Латвийская железная дорога (латыш. Latvijas dzelzceļš) — национальная государственная железнодорожная компания Латвии.
Полное наименование — Государственное акционерное общество «Latvijas dzelzceļš» (латыш. Valsts akciju sabiedrība «Latvijas dzelzceļš»)
Основана в 1919 году[2] и восстановлена в 1994 году[3] на базе латвийской части Прибалтийской железной дороги.
Компания обслуживает всю железнодорожную сеть страны: 2263,3 км путей колеи 1520 мм (из них электрифицированы 258,8 км путей)[4][5].
Главный офис — в Риге по адресу ул. Гоголя, 3[6]. С 2005 года председателем правления компании является Угис Магонис (латыш. Uģis Magonis)[7]
Тяговый подвижной состав
- Тепловозы: M62, 2М62, 2М62У, 2M62UR, 2M62UC, 2ТЭ10М, 2ТЭ10У, ТЭП70, ЧМЭ3, ТЭМ2, ТГК2, ТГМ3, ТГМ4
- Электропоезда: ЭР2, ЭР2Т, ЭР2М.
- Дизель-поезд: ДР1А, ДР1АМ.
- Рельсовый автобус (автомоториса): АР2.
Ранее действующий, ныне списанные
Железнодорожные линии
- Вентспилс — Тукумс II (только грузовое движение)
- Тукумс II — Елгава (только грузовое движение)
- Елгава — Крустпилс (только грузовое движение)
- Крустпилс — Даугавпилс
- Даугавпилс — Индра — Гос. граница
- Рига пасс. — Крустпилс
- Крустпилс — Резекне II
- Резекне II — Зилупе — Гос. граница
- Гос. граница — Карсава — Резекне I
- Резекне — Даугавпилс
- Гос. граница — Курцумс — Даугавпилс сорт.
- Лиепая — Айзпуте (закрыта)
- Пыталово — Сита (закрыта)
- Айнажи — Валмиера — Смилтене и Пале — Стайцеле (закрыта)
- Иерики — Гулбене — Сита (закрыта)
- Приекуле — Калети (закрыта)
- Елгава — Мейтене (только грузовое движение)
- Виеситские полевые железные дороги (закрыта)
- Полевые железные дороги Стенде — Вентспилс (закрыта)
- Мейтене — Бауска (узкоколейная, закрыта)
- Айзпуте — Салдус (закрыта)
- Лиепая — Руцава (закрыта)
- Лиепая — Глуда (только грузовое движение)
- Пакалниеши — Кудупе (закрыто)
- Лиепая — Кулдига и Алсунга — Вентспилс (закрыта)
- Рига — Эргли (грузовое движение до Сауриеши, далее закрыто)
- Мадона — Лубана (закрыта)
- Крустпилс — Екабпилс (закрыта)
- Рига — Руйена (действует до ст. Скулте)
- Рига — Мангали (упразднена)
Электрифицированные железнодорожные линии
Латвийская электрифицированная железная дорога является самая протяженная в Прибалтике, длиной 249км (+12км не используется). На сегодняшний день существует 4 электрифицированные, по которым ходят электропоезда ЭР2/ЭР2Т/ЭР2М
- 1 линия: Торнякалнс — Тукумс II длиной 68 км. На сегодня — наиболее загруженный маршрут электропоездов, в летнее время интервал движения составляет 10-15 минут, поскольку этот маршрут пролегает через Юрмалу, привлекающую большое количество туристов. По этой же ветке ранее следовал дизель-поезд в Вентспилс. Линия была электрифицирована в 1966 году.
Станции (25): Рига, Торнякалнс, Засулаукс, Депо, Золитуде, Иманта, Бабите, Приедайне, Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори, Дубулты, Яундубулты, Пумпури, Меллужи, Асари, Вайвари, Слока, Кудра, Кемери, Смарде, Милзкалне, Тукумс I, Тукумс II.
- 2 линия: Рига - Елгава длиной 43 км. Самая короткая ветка электропоезда. Пролегает через город Олайне. По этой ветке следует дизель-поезд в Лиепаю, ранее ходил и в Реньге. Линия была электрифицирована в 1972 году.
Станции (13): Рига, Торнякалнс, Атгазене, Бизнеса Аугскола Туриба, Тирайне, Баложи, Яунолайне, Олайне, Далбе, Цена, Озолниеки, Цукурфабрика, Елгава.
- 3 линия: Рига — Скулте длиной 56 км. Весьма протяжённая ветка, но с малым пассажиропотоком. Проходит через населённые пункты: Царникава, Гауя, Гарциемс, Лиласте, Саулкрасты, Звейниекциемс. Ранее по этой ветке ходил дизель-поезд в Лимбажи, Алою и Руйиену. В 1957 году была электрифицирована до станции Мангали, в 1971 году — до Звейниекциемса, и полностью электрифицирована в 1991 году.
Станции (20): Рига, Земитаны, Браса, Саркандаугава, Мангали, Зиемельблазма, Вецдаугава, Вецаки, Калнгале, Гарциемс, Гарупе, Царникава, Гауя, Лиласте, Инчупе, Пабажи, Саулкрасты, Кишупе, Звениекциемс, Скулте.
- 4 линия: Рига — Айзкраукле. Самая длинная электрифицированная ветка, и самая поздняя длиной 82,5 км. Пролегает через город-спутник Риги Саласпилс, Огре, и далее через города Лиелварде и Айзкраукле. По этой ветке следуют дизель-поезда в Гулбене, Крустпилс, Резекне, Зилупе и Даугавпилс, а также международные поезда в Москву, Санкт-Петербург и Минск. Линия была электрифицирована в 1972.
Станции (24): Рига, Вагону Паркс, Яняварты, Даугмале, Шкиротава, Гайсма, Румбула, Дарзини, Доле, Саласпилс, Саулкалне, Икшкиле, Яуногре, Огре, Парогре, Циемупе, Кегумс, Лиелварде, Кайбала, Юмправа, Дендрарийс, Скривери, Мулдакменс, Айзкраукле.
Не построены
Помимо четырёх линий, были запланированы ещё две электрифицированные линии, куда бы следовал электропоезд. На сегодняшний день они не построены или попросту не закончены.
- 5 линия: Рига — Сигулда длиной 53 км. По плану, электрификация должна была завершиться в 1991 году. Однако к моменту провозглашения независимости Латвии электрификацию успели довести лишь до станции Ропажи. В 80-90-е годы электропоезда следовали по этому маршруту до станции Ропажи. В экспериментальном порядке были пущены контактно-аккумуляторные поезда, которые до Ропажи ходили на электричестве, а до Сигулды следовали автономно; такой же принцип использовался и на линии в Лимбажи. В середине 90-х годов электрификацию сократили до Юглы (длина 10,2 км). До настоящего времени до станции Ропажи можно видеть столбы, которые когда-то держали контактную сеть.
Станции (12): Рига, Земитаны, Чиекуркалнс, Югла, Балтэзерс, Гаркалне, Криевупе, Вангажи, Инчукалнс, Эглюпе, Силциемс, Сигулда. Ныне в Сигулду и далее (до Цесиса, Валмиеры и Валки) следует дизель-поезд.
- 6 линия: Рига — Эргли длиной 92 км. Доказательством запланированной электрификации данной ветки служит короткая контактная сеть, которая ведёт на платформу Яняварты, куда следовала автомотриса в Эргли (контактная сеть заканчивается в 150 метрах за мостом).[источник не указан 594 дня] В будущем данный проект едва ли будет реализован, так как ветка Сауриеши — Эргли уже демонтирована.
Станции (23): Вагону Паркс, Яняварты, Рига-Пречу, Ацоне, Сауриеши, Цекуле, Кивули, Баяри, Ремине, Аугшциемс, Карде, Сидгунда, Сунтажи, Кастране, Ватране, Кейпене, Платере, Таурупе, Личупе, Балтава, Роплайни, Эргли.
Маршруты дизель-поездов
- Рига — Даугавпилс
- Рига — Гулбене
- Рига — Мадона
- Рига — Зилупе
- Рига — Лиепая
- Рига — Валга (Эстония)
Бывшие маршруты 1990-2009 года
- Рига — Ипики, Руйена, Алоя, Лимбажи (демонтированная в 2005 линия Скулте - Пярну-Пассажирская)
- Рига — Реньде только грузовые перевозки
- Рига — Мейтене только грузовые перевозки
- Рига — Эргли грузовые перевозки до Сауреши, а дальше пассажирское сообщение закрыто в 2007 году, линия демонтирована в сентябре 2009 года
- Рига — Вентспилс только грузовые перевозки
- Лиепая — Вентспилс (демонтирована в 2007 году)
Международные перевозки
Все международные перевозки используется тепловозом ТЭП70, кроме рейса в Валгу где курсирует ДР1А
- Рига - Москва
- Рига - Санкт-Петербург
- Рига - Валга (Эстония), приграничная станция в Эстонии, где можно сделать пересадку на поезд до Тарту и Таллина
- Рига - Минск (восстановлен в 2011 году, на участке Бигосово - Даугавпилс возобновлено пассажирское сообщение))
- Вильнюс - Санкт-Петербург. (Через Ригу не следует, но следует по Латвии и имеет остановки на станциях Даугавпилс, Резекне, Карсава). По станции Резекне-2 объединяется с составом поезда Рига-Санкт-Петербург.
См. также
Примечания
- «Latvijas dzelzceļš». О предприятии.
- «Государственное предприятие Латвийской Республики "Латвийские железные дороги" 1919-1940»
- «Восстановление независимого железнодорожного предприятия Латвии и основание ГАО "Латвийская железная дорога" 1991-1994»
- http://www.ldz.lv/texts_files/2010_tikla_parskats.pdf, стр. 10 (латыш.)
- Узкоколейка Гулбене — Алуксне
- «Контакты LDz»
- «Правление LDz»
Ссылки
- Сайт предприятия
- Латвийская железная дорога и база данных ПС на Трейнпиксе
- Фотолинии Латвийской железной дороги на сайте Railwayz.info