Метки: Хадж ангел, хадж 14 10 2013 видео, хадж документальный фильм.
|
Хадж (араб. حَجّ) — паломничество, связанное с посещением Мекки (Масджид аль-Харам) и её окрестностей (гора Арафат, долина Мина) в определённое время. Хадж является пятым столпом ислама после Шахады, молитвы (намаз), поста (саум) и милостыни (закят).
Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Господа миров Аллаха, и что Мухаммад — раб и посланник Аллаха, совершении пятикратной молитвы, выплате закята богатыми людьми в пользу бедных, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан. Подробнее Вера раскрывается в Иман му фассаль: Я уверовал в Единого Господа, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Ад и Рай, в Судный День, в Воскрешение после жизни, в божественное предопределение.
Содержание |
В буквальном переводе с арабского языка означает «стремление, намерение или стремление к прославленному» и «возвращение, возобновление»,
так как хаджи (совершающий хадж) следует вокруг Дома (Каабы) совершить обход, после определённого времени вновь возвращается, чтобы совершить обход, затем направляется к долине Мина и после завершения всех обрядов опять возвращается к Дому для совершения прощального обхода. См.: Аль-Маварди А. «Тафсир аль-Мааварди»
В терминологическом значении Шариата хадж означает — специальное действие, совершаемое в определённое время, в определённом месте и определённым образом. Аллах Всевышний в (Коране) вменил хадж в обязанность каждого мусульманина, что подтверждается сунной Его посланника и единодушным мнением улемов. Совершается в начале двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил название «зу-ль-хиджжа», то есть «обладающий паломничеством».
История обрядов хаджа восходит к самому пророку Адаму и Хаве (Еве), после их изгнания из Рая они встретились на горе Арафат (стояние на горе Арафат является одним из обязательных обрядов хаджа) и Ибрахиму (Аврааму), и его сыну [, которого должны были принести в жертву, но Аллах Всевышний воспротивился человеческой жертве. И дабы почтить память о приношении в жертву, было приказано устроить великое жертвоприношение, принеся в жертву жертвенное животное. Испытав веру Своего пророка — Ибрахима (Авраама), Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему не нужны кровавые жертвы.
Не дойдёт до Аллаха ни их мясо, ни их кровь, но дойдёт до Него богобоязненность ваша. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он вывел вас на прямой путь, а ты обрадуй делающих добро!
В настоящее время мусульмане всего мира празднуют великий праздник жертвоприношения в десятый день месяца зуль-хиджжа — Курбан-байрам (тюрк.) или Ид аль-Адха (араб.), который отсутствует в остальных авраамистических традициях, бытуя только в исламе.
На протяжении веков смысл и традиции этого праздника были забыты и вновь восстановлены Мухаммадом.
Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. Если человек в силу уважительных причин не может сам совершить паломничество, он имеет право послать вместо себя другого человека, называемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все необходимые расходы (но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж).
Пророка Мухаммеда спросили: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». (Его) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». (Его снова) спросили: «А после этого?» Он ответил: «Безупречный хадж».
Однажды один человек подошёл к пророку и сказал:
Поистине я человек пугливый и слабый
И посланник сказал:
Поспеши совершить джихад без применения оружия в виде хаджа
Передают со слов матери правоверных Аишы, что (однажды) она сказала:
О посланник Аллаха, мы считаем наилучшим делом является джихад, так не принять ли нам участие в нём? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет! Наилучшим джихадом для вас является безупречный хадж».
Посланник Аллаха сказал:
Паломники, совершающие хадж и умру, являются гостями Аллаха Всевышнего, ибо поистине если они призовут к Нему, то Он ответит им, если они станут, каяться перед Ним, то Он простит их
Посланник Аллаха также сказал:
Гостями Всевышнего Аллаха являются три категории людей: паломники, совершающие хадж и умру и воины
Сообщается, что Абдуллах ибн Абуа, сказал:
Однажды я спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о человеке, не совершающем хадж или ему нужно взять в долг, чтобы совершать хадж?". Пророк да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет».
Это означало, что человеку нельзя совершать паломничество за долги.
Ведь если нищий человек совершает хадж, он подвергает себя опасности, ибо нищий, совершающий дело богатых, подобен больному, совершающему дело здорового.
Существуют три вида обрядов, связанных с выполнением священной обязанности — хаджа и умры, а в частности:
Передают со слов Аишы:
В год прощального паломничества мы выехали в Мекку вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из нас вошли в состояние ихрама, намереваясь совершить (только) умру, другие — хадж, и умру, третьи — (только) хадж, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объявил о своем намерении совершить хадж. И что касается объявивших о своем намерении совершить хадж с умрой, то они не вышли из состояния ихрама до дня жертвоприношения.
Верующий входит в состояния ихрама с целью совершения только одного хаджа.
Верующий входит в состояния ихрама с целью совершения умры, после завершения всех действий, связанных с умрой, паломник освобождается от состояния ихрама, а затем восьмого числа месяца зуль-хиджжа начинает действия хаджа, вступая в состояния ихрама в Мекке.
Верующий соединяет вхождение в состояние ихрама, связанного с хаджем, с вхождением в состояние ихрама, связанного с умрой, с намерением совершить хадж и умру вместе из миката одновременно или вначале совершая, умру, а затем хадж, или наоборот. По данному вопросу не существует единого мнения учёных-богословов
Среди учёных-богословов нет единого мнения относительно того, какой из видов паломничества (ихрама) является наилучшим, но едины во мнении, что хадж разрешается совершать вышеупомянутыми видами. Кроме того, учёные также не едины во мнении, какой из видов паломничества совершал Мухаммад.
Имеется ряд обязательных условий, при выполнении которых становится возможно совершение хаджа и умры. Считается, что этими условиями являются:
Обязанностью людей по отношению к Аллаха является совершение хаджа к Дому для тех, кто в состоянии это сделать
Иститоа(т) делится на две части: 1. Возможность, касающаяся мужчин и женщин; 2. Возможность, касающаяся только женщин.
a. Здоровье. По мнению богословов ханафитского и маликитского мазхабов здоровья, является шурут вуджубих, основываясь на этом, не является обязательным совершать хадж для тех, кто лишен здоровья.
b. Свобода личности. Если имеется опасность захвата в плен или в заложники, то человеку не вменяется в обязанность совершение хаджа или умры.
c. Безопасность дорог;
d. Наличие транспорта;
e. Возможность оплатить поездку.
Часть исламских богословов считает, что для совершения обрядов хаджа или умры женщинам необходимо иметь сопровождающего (махрама). Другие полагают, что женщина может совершать хадж с составе группы, основываясь на том, что Айша, жена Пророка Мухаммада, совершала хадж после смерти своего мужа в сопровождении Абдуллаха бн Омара, который не являлся её родственником. Однако в настоящее время посольство Саудовской Аравии не выдает виз женщинам, моложе 45 лет, если они не имеют сопровождающего.
1. Сопровождение Махрамом называется муж или близкий родственник (брат, отец, дядя) которому в силу родства запрещено на ней жениться.
2. Идда(т) — это период времени, в течение, которого женщина после смерти мужа или развода не имеет право выходить замуж (длится четыре месяца и 10 дней (сура 2. аят 234)). В период идда(т) женщине нельзя совершать обряды паломничества.
По мнению богословов маликитского и ханбалитского мазхабов хадж состоит из четырёх столпов, при невыполнении которых становится недействительным.
Богословы ханафитского мазхаба считают, что:
— Ихрам — это условие, необходимое для того, чтобы хадж был действительным;
— Таваф — это также один из столпов хаджа. Паломник четыре раза выполнив обход вокруг Каабы тем самым выполняет один из столпов хаджа, а оставшиеся три являются обязательными действиями при совершении хаджа то есть ваджиб.
— Сай — это одно из обязательных действий при совершении хаджа то есть ваджиб.
— Арафат — это также один из столпов хаджа; то есть по мнению богословов ханафитского мазхаба хадж имеет два столпа (таваф и Арафат), не совершение которых делает хадж недействительным.
Богословы шафиитского мазхаба согласны с богословами маликитского и ханбалитского мазхабов, добавляя при этом ещё два столпа:
— удаление трёх волос с головы частично или полностью и с условием, что это действие будет совершено после стояния на горе Арафат и после второй половины «ночи жертвоприношения» — «праздничная ночь»;
— последовательность действий — ихрам будет предшествовать остальным действиям, стояние на горе Арафат будет предшествовать действием «Таваф аль-Ифада» и удалению волос, действие тавафа будет предшествовать действием сая
Фрагменты из дипломной работы выпускника Московского Исламского Университета Каримова А. М. (руководитель Муфтий, шейха, Р. Гайнутдина — председатель Президиума Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), председатель Совета муфтиев России и Муртазин М. Ф. ректор Московского Исламского Университета).
В течение трёх дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа (айям ат-ташрик), паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают долину Мина, где бросают камешки уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).
Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.
Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у вершины которой расположена пещера, где пророку Мухаммеду было ниспослано первое откровение Корана. Затем паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу пророка и его ближайших сподвижников — праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городе Таифе, где Мухаммед скрывался от преследования мекканских язычников корейшитов. В этом городе расположена знаменитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.
Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) — вторую по значению после Запретной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара. Подойдя к усыпальнице пророка, паломники произносят приветствие: «Мир тебе, посланник Аллаха, Его милость и благословение! Мир тебе, Пророк Аллаха! Мир тебе, лучшему Его творению! Мир тебе, господин посланников и имам богобоязненных! Свидетельствую, что ты довёл до людей послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!» Затем совершают молитву, обращённую к Аллаху, которая заканчивается словами: «О Господь! Сделай моего Пророка заступником за меня!». После этого паломники подходят к могилам Абу Бакра и Омара, перед которыми тоже произносят слова приветствия и совершают молитву. Женщины к могилам не приближаются — им разрешается только войти в Мечеть Пророка и совершить в ней молитву.
Затем паломники посещают две знаменитые мечети — Куба и ат-Таква. Совершив малое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению пророка Мухаммеда: «Кто очистится в своём доме, затем придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру». Согласно традиции, сам пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине. Другая мечеть, ат-Таква, была построена ещё во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб — ниша в мечети, указывающая киблу) — один из них обращён в сторону Мекки, другой — в сторону Иерусалима.
Паломники-мужчины поднимаются на гору Джабаль ат-Таур, где пророк Мухаммед скрывался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда: дочь Фатима, внук Хасан и праведный халиф Осман, а также могилы павших за веру в битве при Ухуде.
Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление пророка Мухаммеда, который говорил: «Тот, кто совершает хадж и не посещает меня — ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня — воздастся ответным приветствием».
Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зелёную чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.
Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.
Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Хадж и умра | ||
---|---|---|
Столпы | Ихрам · Таваф · Сай · Арафат (стояние) · Джамрат | |
География | Мекка · Медина · Джидда · Сафа и Марва · Арафат (гора) · Муздалифа · Мина · Микат | |
Персоналии | Ибрахим • Авраам | Исмаил • Измаил | Хаджар • Агарь | Мухаммед | |
Мечети | Масджид аль-Харам · Кааба · Масджид ан-Набави | |
Дни | Курбан-байрам · День Арафат · Дни Ат-Ташрик | |
См. также | Чёрный камень · Замзам · Кисва · Тальбия · Пять столпов ислама · Амир аль-хадж | |
Tags: Хадж ангел, хадж 14 10 2013 видео, хадж документальный фильм.