Метки: Lietuvos gele.
Литовские железные дороги | |
лит. Lietuvos Geležinkeliai (LG) | |
Годы работы: |
с 1918 |
---|---|
Страна: | |
Город управления: | |
Состояние: |
действующая |
Подчинение: | |
Протяжённость: |
1950 км |
Официальный сайт: |
litrail.lt |
Литовские железные дороги (лит. Lietuvos Geležinkeliai) — национальная государственная железнодорожная компания Литвы. Компания обслуживает всю железнодорожную сеть страны. Генеральный директор АО «Литовские железные дороги» — Стасис Дайлидка.
В 2006 году литовские железные дороги перевезли 6,2 млн пассажиров и 50 млн тонн грузов. Самым массовым грузом является российская нефть[1], переваливаемая в портах Литвы. Пассажирские перевозки представлены внутренними поездами, международными поездами из Вильнюса (в Москву, Санкт-Петербург и Минск, а также проходящими через территорию Литвы российскими поездами дальнего следования, следующими в Калининград).
Железнодорожная сеть Литвы состоит из 1749 км линий с шириной колеи 1520 мм (из них электрифицированы 122 км: линии Науйойи-Вильня — Каунас и Лентварис — Тракай), а также 22 км с европейской колеёй 1435 мм и 179 км узкоколейных линий с шириной 750 мм.
Содержание |
Железнодорожная сеть на территории, ныне занимаемой Литвой, начала формироваться во второй половине XIX века. 15 февраля 1851 года было принято решение о сооружении Петербурго-Варшавской железной дороги, работы по её строительству начались в 1852 году. 4 сентября 1860 года в Вильну со стороны Динабурга пришёл первый поезд, в том же году продолжилось строительство дороги к границе Российской империи с Пруссией и 11 апреля 1861 года был сдан в эксплуатацию участок Ковно — Вержболово.
Активное железнодорожное строительство велось в Прибалтике в конце 1860-х — начале 1870-х годов, в том числе в ноябре 1873 года началась эксплуатация участка Калкуны — Радзивилишки. В конце 1890-х годов появляются узкоколейные линии, 28 сентября 1899 года открылось регулярное движение поездов по дороге Поневеж — Поставы (ширина колеи 750 мм). Новые железные дороги, в том числе большое количество военно-полевых дорог с шириной колеи 600 мм было построено немецкими солдатами в годы Первой мировой войны.
После провозглашения независимого Литовского государства министр путей сообщения Литвы приказом от 3 декабря 1918 года возложил на группу инженеров руководство Литовскими железными дорогами. 6 июня 1919 года началось движение поездов по линии Кайшядорис — Радвилишкис. В 1922 году Литовские железные дороги стали членом Международного союза железных дорог. В межвоенное время основная сеть железных дорог Литвы была сформирована, во время Второй мировой войны подверглась значительному разрушению.
3 августа 1940 года указом народного комиссара путей сообщения СССР Литовские железные дороги стали составной частью железных дорог СССР. В 1963 году дороги Литовской ССР вошли в состав Прибалтийской железной дороги. Велись работы по восстановлению разрушенных участков, реконструкции станций, сокращению протяжённости узкоколейных линий. В 1975 году были электрифицированы переменным током участки пригородной зоны Вильнюса: Науйойи-Вильня — Лентварис — Каунас и Лентварис — Сянейи-Тракай — Тракай[2].
20 ноября 1991 года железные дороги Литвы вышли из состава МПС, в январе 1992 года организовано Управление Литовских железных дорог. С 1995 года Литовские железные дороги являются членом Международного комитета железнодорожного транспорта.
Литовская железная дорога электрифицирована переменным током (25 кВ) на протяжении 122 км.
Среди тепловозов: М62, 2М62, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП70БС, ЧМЭ3, ЧМЭ3М, ТЭМ2, ER20, ТЭМ-ТМХ.
На территории Литвы расположено два железнодорожных тоннеля:
Большая часть поездов международного сообщения проходит по главной магистрали Литвы, линии Кена — Вильнюс — Кибартай. Среди них фирменный поезд Вильнюс — Москва, поезд формирования Белорусской железной дороги Минск — Вильнюс и поезда Российских железных дорог, следующие в Калининград. Линия Вильнюс — Турмантас — граница с Латвией используется для движения поезда Вильнюс — Санкт-Петербург.
В начале 1990-х годов была проложена совмещённая колея 1520 мм и 1435 мм на участке Шештокай — Моцкава и колея 1435 мм на участке от Моцкава до границы с Польшей, что позволило организовать сообщение с Польшей в обход территории Белоруссии[3]. Поезд Польских железных дорог Варшава Заходня — Шештокай следует согласованным расписанием с поездом Шештокай — Вильнюс. При этом до 1996 года существовал скорый поезд «Балтийский экспресс» Таллин — Шештокай, связывавший друг с другом и с Польшей все прибалтийские страны.
Дизель-поезда местного сообщения в Литве следуют по маршрутам Вильнюс — Клайпеда, Вильнюс — Шяуляй (через Каунас), Вильнюс — Шештокай, Клайпеда — Радвилишкис.
Движение электропоездов из Вильнюса осуществляется по маршрутам Науйойи-Вильня — Каунас (16 пар электропоездов ежедневно) и Науйойи-Вильня — Тракай (6 пар). Из Вильнюса также отправляются дизель-поезда в направлении станций Турмантас, Стасилос, Кена и Марцинконис. В октябре 2008 года открылся новый маршрут Вильнюс — Аэропорт. От станции Шяуляй отправляются пригородные поезда на Рокишкис, Радвилишкис и Мажейкяй; из Каунаса — на Кибартай и Шештокай, из Клайпеды — на Шилуте.
Пассажирское сообщение было отменено на таких протяжённых линиях как Шилуте — Пагегяй (граница с Россией), Пагегяй — Радвилишкис, Шештокай — Алитус, Швенчёнеляй — Утена, а также на выходящих к границе с Латвией линиях Кретинга — Скуодас, Шяуляй — Йонишкис и ряде других. С 1996 года отменены поезда по заходящему на территорию Белоруссии участку Пабраде — Диджясалис. Между двумя государствами оказалась разделённой ветка Поречье — Друскининкай, часть которой, проходящая по территории Литвы, была разобрана.
Сохранившийся участок узкоколейной железной дороги Паневежис — Рубикяй (так называемая Аукштайтская узкоколейная железная дорога[4]) внесён в реестр недвижимых ценностей Литовской Республики и используется только для движения туристических поездов.
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Tags: Lietuvos gele.