БДК проекта 775 | ||
---|---|---|
|
||
БДК «Ямал» проекта 775 | ||
Основная информация | ||
Тип | Большой десантный корабль | |
Государство флага | СССР Россия Украина |
|
Верфь | Stocznia Polnocna, Гданьск, Польша | |
Параметры | ||
Водоизмещение | 3450 т — нормальное, 4080 т — полное |
|
Длина | 112,5 м | |
Ширина | 15 м | |
Осадка | 3,7 м | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 дизеля | |
Мощность | 2 × 10 500 л. с. | |
Скорость | 17,8 узла (33 км/ч) | |
Дальность плавания | 6000 миль на 12 узлах | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 2 двуствольных АК-725 калибра 57 мм | |
Противокорабельное вооружение | 2 × А-215 «Град-М» | |
Зенитное ракетное вооружение | 4 ПЗРК «Игла» | |
Торпедно-минное вооружение | до 90 мин |
Большие десантные корабли проекта 775 (Ropucha I по классификации НАТО) — серия советских БДК. Предназначены для высадки морского десанта на необорудованном побережье и переброски морем войск и грузов. Способны транспортировать различные виды бронетехники, включая танки. Корабли этого проекта являются основой российского десантного флота. На смену десантным кораблям проекта 775 должна была прийти серия кораблей нового проекта 778. После распада СССР, в 1992 году оба недостроенных корабля были разрезаны на стапелях.
Содержание |
Для ВМФ СССР нужен был новый десантный корабль для замены стареющих БДК проекта 1171. Корабль должен был стать специально спроектированным для десантных операций, иметь более мощное вооружение и живучесть, в отличие от проекта 1171, сделанных на основе сухогруза. Корабли проекта должны были занимать промежуточное значение между «Носорогами» и СДК. Проектирование осуществлялось в Польше. Главным конструктором был польский инженер-кораблестроитель О. Высоцкий, а главным наблюдателем от ВМФ СССР был сначала капитан 1 ранга Б. М. Моложожников, потом гражданский специалист М. И. Рыбников.
|
Корабль имеет развитую кормовую надстройку. На корме имеется герметичный откидной лацпорт, нужный для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Танковый трюм проходит по всей длине корпуса, соединяя лацпорт и носовую аппарель, позволяющую производить десантирование амфибийной техники в море при волнении до 4 баллов.
Корабли проекта рассчитаны на перевозку усиленной роты морской пехоты или 225 десантников и 10 танков. Размеры грузового отсека 95×4,5×4,5 м, масса груза — до 480 тонн. Десант размещается в нескольких кубриках и офицерских 4-местных каютах.
Для обстрела береговых укреплений и уничтожения живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют реактивную систему залпового огня (РСЗО) МС-73 «Гроза», способную вести огонь с интервалом 0,5 секунды и дальностью стрельбы 21 км. Из артиллерийского вооружения БДК имеют две спаренные 57-мм орудийные установки АК-725 с дистанционным наведением. Управление механизмами наведения осуществляется при помощи приборов управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии МР-103. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775 был установлен артиллерийский комплекс, в состав которого входят одна установка АК-174, две установки АК-630М и одна система управления стрельбой. Десантный корабль оборудован радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей МР-302 на расстоянии 100 км и двумя навигационными МР-212/201 на расстоянии до 64 км.
Головной корабль «СДК-47» (строительный № 1) пр. 775 был построен на верфи «Stocznіa Polnocna» в Польше в 1974 г. В общей сложности произведено 25 кораблей проекта 775 и 3 модернизированных проекта 775М (отличаются вооружением), которыми была завершена серия. БДК этого проекта строились в 1975—1985 гг. Один корабль проекта 775 в 1979 был экспортирован в Йемен.
Цвета таблицы:
Красный — Списан или утилизирован
Зелёный — Действуйщий в составе ВМФ
Жёлтый — Действующий как гражданское судно или принадлежит другому государству
|
|
|
|
|
---|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корабли этого проекта принимали участие в самых различных операциях. В 1986 году, с началом гражданской войны в Йемене, эвакуировали советских граждан из йеменского порта Аден. В 1991 году участвовали в эвакуации из Эфиопии, с острова Нокра. Активно использовались как сухогрузы для снабжения флотских частей на Камчатке, Сахалине, Курилах. Участвовали в оказании интернациональной помощи иностранным государствам в зонах боевых действий бассейна Индийского океана. Самая крупная современная операция с использованием кораблей этого проекта проведена в августе 1999, когда 5 БДК приняли участие в доставке российского контингента миротворческих сил в Югославию — за два рейса в Салоники было доставлено 260 единиц техники и 650 человек. 12 августа 2008 года два БДК Черноморского Флота ВМФ России — «Ямал» и «Саратов» под прикрытием малого противолодочного корабля «Суздалец» высадили российский десант в грузинском порту Поти. Целью операции было уничтожение в порту кораблей ВМФ Грузии. По завершении данной операции БДК оставались на боевом дежурстве у берегов Грузии до 26 сентября.
Десантные корабли и катера ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
|
||
|
проект 1171 («Тапир») • проект 1174 («Носорог») • проект 775 • проект 778 • проект 11711 («Иван Грен») |
|
|
||
|
||
на воздушной подушке |
||
на воздушной подушке |
||
|