широкоформатными кинопроекторами. В СССР для изготовления широкоэкранных фильмокопий с широкоформатного негатива выпускался специальный кинокопировальный аппарат оптической печати 23ЛТО—1[9]. Кроме того, широкоэкранные фильмокопии печатаются с негатива, снятого в форматах «Технископ» с шагом в 2 перфорации и «Супер-35», с кашетированием до соотношения 2,35:1. Советский кашетированный формат «УФК» также позволял изготавливать с рабочего негатива широкоэкранные фильмокопии с незначительной потерей части изображения сверху и снизу. Производство негатива фильма в таких форматах снижает бюджет, затрачиваемый на съёмку, позволяя получать широкоэкранный фильм с качеством, лишь незначительно более низким, чем снятый с анаморфированием. К тому же, применение при съемке сферических объективов позволяет избежать некоторых искажений и артефактов изображения, свойственных только анаморфотной оптике. Многие широкоформатные фильмы, выпущенные в прокат на кинопленке 70-мм снимались по технологии широкоэкранного кино (англ. Blow-Up). Это позволяло оптимизировать бюджет и использовать более легкую и удобную киносъёмочную аппаратуру, рассчитанную на киноплёнку 35-мм. В настоящее время отечественная широкоэкранная система уступила место иностранным аналогам, главным образом, «Панавижн», имеющим сходные характеристики. В современном кинематографе анаморфированные форматы используются главным образом, в качестве формата фильмокопий, поскольку для широкоэкранной съёмки применяется более универсальный формат «Супер-35», рассчитанный на сферическую оптику. Возросшее фотографическое качество негативных киноплёнок сделало форматы с большим кадром мало востребованными.
Форматы кинематографа | |||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Форматы плёнки | 8-мм • 16-мм • 35-мм • 70-мм | ||||||||||||||
Киноформаты |
|
||||||||||||||
Стандарты соотношения сторон экрана | 1,33:1 • 1,37:1 • 1,85:1 • 2,2:1 • 2,35:1 • 2,75:1 | ||||||||||||||
Способы согласования форматов | Scope • Flat • Letterbox • Pan & scan • Скрытое кашетирование |
Tags: Формат фильма в sony vegas, широкоэкранный смартфон.