Метки: Исламские течения схема, исламские течения в россии, исламские течения в казахстане, исламские течения картинки.
|
|
Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.
Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.
Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект (ахмадие, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).
Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат (от араб. أهل السنة ‘ахль ус-сунна) — самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.
Сунниты признают четыре Богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Один суннитский мазхаб — захиритский — ныне полностью исчез. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.
Суфизм (от араб. صوفية) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в исламе, включающее представляющее из себя учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге. Однако все противоречащие исламу обряды отвергаются признанными учеными суфиями, которые говорят о суфизме лишь как об очищении сердца и воспитании искренности, что необходимо каждому мусульманину.[1] Настоящий же суфизм обязательно должен соответствовать шариату.[2]
При всем при этом, существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены и традиции могут заметно отличаться друг от друга.
Тарикат (араб. طريقه) (Сулук) — путь познания Бога, синоним суфийского братства (ордена). Суфизм допускает множество таких путей и братств. Тарикатом также называют этап духовного совершенствования, следующий за шариатом и предшествующий хакике [3].
Хаджи-мюриды — мусульманское религиозное течение в форме суфизма, распространенное в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии и главным образом среди чеченцев, и ингушей, .
Салафи́я (араб. سلف — «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом[4].
К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа, «ваххабиты», идеологии ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун»[4]. В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество»[4].
Шииты (от араб. شيعة шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата)[5]. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением[6]. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.
Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)[7]
Шииты-двунадесятники или иснаашариты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённое в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленное и в других странах.
В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.
После смерти в 1094 году фатимидского халифа ал-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающих приход к власти старшего сына ал-Мустансира — Низара, и на мусталитов, признающих имамом фатимидского халифа ал-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины.
Друзы — этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты полагали, что друзы настолько далеко отошли от остальных исламских течений, что потеряли право считаться мусульманами), являющаяся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исмаилитского правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.
Карматы — крупная ветвь религиозно-политической секты исмаилитов, создавшие утопическую общину в Бахрейне, в 899 перенесшая центр своей деятельности из Сирии в Персию.
Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нукватиты, распространены в Иране.
Алавиты (Алауиты) или нусайриты (по имени Мухаммада бен Нусайра ан-Нумайри, считающегося основателем секты) являются представителями «крайних» шиитов. В основном они проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции.
Крайнешиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата, и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов.
Исчезнувшая ветвь — кайсаниты, сформировались в конце VII века и распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX века.
Гулат (араб. غلاة ‘преувеличение’, мн. ч. араб. غلو гулув) — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада, по линии Али - шиитские имамы, обладают качествами божественности.
Алевиты - верят, что Али был предтавителем бога, а не Мухаммад.
Гурабиты (от араб. غراب ‘ворон’) — верят, что Али был внешне похож на Мухаммада, „как один ворон на другого“, по этому Джабраиль ошибочно предоставил пророчество Мухаммаду.
Алавиты - верят в троицу 'айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммада и Сальмана Перса.
Дамийты - верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником.
Базигиты - верят, что Шестой Имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
Йафуриты - верят, что некий Му'аммар из Куфы был богом.
Кайсаниты - верят в имамата, который после смерти Хусайна ибн Али перешел на Абу аль-Касим Мухаммад ибн Ханафийа, а после его смерти распались на несколько мелких групп.
Хариджизм (от араб. خوارج х̮ава̄ридж — выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.
В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам[8].
Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана кроме Татов и ногайцев.
Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.
В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам. Суфизм в Чечне и Ингушетии представлен тарикатами накшбандийя и кадырия, в Дагестане распространен также тарикат шазилийя (преимущественно среди аварцев). Тарикаты состоят из мелких религиозных групп — вирдовых братств, которых только в Чечне существует более тридцати. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне является братство кунтахаджинцев (зикристов) — последователей кадирийского тариката в интерпретации шейха Кунта-Хаджи Кишиева — и отпочковавшиеся от него вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейх. К кадирийскому тарикату относятся и последователи Батал-Хаджи, проживающие в Ингушетии. До 1991 г. в Чечено-Ингушетии наиболее влиятельными были последователи накшбандийского тариката, но с начала 1990-х гг. ХХ в. в Чечне они были оттеснены последователями кадирийского тариката на периферию общественно-политической жизни и даже подверглись преследованиям. В Дагестане самым известным и влиятельным шейхом до своей гибели в 2012 г. являлся Саид Афанди Чиркейский. Он возглавлял два тариката — накшбандийя и шазалийя. Суфийские братства в Дагестане в основном формируются по этническому принципу.
На Северном Кавказе наблюдается противостояние «народного» ислама — практического суфизма и исламского фундаментализма (салафизма).
Аль-Васатыя (араб.– «срединность»)- международный научно–исследовательский и образовательно–просветительский центр занимающийся распространением умеренного пути в исламе.[9]
Хабашиты, Аль-ахбаш - это секта, которая придерживается (учений) Абдуллаха ибн Аль-Хабаши. Возникла в Ливане, хотя истоки свои берёт из Абиссинии. Представители этого течения являются в основном ашаритами, шафиитами, но по некоторым вопросам разделяют взгляды рафидитов.[10]
Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата[11].
Панисламизм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа).
В данном разделе дана краткая харрактеристика различий между основными течениями, направлениями и школами ислама.
Сунниты и шииты поклоняются единственному Богу - Аллаху и чтут одну книгу - Коран.
Сунниты | Шииты | ||||
---|---|---|---|---|---|
Передача власти халифа | |||||
Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых трёх праведных халифов | Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда - Фатимы. Шииты не признают законность правления первых трёх праведных халифов | ||||
Праздники | |||||
Сунниты как и шииты отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В день Ашура (10 мухаррама) сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона. | День Ашура (Шахсей-вахсей) связан с мученической смертью внука пророка Мухаммеда Хусейна ибн Али. Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения. В некоторых регионах (Пакистан, Ирак) среди шиитов получила распространение практика нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями, однако эт практика вызывает критику как со стороны суннитов, так и самих шиитов. | ||||
Сборники хадисов | |||||
Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов (Сахих-Сита), к которым относятся: 1. Сахих аль-Бухари (ум. в 256 г. х./870 г.) — 7397 хадисов. 2. Сахих Муслима (ум. в 261 г. х./875 г.) 3. Сунан Ибн Маджаха (ум. в 273 г. х./887 г.) 4. Сунан Абу Дауда (ум. в 274 г. х./888 г.) 5. Джами аль-Тирмизи (ум. в 279 г. х./892 г.) 6. Сунан аль-Насаи (ум. в 303 г. х./915 г.) | У шиитов общепризнанными являются четыре сборника хадисов, к которым относятся: 1. «Аль-кафи». Автор — Абу Джафар Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак Кулейни Рази (ум. в 329 г. х.) - около 16000 хадисов. 2. «Ман ля йахдуруху аль-факих» Абу Джафара Мухаммада ибн Али ибн Хусейна ибн Мусы Бабавейха Куми (ум. в 381 г. х.) - 5920 хадисов. 3.«Тахзиб аль-ахкам фи шархи аль-макнаати лиш-шейх аль-муфид». Автор - Абу Джафар Мухаммад ибн Хасан ибн Али Туси (ум. в 460 г. х.) - 13590 хадисов. 4.«Аль-истибсар фи ма ихталяфа мин аль-ахбар» или просто «Аль-истибсар». Авторство также шейх Туси (ум. в 460 г. х.) — 5511 хадисов.[12] Между тем,шииты признают как достоверные большинство хадисов, приведенных в шести суннитских сборниках.[13] | ||||
Временный брак (мута) | |||||
Запрещен. Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён. Аят на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма (махр)[14] | Разрешен. Шииты утверждают, что временный брак был разрешён в аяте «... А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чем вы согласитесь между собой после установления.» (Коран, 4:24) и не был отменен никаким другим аятом, поэтому практикуют его и по сей день. Количество временных браков у шиитов не ограничено. | ||||
Мазхабы | |||||
Сунниты придерживаются четырьмя общепризнанными мазхабами: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. | У шиитов распространён джафаритский мазхаб. Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада», а также непризнание иджмы в качестве доказательств.[15] | ||||
Непогрешимость имамов | |||||
Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди (кроме пророков) имеют грехи. | Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере.[16] | ||||
Места поломничества (зияраты) | |||||
Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной Мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-Аксы. | Шииты помимо трёх мечетей (Запретная Мечеть, Мечеть Пророка и Аль-Акса) совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна, для совершения обряд поминовения имама Хусейна.[17] | ||||
Скрытый имам. Махди | |||||
. | |||||
Такия | |||||
. | |||||
Имамат. Вилаят Али. Столпы Ислама | |||||
. | |||||
Раджа | |||||
. | |||||
Шииты | |
---|---|
12 имамов | Али • Хасан • Хусейн • Саджад • аль-Бакир • ас-Садик • аль-Казим • ар-Риза • ат-Таки • аль-Хади • аль-Аскари • Махди |
Течения | |
Фикх | джафаритский мазхаб (акль, усул аль-фикх, ахбариты, усулиты) • имамат |
Терминология | ирфан • хумс |
Духовенство | аятолла (список аятолл) • великий аятолла (список марджа) • худжат аль-ислам |
См. также | алевиты • арбаин • ахль аль-Байт • ашура • Путь Красноречия • такийя • татбир |
Суфизм | ||
---|---|---|
Тарикаты | Айссауа • Бекташи • Кадырия • Кубравия • Мевлеви • Накшбанди • Ниматуллахи • Рифаия • Сенусия • Сухравардия • Тиджания • Чишти • Шазилия • Ясавия | |
Персоналии | Джунайд • Ибн Араби • Рабия аль-Адавия • Руми • Халладж | |
Терминология | Ваджд • Вахдат ал-вуджуд • Гайб • Зикр • Инсан камиль • Макам • Нафс • Сама • Силсила • Тарикат • Хакикат • Фана | |
Суфийские ранги | Ариф • Дервиш • Ишан • Кутб • Мурид • Муршид • Пир • Факир • Эфенди | |
Портал · Категория |
Исламские течения | |
---|---|
Правовые школы | Суннитские мазхабы: Маликиты • Ханафиты • Ханбалиты • Шафииты • Захириты | Шиитские мазхабы: Джафариты |
Суфийские тарикаты | Айссауа • Бекташи • Кадырия • Кубравия • Мевлеви • Накшбанди • Ниматуллахи • Рифаия • Сенусия • Сухравардия • Тиджания • Чишти • Шазилия • Ясавия |
Шиитские течения |
Шииты-двунадесятники • Зейдиты • Рафидиты |
Хариджиты | Аджрадиты • Азракиты • Байхаситы • Ибадиты • Мухаккимиты • Надждатиты • Саалабиты • Суфриты |
Идейные течения | Асариты • Ашариты • Ваххабиты • Джабариты • Кадариты • Кораниты • Матуридиты • Муджассимиты • Мурджииты • Мутазилиты • Мушаббихиты • Салафиты • Такфиристы |
См. также | Ахмадиты • Братья-мусульмане • Дирариты • Исламизм • Куллабиты • Ризамиты • Панисламизм • Хабашиты • Язданизм |
Tags: Исламские течения схема, исламские течения в россии, исламские течения в казахстане, исламские течения картинки.