Эта страница — глоссарий. См. также основную статью: Ислам
Эта статья содержит список терминов, связанных с исламом и специфичных слов, применяемых в исламской литературе и в повседневной жизни мусульман. Для удобства каждый термин имеет ссылку на соответствующую статью в Википедии.
Большая часть терминов не имеет русскоязычных аналогов и публикуются на основе арабского, тюркского или персидского варианта в том виде и с тем смыслом, в котором они употребляются чаще всего среди русскоязычных мусульман.
Авлия (араб. أولياء) — праведники, приближенные к Аллаху, усердствующие в молитвах, поминании Аллаха и других видах поклонения. У суфиев — «святые», которые могут обладать сверхъестественными способностями (караматами).
Аврат (араб. عورة — слабое незащищенное место, половые органы) — часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для женщин авратом считается всё тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин — от пупка до колен включительно.
Азаб аль-кабр (араб. عذاب القبر) — испытание и наказание, которым подвергается человек после смерти до наступления Судного дня.
Акика (араб. عقيقة — перерезание) — жертвоприношение одного или двух баранов, совершаемое при рождении ребёнка.
Аль-Акса (араб. المسجد الاقصى — отдалённая мечеть) — мечеть на Храмовой горе в Иерусалиме, третья святыня ислама.
Ансары (араб. أنصاري — помощники [пророка]) — коренные жители Медины, которые обратились в ислам и стали сподвижниками пророка Мухаммеда. Вместе с мухаджирами составляли мусульманскую общину Медины.
Ахират (араб. الآخره — конец, последний) — вечная, загробная жизнь состоящая из жизни в раю либо в аду.
Ахль аль-Байт (араб. أهل البيت — люди дома) — члены семьи и жёны пророка Мухаммеда, а также самоназвание шиитов.
Ахлю сунна валь джамаат (араб. أهل السنة والجماعة — люди Сунны и общины) — самоназвание суннитов.
Аят (араб. آية — знамение) — мельчайшая структурная единица Корана, иногда понимаемая как «стих».
Аятолла (араб. آية الله — знамение Аллаха) — шиитский религиозный титул, дающий право выносить самостоятельные решения по правовым вопросам.
Баракат (араб. بركة — благословение) — Божественное благословение, которым могут быть наделены пророки и их близкие.
Барзах (араб. برزخ — преграда) — место пребывания человеческой души в период между физической смертью и днём воскрешения из мёртвых.
Басмала (араб. بسملة) — фраза означающая «С именем Аллаха, милостивого, милосердного», с которой начинается все суры Корана, кроме девятой.
Бида (араб. بدعة — новшество) — нововведение, которые были введены в исламскую религию после периода жизни пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников.
Бурак (араб. البراق — сияющий, молниеносный) — животное из потустороннего мира, на котором пророк Мухаммед совершил ночное путешествие (исра) из Мекки в Иерусалим.
В
Вахй (араб. وحي — откровение) — божественное откровение, скрытый и быстрый способ передачи сообщений пророкам напрямую, или через ангелов.
Вуду (араб. وضوء — омовение) — ритуальное омовение, являющееся обязательным условием для совершения намаза, тавафа, прикосновения к Корану, включающее в себя омовение лица, рук, головы и ног.
Г
Газават (араб. غزوات — вторжение) — войны, в которых лично участвовал пророк Мухаммед. Иногда выступает синонимом джихада.
Гурия (араб. حورية — черноокие) — райские девы, которые будут супругами праведников в раю.
Гусль (араб. غسل — купание) — акт полного очищения тела путём ритуального купания.
Д
Дават (араб. دعوة — призыв) — призыв, приглашение в ислам, прозелитизм.
Джанаба (араб. جنابة — осквернение) — состояние полового осквернения, которое наступает после половой близости или поллюции во сне.
Джаннат (араб. جنّة — сад) — рай, райские сады, в которых будут пребывать праведники и верующие.
Джаханнам (араб. جهنم — Геенна) — ад, вечное местопребывание грешников и неверующих после смерти.
Джахилия (араб. جاهلية — невежество) — доисламские времена, времена язычества.
Джибриль (араб. جبريل — могущество Бога) — ангел, отвечающий за сообщение откровения Аллаха пророкам. Соответствует библейскому Архангелу Гавриилу.
Джизья (араб. جزْية — дань) — подушный налог, взимаемый со взрослых мужчин немусульман, живущих на территории мусульманского государства в обмен на освобождение от службы в армии.
Джинн (араб. جنّ — джинн) — творения, созданные из огня и обладающие свободной волей. Джинны могут быть как мусульманами, так и неверующими (шайтаны, бесы).
Джихад (араб. الجهاد — усердие, усилие) — усердие в благих делах, приложение усилий в благих делах, борьба за веру.
Джуз (араб. جزء — часть) — одна из 30-ти, приблизительно равных частей Корана.
Джума-мечеть (араб. مسجد الجمعة — пятничная мечеть) — мечеть для совершения пятничной молитвы.
Закят (араб. زكاة — то, что очищает) — обязательная милостыня, налог, взимаемый раз в году с мусульман, владеющих определённым имуществом. Один из пяти столпов ислама.
Зикр (араб. ذكر — поминание) — духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенных формул, содержащей имя Аллаха.
Зиярат (араб. زِيارة — визит, паломничество) — святое место, место паломничества мусульман.
И
Ибадат (араб. عبادة — служение) — поклонение, под которым понимаются все явные и скрытые слова и деяния, которые угодны всевышнему Аллаху. К поклонению относятся намаз, пост, жертвоприношение, мольба, обет и т. п. В более широком смысле поклонением считается любое благодеяние, которое совершается ради Аллаха.
Идда (араб. عدة — несколько) — период (4 месяца и 10 дней) выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину.
Иджма (араб. إجماع — согласие) — единогласное мнение большинства исламских учёных-правоведов.
Иджтихад (араб. اجتهاد — усилие над собой) — достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать некоторые вопросы теологическо-правового характера.
Икамат (араб. إقامة) — призыв на молитву, читаемый после азана и непосредственно перед молитвой.
Имам (араб. إمام — предводитель) — руководитель коллективной молитвы; Почётный титул крупнейших религиозных авторитетов, основателей мазхабов и т. д.; Глава мусульманской общины.
Исраф (араб. إسراف — расточительство) — отрицательное нравственно-этическое качество личности, проявляющееся как безрассудная трата чего бы то ни было: времени, денег, слов, подарков, душевных и физических сил и т. д.
Истинджа (араб. استنجاء — подмывание) — правила поведения в туалете (а также в ситуации, сопровождающей мочеиспускание и испражнение), предписанные мусульманину шариатом.
Истихсан (араб. استحسان) — вынесение религиозного постановления, опираясь на внутренний голос. Подобную практику допускали Абу Ханифа и его последователи, хотя абсолютное большинство мусульманских богословов отвергали её.
Итикаф (араб. عتكاف) — уединение в мечети ради поклонения всевышнему Аллаху, в течение которого мусульманин не имеет права без уважительной причины покидать мечеть и совершать половое сношение с женой.
Ифтар (араб. إفطار — разговение) — прием пищи после захода солнца во время поста.
Ихрам (араб. إحرام — посвящение) — особое состояние духовной чистоты паломника, совершающего хадж. Для пребывания в нём требуется совершить полное омовение тела, облачиться в особые одеяния и соблюдаются правила ихрам.
Ихсан (араб. احسان) — высокая степень веры, позволяющая человеку совершать дела искренне ради Аллаха так, как будто он видит Его. Ибо даже если он не видит Его, он знает, что Аллах видит его.
Кааба (араб. الكعبة — куб) — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке. В сторону Каабы мусульмане обращают своё лицо во время молитвы, а во время хаджа вокруг Каабы совершается обряд таваф.
Каусар (араб. الكوثر — изобилие) — одна из райских рек, дарованных пророку Мухаммеду.
Каффара (араб. كَفَّارَة — искупление) — искупление за совершение греха.
Кибла (араб. قبلة — направление) — направление на Каабу в Мекке. Сторона, в которую мусульмане совершают свою молитву.
Коран (араб. قرآن — чтение) — свод откровений, произнесённых пророком Мухаммедом от имени Аллаха.
Курбан-байрам (тур.Kurban Bayramı) — праздник жертвоприношения и окончания хаджа, отмечаемый в 10 день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Авраама.
Лайлат аль-Кадр (араб. ليلة القدر — ночь предопределения) — одна из ночей месяца Рамадан.
Лаух аль-Махфуз (араб. لوح محفوظ — Хранимая Скрижаль) — скрижаль, на которой записаны все прошедшие и будущие события в мире.
М
Мазхаб (араб. مذهب — доктрина, школа) — религиозно-правовые школы в области мусульманского права.
Малаика (араб. ملائكة — посланник, вестник) — ангел, разумное существо, обычно невидимое человеком, беспрекословно выполняющее все приказы Аллаха.
Масх (араб. المَسْحُ — протирание) — стирка и чистка одежды и обуви, протирание кожаных носков.
Матн (араб. متن — доска) — слова и действия пророка Мухаммеда, описанные в хадисе.
Махди (араб. مهدي — ведомый) — провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия.
Махрам (араб. محرم — запрещённый) — близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж по причине их родства, но имеет право оставаться с ним наедине и отправляться в путешествие.
Муджахид (араб. مجاهد — борец, совершающий усилие) — участник джихада, а также любой мусульманин, чья борьба укладывается в причинные рамки одного из определений джихада.
Муджизат (араб. معجزات — недосягаемый) — чудо, выходящее за пределы человеческих возможностей и служащее доказательством истинности пророческой миссии.
Исра и мирадж (араб. إسراء ومعراج — путешествие ночью и вознесение) — событие произошедшее с пророком Мухаммедом, во время которого он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а затем вознесён на небеса.
Муджаддид (араб. مجدد — обновитель) — обновитель веры. Согласно хадису пророка Мухаммеда каждые сто лет среди мусульман будут появляться люди, которые будут обновлять ислам.
Муджтахид (араб. المجتهد — усердствующий) — учёный, достигший уровня иджтихада.
Муснад (араб. مسند — относить что-либо к чему-либо) — сборник хадисов, в котором хадисы упорядочены в соответствие в именами сподвижников, рассказавших их от имени пророка Мухаммеда.
Мусхаф (араб. مصحف) — сборник написанных и собранных в одном месте листов в виде книги, будь то Коран или другая книга.
Мута (араб. نكاح المتعة — брак для удовольствия) — временный брак, который был распространён среди арабов до появления ислама и разрешен в первые годы ислама, но впоследствии запрещен. На сегодняшний день разрешён у шиитов.
Муташабихат (араб. متشابهات) — неясные, трудно понимаемые аяты Корана, которые притягивают особое внимание комментаторов.
Муфтий (араб. مفتى — высказывающий мнение) — учёный-знаток шариата, дающий разъяснение его основных положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения, основываясь на принципах шариата и прецедентах.
Мухаджир (араб. المهاجرون — переселенцы) — переселенцы в Медины из Мекку под предводительством пророка Мухаммеда. Переселенцы, беженцы в странах ислама, люди совершающие хиджру.
Н
Наджаса (араб. نجاسة — нечистота) — нечистоты, к которым относятся моча, кал, рвота мертвечина, свинина и т. д.
Нафиль (араб. نافلة) — необязательные обряды для поклонения Аллаху, которые желательно совершать, даже если имеются несовершенные обязательные намазы.
Нафс (араб. النفس — душа) — животные страсти, сущность человека, его «Я».
Нисаб (араб. نِصاب — кворум) — сумма, при наличии которой человек обязан выплачивать закят.
Р
Риваят (араб. رواية — версия) — одна из версий хадиса идущая от разных передатчиков.
С
Арабское написание имени пророка Мухаммеда с добавлением салавата
Сай (араб. سعى — бег) — семикратное прохождение определённым образом расстояния между холмами Сафа и Марва.
Салават (араб. صلوة — благословение) — фраза Салла-ллаху аляйхи ва салам, которую мусульмане произносят после упоминания имени пророка Мухаммада.
Саляфы (араб. سلف — предшественник) — праведные предшественники жившие в первые 300 лет после Хиджры. Поколения жившие с третьего века по наши дни называются халяфами.
Сивак (араб. سواك) — щетка для чистки зубов, сделанная из веток и корней дерева арак (Salvadora persica), при разжёвывании которых волокна разделяются и превращаются в кисточку.
Табиин (араб. تابعین — последователь) — мусульманин, живший во времена пророка Мухаммеда, но не видевший его лично, либо тот, кто видел и общался со сподвижниками пророка Мухаммеда.
Таби ат-табиин (араб. تابع التابعين — после табиинов) — ученики табиинов, которые никогда не видели сподвижников пророка Мухаммеда.
Тавассуль (араб. توسُّل — искать близости, добиваться расположения) — способ приблизиться к Аллаху посредством другого человека, Прекрасными именами Аллаха или хорошими поступками.
Таваф (араб. طواف — обход вокруг) — ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы и Хиджр Исмаила во время хаджа.
Фитра (араб. فطرة — природа, инстинкт) — первозданное естество человека; идея человека; человек в его наилучших возможностях.
Х
Хадис (араб. حديث — сообщение) — рассказ, содержащий слова пророке Мухаммеда или описывающий его жизнь и деяния, переданный через цепочку учёных-мухаддисов (иснад).
Ханифизм (араб. حنيفية) — религия пророка Ибрахима, которую исповедовал пророк Мухаммед до начала пророческой миссии.
Хафиз (араб. حافظ — хранитель) — знающий наизусть весь Коран. Учёный-мухаддис, знающий наизусть более 100 000 хадисов.
Хиджра (араб. هجرة — переселение) — вынужденное переселение мусульман из Мекки в Медину в 622 г. Это явилось новой вехой в истории ислама, поэтому мусульманское летосчисление начинается со дня переселения пророка Мухаммеда (15—16 июля 622 года).
Хизб (араб. حزب — сторона, партия) — одна из 60-ти частей Корана, половина джуза.
Шариат (араб. شريعة — источник) — совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.
Шафаат (араб. شفاعة — заступничество) — заступничество, которое будет разрешено Аллахом сделать в день Страшного суда пророкам во главе с Мухаммадом за всех грешников-мусульман для того, чтобы они были избавлены от адских мук и вошли в рай.
Шахада (араб. الشهادة — свидетельство) — свидетельство Единобожия и посланнической миссии пророка Мухаммеда.
Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — 3000 экз. — ISBN 5-98443-025-8.
Ислам: Энциклопедический словарь / Под ред. Негря Л.В. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2.