Метки: Рскадренные миноносцы проекта 956СЌ, эскадренные миноносцы проекта 956СЌРј.
РРњ проекта 956 «Сарыч» | ||
---|---|---|
|
||
Рскадренный миноносец «Отличный» Сѓ побережья Ливии, 24 марта 1986 РіРѕРґР°. | ||
Основная информация | ||
Тип | эскадренный миноносец | |
Государство флага | СССРРоссия КНР|
|
Верфь | Завод № 190 им. А. А. Жданова | |
Современный статус | 5 кораблей находится РІ боевом составе Р’РњР¤ Р РѕСЃСЃРёРё, ещё 4 корабля находятся РІ консервации Рё резерве. Р’ составе Р’РњРЎ РќРћРђРљ находятся 2 корабля модификации 956-Р Рё 2 корабля модификации 956-РРњ. |
|
Параметры | ||
Водоизмещение | Корпуса № 1—11: 6500 т (стандартное), 7904 т (полное) Корпуса № 12—19: 6600 т (стандартное), около 8000 т (полное) |
|
Длина | 145,0 м (по КВЛ) 156,5 м (наибольшая) |
|
Ширина | 16,8 м (по КВЛ) 17,2 м (наибольшая) |
|
Осадка | 5,96 м, 8,2 м (габаритная) |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674, | |
Мощность | 100 000 л. с. | |
Винты | 2 пятилопастных винта | |
Скорость | 18,4 узла экономическая 32 узла (полная) 33,4 узла максимальная |
|
Дальность плавания | 1345 миль на 33 узлах 3 920 миль (на 18 узлах) 4500 миль (с топливом в перегруз) |
|
Автономность корабля | 30 суток | |
Ркипаж | 296 человек (РІ том числе 25 офицеров) РІ РјРёСЂРЅРѕРµ время 344—358 человек (РІ том числе 31 офицер) РІ военное время |
|
Вооружение | ||
Радиоэлектронное вооружение | РЛС общего обнаружения «Фрегат» различных модификаций ГАС «Платина-С» 2x2 140-мм ПУ систем постановки пассивных помех (СППП) ПК-2М, 4 (8) десятиствольных 122-мм ПУ СППП ПК-10 (с 9-го корпуса) |
|
Артиллерийское вооружение | 2х2 АУ АК-130/54 (боекомплект — 2000 выстрелов) | |
Зенитная артиллерия | 4х6 30-мм ЗАУ АК-630 (боекомплект — 12000 выстрелов) | |
Противокорабельное вооружение | 2х4 ПУ ПКРП-270 «Москит» | |
Противолодочное вооружение | 2х6 РБУ-1000 | |
Зенитное ракетное вооружение | 2х1 ЗРК «Ураган» (48 ракет) | |
Торпедно-РјРёРЅРЅРѕРµ вооружение | 2С…2 533-РјРј РўРђ (4 торпеды РЎРРў-65 | |
Авиационная группа | 1 вертолёт Ка-27 |
Рскадренные миноносцы проекта 956, известные также как эскадренные миноносцы типа «Современный» — тип эскадренных миноносцев третьего поколения, последний РёР· разработанных Рё реализованных РІ СССРпроектов кораблей класса «эскадренный миноносец». Проектный шифр — «Сарыч», РєРѕРґРѕРІРѕРµ обозначение РќРђРўРћ — Sovremenny class destroyer.
Рскадренные миноносцы проекта 956 строились РЅР° судостроительном заводе в„– 190 РёРј. Рђ. Рђ. Жданова РІ период СЃ 1976 РїРѕ 1992 РіРѕРґ включительно для Военно-РњРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ Флота РЎРЎРЎР . Последние корабли серии достраивались уже для Военно-РњРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ Флота Р РѕСЃСЃРёРё. После распада СССРзакладка новых Рё достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена РёР·-Р·Р° проблем СЃ финансированием. Два РєРѕСЂРїСѓСЃР° РІ 1997—2000 годах были достроены РїРѕ проекту 956-Р (РІ экспортном исполнении) РїРѕ заказу Военно-РјРѕСЂСЃРєРёС… СЃРёР» Народной Освободительной РђСЂРјРёРё Китайской Народной Республики, ещё РґРІР° корабля РІ 2000-С… годах были построены РЅР° СЌРєСЃРїРѕСЂС‚ РІ РљРќР РїРѕ модернизированному проекту 956-РРњ.
С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооружённых конфликтов.
После ликвидации в 1950-е годы в Военно-Морском Флоте СССРзначительной части крупных надводных кораблей в 1960-е годы в них вновь возникла объективная необходимость: советский ВМФ вышел в Мировой океан, пополнился новыми кораблями, приступил к активному несению боевой службы в океанской зоне. В процессе несения боевой службы перед флотом был поставлен ряд новых задач: боевое охранение советских ракетных подводных лодок стратегического назначения, поиск и слежение за подводными лодками противника в готовности к их уничтожению, разведка авианосных группировок, сил и средств противолодочной войны противника, выявление морских коммуникаций и степень готовности потенциальных театров военных действий, выполнение внешнеполитических акций СССР[1].
Решение большей части этих задач было возможно осуществить с помощью соединений, возглавляемых авианесущими крейсерами со штурмовой и противолодочной авиацией на борту, но масштабное строительство авианесущих кораблей оказалось невозможно осуществить из-за высокой цены их строительства. Проблему отчасти решили созданием больших противолодочных кораблей, однако последние было необходимо прикрывать ракетными или ракетно-артиллерийскими кораблями, которых не хватало. Особенно остро проблема нехватки эскортных кораблей океанской зоны проявила себя в апреле 1970 года в ходе крупномасштабных манёвров «Океан»[1][прим. 1].
Уже к 1970-м годам срок службы находящихся в составе Военно-Морского Флота эскадренных миноносцев со 130-мм артиллерией приблизился к предельному, а в перспективе количество таких кораблей в составе советского флота должно было уменьшиться[2]. Кроме того, старые эсминцы проектов 30-бис и 56 (как и артиллерийские крейсера проектов 68-К и 68-бис) не были вооружены противокорабельными ракетами и начинали устаревать физически[1].
Было всё более очевидным что есть задачи, которые, скажем, никаким количеством кораблей одного класса не решить. Приходилось признать, что переоценка тяжёлых дальнобойных ракет и забвение артиллерии было ошибкой. Стало ясно — нам не хватает многоцелевых надводных ракетно-артиллерийских кораблей класса эскадренный миноносец.
Павлов Рђ. РЎ. Рсминцы 1 ранга[1].
|
Разработка эскадренных миноносцев проекта 956 была начата на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР№ 715—250 от 1 сентября 1969 года[3], утвердившего «Программу строительства кораблей и судов в 1971—1980 годах»[2].
В оперативно-тактическом задании эсминец получил название «корабля огневой поддержки десанта», так как планировалось, что корабль будет действовать в основном совместно с десантными отрядами[2]. Согласно ОТЗ корабль предназначался для[4][5]:
Кроме этого корабли проекта 956 предполагалось использовать совместно с большими противолодочными кораблями проекта 1155: кораблестроители, работавшие над проектом, считали, что при выполнении типовых задач пара «эскадренный миноносец» — «большой противолодочный корабль» будет превосходить по боевой эффективности пару американских эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс»[6].
Аванпроект корабля разрабатывался РІ Ленинграде РІ ЦКБ-53 («Северном проектно-конструкторском Р±СЋСЂРѕВ»). Р’ С…РѕРґРµ предэскизного проектирования боевые задачи корабля постоянно расширялись, что потребовало РѕС‚ проектировщиков многовариантной предэскизной работы. Было принято решение рассмотреть различные комбинации средств вооружения РІ сочетании СЃ различными типами энергетической установки (РРЈ): газотурбинной, дизель-газотурбинной Рё паротурбинной[4]. Прототипы для вариантов эскадренного миноносца СЃ различными энергетическими установками были выбраны Рђ. Рљ. Шныровым. Вариант СЃ паротурбинной установкой (прототипом был выбран проект 1134) имел мачту-трубу, вариант СЃ газотурбинной РРЈ имел РґРІРµ спаренные трубы РїРѕРґРѕР±РЅРѕ БПК проекта 61[7].
Для силуэтов кораблей этапа аванпроекта были характерны следующие общие особенности[7]:
Так как крупносерийное строительство кораблей типа (50 единиц[8]) предполагалось развернуть на судостроительном заводе им. А. А. Жданова, главные размерения всех вариантов эсминца ограничивались размерами свободных построечных мест (длина — не более 146,0 м, ширина — 16,8 м), имевшихся в Советском Союзе на начало 1970-х годов. На этапе аванпроекта для механической установки было предложено четыре варианта паротурбинной установки традиционной эшелонной схемы, а также два варианта двигательной установки с главными газотурбинными двигателями (в вариантах как с линейным, так и эшелонным расположением). При этом суммарная стоимость газотурбинной установки и её эксплуатация оказались почти на 80 % выше аналогичных показателей паротурбинной установки[7].
Результаты работы над аванпроектом стали базой для выработки ТТЗ на эскизное проектирование.
Приказом начальника ЦКБ-53 А. К. Перькова в январе 1971 года главным конструктором корабля стал К. А. Масленников (заместители �. �. Рубис и Ю. Т. Васильев)[9]. 18 июня 1971 года Главным управлением кораблестроения ВМФ Минобороны СССРбыл заключён договор № 927/е/1017-71 с Северным проектно-конструкторским бюро (ЦКБ-53) на разработку эскизного проекта нового эсминца[3], проект которого получил номер 956[прим. 2] и шифр «Сарыч»[10][9].
Работа над эскизным проектом началась СЃ анализа тринадцати вариантов состава вооружения Рё выбора типа РРЈ для будущего эсминца. Для всех вариантов были выполнены оценки кораблестроительных элементов; РёС… результаты были использованы ЦНР�Р� РёРј. академика Рђ. Рќ. Крылова РІ расчётах военно-экономической эффективности. Р’ заключении, представленном ЦНР�Р� Рё организациями Р’РњР¤, оптимальным обликом эскадренного миноносца был признан вариант в„– 4 СЌСЃРєРёР·РЅРѕРіРѕ проекта. РќРѕ то обстоятельство, что относительный вес вооружения Рё боезапаса оказался ниже, чем РЅР° кораблях предыдущих проектов, стало РѕРґРЅРѕР№ РёР· причин разработки дополнительных вариантов СЌСЃРєРёР·РЅРѕРіРѕ проекта. Так, РІ декабре 1971 РіРѕРґР° РЅР° первом рассмотрении материалов РїРѕ проекту 956 Сѓ Главнокомандующего Р’РњР¤ СССРАдмирала Флота Советского РЎРѕСЋР·Р° РЎ. Р“. Горшкова, Северному РџРљР‘ было рекомендовано продолжить РїРѕРёСЃРє оптимального варианта корабля. РќР° это решение сильно повлияла информация Рѕ разработке РІ РЎРЁРђ проекта многоцелевого эскадренного миноносца типа «Спрюэнс»; РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј благодаря этому произошёл пересмотр назначения проекта 956[9], сопровождавшийся отказом РѕС‚ прежней концепции Рё приданием кораблю многоцелевых функций. Р�зменение назначения корабля нашло СЃРІРѕС‘ отражение РІ переклассификации проекта РёР· «корабля огневой поддержки» РІ «эскадренный миноносец», как начиная СЃ 1971 РіРѕРґР° разрабатываемый проект классифицировался РІ большинстве рабочих документов. Несмотря РЅР° это, как «эскадренный миноносец I ранга» РѕРЅ стал официально классифицироваться только РїРѕ классификации, принятой Военно-РњРѕСЂСЃРєРёРј Флотом РЎРЎРЎР РІ 1977 РіРѕРґСѓ[11].
Рскизный проект был рассмотрен вторично Рё утверждён РЎ. Р“. Горшковым 16 декабря 1972 РіРѕРґР°. Уточнение технического задания РІ С…РѕРґРµ вторичного рассмотрения СЌСЃРєРёР·РЅРѕРіРѕ проекта привело Рє разработке окончательного варианта СЌСЃРєРёР·РЅРѕРіРѕ проекта РїРѕРґ в„– 10. РќР° варианте в„– 10 впервые Р·Р° период проектирования была предусмотрена площадка для аварийной посадки вертолёта РљР°-252. Зенитно-ракетным комплексом был выбран «Ураган», РѕС‚ четырёх РџРљР Рџ-15Рњ «Термит» отказались РІ пользу РІРѕСЃСЊРјРё ПКР«Москит». Р’ качестве РѕСЂСѓРґРёР№ главного калибра окончательно выбрали автоматизированные РђРЈ РђРљ-130, Р° РІ качестве РРЈ — котлотурбинную (паротурбинную) энергетическую установку[9].
Окончательный выбор типа энергетической установки (котлотурбинной вместо более современной газотурбинной) был сделан Главкомом Р’РњР¤ РЎ. Р“. Горшковым после совещания СЃ министром судостроительной промышленности РЎРЎРЎР Р‘. Р•. Бутомой. Рто РЅРµ бесспорное решение объяснялось несколькими причинами. Основным поставщиком газовых турбин РІ 1970-Рµ РіРѕРґС‹ был Южный турбинный завод, РЅРѕ РЅР° момент выбора типа РРЈ для проекта РѕРЅ был загружен заказами[РїСЂРёРј. 3] Рё СЃ новыми заказами РјРѕРі РЅРµ справиться. Р’ это же время, РІ Ленинграде РЅР° РљРёСЂРѕРІСЃРєРѕРј заводе простаивал паротурбинный цех. Р’ пользу котлотурбинной установки приводили Рё тот аргумент, что РЅР° флоте РЅР° тот момент было РјРЅРѕРіРѕ потребителей дизельного топлива, Р° РІ случае перебоев СЃ РЅРёРј корабли СЃ РљРўРЈ, потреблявшие мазут, оказались Р±С‹ РІ преимущественном положении[12]. РќРѕ РїСЂРё этом РЅРµ был учтён тот факт, что РІ случае перебоев СЃ поставкой топлива РІ С…РѕРґРµ военных действий потребители как соляра, так Рё мазута оказались Р±С‹ РІ одинаково невыгодном положении[13]. Важным аргументом РІ пользу котлотурбинной установки должно было стать Рё её качество. Рнергетическая установка эскадренных миноносцев проекта 956 должна была стать родоначальницей РЅРѕРІРѕРіРѕ поколения РљРўРЈ СЃ выдающимися характеристиками, которых должны были добиться благодаря применению прямоточных котлов. РќРѕ прямоточные котлы оказались неработоспособными, вследствие чего РёС… пришлось заменять высоконапорными котлами[13]. Дополнительной причиной выбора РљРўРЈ была дешевизна флотского мазута РІ сравнении СЃ газотурбинным топливом (РІ РіРѕРґС‹ энергетического РєСЂРёР·РёСЃР° начала 1970-С… РіРѕРґРѕРІ этот аргумент был немаловажным)[14].
На этапе эскизного проекта в качестве гидроакустического комплекса корабля был выбран комплекс «Платина». Установить на корабле более совершенный цифровой ГАК «Полином» оказалось невозможным из-за весьма внушительных массо-габаритных характеристик ГАК «Полином» и отсутствия на эскадренном миноносце проекта 956 резервов, израсходованных ранее на установку мощного артиллерийского вооружения (масса двух АУ АК-130 с системой подачи боезапаса составила ≈300 т). В результате этого, выйти на уровень американского аналога («Спрюэнса») по возможностям ПЛО советскому эсминцу не удалось[15][6], поэтому обеспечением ПЛО советских КУГ должны были заниматься большие противолодочные корабли проекта 1155.
В результате всех доработок эскизного проекта водоизмещение корабля увеличилось на 1000 тонн[16]. Общая стоимость разработки эскизного проекта составила 165,6 тысяч рублей[3].
В июле 1973 года Главное управление кораблестроения ВМФ СССРзаключило с Северным проектно-конструкторским бюро договор на выполнение технического проекта[3]. Автором большинства вариантов технического проекта был В. А. Коноплёв. Обеспечение научно-технической гарантии проекта 956 было возложено на базовые исследовательские институты Минсудпрома и специализированные Н�� ВМФ[16]. Общие затраты на разработку технического проекта составили 204,3 тысяч рублей. Стоимость контрагентских работ, проведённых в период 1972—1982 годов, составила 9,447 млн рублей[17].
Главным конструктором проекта в 1973 году Минсудпромом был назначен В. Ф. Аникиев[16][прим. 4], главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга В. Г. Басов, а позднее — капитан 1 ранга �. М. Стецюра[10]. Разработка технического проекта была завершена до конца 1973 года, однако в дальнейшем потребовалась его корректировка и уточнение. В ходе работы над техническим проектом обнаружилось, что из-за неготовности прямоточных котлоагрегатов КВГ-1, в проекте требуется заменить их паровыми котлами с естественной циркуляцией КВН 98/64-ПМ, установить сдвижной ангар для вертолёта и обеспечить заправку последнего топливом[16].
|
1969 | |||||||||||||||||||
1967 | ||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
1965 | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
1963 | ||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
1961 | |||||||||||||||||||
|
1959 | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
1957 | |||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||
|
1955 | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
1953 | ||||||||||||||||||||
|
1951 | |||||||||||||||||||
1949 | ||||||||||||||||||||
|
1947 |
1 ноября 1973 года считается официальной датой начала строительства эскадренных миноносцев проекта 956 на судостроительном заводе № 190 им. А. А. Жданова. Рабочее проектирование было выполнено в период 1973 — 1978 годов на основании договора № 1087/668 от 4 июля 1974 года, заключённого между Северным проектно-конструкторским бюро и судостроительным заводом им. А. А. Жданова. Стоимость рабочего проекта, с учётом контрагентских работ, составила 2,220 млн рублей. На основании заключённого договора, в период 1978 — 1981 годов была разработана приёмо-сдаточная и эксплуатационная документация, произведена корректировка технического проекта постройки головного корабля. Общие затраты по этим работам составили 1,743 млн рублей[17].
Строительство головного корабля «Современный» (зав. № 861) было начато в июне 1975 года, строительство последнего корабля (зав. № 877), поставленного ВМФ России, было закончено в декабре 1993 года (приёмный акт подписан 30 декабря 1993 года).
Запланированное к постройке число кораблей серии в 1976 году было сокращено с пятидесяти до тридцати двух, а в 1988 году серию было решено ограничить двадцатью кораблями[5].
Р�Р· двадцати РґРІСѓС…[РїСЂРёРј. 5] заложенных эскадренных миноносцев проекта 956 семнадцать были поставлены Военно-РњРѕСЂСЃРєРѕРјСѓ Флоту РЎРЎРЎР Рё Р РѕСЃСЃРёРё, РґРІР° были достроены РІ экспортной комплектации (проект 956-Р) Рё проданы РІ РљРќР , три заложенных, РЅРѕ недостроенных корабля были утилизированы РЅР° предприятии РђРћРћРў «Северная верфь» РЅР° основании постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 6 июля 1995 РіРѕРґР° в„– 683-33 «О государственном РѕР±РѕСЂРѕРЅРЅРѕРј заказе РЅР° 1995 РіРѕРґВ»[17].
В ходе постройки кораблей проекта 956 на заводе им. Жданова в Ленинграде возникло предложение по организации строительства кораблей этого проекта в Николаеве на заводе имени 61 Коммунара. Решением ВМФ и Министерства судостроительной промышленности Северное ПКБ передало заводу чертежи эсминца и завод имени 61 Коммунара в 1983 году приступил к его строительству; параллельно с этим осуществлялась реконструкция завода и строительство на правом берегу реки �нгул эллинга с горизонтальными стапелями. Однако в 1986 году эта программа была остановлена и затем закрыта[18], а два уже заложенных корпуса («Внушительный» и «Вечный») были законсервированы.
До распада СССРв состав советского ВМФ успело войти четырнадцать эскадренных миноносцев этого проекта, остальные три корабля («Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный») достраивались уже для ВМФ Российской Федерации. Средняя продолжительность строительства одного серийного корабля в базовой комплектации составляла около четырёх лет[17] (от момента закладки до передачи Военно-Морскому Флоту). На период строительства корабли включались в состав 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы, а на период испытаний передавались в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей с базированием на Лиепайскую военно-морскую базу[19]
При постройке эскадренных миноносцев проекта 956 применялся секционный способ сборки корпусов с формированием блоков от закладного района (машинно-котельных отделений) в нос и корму[20], с агрегатным методом монтажа механизмов и автономно-районной технологией проведения электромонтажных работ, благодаря которой спуск кораблей на воду производился при технологической готовности около 70 %[5]. Формирование корпуса происходило в открытом стапеле (на первой позиции). В закрытом эллинге (на двух позициях) выполнялись погрузка и монтаж паровых котлов, крупногабаритного оборудования, главных и вспомогательных механизмов; там же производилась установка надстроек, затягивание кабеля и некоторые другие работы. Предельная масса днищевых секций корпуса в период его формирования доходила до 50 тонн, а палубных и бортовых секций — до 35 тонн[20]. Спуск кораблей осуществлялся через спусковой док судостроительного завода № 190[21].
С 1980 по 1991 год при строительстве семнадцати серийных кораблей проекта для ВМФ СССРбыло принято 218 совместных решений Главного управления кораблестроения ВМФ, Министерства обороны СССРи Министерства судостроительной промышленности СССР. Цели принятия этих решений были самыми разнообразными. Среди них были: защита экологии, снижение подводной шумности кораблей, повышение ресурса механизмов, замена устаревших средств вооружения на более совершенные, реализация предложений Государственной комиссии по приёмке кораблей, направленных на повышение боевых и эксплуатационных качеств эсминцев. Общая сумма затрат на эти работы составила 10,721 млн рублей. Все затраты включались в себестоимость строящихся кораблей на момент появления указанных затрат[17].
Цена одного эскадренного миноносца проекта 956 на момент строительства головного и первых двух серийных кораблей составила в среднем около 90 млн рублей при трудоёмкости собственных работ судостроительного завода, равной 3814 тысяч н/часов. На этапе стабильного серийного производства цена одного корабля в базовой комплектации снизилась до 71,1 млн рублей (одновременно до 2900 тыс. н/часов понизилась трудоёмкость собственных работ судостроительного завода им. А. А. Жданова)[17].
В целях тщательной отработки архитектурного облика эскадренного миноносца проекта 956 ещё на стадии технического проекта была изготовлена объёмная модель в масштабе 1:50[11].
Как отмечали зарубежные военно-РјРѕСЂСЃРєРёРµ исследователи (Р. Брейер, Рќ. Палмер, Дж. Кехое Рё РґСЂСѓРіРёРµ), общей чертой кораблей проектов «Северного ПКБ» является внешняя эффектность вместе СЃРѕ строгим, выразительным Рё даже зловещим экстерьером, рассчитанным РЅР° как можно больший пропагандистский эффект[16]. Рто объяснялось тем, что РєСЂРѕРјРµ решения военных задач, надводные корабли «нередко служили РІ качестве средства политического убеждения Рё инструмента влияния, проявлением национальной гордости Рё достижений научно-технического прогресса РІ РЎРЎРЎР В»[11]. Вместе СЃ тем, приоритет РїСЂРё создании корабля отводился требованиям обеспечения максимального функционирования размещённого РЅР° нём оружия. Р’ соответствии СЃ этим требованием РїРѕРґ руководством ведущего конструктора Р’. Рђ. Коноплёва (совместно СЃ Р‘. Рџ. Дегтярёвым) велось размещение антенных постов, пусковых установок ракетного оружия Рё артиллерийских установок[11].
В случае проекта 956 можно говорить о редком сочетании целесообразности и функциональности с выразительностью, технической эстетикой и художественным стилем в проектировании корабля.
Овсянников С. �., Спиридопуло В. �.. Советский суперэсминец третьего поколения[11].
|
Основные кораблестроительные элементы[22]:
Корабли проекта 956 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции с S-ной седловатостью в носовой части, обеспечивающей незаливаемость палубы, а также обеспечение всех углов обстрела носовой артиллерийской установки[23]. Коэффициент удлинения корпуса — 8,7. Меньшее (по сравнению с предыдущими проектами эсминцев и больших противолодочных кораблей) удлинение корпуса было вынужденной мерой, связанной с ограничениями по построечному месту. Благодаря «короткому» корпусу корабли проекта имеют сравнительно хорошую всходимость на волну. Площадь боковой парусности составляет приблизительно 1700 м²[24]. Все палубы корабля расположены параллельно конструктивной ватерлинии, что существенно облегчило установку оборудования и вооружения, а также сделало корабль более технологичным. По всей длине корпуса шпангоуты имеют сильный развал (в целях улучшения остойчивости). Надводный борт корабля выполнен с двойным сломом, на уровне второй и главной палуб корабля, в целях снижения радиолокационной заметности и увеличения внутреннего объёма корпуса[23][5]. Обводы корпуса оптимизированы с учётом уменьшения сопротивления воды и обеспечения незаливаемости при волнении до 6-7 баллов[24]. В подкильном бульбе, расположенном в носовой части корпуса, находится антенна гидроакустического комплекса «Платина» МГК-335МС[23].
При помощи пятнадцати главных непроницаемых переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков[24][5]. На корабле имеется шесть палуб: палуба полубака, верхняя, вторая и третья палубы, первая и вторая платформы (последняя переходит в настил второго дна). Основные корпусные конструкции, а также фундаменты и подкрепления изготовлены из низколегированной стали. В надводной части корпуса в районах наибольшей концентрации напряжений применены стальные листы с повышенным пределом текучести. В корму от кормового машинно-котельного отделения размещены две продольные переборки, обеспечивающие повышенную жёсткость кормовой оконечности[24].
Умеренно развитая надстройка состоит из двух блоков — носового, оканчивающегося башенноподобной фок-мачтой и приземистого кормового блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором установлена грот-мачта[25]. Надстройки изготовлены из алюминиево-магниевых сплавов[5]. С помощью клёпки они соединяются с конструкциями верхней палубы и палубы полубака[24].
|
|
|
Взлётно-посадочная площадка и кормовой блок надстройки |
Надстройки и мачты | Носовой блок надстройки и полубак |
Рскадренные миноносцы проекта 956 являются единственными РІ РјРёСЂРµ кораблями третьего поколения СЃ котлотурбинной установкой (РљРўРЈ)[26].
Главная энергетическая установка кораблей проекта 956 состоит из 2 эшелоннорасположенных котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 общей мощностью 100 000 л. с., один из которых расположен в носовом машинном отделении, а другой — в кормовом. Турбозубчатый агрегат оборудован автоматизированной системой управления с регулятором частоты вращения, обеспечивающим поддержание заданной частоты вращения при изменении режимов работы агрегатов. В носовом машинном отделении расположены 2 котла и правая турбина, в кормовом машинном отделении — два котла и левая турбина (гребной вал у неё короче). Редукторы с числовым соотношением 1:17 имеют вибродемпфированные корпуса и дают на валу до 300 оборотов в минуту[22][26].
РќР° первых шести корпусах были установлены высоконапорные паровые котлы РљР’Рќ-98/64, вырабатывающие 98 тонн пара РІ час РїСЂРё давлении 64 РєРіСЃ РЅР° СЃРјВІ. Начиная СЃ седьмого РєРѕСЂРїСѓСЃР° (эсминец «Стойкий») устанавливались более совершенные Рё надёжные котлы РљР’Р“-3, СЃ естественной циркуляцией РІРѕРґС‹ (паропроизводительность каждого котла — 115 тонн пара РІ час РїСЂРё температуре 460—475В° Цельсия. Рнергия уходящих газов используется для нагрева РІРѕР·РґСѓС…Р° РІ экономайзере (подогревателе) Рё для РїСЂРёРІРѕРґР° РІ действие компрессора РѕС‚ турбонаддувочного агрегата (небольшой газовой турбины), нагнетающего РІРѕР·РґСѓС… РІ топки. Р�збыток или недостаток РІРѕР·РґСѓС…Р° для котлов регулируется добавительной турбинкой или отсекается через заслонку[22].
Подача питательной воды происходит через экономайзер, откуда вода подаётся посредством питательной трубы в расположенные за экраном отпускные трубы, которые соединяют водяной и паровой коллекторы. Образование пара происходит в экранном ряде и конвективном пучке труб. Далее пар поступает в пароперегреватель, а затем в турбины. В состав конденсатно-питательной системы входят ионообменные фильтры для чистки и умягчения воды[22].
Система водоподготовки эсминцев проекта 956 оказала СЂРѕРєРѕРІСѓСЋ роль РЅР° продолжительность службы всех кораблей проекта. Новые котлы корабельной РљРўРЈ стали исключительно требовательны Рє качеству питательной РІРѕРґС‹, РІ частности РїРѕ кислородосодержанию. РќРѕ РІ отличие РѕС‚ ядерных силовых установок, система питательной РІРѕРґС‹ оставалась «открытой» (сообщалась СЃ атмосферным РІРѕР·РґСѓС…РѕРј), поэтому водоподготовка, предусмотренная конструкторами, РЅРµ обеспечивала требуемого качества РІРѕРґС‹, что приводило Рє быстрому выходу РёР· строя котлов. Рсминцы СЃ нерабочими котлами приходилось отправлять РІ ремонт[13]. Опыт интенсивной эксплуатации кораблей СЃ высоконапорными котлами показал, что отечественный Военно-РњРѕСЂСЃРєРѕР№ Флот Рє переходу РЅР° такие котлоагрегаты оказался технически Рё организационно малоподготовленным[27].
На кораблях проекта установлен также вспомогательный котёл паропроизводительностью 14 тонн в час. Рулевое устройство состоит из электрогидравлической машины и полубалансирного руля площадью 14 м²[26].
Двухвальная установка с двумя малошумными винтами фиксированного шага[26] позволяет эскадренным миноносцам проекта развивать полную скорость хода в 32 узла и максимальную скорость, равную 33,4 узлам. При нормальном запасе топлива в 1740 тонн мазута дальность плавания на максимальной скорости достигает 1345 морских миль, а на экономической скорости (18,4 узла) увеличивается до 3920 морских миль (4500 морских миль с топливом в перегруз)[28].
В состав электроэнергетической установки корабля (суммарной мощностью 4900 кВт) входят: два паротурбогенератора АК-18 мощностью 1250 кВт каждый и четыре резервных дизель-генератора общей мощностью 2400 кВт[26].
Жилые и служебные помещения, посты и погреба боезапаса оборудованы системой кондиционирования воздуха, которая обеспечивает условия обитаемости корабля, жизнедеятельность экипажа и его работоспособность при температуре наружного воздуха от −25°C до +34 °C [27][28].
Для сбора на стоянках в зоне строгого санитарного режима сточных и фановых вод (с последующим их удалением в специальные суда-сборщики отходов) эскадренные миноносцы проекта 956 оборудованы пятью цистернами суммарной ёмкостью 50 м³[27].
Для приёма на ходу траверзным способом с судов снабжения топлива, воды и сухих грузов в районе мидель-шпангоута побортно установлены два устройства передачи грузов «Струна»[27][28]. �меется возможность приёма жидких грузов с носа и с кормы корабля традиционным кильватерным способом при буксировке на расстоянии не более 200 м[27].
Ркипаж корабля РІ обычных (небоевых) условиях состоит РёР· 296 человек, РІ том числе 25 офицеров Рё 48 мичманов. Р’ военное время экипаж увеличивается РґРѕ 358 человек[28].
На корабле имеется двадцать две одно- и двухместные каюты для офицеров (на 38 мест), мичманы размещаются в двух- и четырёхместных каютах (всего 48 мест). Все каюты офицерского и мичманского состава имеют одинаковую площадь — 10 м². Командир живёт в жилом блоке, расположенном рядом с блоком флагмана; в распоряжении командира находится каюта и отдельный санузел. Команда размещена в 16 кубриках по 10—25 человек (всего 310 мест)[27][29]. Жилая удельная площадь = 3,03 м²/чел[27]. Питание офицеров происходит в «большой кают-компании», которая расположена в надстройке под ходовой рубкой (ГКП), мичманы питаются в «малой кают-компании», находящейся под вертолётной площадкой. Остальная команда питается в трёх столовых, размещённых в смежных отсеках[29][27].
Все жилые помещения радиофицированы. На корабле имеется библиотека, киноустановка, спортзал, для купания в летнее время имеется разборный бассейн. В состав оборудования корабля входит стандартная система кабельного телевидения. Медицинский блок включает хирургическую операционную, амбулаторию, стерилизационную, лазарет на четыре места и изолятор на два места[28][27]. Кроме этого, на корабле имеются санитарно-гигиенические помещения: прачечная, гладильная, сауна (баня), носовое и кормовое бытовое устройства, в каждое из которых входит гальюн с умывальней. Офицеры и мичманы пользуются отдельными гальюнами. Помывка личного состава происходит в душевой, мичманов — в отдельном помещении душа, офицеров — в сауне[29][27].
РљРѕСЂРёРґРѕСЂС‹ Рё РїСЂРѕС…РѕРґС‹, Р° также СЂСЏРґ боевых постов РЅР° эскадренных миноносцах проекта 956 более тесные, чем РЅР° больших противолодочных кораблях проекта 1155, имеющих схожие размерения. Рта особенность обусловлена тем, что РЅР° проекте 956 установлена более габаритная (РїРѕ сравнению СЃ компактной газотурбинной установкой проекта 1155) котлотурбинная установка, Р° также установлено более массогабаритное вооружение[29].
Шлюпочное устройство состоит из командирского катера проекта 1390, рабочего катера проекта 338М и одного шестивёсельного яла[26].
Запасы провизии хранятся в шести кладовых (для мяса, рыбы, жиров, свежезамороженных продуктов, мокрой провизии и овощей и для сухих продуктов) общей ёмкостью 150 м³, в которых поддерживается необходимый температурный режим от −18 °C для свежезамороженных продуктов и до +10 °C для сухой провизии. Корабельный запас пресной воды рассчитан на трое суток. Он хранится в трёх цистернах общей ёмкостью 106 м³. Пополнение запасов пресной воды производится опреснительной установкой производительностью 25 тонн в час[27]. Автономность по запасам провизии — 30 суток[28].
Мореходность эскадренных миноносцев проекта 956 — неограниченная. В обычных условиях применение оружия возможно при волнении моря до 5 баллов, бортовой качке до 15° и килевой качке до 5°[23]. Уменьшению крена и размахов качки на скоростях до 6 узлов способствует успокоитель качки с двумя управляемыми рулями. Благодаря наличию двух управляемых винто-рулевых колонок высокой эффективности корабли проекта могут безопасно швартоваться в любых условиях и иметь возможность двигаться аварийным 3-узловым ходом в случае выхода из строя главной энергетической установки[24][23]. В боевом режиме корабли проекта способны находиться в море при 6-балльном волнении на скорости хода до 24 узлов[23]. Высота волны на предельном волнении принята конструкторами в 12 метров[22].
Рскадренные миноносцы проекта 956 РїСЂРё любом состоянии РјРѕСЂСЏ РјРѕРіСѓС‚ безопасно поддерживать С…РѕРґ Рё иметь хорошую управляемость, позволяющую эсминцам маневрировать РЅР° различных курсовых углах относительно ветра Рё волн без каких либо ограничений[24].
Боевая живучесть эскадренных миноносцев проекта 956 обеспечивается за счёт выделения стальными конструкциями в корпусе корабля в местные противопожарные зоны погребов боезапасов, взрывоопасных помещений и отсеков энергетической установки. В состав стационарных средств пожаротушения входят:
Помимо систем пожаротушения на кораблях проекта имеются[27]:
Конструктивная защита на корабле отсутствует. Противоосколочной бронёй защищены лишь башни артиллерийских установок АК-130[30] и пусковые установки противокорабельных ракет «Москит»[29][31].
Как Рё РІСЃРµ корабли третьего поколения эскадренные миноносцы проекта 956 РЅРµ имеют архитектурной радиолокационной защиты[25]. Большое количество радиолокационных антенн, размещённых РЅР° кораблях проекта, прямостенные участки борта Рё надстроек РїСЂРё плавании «на ровный киль» вследствие переотражения СЃ гладкой поверхностью РјРѕСЂСЏ дают значительные значения РРџР . Рскадренные миноносцы этого проекта имеют РІ семь раз большую РРџР , чем французские фрегаты типа «Лафайет» (РІ том числе Рё Р·Р° счёт более скромных размерений последних), РЅРѕ РїСЂРё качке разница сокращается втрое[24].
Зенитно-ракетное вооружение кораблей проекта представлено многоканальным зенитным ракетным комплексом М-22 «Ураган» (начиная с 14-го корпуса устанавливался ЗРК «Ураган-Торнадо»). Комплекс предназначен для защиты корабля и кораблей соединения от современных средств воздушного нападения и включает в себя две однобалочные наводящиеся пусковые установки, одна из которых находится в носу, на надстройке полубака, а вторая — на кормовой надстройке, за взлётно-посадочной площадкой. Масса одного ЗРК — 96 тонн[29]. Общий боекомплект состоит из 48 ЗУР(зенитных управляемых ракет) типа 9М38М1, который хранится в двух погребах на поворотных барабанах (в каждом по 24 ракеты). Система управления ЗРК состоит из шести радиопрожекторов подсвета цели и вычислительного комплекса. Целью для подсветки могут быть и надводные корабли[32][33].
ЗРК «Ураган» способен вести одновременный обстрел 4—6 воздушных целей на высотах от 10 до 15 000 м и дальности от 3 до 25 км (у ЗРК «Ураган-Торнадо» дальность поражения увеличена до 70 км, а минимальная высота полёта снижена до 5 м). Масса ЗРК — 96 т, в том числе корабельная система управления весит 36 т, пусковая установка — 60 т). Темп стрельбы — 1 запуск в 6—12 секунд. Вероятность поражения самолёта двухракетным залпом достигает 0,81—0,96 коэффициента, а вероятность поражения крылатой ракеты — 0,43—0,86[32][29][33].
Рскадренные миноносцы проекта 956 оснащены артиллерийским комплексом РІ составе РґРІСѓС… спаренных артиллерийских установок РђРљ-130 калибра 130 РјРј, многоканальной системы управления (РЎРЈ) РњР -184 («Лев-218В») [34], состоящей РёР· двухдиапазонной РЛС РњР -184, телевизира, лазерного дальномера Рё цифрового вычислителя; башенного оптического устройства, комплекса механизированной подачи боезапаса Рё аппаратуры сопряжения[35]. Масса артустановки — 98 С‚, масса РЎРЈ «Лев-218В» — 12 С‚, масса механизмов погреба — 40 С‚[36]. Темп стрельбы РѕРґРЅРѕР№ артустановки — РѕС‚ 20 РґРѕ 90 выстрелов РІ минуту[35], максимальная дальность стрельбы — 24,1 РєРј. Боезапас РЅР° ствол — 500 выстрелов[33], РёР· которых РґРѕ 180 всегда готовы Рє автоматической стрельбе[35]. Четыре ствола эсминца проекта 956 СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ выбрасывать Р·Р° РѕРґРЅСѓ минуту 6012 РєРі металла. РџРѕ мощи артиллерийского залпа корабли проекта 956 превосходят германский линейный крейсер СЌРїРѕС…Рё Первой РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ «Фон-дер-Танн»[34].
Механизмы погрузки и перезарядки позволяют вести артиллерийский огонь до полного исчерпания боезапаса практически без ручной перегрузки боеприпасов, чем отличаются от зарубежных АУ калибра 127-мм. В качестве системы управления используется специальный визирный пост, обеспечивающий эффективное ведение огня по береговым целям[36]. Возможности РЛС «Лев» не позволяют работать артиллерийским установкам эсминца от одной СУ сразу на два борта (только на близких дистанциях можно возможно вести прицеливание через телевизиры)[33].
Скорострельная зенитная артиллерия, предназначенная для самообороны корабля РѕС‚ крылатых ракет РІ ближней Р·РѕРЅРµ РџР’Рћ[35], представлена РґРІСѓРјСЏ батареями 30-РјРј зенитных артиллерийских комплексов РђРљ-630Рњ (РїРѕ РѕРґРЅРѕР№ батарее СЃ борта). Р’ составе каждой батареи имеется РґРІРµ шестиствольные артиллерийские установки СЃ вращающимся блоком стволов РІРѕРґСЏРЅРѕРіРѕ охлаждения Рё РѕРґРЅР° РЎРЈ «Вымпел». Рффективная дальность стрельбы — РґРѕ 4 РєРј, темп стрельбы — 4000 выстр./РјРёРЅ, общий боезапас — 16 000 выстрелов[30]. Наведение автоматов РђРљ-630 осуществляется исключительно дистанционно РѕС‚ РЛС «Вымпел», либо РѕС‚ РІРёР·РёСЂРЅРѕР№ колонки. РџСЂРё СЃРІРѕРёС… выдающихся боевых характеристиках батарея РёР· РґРІСѓС… РђРљ-630Рњ РёР·-Р·Р° худших возможностей РЛС, Р° также РёР·-Р·Р° размещения последней РЅР° значительном удалении РѕС‚ РѕСЃРё стрельбы уступала РїРѕ точности стрельбы РѕРґРЅРѕР№ 20-РјРј Р—РђРЈ Mark 15 Phalanx CIWS. Расчётное количество поражаемых РѕРґРЅРѕР№ батареей РђРљ-630 противокорабельных ракет В«HarpoonВ» оценивалось РІ середине 1970-С… РіРѕРґРѕРІ РІ 0,4-1,0 единиц[36].
В районе полубака, впереди от носовой пусковой установки ЗРК «Ураган» на корабле установлена пара 45-мм салютных орудий 21-КМ[28].
|
|
|
АК-130 | РЛС «Вымпел» | АК-630 |
Противокорабельное вооружение эскадренных миноносцев проекта 956 представлено противокорабельным комплексом «Москит» (начиная с эсминца «Беспокойный» устанавливался усовершенствованный комплекс «Москит-М» с ракетой ЗМ-82[30]) с двумя счетвёренными ненаводящимися пусковыми установками, в которых находится восемь противокорабельных ракет. Дальность полёта ракет — 120 км (у «Москита-М» увеличена до 170 км), вероятность попадания даже в условиях активного радиопротиводействия равна 0,94—0,99 коэффициента[30]. Маршевая скорость полёта — 2,5—3 Маха, стартовая масса 3930 кг, масса боевой части — 300 кг. Корабельная система управления (КСУ) позволяет выполнить восьмиракетный залп всего за 30 секунд[31][29].
Для Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ подводными лодками РЅР° кораблях проекта РІ средней части корабля РЅР° верхней палубе побортно установлены РґРІР° двухтрубных 533-РјРј торпедных аппарата. Торпедная стрельба велась торпедами РЎРРў-53Рњ, позднее заменёнными РЅР° торпеды РЎРРў-65 Рё РЈРЎРРў-80. Р’ состав противолодочного вооружения эскадренных миноносцев проекта 956 РІС…РѕРґСЏС‚ также РґРІР° реактивных бомбомёта РБУ-1000 СЃ дальностью стрельбы 1000 Рј Рё общим боезапасом РёР· 48 реактивных глубинных Р±РѕРјР± СЃ 99-килограммовой фугасной боевой частью[30][37]. Реактивные бомбомёты размещены РІ РєРѕСЂРјРµ, РЅР° надстройке (РІ районе взлётно-посадочной площадки). Р’ задачи РБУ-1000 РІС…РѕРґРёС‚ уничтожение РџР› РІ ближней Р·РѕРЅРµ РЅР° малых глубинах, Р° также поражение идущих РЅР° корабль торпед[36]. Корабли проекта оборудованы штатными минными рельсами Рё РјРѕРіСѓС‚ принимать РЅР° Р±РѕСЂС‚ РґРѕ 22 РјРёРЅ заграждения типов Р Рњ-1, РџРњ-1, УДМ.
Постоянный вертолётный ангар на кораблях проекта конструкторами предусмотрен не был, тем не менее, вместо него на кораблях проекта имеется телескопический (сдвижной) ангар из алюминиевого сплава, в котором возможно временное укрытие 1 вертолёта Ка-27. Вертолётная площадка размещена почти посередине корабля (за кормовой надстройкой), благодаря этому при посадке палубного вертолёта размахи килевой качки сказываются намного меньше[22][25]. Системы принудительной посадки вертолёта на корабле отсутствуют[22]. В зависимости от комплектации вертолёт может бороться с подводными лодками в пределах зоны обеспечения ПВО кораблём, либо вести радиолокационную разведку для выдачи целеуказания противокорабельному комплексу[37]. Запас авиатоплива (керосина) — 5 тонн[22][38]. Запас авиационного топлива обеспечивает выполнение двух заправок корабельного вертолёта[37].
РќР° кораблях проекта установлены радиолокационные станции (РЛС) освещения воздушной Рё надводной обстановки сантиметрового диапазона РњР -710 «Фрегат» (СЃ 1-РіРѕ РїРѕ 3-Р№ РєРѕСЂРїСѓСЃ), РњР -710Рњ-1 «Фрегат-РњВ» (РЅР° 4-Рј Рё 5-Рј корпусах) Рё РњР -750 «Фрегат-РњРђВ» СЃ дальностью РѕР±Р·РѕСЂР° РѕС‚ 2 РґРѕ 145 РєРј (РЅР° всех остальных корпусах)[28][37][36][39]. Рти станции даже РІ условиях интенсивных помех РјРѕРіСѓС‚ решать следующие задачи[37]:
Загоризонтное целеуказание осуществляется на расстоянии до 200 км с помощью системы «Мост», имеющей четырёхдиапазонную пассивную РЛС обнаружения и целеуказания КРС-27, радиотехнической станцией (обрабатывает информацию от авиационного выносного наблюдательного пункта и обеспечивает координатную привязку) и систему обмена информацией (ВЗО�)[28]. В качестве средства целеуказания комплексу противокорабельного вооружения используется комплекс «Минерал», снабжённый как активным радиолокационным каналом с возможностью загоризонтного обнаружению надводных целей, так и пассивным радиолокационным каналом. �меется также канал приёма целеуказания от вертолётов и самолётов[36].
Для обнаружения подводных лодок и торпед на кораблях проекта установлена разработанная в 1970-х годах гидроакустическая станция МГ-335 «Платина-С» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. С шестого корпуса устанавливалась «Платина-МС» с СУ ПЛО «Пурга». Гарантированная дальность обнаружения подводных целей — 1-2 км, максимально возможная дальность обнаружения (при нормальных гидрологических условиях) — 10-15 км[30][прим. 6]. Для обнаружения подводных диверсантов на эскадренных миноносцах проекта 956 установлена специальная станция МГ-7[36].
Боевая информационно-управляющая система отсутствует. Все вопросы взаимной информационной привязки решает модернизированный планшет обстановки «Сапфир-У»[37].
Р’ состав средств радиоэлектронной Р±РѕСЂСЊР±С‹ РІС…РѕРґСЏС‚ комплекс радиотехнической разведки (Р РўР ) РњРџ-401, комплекс (станция) постановки активных радиоэлектронных помех (РЎР РРџ) РњРџ-407. Пассивные средства постановки ложных целей представлены комплексом РџРљ-2Рњ СЃ РґРІСѓРјСЏ 140-РјРј двуствольными пусковыми установками Р—РёР¤-121 Рё системой управления «Смета». РЎ 9-РіРѕ РєРѕСЂРїСѓСЃР° дополнительно устанавливался комплекс постановки ложных целей РџРљ-10Рњ СЃ четырьмя (РїРѕ РґСЂСѓРіРёРј данным[5] — СЃ восемью) 122-РјРј десятиствольными пусковыми установками, Р° также дополнительные активные Рё пассивные средства обнаружения Рё подавления, такие как РЎР РРџ Рё РТР«Спринт-401РЎВ» [37][30].
Р’ состав штурманского вооружения РІС…РѕРґСЏС‚: гирокомпас «Курс-10РђВ», лаг Р�РР›-1, автопрокладчик РђРџ-4-956, эхолот РќРР›-Рњ2, навигационные системы РљРџР¤-3Рљ Рё РљРџР�-7Р¤ (РѕС‚ систем «Маршрут», «Лоран», «Тропик» Рё С‚. Рґ.), радиопеленгатор «Румб», космические навигационные системы АДК-3Рњ, «Парус», «Цикада», магнитный компас РљРњ-145-4 Рё навигационные радиолокационные станции РЛС РњР -212 (СЃ тремя антенными постами)[28].
Название | Модификация | Зав. № | Заложен* [40] | Спущен на воду[40] | Введён в строй[40] | Статус |
---|---|---|---|---|---|---|
«Современный» | Проект 956 | 861 | 3 марта 1976 | 18 ноября 1978 | 25 декабря 1980 | Списан в 1998 году. |
«Отчаянный» | Проект 956 | 862 | 4 марта 1977 | 29 марта 1980 | 30 сентября 1982 | Списан в 1998 году. |
«Отличный» | Проект 956 | 863 | 22 апреля 1978 | 21 марта 1981 | 30 сентября 1983 | Списан в 1998 году. |
«Осмотрительный» | Проект 956 | 864 | 27 октября 1978 | 24 апреля 1982 | 30 сентября 1984 | Списан в 1997 году. |
«Безупречный» | Проект 956 | 865 | 1980 | август 1983 | 6 ноября 1985 | Списан в 2002 году. |
«Боевой» | Проект 956 | 866 | 26 марта 1982 | 4 августа 1984 | 28 сентября 1986 | На консервации в Фокино. |
«Стойкий» | Проект 956 | 867 | 28 сентября 1982 | 27 июля 1985 | 31 декабря 1986 | Списан в 2001 году. |
«Окрылённый» | Проект 956 | 868 | 16 апреля 1983 | 31 мая 1986 | 30 декабря 1987 | Списан в 1998 году. |
«Бурный» | Проект 956 | 869 | 1984 | февраль 1987 | 30 сентября 1988 | В ремонте на КТОФ. |
«Гремящий» до 14 сентября 1988 года — «Ведущий» |
Проект 956 | 870 | 23 ноября 1984 | 30 мая 1987 | 30 декабря 1988 | Списан в 2007 году. |
«Быстрый» | Проект 956 | 871 | 29 октября 1985 | 28 ноября 1987 | 30 сентября 1989 | В составе КТОФ. |
«Расторопный» | Проект 956 | 872 | 15 августа 1986 | 4 июня 1988 | 30 декабря 1989 | В составе КСФ. С 2000 года в отстое. |
«Безбоязненный» | Проект 956 | 873 | 1987 | март 1989 | 28 ноября 1990 | В ремонте на КТОФ. |
«Гремящий» до 2007 года — «Безудержный» |
Проект 956-А | 874 | 1987 | июнь 1990 | 25 июня 1991 | В составе КСФ. В резерве. |
«Беспокойный» | Проект 956-А | 875 | 1988 | июнь 1990 | 28 декабря 1991 | В составе ДКБФ. В резерве. |
«Настойчивый» до 15 февраля 1992 года — «Московский комсомолец» |
Проект 956-А | 876 | 1989 | июнь 1991 | 30 декабря 1992 | В составе ДКБФ. |
«Адмирал Ушаков» до 2004 года — «Бесстрашный» |
Проект 956-А | 877 | 6 мая 1988 | 28 декабря 1991 | 30 декабря 1993 | В составе КСФ. |
«Внушительный» | Проект 956 | 2211 | 30 августа 1983 | 17 октября 1987 | - | Постройка была прекращена. Спущен на воду и служил плавучим складом, разделан на металл. |
«Ханчжоу» «Важный» |
Проект 956-Р(заложен по проекту 956-А) | 878 | 1988 | 30 апреля 1991 | декабрь 1999 | В составе Восточного флота ВМС Китая. |
«Фучжоу» «Вдумчивый» |
Проект 956-Р(заложен по проекту 956-А) | 879 | 1988 | 1992 | декабрь 2000 | В составе Восточного флота ВМС Китая. |
«Буйный» | Проект 956-У | 880 | 1992 | — | — | Постройка остановлена при готовности 20 %. |
«Тайчжоу» «Внушительный» |
Проект 956-РРњ | 138 | РёСЋРЅСЊ 2002[41] | 27 апреля 2004[41] | декабрь 2005[41] | Р’ составе Р’РњРЎ Китая. |
«Нинбо» «Вечный» |
Проект 956-РРњ | 139 | 15 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2002[41] | 23 июля 2004[41] | 2006 | Р’ составе Р’РњРЎ Китая. |
В ходе строительства всей серии кораблей, эскадренные миноносцы подверглись частичной модернизации. С седьмого корпуса (заводской № 867) на корабли устанавливались более совершенные котлы КВГ-3[27]. На четвёртом и пятом корпусах («Осмотрительный» и «Безупречный») вместо РЛС «Фрегат-М» устанавливалась модификация последней «Фрегат-М1» с одной плоской и одной параболической антенной. С шестого корпуса устанавливалась РЛС «Фрегат-М2», имеющая две плоские антенны. С 14-го корпуса (модификация 956-А) на корабль устанавливался усовершенствованный ЗРК «Ураган-Торнадо», а также устанавливалось новое радиоэлектронное и навигационное оборудование[40]. Внешний вид корабля в результате почти не изменился, но водоизмещение увеличилось почти на 100 тонн[27].
Р’РѕРїСЂРѕСЃ Рѕ возможности создания экспортной модификации эсминца проекта 956 рассматривался руководством Р’РњР¤ СССРещё РІ 1977—1978 годах. После возвращения адмирала РЎ. Р“. Горшкова РёР· поездки РІ Польшу (СЃ очередных учений РћР’Р”) РІ 1977 РіРѕРґСѓ начальнику 1-РіРѕ ЦНР�Р� Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ было дано устное указание разработать тактико-техническое задание РЅР° экспортную модификацию проекта для Военно-РјРѕСЂСЃРєРёС… СЃРёР» Польской Народной Республики. Ркспортный вариант корабля должен был отличаться РѕС‚ принятого РІ техническом проекте (для недопущения утечки информации РїРѕ новейшим зенитным ракетным Рё противокорабельным комплексам). Противокорабельный комплекс «Москит» был заменён РЅР° 4 РџРЈ РџРљР Рџ-20, вместо 2 Р—Р Рљ «Ураган» предполагалось установить 2 Р—Р Рљ «Оса-РњВ», вместо РЛС «Фрегат-РњВ» — РЛС «Ангара». Также рассматривались варианты замены ГАС «Платина» РЅР° ГАС «Титан-2В» или даже «Аргунь». Замена 130-РјРј артиллерийских установок РђРљ-130 РЅР° РђРЈ меньшего калибра также рассматривалась, хотя Рё была запрещена Главным командованием Р’РњР¤. Разработка РўРўР— РїРѕ экспортной модификации эсминца была прекращена РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ массовыми забастовками РІ Польше Рё введением РІ 1981 РіРѕРґСѓ РІ этой стране военного положения[38].
Северным РџРљР‘ РІ 1993 РіРѕРґСѓ была выполнена проработка пассажирского СЃСѓРґРЅР° РЅР° базе конверсируемых РєРѕСЂРїСѓСЃРѕРІ кораблей проекта 956 (заводские в„– 879, 880). РЎСѓРґРЅРѕ водоизмещением около 7000 тонн Рё пассажировместимостью РІ 450 человек, относилось Рє классу пассажирских лайнеров Рё предназначалось для линейных перевозок пассажиров, Р° также выполнения кратковременных (РґРѕ 10 суток) круизных рейсов. Главные размерения РїРѕ конструктивной ватерлинии остались теми же, что Рё Сѓ базового проекта, РЅРѕ наибольшая длина РєРѕСЂРїСѓСЃР° увеличилась РґРѕ 159,2 Рј, Р° осадка наоборот уменьшилась РґРѕ 5,4 Рј. Скорость полного С…РѕРґР° составила 18 узлов, дальность плавания достигла 10 000 РјРѕСЂСЃРєРёС… миль. Ркипаж должен был составлять 161 человек[42].
Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают «люкс», 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж «лидо» и универсальный магазин[42]. Но проект остался неосуществлённым[43].
Р’ 1981—1982 годах РІ Северном проектно-конструкторском Р±СЋСЂРѕ был выполнен СЂСЏРґ проектных исследований РїРѕ совершенствованию боевых Рё эксплуатационных возможностей кораблей проекта Рё возможности установки РЅР° нём новых образцов вооружения Рё техники. Р’ С…РѕРґРµ исследовательских работ были рассмотрены различные варианты энергетической установки, одновременно выяснялась возможность замены котлотурбинной энергетической установки РЅР° газотурбинную. Всего было проработано пять вариантов Р“РРЈ СЃ разным составом Рё различными мощностями[27], диапазон водоизмещений проектируемого корабля колебался РѕС‚ 8000 РґРѕ 14 000 тонн[42].
В процессе проектных исследований рассматривался целый ряд потенциальных изменений в составе вооружения корабля, благодаря которым модернизированный корабль следовало бы рассматривать уже как многоцелевой. В плане изменения состава средств ПЛО были проработаны варианты размещения на эсминце более мощных гидроакустических комплексов для увеличения дальности и улучшения точностно-вероятностных характеристик обнаружения подводных целей. Рассматривался вариант усиления авиационного компонента корабля до двух противолодочных вертолётов с соответствующим боезапасом[42].
Улучшение возможностей радиолокационных средств по освещению воздушной обстановки и обеспечению целеуказания оружия должно было обеспечиваться размещением на корабле второго антенного поста радиолокационной системы общего обнаружения. К зенитно-ракетному комплексу средней дальности «Ураган» добавлялось от двух до четырёх боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса самообороны[42].
Результаты анализа военно-экономической эффективности показали, что проведение модернизации эскадренного миноносца проекта 956 методом простого сложения всех видов вооружения на одном корабле способно сделать проект многофункциональным. Однако в ходе проведённого анализа проведение модернизации по этому методу было признано очень дорогим путём к решению поставленной проблемы, поэтому рассмотрение глубокой модернизации проекта своего дальнейшего развития до конца 1980-х годов так не получило[42].
Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (пр. 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Главным конструктором проекта оставался �. �. Рубис, главным наблюдающим от ВМФ был сначала капитан 2 ранга С. Н. Сургаев, а позднее капитан 2 ранга М. А. Цюх. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР«Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКРи КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска ЗС-14 на 16 крылатых ракет. Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит»[42].
В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27). Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6700—6750 тонн[42].
Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты[42].
В 1997—2000 годах два корпуса (№ 878 «Екатеринбург» — бывший «Важный» и № 879 «Александр Невский» — бывший «Вдумчивый») были достроены по проекту 956Ри поставлены ВМС НОАК Китайской Народной Республики. Технический проект эскадренного миноносца проекта 956Рбыл откорректирован «Северным ПКБ»; также были разработаны новые рабочие чертежи, необходимые для строительства кораблей по изменённому проекту[38].
Контракт на продажу кораблей, построенных по этому проекту, был подписан 19 ноября 1997 года, а уже в декабре 1999 года первый эсминец был сдан комиссии, а затем передан китайскому экипажу под названием «Ханьчжоу» (б/н 136). Второй корабль, «Фучжоу» (б/н 137), был передан китайскому экипажу в декабре 2000 года. По своим тактико-техническим характеристикам и конструкции проект 956Рпочти полностью повторяет проект 956. �зменения затронули только состав вооружения, выполненный в экспортном исполнении и главную энергетическую установку[44].
Проект 956-РРњ, разработанный Северным РџРљР‘ РїРѕРґ руководством главного конструктора Р’. Рџ. Мишина, существенно отличается РѕС‚ базового проекта 956 Рё РѕС‚ проекта 956-Р. РћС‚ СЃРІРѕРёС… предшественников этот проект отличается возросшими главными размерениями корабля, повышенной РґРѕ 200 РєРј дальностью стрельбы модернизированного РџРљР Рљ «Москит-РњРВ», заменой четырёх Р—РђРљ РђРљ-630 РЅР° РґРІР° боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Каштан», отсутствием РєРѕСЂРјРѕРІРѕР№ артиллерийской установки, РЅР° место которой была «сдвинута» РџРЈ Р—Р Рљ «Штиль», наличием РІ РєРѕСЂРјРѕРІРѕР№ надстройке РїРѕРґ РіСЂРѕС‚-мачтой полноценного вертолётного ангара для постоянного базирования вертолёта. Два корабля, построенные РїРѕ данному проекту: «Тайчжоу» (Р±/РЅ 138) Рё «Нинбо» (Р±/РЅ 138) были введены РІ состав Военно-РјРѕСЂСЃРєРёС… СЃРёР» РљРќР РІ 2005—2006 годах[41].
Первый корабль проекта 956 («Современный») вступил в состав советского Военно-Морского Флота 24 января 1981 года. Уже 30 декабря этого же года он, по плану испытаний корабельного вооружения, совершил первый межфлотский переход среди всех эсминцев 956-го проекта, обогнул Европу и, выйдя из Средиземного моря, прибыл в Севастопольскую ВМБ[45]. 20 марта 1983 года, находясь на первой боевой службе, эсминцы «Современный» и «Отчаянный» в составе КУГ из нескольких кораблей провели учебную минную постановку[45].
Р�Р· четырнадцати эскадренных миноносцев проекта 956, переданных флоту РґРѕ 8 декабря 1991 РіРѕРґР°, восемь кораблей («Современный», «Отчаянный», «Отличный», «Безупречный», «Окрылённый», «Гремящий», «Расторопный» Рё «Безудержный») вошли РІ состав 56-Р№ бригады эсминцев 7-Р№ РћРџРРЎРљ Северного флота Р’РњР¤ РЎРЎРЎР , шесть РґСЂСѓРіРёС… кораблей («Осмотрительный», «Боевой», «Стойкий», «Быстрый», «Бурный» Рё «Безбоязненный») вошли РІ состав разных соединений Тихоокеанского флота (преимущественно РІ состав 175-Р№ бригады ракетных кораблей)[46].
Р’Рѕ время службы РІ Военно-РњРѕСЂСЃРєРѕРј Флоте СССРэскадренные миноносцы проекта 956 принимали активное участие РІ большом числе боевых служб Рё военно-РјРѕСЂСЃРєРёС… учений, таких как «Океан-83В», «Атлантика-84В», «Заполярье-84В», В«Рскадра-84В», «Монкада-85В» Рё РґСЂСѓРіРёС…. Корабли проекта выполняли контроль Р·Р° учениями Р’РњРЎ стран РќРђРўРћ РІ Норвежском Рё Средиземном РјРѕСЂСЏС…, следили Р·Р° корабельными Рё авианосными группами флотов РЎРЁРђ Рё Великобритании. РџРѕРјРёРјРѕ боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли Рё мирные РјРёСЃСЃРёРё, наносили официальные Рё дружеские визиты РІ порты СЂСЏРґР° стран: Алжира, Вьетнама, ГДР, Греции, Египта, Р�РЅРґРёРё, РљРќР , РљСѓР±С‹, Ливии, РЎРёСЂРёРё, РЎРЁРђ, ФРГ, Югославии, стран Африки Рё РґСЂСѓРіРёС…[46], демонстрируя советский военно-РјРѕСЂСЃРєРѕР№ флаг.
Распад СССРпривёл Рє резкому (РІ 20 раз) сокращению государственного заказа для Р’РњР¤[47], включающего как строительство новых кораблей, так Рё комплексный ремонт кораблей уже находящихся РІ составе флота. Недофинансирование затронуло Рё корабли проекта 956: строительство новых эскадренных миноносцев было прекращено (достраивались лишь уже заложенные), Р° текущий Рё средний ремонт уже построенных кораблей задерживался, либо вообще РЅРµ проводился. Рто, Р° также проблемы СЃ эксплуатацией котлотурбинной энергетической установки, привели Рє тому, что большинство эсминцев проекта 956 находилось РІ строю менее десяти лет, хотя расчётный СЃСЂРѕРє РёС… службы должен был превышать РґРІР° десятилетия. Так, всего пять лет эксплуатировался эсминец «Стойкий», шесть лет — «Окрылённый», семь лет — «Безудержный» Рё «Осмотрительный», восемь лет — «Безупречный», «Гремящий» Рё «Расторопный», девять лет — «Боевой» Рё «Безбоязненный».
В итоге, уже к 2002 году из семнадцати эсминцев, построенных для ВМФ СССРи ВМФ России, в строю фактически находилось всего пять кораблей: «Боевой», «Бурный», «Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный»[13], остальные корабли либо были разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию. К 2011 году из семнадцати эсминцев в строю фактически осталось всего три корабля: «Настойчивый» — на ДКБФ (флагман), «Быстрый» — на КТОФ, «Адмирал Ушаков» — на СФ.
После 1991 года активность эксплуатации эскадренных миноносцев проекта 956 многократно снизилась и в составе ВМФ России этим кораблям удалось поучаствовать лишь в нескольких выходах на боевую службу. В декабре 1995—марте 1996 года эсминец «Бесстрашный» в составе АМГ (ТАКР«Адмирал Кузнецов», АПЛ «Волк», сторожевой корабль «Пылкий», 3 танкера и 2 спасательных буксира) нёс боевую службу в Средиземном море и Атлантике с посещением портов Туниса, Сирии и Мальты[48].
РЎ 17 февраля РїРѕ 30 апреля 1997 РіРѕРґР° эсминец «Настойчивый» РёР· состава Балтийского флота РїРѕРґ командование контр-адмирала Р’. Рќ. Апановича совершил РїРѕС…РѕРґ РІ южную часть Атлантического океана Рё Р�РЅРґРёР№СЃРєРёР№ океан РїРѕ маршруту Балтийск — РђР±Сѓ-Даби — Саймонстаун — Кейптаун — Балтийск. Участие корабля РІ международной выставке вооружений РІ РђР±Сѓ-Даби способствовало заключению контракта РЅР° продажу РґРІСѓС… эскадренных миноносцев проекта 956-Р[49].
В сентябре-октябре 2004 года эсминец «Адмирал Ушаков» (бывший «Бесстрашный») в составе АМГ (ТАКР«Адмирал Кузнецов», ТАРКР«Пётр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», 2 БПК, танкер и 2 буксира) участвовал в учениях Северного флота в Северо-Восточной Атлантике[50].
|
|
«Безупречный» | «Отличный» |
|
|
«Осмотрительный» | «Расторопный» |
Главным боевым противником кораблей проекта 956 в 1980-е годы являлся его американский аналог — эсминец третьего поколения типа «Спрюэнс». Сравнение кораблестроительных элементов двух проектов позволяет отметить, что эскадренные миноносцы типа «Спрюэнс» имели более «прогонистый» (узкий) корпус и вследствие этого — меньшую мореходность и повышенную бортовую качку и заливаемость[прим. 7] по сравнению с кораблями проекта 956[51][38].
Газотурбинная энергетическая установка «Спрюэнса» обладает несомненным преимуществом перед котлотурбинной РРЈ проекта 956: РїРѕРјРёРјРѕ компактности, меньшего веса, простоты обслуживания Рё ремонта, Р° также повышенной живучести РїСЂРё сотрясениях Рё боевых повреждениях газовые турбины «Спрюэнса» развивают полную мощность РёР· холодного состояния всего Р·Р° 12 РјРёРЅСѓС‚, тогда как котлам, установленным РЅР° проекте 956, требуется для этого 1,5 часа[51].
РџРѕ артиллерийскому Рё противокорабельному вооружению проект 956 превосходит тип «Спрюэнс», РЅРѕ противолодочные возможности последнего существенно выше Р·Р° счёт более мощной, чем «Платина-РЎВ», гидроакустической станции AN/SQS-53 Рё наличия РІ составе вооружения управляемого противолодочного комплекса ASROC. Ркипаж эсминцев проекта 956 РЅР° 50 человек больше, чем экипаж эсминцев типа «Спрюэнс»[51].
Установка на «Спрюэнсы» в ходе модернизаций двух четырёхзарядных пусковых установок ABL, предназначенных для размещения крылатых ракет «Томагавк», дала «Спюрэнсу» преимущество в виде возможности атаки удалённых береговых объектов и возможности размещения противокорабельной модификации «Томагавка» RGM-109B TASM (Tomahawk Anti-ship missile).
РџСЂРё сравнении корабля РїСЂ. 956 СЃ американским РРњ В«KiddВ» превосходство сохраняется, РЅРѕ несколько сглаживается РІ решении задач РџР’Рћ Рё РЈР Рћ. РќРѕ следует помнить, что В«KiddВ» создавался РІ СЃРІРѕС‘ время для Р’РњРЎ Р�рана Рё попал РІ Р’РњРЎ РЎРЁРђ «случайно» (после расторжения контракта РёР·-Р·Р° произошедшей РІ Р�ране исламской революции)... Сравнивать же наш корабль СЃ английскими, французскими Рё итальянскими РРњ постройки 1970-1990-С… РіРі. бесполезно, так как боевые возможности эсминца проекта 956 здесь РІРЅРµ конкуренции[52]. |
|
|
Японский эсминец JS Hatakaze (DD-171) | Французский эсминец Latouche Treville (D 646) |
|
|
�тальянский эсминец Luigi Durand de la Penne (D 560) | Английский эсминец HMS Birmingham (D86) |
Основным боевым соперником РІ водах РњРёСЂРѕРІРѕРіРѕ океана для эсминцев проекта 956 РЅР° 2009 РіРѕРґ являются спроектированые РІ 1980—1985 годах эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк». Однако боевые качества этих эсминцев, принадлежащих Рє РґРІСѓРј разным поколениям, несопоставимы: эсминцы проекта 956 существенно уступают американским кораблям типа «Арли Бёрк» РїРѕ целому СЂСЏРґСѓ показателей. Уже Рє моменту РІРІРѕРґР° РІ состав Р’РњРЎ РЎРЁРђ первого эсминца типа «Арли Бёрк» эскадренные миноносцы проекта 956 являлись технически устаревшими кораблями[РїСЂРёРј. 8], лишёнными конструктивной защиты[30] Рё многофункциональной Р‘Р�РЈРЎ, c единственной РЛС обнаружения воздушных целей, слабыми возможностями гидроакустической станции РїРѕ РїРѕРёСЃРєСѓ РџР›, котлотурбинной Р“РРЈ[5] Рё относительно слабой РџР’Рћ. Однако Сѓ эсминцев проекта 956 имеются также РґРІР° недостатка, свойственных Рё эсминцам «Арли Бёрк» первой серии: отсутствие вертолётного ангара Рё недостаточная дальность плавания РЅР° оперативной скорости, причём РїРѕ последнему показателю американские эсминцы имеют определённое преимущество: 4400 миль РЅР° 20 узлах против 3940 миль РЅР° 18 узлах для советских эсминцев 956-РіРѕ проекта[30]. Единственным преимуществом советского эсминца над типом «Арли Бёрк» является более мощное, чем Сѓ американского эсминца, противокорабельное Рё артиллерийское вооружение.
Оценивать этот корабль достаточно сложно, особенно с позиции «Надо бы больше и лучше». Несомненно, офицеры бы хотели каюты попросторнее, механики — более удобную в эксплуатации дизель- или газотурбинную установку, противолодочники — мощнейшую цифровую ГАС «Полином», радиометристы — «Подкат» или что-либо поновее для обнаружения низколетящих целей… Но нашему ВМФ достался именно такой корабль, какой есть.
Павлов Рђ. РЎ. Рсминцы 1 ранга[34].
|
В дуэльной ситуации «кто кого» после израсходования с обеих сторон противокорабельных ракет и при отсутствии авиационного прикрытия эскадренный миноносец проекта 956 «становится хозяином положения в борьбе с любым надводным кораблём мира»[34].
Несмотря на то, что к 2010 году эскадренные миноносцы проекта 956, если сравнивать их с новыми кораблями четвёртого поколения, безусловно устарели, прекрасные модернизационные возможности, имеющиеся у проекта[43], позволяют придать ему требуемые в новых условиях боевые качества посредством замены устаревших систем корабельного вооружения на более современное[53].
Портал «Морской портал» | |
Проект В«Рсминцы» |
Рскадренные миноносцы проекта 956 | ||
---|---|---|
Проект 956 |
«Современный» • «Отчаянный» • «Отличный» • «Осмотрительный» • «Безупречный» • «Боевой» • «Стойкий» • «Окрылённый» • «Бурный» • «Гремящий» • «Быстрый» • «Расторопный» • «Безбоязненный» • «Безудержный» («Гремящий») • «Беспокойный» • «Настойчивый» • «Бесстрашный» («Адмирал Ушаков») |
|
Проект 956-Р|
«Ханчжоу» («Важный», «Екатеринбург») • «Фучжоу» («Вдумчивый», «Александр Невский») |
|
Проект 956-РРњ |
«Тайчжоу» («Внушительный») • «Нинбо» («Вечный») |